СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по социологии учащегося 10 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная исследовательская работа учащегося, выполненная под руководством учителя, даёт информацию о деятельности в школе интеллектуального клуба "Фотон».

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по социологии учащегося 10 класса»












Направление: педагогика, социология, психология





Тема: Социализация молодёжи через деятельность Воронежской Региональной Общественной Детской Организации «Искра» и школьного интеллектуального клуба «Фотон»














Учреждение:

МКОУ «СОШ № 12», г. Лиски


Автор работы:

Михайлов Кирилл Михайлович


Научный руководитель:

Зотова Виктория Владимировна
























Оглавление

Введение 3

1 Критический обзор источников 4

1.1 Процесс социализации молодёжи 4

1.2 Зарождение и становление детского движения в мире и России 7

1.3 Детские объединения в России сегодня 8

2 Социологическое исследование и его результаты по данной проблеме 9

3 Деятельность Воронежской региональной общественной детской организации «Искра» 14

4 Деятельность интеллектуального клуба «Фотон» 20

Заключение 25

Библиографический список 26

Приложения 27


Введение

Меня зовут Кирилл Михайлов, и я являюсь учеником 10 «Б» класса МКОУ СОШ № 12, г. Лиски, Воронежской области. Круг моих интересов необычайно широк и этим я действительно горжусь. Увлекаюсь правоведением, историей, психологией, изучением иностранных языков и музыкой.

Активно участвовать в общественной жизни своей школы и города я начал около года назад. До середины 9-го класса я, к сожалению, не сильно выделялся среди своих сверстников. Я отдавал все свои силы и энергию только учёбе, при этом, не понимая своих истинных приоритетов и интересов. Но всё довольно быстро изменилось. В один момент пришло осознание, что нужно менять свою жизнь.

Моими любимыми предметами стали обществознание и история. Во многом я благодарен своей учительнице- Зотовой Виктории Владимировне за то, что она пробудила у меня заинтересованность к этим дисциплинам. Активно участвуя в различных конференциях и олимпиадах, я получал бесценный опыт общения с людьми, которые разделяли мои собственные интересы.

В октябре 2013 года департамент образования Воронежской области проводил образовательный форум одарённых школьников «Лига успеха». Это событие уникально для нашей области тем, что оно направлено на создание условий для выявления и поддержки талантливых детей. На мероприятии собрались самые активные, умные и интересные школьники со всей области. И мне посчастливилось побывать там. Несколько дней пребывания на этом форуме заставили меня полностью пересмотреть свои жизненные ориентиры. Общаясь с ребятами, я поражался их энергией и огромным энтузиазмом. Именно тогда я понял, что у нашей страны есть будущее. Эти дети - настоящий клад для современной России, который нужно поддерживать и развивать.

На одном из фестивалей я познакомился с работой Воронежской региональной общественной детской организации «Искра», и вскоре, в ноябре 2013 года я вступил в ряды этой организации. Также сейчас я являюсь организатором очень перспективного и интересного проекта, который на протяжении нескольких месяцев успешно функционирует в моем городе. (Более подробный рассказ о деятельности этих общественных организаций будет представлен Вам в основной части моей работы).

Посетив огромное количество фестивалей, семинаров и тренингов, проводимых для молодёжи, познакомившись с большим количеством интересных ребят, я каждый раз приезжал в родной город и приходил в свою школу. И там за партами сидели совсем другие сверстники. Это уже не те яркие и инициативные личности, которых я встречал на различных мероприятиях. Это обычные школьники, со своими проблемами и заботами, которых мало что интересует, и которых очень сложно на что-то cподвигнуть.

Через некоторое время я пришёл к выводу: большинство моих сверстников неактивно. Творить и создавать что-то по-настоящему новое – для них неинтересно. А заниматься общественно полезной деятельностью хотят только единицы.

