СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Полёт начинается с земли"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа на тему: "Полёт начинается с земли" рассказывает о прошлом и настоящем крупнейшего авиационного завода города Улан-Удэ. Выполнена учащимся 10 класса Пинягиным Максимом участником республиканского конкурса творческих работ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Полёт начинается с земли"»

Государственное казённое образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 62 III-IV вида»

670050, г. Улан-Удэ, ул. Чкалова, д. 23, тел/факс: 8(3012) 25-33-55, 25-11-84,

e-mail: [email protected]



Исследовательская работа

по краеведению



«Полёт начинается с земли»

(Прошлое и настоящее АО Улан – Удэнского авиационного завода).





Исполнитель:

Пинягин Максим Евгеньевич

учащийся 10 класса.

Руководитель:

Симакина Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания

ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида



2017

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………..2 - 3

2. Основная часть……………………………………………………………3 - 9

2.1. Как всё начиналось……………………….................................................3 - 4

2.2. Первый самолет………………………………………… ………………4 - 5

2.3. Трудные годы войны……………………………………………………5 - 7

2.4. Победа открыла новые горизонты……………………………………7 - 8

2.5. Есть одна у лётчика мечта………………………………………………...…8

2.6. На пяти континентах………………………. ………………………………9

3. Результаты исследования……………………………………………………9

4. Вывод………………………………………………………………………….9

5. Заключение…………………………………………………………………..10

6. Литература……………………………………………………………………10

5. Приложения……………………………………………………………11 – 17











1. Введение

Наша школа ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида находится в посёлке Восточный, где и расположен ОАО Улан – Удэнский авиационный завод. Как-то, работая над докладом по истории Бурятии, посвященным промышленному развитию Улан - Удэ, я заинтересовался историей авиационного завода. И мне захотелось узнать больше об этом предприятии.

Заинтересовавшись, я решил поискать в литературе, в Интернете информацию о заводе. А в сентябре мы с классом побывали на экскурсии на авиационном заводе. Об авиации пишут много и многие. Но чаще всего – это рассказы о самолётах и лётчиках, о конструкторах и учёных, о знаменательных перелётах рекордах. Но почти нет материалов, где говорится о заводах, их выпускающих, о точном и сложном труде самолётостроителей. Мой взгляд на становление и развитие завода я уточнял через различные исторические источники и справочники, мемуары, историческую литературу, а также средства массовой информации.

Мне стало известно, что авиационный завод богат своими традициями, людьми и достижениями. Возможно, после окончания школы кто-то из выпускников пойдёт работать на этот завод, один из ключевых производственных активов холдинга «Вертолёты России». Это и послужило причиной выбора истории ОАО Улан – Удэнского авиационного завода (ОАО У – УАЗ) по производству самолётов и вертолётов в качестве темы моей исследовательской работы.

Актуальность темы определяется  необходимостью сохранить память о целом поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенные годы и военную пору, послевоенное возрождение народного хозяйства. О поколении авиастроителей, которые вносят свой вклад в развитие АО У – УАЗ в настоящее время.

Цель моей работы заключается в комплексном анализе зарождения и развития авиационной промышленности в городе Улан – Удэ.

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставил перед собой следующие основные задачи:

1. Собрать, систематизировать все имеющие материалы об АО У - УАЗ, со дня основания по сегодняшний день.

2.Проследить историю появления авиационного завода.

3.Проанализировать историю развития авиационного завода в городе Улан – Удэ.

4. Посетить музей АО У – УАЗ.

5. Посетить АО У - УАЗ в «День открытых дверей».

6. Побеседовать с работниками предприятия.

7. Усовершенствовать навыки научно – исследовательской работы.

Методы, используемые при выполнении работы:

• анализ литературы;

• изучение и обобщение документов;

• интервьюирование;

• теоретический анализ и синтез,

• конкретизация,

• исторический метод.

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована на уроках истории Отечества и истории Бурятии при изучении соответствующих тем; на занятиях кружка по краеведению; по профориентации; электронная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении истории авиации. Она поможет школьникам расширить и углубить знания об АО У - УАЗ, как об одном из крупнейших предприятий республики Бурятия.

