СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок по своей природе - исследователь. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании»

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании

Ребенок по своей природе - исследователь. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности. Итак, исследовательский метод - путь к знанию через творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие:

- выявление проблем,

- выработка и постановка гипотез,

- наблюдения, опыты, эксперименты,

- суждения, умозаключения, выводы.

Учимся видеть проблему. Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, которая заставляет остановиться и задуматься. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с этой проблемой. С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать от ребенка, начинающего собственное исследование, четко сформулировать проблему, т. е. определить то, что он будет исследовать, а потом уже начинать действовать. Формально это так, но реальный процесс творчества – всегда шаг в неизведанное. Поэтому, выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит требовать некого осознания и формулировки проблемы. Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и она имеет свою специфику. Умение видеть проблему – интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности. Но все же можно подобрать специальные упражнения. Например, читаем детям незаконченный рассказ: «Знойное солнце опускалось за горизонт, становилось в лесу прохладнее, пламя костра то становилось ярче, то совсем потухало….» . Предлагаем детям продолжить рассказ несколькими способами:

  1. Представить, что ты пошел в поход с друзьями в лес – как ты отнесешься к приближению сумерек.

  2. Представить, что ты - ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу и т. д.


Таких рассказов можно составить множество, этим мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Или можно предложить детям следующее упражнение. Сколько значений у предмета. Показывается хорошо знакомый предмет: карандаш, кусочек мела, газета, кирпич. Дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются самые неожиданные, оригинальные версии. В ходе выполнения данного упражнения развиваются все основные параметры креативности: оригинальность, гибкость мышления. Это задание позволит ребенку концентрировать свои мысли на одном предмете, открывать в обыденном новые возможности.

Способом выявления проблем можно считать НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, это сплав внимательности и мышления. Ребенок не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные предметы: деревья, яблоки, осенние листья, снежинки. Листья можно взять в руки, рассмотреть, можно поговорить о том, где они растут, почему опадают осенью.

Также прекрасный материал можно найти в сказках, стихотворениях.

Учимся выдвигать гипотезы

Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, предположения. Для этого необходимо оригинальность и гибкость мышления, а также личностные качества (решительность и смелость). Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и идеи.

Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Вот упражнение: Давайте вместе подумаем, почему птицы поют? Или почему самолеты летают? Почему дует ветер? И т.д. Варианты могут быть самые различные и неправдоподобные.

Вот еще одно интересное задание для тренировки умения вырабатывать гипотезы: Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Или представьте, что люди стали великанами или карликами. Что произошло бы?

Учимся задавать вопросы

Каждый исследователь должен уметь задавать вопросы. Какими могут быть вопросы? Их можно разделить на группы:

- Уточняющие  (Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли…)

- Восполняющие  (Где? Когда? Кто? Какие?)

- Оценочные (Что лучше? Что правильнее?)

- Воображаемые (Что было бы, если… Что случилось бы, если…).

Учимся давать определения понятиям

Чтобы узнать, насколько у ребенка развита способность к обобщению понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых - метод определения понятий.

Определения могут быть разными:

- явным (специфический признак объекта указывается непосредственно, ясно, недвусмысленно);

- описательным (указание на объекты, входящие в объем данного понятия). Игрушки – это куклы, машины, паровозы, юла. - вербальное (определение понятия через другие понятия, смысл и значение которых известны). Корова - крупное домашнее животное.

Важнейшим средством развития умений давать определения являются загадки. Например: Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

Какими понятиями должны овладевать дети

С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, следствие, событие, зависимость, обусловленность и др. Ведь без умения оперировать этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления.

В процессе развития и навыка исследовательского поиска необходимо использовать материал детской литературы, изобразительную деятельность детей, и другие виды художественной деятельности, опирающиеся преимущественно на образное мышление.

Необходимо также учить детей классифицировать. Всякая классификация имеет цель. Целей может быть много, поэтому одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по-разному.

Задание: Четвертый Лишний!

Яблоко, груша, помидор, банан.

Фрукты – овощи, по цвету, по форме.

Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Нужно учить детей и анализировать, выделять главное и второстепенное. Умение найти главную мысль, найти подтверждающие ее факты – важнейшее качество. Обучать ему можно и нужно даже дошкольников. Для этого можно использовать схемы, стихотворения.

Учимся делать выводы, умозаключения

Умозаключения по аналогии требуют не только развитого ума, но и богатого воображения. Приведем пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме. Назовите, как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными. Назовите несколько предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твердыми.

Еще одно задание под названием «Как люди смотрят на мир». Основная задача - помочь детям в ходе собственных рассуждений сделать вывод. Каждому взрослому известно, что по-разному все смотрят на мир, но для ребенка эта мысль не очевидна. Чтобы сделать эту мысль достоянием ребенка, нужны упражнения, стимулирующие активность в данном направлении. Можно предложить детям рассмотреть нарисованные несложные композиции из геометрических фигур, не изображающие ничего конкретного. Они должны ответить на вопрос «Что здесь нарисовано?» Педагогу необходимо фиксировать ответы детей. Ответов будет множество. Когда выделим самые интересные идеи, можно подводить итог. Попробуем подвести детей к мысли, раз правы все, то мы можем сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение.

Итак, центральное место в обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной дошкольникам форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!