И поэтому, цель своей работы я вижу в том, чтобы изучить проблему социализации современной молодёжи и найти пути её решения. Для того, чтобы конкретизировать поставленную цель, я выдвинул следующие задачи:

  • Изучить историю деятельности различных общественных молодёжных организаций на Западе и в России. Исследовать, как организации решали проблему социализации подростков.

  • Провести социологическое исследование и выявить степень заинтересованности подростков нашей школы в деятельности общественных организаций.

  • Рассмотреть, как молодёжные общественные организации влияют на формирование личности современного подростка.

  • Предложить свои решения проблемы социализации молодёжи через деятельность ВРОДО «Искра» и интеллектуального клуба «Фотон».

  1. Критический обзор источников
    1. Процесс социализации молодёжи

Работая над данным исследованием, я изучил процесс социализации, его характеристику и основные этапы.

Кого же социологи называют молодёжью? «Молодежь - социально-демографической группа, которая внутренне дифференцирована в соответствии с классовыми и другими признаками, включающая молодых людей от 14 до 30 лет. Их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства обусловлены характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением». Такое определение дала С.Н. Иконникова1 - доктор философских наук и известный научный деятель.

А, по мнению известного в прошлом советского и российского социолога

В. Т. Лисовского2: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».

Несмотря на различные точки зрения в определении понятия «молодёжь», известные учёные всегда упоминают о таком термине как социализация. Изучением процесса социализации личности занимались такие известные научные деятели как: C. Гусова, А.Мудрик, Н.Н Морозова и др.

Социализация3 - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Весь процесс социализации человека можно разделить на три больших этапа:

  • - Первый. Социализация ребёнка в семье.

  • - Второй. Приобщение подростка к культурным ценностям общества через деятельность школ, кружков, различных общественных организаций.

  • - Третий. Освоение взрослым человеком новых ролей: работник, cупруг, родитель и др.

На данный момент, моё поколение конца 90-х находится на втором этапе социализации и только собирается вступить во взрослую жизнь. Период с 16-18 лет играет, по сути, определяющую роль в дальнейшем будущем каждого человека.

Я считаю, что именно в этот период жизни подростка обществом должны создаваться все необходимые условия для формирования способностей и навыков, которые помогут ему в дальнейшем, развития творческого потенциала и морально-нравственного развития индивида.

Во время приобщения ребёнка к общественным ценностям, в процессе воспитания и образования, формируется настоящая личность. И во многом от внешней среды, от помощи всего общества зависит будущее подрастающего поколения.

Социализация включает в себя все механизмы приобщения молодого человека в систему общественных отношений и формирует способность людей активно участвовать в жизни социума.

Огромную роль в социализации молодёжи играют социальные институты. Это специальные учреждения, которые контролируют и регулируют процесс социализации личности.

К главным социальным институтам в сфере социализации можно отнести семью, школу, друзей, секции, творческие объединения, общественные организации и СМИ.

В своей работе большее внимание я бы хотел уделить именно деятельности молодёжных общественных организаций. Потому что это один из самых интересных и перспективных путей развития современной молодёжи.

Что же такое молодёжная общественная организация? Это объединение людей до 18 лет и старше, которые объединяются для совместной общественно полезной деятельности.

Своё мнение о роли общественных организаций высказала О.А. Плотникова: «Важнейшим элементом социализации молодого человека является его общественно-политическая активность» И я с ней полностью согласен, для социализации молодежи существенное значение имеют общественные организации и детские объединения. Они объединяют тысячи детей и подростков, которые готовы и хотят заниматься общественной деятельностью.

Каждая общественная молодёжная организация ставит перед собой задачу: вырастить настоящую личность, достойного гражданина своей страны, человека, который справится с любыми жизненными проблемами и достойно выйдёт из любой ситуации, успешно применяя свои навыки и способности в будущем.

Именно здесь подросток получает бесценный опыт, необходимый для успешного существования в современном обществе. Организации стараются всесторонне развивать каждого ребенка, учат создавать собственные проекты и брать ответственность на себя.

