СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на конкурс "Первые шаги в науку".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

XI республиканская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

 

 

Направление: География и экономика

 

 

Название работы: «Рациональное потребление природных ресурсов – путь к сохранению мира»

 

 

Автор работы: учащийся 10 класса Круглов Николай

 

 

Место выполнения работы: п. Цаган Аман, МКОУ «Цаганаманская

                                                средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

Руководитель: Мингяев В.Б. учитель экономики.

                              

 

 

п. Цаган Аман, 2015

 

  •  

 

 

 

  1.   Введение -                                                                            3

 

2.       Основная часть -                                                                4      

 

3.       Заключение -                                                                     10

 

4.      Список литературы -                                                   11

 

  1.  
  1. Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных.  Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в больших количествах, не означает их нескончаемость. При оценке запасов ресурсов среди них выделяют две большие группы – возобновимые  и невозобновимые. Первые, практически не восполняются, и их количество постоянно уменьшается по мере использования. Основным видом энергоресурсов пока остается минеральное топливо – газ, нефть, уголь. К сожалению, эти источники энергии невозобновимы, и при нынешних темпах роста они могут быть исчерпаны через 80-140 лет. Таким образом, тема ограниченности  ресурсов особенно актуальна и требует к себе пристального внимания международного сообщества в решении данной проблемы.

 

  1. Проблема исследования: по исследованиям учёных, в нашей стране осталось запасов угля на 25 лет, а нефти на 65 лет. Что же будет с будущими поколениями? Что каждый из нас как потребитель может сделать для сохранения ресурсов?

Объект исследования: потенциальные потребители (учителя и учащиеся  10 класса)

Гипотеза: сокращение потребления ресурсов приведёт к формированию психологии потребления, направленной на  бережное отношение к имеющимся благам и рациональное  использование ресурсов.

Цель исследования: минимизировать потребление ресурсов.

 

Задачи исследования:

1. Исследовать уровень потребления и найти факторы, влияющие на него. (Тестирование; сравнение)

2. Исследовать поведение потребителей. (Социологический опрос; эксперимент; наблюдение)

3. Исследовать потребления энергоресурсов на уровне школы. (Наблюдение; сравнение)

 

 

II. Основная часть.

Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Человек без потребностей – мертвый человек. Миллионы лет  эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем, же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или  считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала, а значит, касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить, не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность.

Основным измерителем всех благ в экономике выступают деньги. Существует мнение, что, сколько бы ты ни зарабатывал, если ты не бережлив, тратишь деньги направо и налево — их у тебя все равно никогда не будет. Так что чувство бережливости не так уж маловажно.

А насколько бережливы Вы? Заодно определим уровень потребительской культуры.

В исследовании участвовали: 17 учителей и 20 учащихся.

Тест «Насколько Вы бережливы?»

:  

Результат: у большинства учителей (11 из 17) – заниженный уровень потребительской культуры. Я считаю, что это из-за низкой заработной платы. Никуда не денешься – будешь экономным! У учащихся – картина наиболее оптимистичная (9 из 20), но в принципе - недалеко ушли. Примечательно, что ни у кого нет завышенного уровня – все либо сверх меры бережливы, либо во всём знают меру.

Вывод: уровень потребительской культуры скорее зависит от психологии людей и уровня их жизни, чем от возраста, социального положения, образования, жизненного опыта. Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.

Культура потребления тесно  связана с общей  культурой и менталитетом  людей и воспроизводится,  передается из поколения  в поколение.  С первых дней и до конца жизни человек учится потреблять. Сначала, в формировании его культуры потребления участвуют родители, которые учат ребёнка правильно питаться, держать ложку, соблюдать правила поведения, соблюдать личную гигиену, правильно одеваться и т. д. Затем, по мере взросления, ребёнок совершенствует полученную культуру через окружающий его социум, средства информации. Во взрослой жизни формирование культуры потребления продолжает развиваться, хотя и не столь стремительно как в детстве. Теперь, уже взрослый человек,  на основе сформированной культуры учится самостоятельно удовлетворять свои неограниченные потребности ограниченным количеством ресурсов. Каждый человек потребляет блага по-разному в соответствии со своими убеж­дениями, мотивами и волевыми качествами. Этими мотивами являются влечения и потребности.

Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые необходимые потребности (голод, жажда), как только ему это удаётся, она на время перестаёт быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Структура потребностей сильно различается в зависимости от доходов, от образа жизни, от субкультуры, моды, возраста, привычек, социального положения, географического положения и т. д. Например, человек с низким уровнем доходов не может себе позволить покупать дорогую колбасу или чёрную и красную икру. А человек, ведущий нездоровый образ жизни уж точно не будет думать о налогах, когда для него даже потребность в пище отходит на более дальний план. Его психология переворачивается с ног на голову, а о культуре потребления вообще не может быть и речи.

У всех людей есть свои потребности и личное дело каждого, в какой приоритетности он их для себя определяет и каким образом удовлетворяет, главное, чтобы это не нарушало законов общества, не ущемляло права остальных его членов и не вредило окружающей среде. Разумность потребностей не в их ограничении, а в рациональности их удовлетворения.

Медики советуют: «Вставайте из-за стола слегка голодным». Неплохо бы этот принцип распространить и на мир вещей.

Даже у благоразумных людей в день получения зарплаты несколько притупляется бдительность. И они довольно бесшабашно расстаются с заработанными деньгами, совершается масса неразумных покупок. А потом начинаются вздохи по поводу нехватки денег. Дело тут в неразвитости культуры потребления,  неумении удержаться от неразумных трат.

Проведу социологический  опрос. Рассмотрим поведение потребителей. В исследовании принимали участие 20 человек: учителя и ученики.

Желание израсходовать свои деньги самым эффективным спо­собом отражает содержание рациональности потребителя.  

Вопрос: в каком магазине вы будете покупать продукты?

Ответы: который ближе к дому; в котором дешевле; в супермаркете; в котором продукты более качественные.

Вывод. Каждый потребитель выбирает для себя предпочтительный вариант. В первую очередь нужно учитывать качество товара, а потом уже цену, т.к. «скупой платит дважды». Наблюдения показывают, что в супермаркете практически всегда денег тратится гораздо больше, чем планировалось. Внезапно вспоминаешь о чём - то «очень нужном».

Вопрос: когда Вы будете приобретать зимнюю обувь?

Ответы: летом; осенью; в конце зимы; тогда, когда понадобилась.

Вывод. Конечно, если срочно не понадобилась, практичнее будет приобретать в конце зимы, т.к. выбор ещё есть, а цены уже упали. А вот летом – проблема с ассортиментом.

Вопрос: каким образом можно уменьшить потребление?

Ответы: беречь учебники и тетради; экономить свет, газ, воду; рационально использовать  продукты питания; беречь вещи и имущество; исключить ложные потребности.

Вывод: Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития. Нужно бережно относиться к тому, что имеем.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Еще 40 лет назад человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. По исследованиям учёных, в нашей стране осталось запасов угля на 30 лет, а нефти на 70 лет. Помимо этого, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.

Чтобы изменить такое положение вещей, нужно уменьшить энергопотребление. Используя меньше энергии, мы будем сохранять экологию, а заоодно, и экономить средства.

Сегодня разработано множество методов для сбережения энергии и снижения её потребления. Наиболее известными  являются такие, как замена некоторых деревянных деталей пластмассовыми, использование альтернативных видов энергии, применение полимеров и т.д.

Эти методы могут сохранить более 50% используемой энергии.

Многие, уходя из кабинета, не выключают свет. Да и дома порой зажигают все лампы, когда в этом нет необходимости. Кто-то может сказать: мелочь! Между тем одна лампочка в 100 Вт за 10 часов бессмысленного горения потребляет 1кВт/ч  электроэнергии. Только 1 сэкономленный кВт/ч электроэнергии позволяет выработать дополнительно: 40кг угля, 33кг нефти, 5кг стали, 15кг железной руды, 25кг муки, 38кг хлеба, 39кг сахарного песка, 14кг творога, 6кг растительного масла, 13кг колбасных изделий.

За счёт протирания лампочек можно сэкономить большое количество электроэнергии: хорошо протёртая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запыленной. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят 200Вт под потолком.

На кухонной утвари можно сэкономить сотни кВт/ч энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней.