2. Основная часть

2.1. Как всё начиналось

 26 мая 1936 года день рождения ОАО У – УАЗ. 26 мая 1936 года Совет Труда и Обороны Советского Союза принял постановление о начале строительства двух авиаремонтных заводов – в Улан – Удэ и его брата – близнеца в Арсеньеве. 21 декабря 1936 года приказом Наркома тяжёлой промышленности Г.К.Орджоникидзе Г.Г.Петров был назначен начальником строительства и директором завода №99.[6] Авиаремонтный завод был объявлен ударной стройкой пятилетки. На стройку потянулись люди из других городов, молодёжь. В марте 1938 года Г.Г. Петрова, обвинённого в затягивании строительства завода и расстрелянного, сменил Н.Ф. Казаков. Был утверждён Генплан завода. Тогда же было названо первое производственное задание авиаремонтного завода: ему предстояло при трёхсменной работе в год ремонтировать восемьсот самолётов и полторы тысячи авиамоторов. «Каждый день приносил, какой – ни будь успех, радость» [2,с112] - так писал в своей книге «Годы и десятилетия» Н.Ф. Казаков.

Таким образом, в 1939-й год завод шагнул уже достаточно уверенной походкой, были пущены вспомогательные цеха. (Приложение 1)

2.2. Первые самолёт

Начальником цеха эксплуатации сильных токов был назначен выпускник Московского института механизации и электрификации Д.Ж. Жанаев., через два года он добровольцем уйдёт на фронт и погибнет Героем Советского Союза. Коллектив завода приступил к ремонту самолётов, И – 16, СБ и авиационных моторов М – 25, М – 100. Международная обстановка в мире накалялась. Милитаристская Япония начала захват Монголии. Выполняя договорные обязательства, Советский Союз оказал помощь МНР, направив в Монголию войска, танки, авиацию. Наш завод стал прифронтовым. Раненных в небе Халхин – Гола «курносых», как назвали истребитель И- 16, а также бомбардировщики СБ «подлечивали» на авиационном

заводе города Улан – Удэ. В событиях на Халхин – Голе получили боевое крещение заводчане: В.И. Ионов, П.С. Кобунов, В.П. Усов. После того, когда японцы потерпели поражение, авиазаводчане вернулись на завод. В предвоенный год на заводе разворачивается стахановское движение. Одними из первых заводских стахановцев стали лётчик цеха 14 – Чернобуров, мотористы цеха 1-2 Беломестных, Лесин и другие. Итак, завод «встаёт на крыло».

2.3. Трудные годы войны

Наступил 1941 –й год, в котором заводу предстояло освоить производство фюзеляжа и оперения ПЕ – 2, знаменитого пикирующего бомбардировщика(вгоды войны его назвали «пешкой»). [4,72] Война… Её ждали, но она оказалась неожиданной. И в этой противостоящей гитлеровским войскам, праведной силе нашлось место и Улан – Удэнскому авиационному. Завод вовремя родился и успел набраться сил к этому дню. Все военные годы руководил предприятием назначенный в ноябре 1941 года С.Е. Прокопьев. Без окопов и рвов, без грохота снарядов и визга бомб пролёг незримый фронт через цеха авиазавода.. Авиастроители не просто делали машины, они ковали Победу. Сотни его сыновей уходили на фронт, мстить врагу за порушенную мирную жизнь. Причём многие из них попадали на действующий фронт только после многократных попыток добиться «раз бронирования». По всей стране звучал голос партии: «Всё для фронта, всё для победы!». На заводе вводилась сверхурочная работа, работали, не выходя из завода, по целым неделям, спали по 2 – 3 часа в сутки. Люди себя не жалели. Тяжело было взрослым, а ведь и подростки сплошь и рядом стояли на рабочих местах. В первые дни войны руководство завода столкнулось с очень серьезной проблемой – нехваткой кадров. Квалифицированные, опытные рабочие, на которых до войны держалось производство, в большинстве своем ушли на фронт. Только 60% оставшихся на предприятии имели в среднем год рабочего стажа. Времени на подготовку достаточно профессиональной смены слесарей, станочников, рабочих других ведущих и вспомогательных профессий не было. Но выход все же был найден. Десятки рабочих начали овладевать смежными профессиями, осваивать скоростные методы труда, включились в движение многостаночников. В феврале 1942 года на авиационном заводе была создана первая фронтовая комсомольско – молодёжная бригада, возглавлял её А. Моисеенко О.В. Раздувалова, бывший технолог инструментального цеха, вспоминает: «было слово «надо!», мы не знали слова «нет».[5,124]