Работа в команде - одно из главных отличий молодёжной общественной организации перед другими социальными институтами. Именно здесь можно научиться работать в коллективе, ставить общие цели и их добиваться.

Большинство воспитанников детских организаций выходят во взрослую жизнь полностью сформировавшимися личностями, которые успешно реализуют себя в будущем.

Развитие детских организаций должно стать одним из векторов современной молодёжной политики нашего государства.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений определены Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30). Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117). Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «Об образовании» (Ст.32), Федеральным законом от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 28.06.1995 г. №98-ФЗ « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Я уверен, что развивая именно эту сферу, можно вырастить новое поколение, которое действительно будет продвигать Россию только вперёд.

Все эти выводы правдивы и основаны только на моём личном опыте. Я состою в двух общественных организациях и могу с уверенностью сказать, что они изменили мою жизнь к лучшему. Было бы невероятно здорово, чтобы как можно больше ребят последовало моему примеру.

    1. Зарождение и становление детского движения в мире и России

В 1907 году в Англии под предводительством Роберта Пауэлла возникла первая в истории детская общественная организация. Скаутское движение в Британии сразу же стало набирать популярность. Начали появляться христианские организации, объединения для девушек и для учеников различных общеобразовательных учреждений.

Российская Империя не отставала от британских товарищей. Они переняли опыт у англичан, первой большой общественной детской организацией стало объединение скаутов. В России первые объединения для детей появились в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы», творческие объединения и товарищества.

Скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. У истоков скаутизма в России стоял О.И. Пантюхов и Г.А Захарченко. В 1910 году, в Москве была основана „Московская дружина юных разведчиков“.

В 1911 году возникает „Легион юных разведчиков“. В Петрограде появляется объединение „Русский скаут“. Скаутское движения в России начало набирать популярность. Организации стали открываться в Саратове, Астрахани, Киеве и в других городах Империи. К 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50-55 тыс. скаутов.

К сожалению, после революции скаутские объединения были запрещены. Но появляется новая пионерская организация, которая многое переняла у своих предшественников-скаутов. В Москве создавались первые отряды юных пионеров. Вскоре по наставлению властей, пионерское движение стало распространяться во все районы нашей необъятной Родины. В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И.Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Лишь в1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

В военные годы пионерская организация была активным помощником государству в тылу и на фронте. Многие ребята-пионеры удостоены государственных наград за отвагу и мужество, проявленное во время военных баталий.

В послевоенные годы пионерская организация получила новый импульс развития. Каждый ребёнок в стране мечтал стать членом этого объединения. В 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона ребят по всей стране.

Во времена распада СССР пионерская организация стала сворачивать свою деятельность, и было ликвидировано большинство пионерских дружин.

Пионерская организация для миллионов советских подростков была главным институтом социализации. Юных пионеров готовили к взрослой жизни, они приобретали нужные знания и умения, получали различные навыки, находили друзей по интересам и развивались физически и духовно.

    1. Детские объединения в России сегодня


После 1991 года число общественных молодёжных организаций увеличилось в несколько раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно.

С 1993 года Правительство РФ способствовало к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные отношения с детскими объединениями.

В 2001 году на заседании коллегии Министерства образования вновь был рассмотрен вопрос о развитии и поддержке детских объединений. Правительство было готово оказать всестороннюю поддержку существующих молодёжных общественных организациям, создавая материально-технические условия для работы объединений, создавая условия для проведения встреч и сборов детских организаций. Также государство готово было оказать методическую и организационную помощь в проведении фестивалей, семинаров и стационарных лагерей.

В 2006 году Правительством принят план развития молодёжных общественных объединений. Данный документ рассчитан до 2015 года и в настоящее время в России производится финансовая и организационная поддержка детским и молодёжным объединениям.

Сейчас идёт постепенное развитие и популяризация общественных организаций и с каждым днём их роль в социализации молодёжи только растёт.