Кастрюли с выпуклым и вогнутым дном, а также с толстым слоем накипи используют на 50% больше электроэнергии, а заодно и времени.

А может ли отдельный потребитель что-то сделать для уменьшения потребления энергоресурсов?                     

Исследуем ситуацию в моей школе.

В МКОУ «Цаганаманская средняя общеобразовательная школа №2» обучается 287 учащихся, имеется 36 учебных кабинетов. У нас шестидневка, занятия проходят в одну смену: начинаются в 8.30, заканчиваются в 14.00, в субботу в 13.30.  

Стараемся сберечь  тепло: утепляем окна, двери. Гигиенические нормы в помещении соблюдаются: влажность воздуха – 40-60 %; t воздуха – 18-240С.  

Наиболее объективным показателем использования энергоресурсов  является расход электроэнергии, который в школе составил:

за 2013 г. – 28 928 кВт/ч;

за 2014 г. – 23 584 кВт/ч (экономия – 19,5 %)

за 2015 г. (январь, февраль) – 4 617 кВт/ч

 

Откуда же взялась экономия? Нет, количество классов у нас не уменьшилось, норма освещения в кабинетах выдерживается на прежнем уровне – 300-500 лк, и почти в каждом кабинете имеется оргтехника. Дело в том, что мы  рационально используем электроэнергию. В  нескольких кабинетах лампочки были заменены на энергосберегающие. Наш директор строго следит за экономией энергии и приучил к этому и наших учителей и нас. Чуть только рассвело - на перемене мы выключаем свет, а вахтер во время уроков следит, чтобы в коридоре не были включены лишние лампочки.

Всё это говорит о развитии культуры потребления электроэнергии в школе.

Энергосбережение - это ещё и сэкономленные деньги. А ведь экономия средств очень актуальна, тем более в нынешней нестабильной политической и экономической ситуации. Теперь сэкономленные средства можно потратить на закупку учебников, улучшение материально-технической базы, что впрочем, и происходит.

Вывод: рациональное потребление на уровне школы привело к уменьшению потребления энергии, и явилось шагом к сохранению ресурсов.

Так значит, всё-таки, каждый человек может внести свой вклад в развитие культуры потребления.

 

III. Заключение

 

Бережливость, аккуратность и экономия  - основа рационального потребления.

Её развитие приведёт к формированию психологии потребления, направленной на  бережное отношение к имеющимся благам и рациональное  использование ресурсов.

А что же зависит от меня? Могу ли я что-то изменить? Могу ли я внести свой вклад в сохранение ресурсов и улучшение экологии? Конечно, могу! Итак, каковы же пути?

Пути развития рационального потребления.

- Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.

-   Потребитель, в первую очередь,  должен ориентироваться на свои потребности и уровень доходов.

-    Не стоит  принимать скоропалительных решений.

- Нужно учиться рационально, распределять свои возможности и удовлетворять потребности.

-  Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития и ничего лишнего.

- Исключить ложные потребности.

- Потребляя, не засорять окружающую среду и беречь природные богатства.

- Приобретать качественные товары.

- Бережно относиться к вещам и имуществу.

- Экономить свет, газ, воду.

Рациональный потребитель в состоянии ранжировать наборы товаров по степени их предпочтительности; он оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящего в него набор товаров.

Рациональность потребителя - капля воды в большом океане культуры потребления, но из них - то он и состоит.

«Мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи» – этот афоризм знаком  всем.   И это сама суть рационального потребления.

 

IV. Список литературы.

  1. Иванов С.И. «Экономика. Основы экономической теории», Издательство: Вита-Пресс,  2011. – 336 с.
  2. Ильин В.И. Потребление как дискурс. ? СПб: Интерсоцис, 2008. – 352 с.
  3. Литвиненко О.П. Экономическая теория. – М.: Изд. «Ц-Пресс», 2008. – 397с.
  4. Журавлева Г.П. Экономика. – М.: 2007. – 95 с.
  5. Хейн П. Экономический образ мышления. – М. 2008. – 702 с.

 

 

Интернет-ресурсы:

  1. Психология потребления.  www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/consuming_psychology.htm   
  2. Культура потребления consumers.narod.rulections/consculture.html

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!