В 1942 году завод начал осваивать истребитель ЛА – 5, с мотором воздушного охлаждения. В феврале 1943 года завод приступил к серийному выпуску ЛА – 5.ЛА – 5 впервые появился в небе в разгар Сталинградской битвы. Высокие боевые качества этого истребителя были отмечены лётчиками. С февраля 1943 года до лета 1944 года Красная Армия получила из Бурят – Монголии 283 машины. В июле 1944 года завод начал выпускать Ла – 7. На самолёт этого типа пересел с Ла – 5 и герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. В годы войны на нём летали лётчики – дважды Герои Советского Союза – Г.А. Речкалов, Д.Б. Глинка, Султан Амет – хан. Всего заводом было выпущено 249 машин.

Но завод помогал фронту не только боевыми самолетами. Как и по всей стране, на заводе создавался фонд обороны, работники завода сдавали свои личные сбережения на создание боевой техники. Большой заботой заводчане окружили семьи фронтовиков.

Но авиастроители Бурятии приближали победу не только под крышей своего завода. Многие из них ушли на фронты Великой Отечественной. В первые два года на фронт ушли около двухсот заводчан. Среди первых были Д.Т. Кашкаров, В.А. Квасов, А.А. Дружинин, Д.Н. Эрдинеев… Многие из них не вернулись на родной завод. . Их имена выбиты на обелиске, стоящем у входа в парк имени Д.Ж. Жанаева. На фронтах Великой Отечественной храбро сражалось более двадцати женщин авиазавода. Все заводчане – фронтовики награждены боевыми орденами и медалями.

Победа! Ради её приближения днём и ночью четыре года неусыпно ковал оружие завод, ради неё отдали свои жизни 983 наших земляка из 766 семей заводчан. (Приложение 2)

2.4. Победа открыла новые горизонты

С конца 1949 года улан – удэнцы приступили к освоению самолёта МиГ – 15, открывшего эпоху реактивной авиации. До августа 1959 года в столице Бурятии Улан – Удэ выпустили 1117 истребителей. С января 1957 года завод стал выпускать вертолёты КА – 15. Позже КА – 18, КА – 25, МИ – 8. Вертолёт служил и служит сегодня гражданской авиации, спасателям, геологам, участвовал в строительстве БАМа. В 1961—1965 годах на заводе выпускались высотные самолёты-разведчики и самолёты-мишени Як-25РВ. Самолёт Як - 25РВ создавался в соответствии с Постановлением Правительства СССР №419-198 от 16 апреля 1958 года – документ был настолько важным, что на нём стояло два грифа: «Совершенно секретно» и «Особой важности».[1]

В мирное время завод мечтал о выпуске самолётов гражданской авиации и мечта сбылась. Начинается выпуск Ан – 24. Первый полёт «Аннушки» состоялся 1 мая 1965 года. Посмотреть, как он поднимается в небо, собрался весь завод. Восьмидесятые годы были ознаменованы началом сотрудничества с ОКБ Сухого. Завод начал производство самолета Су-25УБ - учебно-боевого варианта легендарного штурмовика Су-25, известного в мире как «Грач» или «Летающий танк». В наши дни штурмовики Су-25УБ состоят на вооружении Министерства обороны России и целого ряда зарубежных стран. Завод всегда ходил в передовиках среди промышленных предприятий города и республики Награждён наградами, дипломами грамотами. Награждён орденом Красного Знамени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года. В 80-90-е годы наряду со штурмовиками Су-25УБ была построена серия палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ. Эти самолеты поставлялись для нужд Министерства обороны СССР и России. В частности, они вошли в состав авиационной группы авианосца «Адмирал Кузнецов». Во второй половине 90-х годов завод начал производство военно-транспортного вертолета Ми-171Ш, оснащаемого ракетным управляемым, ракетным неуправляемым и стрелково-пушечным вооружением. Вертолет прошел серию испытаний и с 2002 года начались его первые поставки. Ми-171Ш поставили на свое вооружение целый ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Европы (в т. ч. из блока НАТО), страны СНГ. В 1994 году завод прошел процесс акционирования, и получил наименование акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» (АО У – УАЗ). (Приложение 3)