  1. Социологическое исследование и его результаты по данной проблеме

Перед тем, как начинать исследование проблемы социализации подростков через деятельность молодёжных организаций, я решил, что должен провести социологический опрос школьников и выяснить их заинтересованность в данной проблеме. В качестве опрашиваемых я выбрал учеников 10-11 классов МКОУ СОШ № 12 г. Лиски.

Общее количество опрашиваемых: 85 человек.

Опрос проводился методом анкетирования. В составленной мной анкете для каждого школьника предлагалось 4 вопроса, на которые должны были ответить респонденты:

1. Как вы относитесь к деятельности молодёжных общественных организаций?

Варианты:

- Положительно

- Нейтрально

- Отрицательно

2. Какова, на ваш взгляд, роль детских организаций в социализации подростка?

Варианты:

- Большая

- Незначительная

- Не играет роли

3. Состоите ли вы в какой-нибудь молодёжной общественной организации?

Варианты:

- Да, состою

- Нет, не состою.

4.Хотели бы вы попробовать поучаствовать в деятельности молодёжной организации?

- Да, хочу

- Нет, не хочу

- Затрудняюсь ответить.

Собрав все анкеты после исследования, я начал обрабатывать и анализировать результаты. Честно говоря, я был очень здорово удивлён итогами нашего опроса. Данные опроса представлены в виде диаграмм.

Вопрос №1.


Большинство респондентов (59%) положительно относятся к таким организациями. Это означает, что они поддерживают деятельность молодёжных общественных объединений.

Вопрос №2.

При ответе на 2-ой вопрос 61 % респондентов считает, что общественные организации действительно влияют на развитие подрастающего поколения. Они осознают, что это хороший способ получить новый опыт и знания, которые пригодятся в современной жизни.

Вопрос № 3.

Всего 14 % подростков являются активными членами общественных организаций. Довольно низкий процент школьников задействован сегодня в деятельности общественных объединений.

Вопрос № 4.

Несмотря на то, что около трети опрошенных не хотят участвовать в общественной деятельности. 56 % ребят изъявляют желание попробовать себя в роли члена молодёжного объединения.


Подводя итоги социологического опроса, я должен сделать вывод:

Школьников 10-11x классов, вовлечённых в общественную деятельность, очень немного. Большинство опрошенных ребят положительно относятся к деятельности молодёжных общественных организаций, им это интересно и они хотели бы поучаствовать в деятельности подобных объединений. Они понимают, что молодёжные организации играют очень важную роль в жизни современного подростка и по-настоящему помогают ребёнку раскрыть свой потенциал и развиваться в правильном направлении.

И в принципе, подростки готовы участвовать в общественной жизни, единственная проблема состоит в том, как именно их заинтересовать заниматься данной деятельностью.

  1. Деятельность Воронежской региональной общественной детской организации «Искра»

Мне хотелось бы представить вам информацию о деятельности Воронежской региональной общественной детской организации «Искра»4, участником которой я явлюсь. Она играет очень важную роль в моей жизни, способствуя формированию и становлению не только моей личности, но личности сотен ребят, которые участвуют в деятельности нашей организации, приобретая бесценный жизненный опыт.

ВРОДО «Искра» имеет очень богатую историю. Давайте кратко ознакомимся с ней.

В 1966 году состоялся первый летний сбор школьного комсомольского актива «Искра-1». 12-дневный сбор проходил в лагере «Защитник», на который были приглашены 280 секретарей комитетов комсомола школ области. На сборе работает сборный педагогический отряд. Это не пионерский лагерь с вожатыми, на сборе работают комиссары. Кроме воронежских ребят на сбор приглашается комсомольский актив Молдавии, Белоруссии, Украины. Первые четыре закона, по которым и по сей день живут современные искрята, также рождаются в «Искре-1».

На «Искре-2» появляется первая эмблема, которая потом на каждом сборе нашивается на левый рукав рубашки искрёнка. «Искра–5» приобретает статус международной – в сборе участвовала делегация Болгарии.

До «Искры–14» сборы проводятся ежегодно летом. Участников летних сборов принимают лагеря «Спутник» и «Защитник» под Воронежем. Летние сборы длятся 14 дней августа, на сборе 8-10 отрядов по 40-45 человек. В течение года педотряд не работал, а собирался только на период подготовки сбора, за 1-2 недели до «Искры». На сборе проводятся лекции, семинары, клубы по интересам, дневные и вечерние дела.

Старшими комиссарами «Искры» в эти годы работают: Юрий Иванов, Владимир Панкратов, Владимир Бережной. Старший комиссар – главное лицо сбора, идейный руководитель педагогического отряда, любим и уважаем каждым искрёнком и комиссаром.

С «Искры-14» в 1978 году начинается новый этап в развитии движения. На подведении итогов сбора встает вопрос о том, что эффект от проведения сбора комсомольского актива плавно угасает в течение года. Нужна постоянная поддержка искрятам, продолжение работы с ребятами. Появляется идея создания постоянно работающего педотряда.

В августе 1978г. появляется педагогический отряд «Искра». Педотряд создается при обкоме ВЛКСМ. В течение 12 лет педагогический отряд «Искра» оставался единственным педотрядом в СССР, работающим при обкоме комсомола, остальные педагогические отряды действовали на базе предприятий. Старшим комиссаром в этот период становится Алексей Васильевич Волохов. ВУЗы и предприятия дают рекомендации своим студентам и работающей молодёжи для работы в составе педагогического отряда «Искра». Все члены педагогического отряда проходят в течение года обучение в Школе комиссарского мастерства. Все годы занятия проходят по пятницам с 18.00 до 23.00. В педотряде присутствует система роста, перед сбором членов отряда посвящают в юнкомы (юные комиссары) по результатам работы за год. После сбора, успешно отработавших юнкомов посвящают в комиссары. Форма одежды педагогического отряда – голубые рубашки. На рубашке присутствуют знаки отличия: шеврон «Воронежская область», нашивка «Комиссар «Искры», эмблема. На планке на рубашке крепится звездочка: 1 красная звезда – у юнкома, 1 золотая - у комиссара, 2 золотых звезды – у методиста, 3 золотых – у старшего комиссара. С развитием подотряда появляются форменные брюки, юбки, штормовки. В течение года педагогическим отрядом руководит дежурный совет во главе с дежурным комиссаром. Выбирают дежурный совет и дежурного комиссара после подведения итогов сбора тайным голосованием. Работа в течение года строится по 6 направлениям:

  1. Школы комсомольского актива (два раза в месяц, на субботу-воскресенье группа педотряда выезжает в район области, проводит школу актива и посещает школы, в которых работают искрята);

  2. Методическая работа (собран богатый методический кабинет по различным направлениям комсомольской работы, один день в неделю в кабинете дежурит комиссар и консультирует всех желающих, очно или по телефону);

  3. Сбор картотеки опыта и знаний (в картотеке «Опыт» собран опыт работы школ области по всем направлениям деятельности комсомольской организации, в картотека «Знание» можно найти публикации в прессе и из книжных изданий по разным вопросам);

  4. Радиоклуб «Искра» (один раз в месяц на областном радио выходит в эфир 20 минутный радиоклуб «Искра»);

  5. Подготовка занятий Школы комиссарского мастерства (работает также заочная ШКМ для тех ребят, которые ушли служить в армию);

  6. Развитие коллектива (посещение театров, кино, празднование различных дат, работа системы наставников).

На сборах «Искра-15»5 – «Искра-26» продолжаются и закрепляются традиции: тематических дней, системы работы клубов:

«Затейник», «Олимпия», «Соловушка», «Грация», «Активист», «Собеседник», «Оформитель», «Этикет», «Солнышко», первого собрания искрят «Ты сбора своего хозяин: думай, пробуй, твори!» и последнего «Когда я итожу то, что прожил». На клубе «Собеседник» ребята встречаются с элитой Воронежской области – деятелями культуры, спорта, администрации.