2.5. Есть одна у лётчика мечта

На протяжении всей истории предприятия – в освоении разных моделей самолётов и вертолётов принадлежит и работавшим на предприятии испытателям. На предприятии гордятся тем, что в группе лётчиков – испытателей есть Герой России, Заслуженный военный лётчик – испытатель Т.О. Толбоев. Высокую награду в 2007 году ему вручил президент России В.В. Путин. На предприятии работают лётчики – испытатели – полковники В.И. Захаров, Г.Г. Муха, В.А. Сербин. Штурманы – испытатели полковники Г.И. Перминов, В.Л .Панкратов, подполковники Б.Д. Чегринец, В.Н. Никитин.[1,с145] (Приложение 4)



2.6. На пяти континентах Сейчас завод участвует во всех международных авиационных выставках, оперативно реагирует на требования покупателей. Мин. обороны России остаётся одним из главных заказчиков продукции АО У - УАЗ. С 2007 года АО У - УАЗ является частью холдинга «Вертолёты России». На протяжении последних лет Улан-Удэнский авиационный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», демонстрирует рост объемов производства, при этом постоянно расширяя географию поставок своей авиатехники. [3,с2] Продукции АО У - УАЗ востребована в странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Центральной Африки, Восточной Европы, Латинской Америки и СНГ.[7] (Приложение 5) 3. Результаты исследования

В ходе работы над данным исследованием, я выделил основные этапы становления и развития ОАО У - УАЗ завода, прошедшего трудный путь от ремонтного предприятия до признанного на международном рынке производителя качественной и надежной авиационной техники. 

Сердце ОАО У - УАЗ – его производство, от полноценной и ритмичной работы которого зависят, его настоящее и будущее. 4. Выводы Главное богатство завода – его люди, без которых не было бы такого мощного и крупного предприятия. АО У – УАЗ единственный в России авиационный завод выпускающий, как самолеты, так и вертолёты. АО У - УАЗ один из ведущих производителей российской вертолётной техники, флагман экономики Бурятии. Не хлебом единым жив завод. Работая на небо, он твёрдо стоит на земле, доступный одинаково своим многотрудным заботам и земным радостям.



5. Заключение

Выпущенные в Улан – удэ вертолёты служат укреплению обороноспособности нашей страны. Народ жив, пока помнит свои корни и знает свою историю.

Я буду продолжать исследование, моими перспективными задачами является исследование по теме: « Авиазаводчане Герои Великой Отечественной войны».







6. Литература.

1.Воронина Т.В. ООО «Трит – пресс» - Улан – Удэ, 2014.с. 179.

2.Казаков Н.Ф. Годы и десятилетия. изд-во московский рабочий,1982.с.288.

3.Михайлов А. Заглянуть за горизонт. Улан – Удэнский авиационный завод – Новая Бурятия,07.02.11.

4.Тихоновец А.И. Авиастроители. - Улан – Удэ: Бурят. кн. изд – во, 1989.с. 224.

4.Шаповалов В.А., Найдаков В.Ц., Базаров Б.В., Курас Л.В. Улан – Удэ в прошлом и настоящем. – Улан – Удэ: БИОН СО РАН,1996.с.150.

5.ru.wikipedia.org Улан – Удэнский авиационный завод.

6.www.nebaba.yasinskiy.net




































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!