Целый ряд дел любимы и ожидаемы искрятами: конкурс бального танца, смотр строя и песни, марш-бросок, трудовой десант, факельное шествие, работа в Сомовском детском доме в пионерский день. Содержательная сторона сборов продолжает развивать идеи комсомола.

На открытия лагерных сборов комсомольского актива приезжают первые лица области – первый секретарь обкома партии и первый секретарь обкома комсомола. А в 1984 году на «Искру-20» приезжает делегация от ЦК ВЛКСМ. С этого момента опыт работы педагогического отряда «Искра» становится достоянием всего Советского Союза.

С 1983г. педагогический отряд «Искра» начинает проводить зимний сбор членов штабов комсомольцев-старшеклассников «Красная Гвоздика».

В 1991г., с началом перестройки рушится стройная система комсомола, ликвидируются исполнительные органы комсомола на местах. В некоторых городах комсомол преобразовывается в РСМ (Российский Союз Молодежи) – общественное движение. Педотряд «Искра» лишается финансовой поддержки администрации.

Педагогический отряд начинает существовать самостоятельно в виде творческого объединения под руководством Геннадия Киреченкова. По составу педотряд обновляется, занимается самообучением, саморазвитием. В стране среди молодежи наступает вакуум, пионерия, комсомол исчезают, а взамен другой молодежной политики не предлагается. В школах практически исчезает актив. В педотряд приходят люди, прошедшие школу «Искры», побывавшие детьми на сборах. Встает вопрос о возрождении традиций, но в новом ключе. Педотряд получает заказы на организацию и проведение лагерных сборов. Одним из них становится сбор «Юный Разведчик» для трудных подростков, взамен сборов для актива. Но остается желание проводить сборы для актива. Отсутствие финансирования не позволяет проводить стационарных сборов, но есть выход – проведение палаточных сборов.

1993г. – встает вопрос о создании детской общественной организации. 23 июля 1993г. «Искра» зарегистрирована как Воронежская областная детско-юношеская организация. Название говорит о том, что организация становится преемником традиций, дел педотряда, а комиссары, работавшие ранее, не против. Основной принцип организации – возможность выбора: направлений деятельности, участия в делах, быть ли членом организации. Создаются первичные детские организации в школах, клубах по месту жительства, дворцах творчества, их руководители – комиссары «Искры». Руководить ими помогает богатый опыт работы в педагогическом отряде. С 1999 года «Искра» становится Воронежской региональной общественной детской организацией (ВРОДО).


Сейчас «Искра» самая популярная и востребованная общественная детская организация в Черноземье и насчитывает около 300 активных участников.

Основная задача «Искры»: Совместное развитие детей и взрослых через реализацию уникальных социальных и образовательных проектов.

В нашей организации есть шесть основных главных принципов:

- Видение цели. Мы знаем нашу миссию и всё, что мы делаем как организация есть реализация нашей миссии. Перед каждым последующим шагом мы задаём себе вопрос «зачем?» и только затем начинаем действовать, только ответив на него.

- Ответственность. Мы берём на себя ответственность за результат наших общих дел и учим других брать ответственность за результат на себя. За результат твоего дела, твоих поступков и результат твоей жизни.

- Постоянное развитие. Мы постоянно развиваемся, становимся лучше и эффективнее. Этому принципу мы следуем не только все месте как организация, но и каждый из нас, как отдельная личность.

-Качество и профессионализм. Для нас главное не количество, а качество нашей работы. Каждый шаг мы делаем с максимальной отдачей для достижения желаемого результата.

- Удовольствие для себя - польза для других. Дело, которым мы занимаемся, приносит нам удовлетворение. Мы с удовольствием выполняем свою работу, при этом это дело обязательно приносит пользу другим людям. Только тогда мы можем считать свою работу выполненной.

- Преемственность поколений. Наша уникальность и наша сильная сторона- это опыт, который накапливается и передаётся в последние 50 лет из поколения в поколение. Каждый из нас учится так, чтобы потом научить других.

Следуя одному из наших принципов «Постоянное развитие», мы стараемся этому научить других людей. Вот почему «Искра» уже более 15 лет занимается обучающими программами для людей всех возрастов в Воронеже и других городах России и Украины. Уникальной особенностью нашей организации является, что мы практикуем тренинги личностного роста по целеполаганию, навыкам личной эффективности, нетворкингу, тайм-менеджменту и другие.

Также «Искра» проводит различные сборы для маленьких детей и подростков, я бы хотел немного рассказать о некоторых из них:

Инсайт»

Уникальный выездной лагерь дневного пребывания.

Его особенность в том, ребенок весь день находится на свежем воздухе в сосновом лесу, общается со сверстниками, заводит новых друзей, играет в увлекательные игры и поет песни под гитару, а вечером возвращается домой и ложится спать в домашнюю постель. Лагерь отлично подойдет для тех деток, которым пока не комфортно и боязно ночевать в палатке или на несколько дней уезжать из дома.

- «Искорка»6

Семейный палаточный лагерь «Искорка» - проект, объединяющий людей самого разного возраста: малышей первого года жизни и детсадовского возраста; первоклашек и учеников начальной школы; подростков, молодых людей 16-18 лет и студентов; а также родителей этих самых малышей, подростков и студентов (мам и пап, бабушек и дедушек, просто друзей). Уникальность идеи «Искорки» в том, что создаётся пространство, в котором всем им интересно и хорошо вместе!

-«Вся Искра»7

Областной палаточный слет «Вся «Искра» по традиции проходит в июле на берегу реки Усманки под Воронежем.

-«Искатель»

Детский лагерь для детей и подростков, где подростки активно повышают свой творческий потенциал, учатся не только уважать себя и ценить свое мнение, но и дорожить мнением окружающих, а также смогут уверенно представлять свою позицию в обществе.

-«iCamp»8

Участники сбора на 5 дней погружаются в деловую игру, целью которой является создание модели своего бизнеса. Каждый день юные предприниматели играют, участвуют в тренингах, творческих вечерах и постоянно зарабатывают игровые деньги. Их ребята могут вложить в собственный бизнес и многократно увеличить свое состояние. Часть программы проходит на английском, Преподаватели из школы «Интерлингва» и иностранные гости помогают ребятам, приехавшим на сбор начать говорить свободнее на английском языке.

По-моему мнению, «Искра» сумела создать действительно увлекательные проекты, которые помогают подрастающему поколению развиваться в различных сферах деятельности.

В нашем объединении действует принцип системы первичных организаций9.

Попадая в «первичку», ребёнок становится частью команды, стремящейся к саморазвитию. Ребята собираются каждую неделю для проведения интересных обучающих занятий. Руководители первичной организации- члены педагогического отряда, прошедшие профессиональное обучение.

«Первичка» - это место, куда искрёнок приходит каждую неделю, встречает своих друзей, они вместе поют песни, играют, организуют мероприятия и делают собственные проекты, делятся радостями и печалями, проходят тренинги и учатся. Члены «первички» учатся общаться, работать в команде, преодолевать всевозможные препятствия, развивают лидерские качества и набираются бесценного опыта.

Я являюсь членом «Искры» всего около трёх месяцев, но за это время я научился очень многому. Я познакомился с замечательными людьми, которые постоянно чем-то занимаются и что-то организуют. Очень приятно осознавать, что у меня есть единомышленники и вместе мы можем делать по-настоящему великие дела, которые принесут пользу людям!

Я считаю, что такие организации, как «Искра», реально могут помочь решить проблему социализации молодых ребят. И очень здорово, что на данный момент количество членов нашей организации постоянно увеличиваются. «Искра» - это место, где каждый сможет реализовать себя и воспитать в себе личность.

  1. Деятельность интеллектуального клуба «Фотон»

Участвуя в работе «Искры», я постоянно думал о том, что я могу сделать , чтобы увлечь ребят из моего города общественной деятельностью и показать им, что это очень интересно и увлекательно. Я хотел помочь им как можно лучше узнать себя и свои возможности, развивать их навыки общения, участвовать в создании интересных проектов. После проведения социального опроса в нашей школе, я окончательно решил, что одним из возможных путей социализации лискинской молодёжи будет создание новой организации, которая объединит инициативных и активных ребят.

Я стал организатором интеллектуального клуба «Фотон»10. Это совершенно новый и уникальный вид общественного молодёжного объединения.

Я бы хотел рассказать вам об истории создания моей организации. Всё началось в октябре 2013г. Именно тогда у меня появилась идея создать собственный клуб. Я рассказывал о своей задумке почти всем своим друзьям и знакомым. И они с энтузиазмом поддерживали эту идею, тем самым подвигнув меня на создание моей организации. «Фотон» подразумевался как место, где смогут встречаться самые активные и интересные ребята нашего города и заниматься различной интересной деятельностью. Однажды я рассказал свою идею моему хорошему товарищу из параллельного класса. Оказывается, что у него тоже были похожие задумки! Он хотел сделать поэтический клуб, но что-то у него не получилось. Мы решили объединить усилия и создать что-то совершенно уникальное. И тут началась настоящая работа… Мы часами сидели и продумывали концепцию нашего клуба, определялись с целями нашей общей деятельности и разрабатывали план привлечения первых ребят в нашу организацию. Спустя месяц, к концу ноября 2013г. мы уже имели собственную программу, готовы были запускать проект и провести первую встречу. Нам оставалось только всё согласовать с администрации нашей школы, чтобы нам предоставили время и помещение для наших собраний. И вот настал тот час, когда мы точно определились с датой первого собрания! Мы начали информировать своих одноклассников, ребят из разных классов о своём клубе и о том, что скоро состоится первая встреча.

18 декабря мы провели первое собрание нашего клуба, на которое пришли 8 человек. Мы рассказывали ребятам о том, чем мы будем заниматься, как мы планируем развиваться и чего мы в итоге хотим достичь.

15 марта 2014 г. мы проводили свою десятую, юбилейную встречу. За эти два месяца произошло много интересных событий. Много ребят приходило и уходило, кому-то нравилось участвовать в наших встречах, а кому-то нет. Мы стали известны и к нам начали приходить ребята из других школ. В итоге сейчас, спустя вот такой небольшой период времени у нас 15 постоянных членов нашей организации, которые всегда приходят на наши встречи. С этими ребятами мы стали настоящими друзьями и очень интересно, эффективно проводим время в нашем клубе. И как мне кажется, это отличный промежуточный итог нашей деятельности.

А теперь, чтобы вам удалось в полной мере понять, чем именно занимается наш клуб, я решил предоставить вам официальную программу нашей организации.

Программа интеллектуального клуба «Фотон».

1. Полное название программы

Программа интеллектуального клуба «Фотон».

2. Цель программы

Организация свободного интеллектуального, нравственного и творческого развития для учащихся 7 – 11 классов.

3. Направление деятельности

Развитие учащихся 7 – 11 классов посредством осуществления практической и познавательной деятельности.

4. Автор программы

Калюжин Александр, ученик 10 «А» класса, Михайлов Кирилл 10 «Б» класс, МКОУ СОШ №12, г. Лиски.

5. Учреждение, предоставившее программу

МКОУ СОШ №12, г Лиски.

6. Адрес, телефон учреждения

г. Лиски ул. Трудовые резервы, 62в

7. Место реализации

МКОУ СОШ №12, г. Лиски

8. Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу, этапы реализации, ожидаемые результаты и условия реализации.

10. Количество членов клуба

10 – 20 человек

11. Возраст членов клуба

12 – 17 лет.

12. Сроки реализации

Январь 2014г. – Май 2015 г.

Содержание программы

Описательная характеристика клуба

Свободное развитие – очень важная часть жизни каждого человека. Но не все люди способны самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, самообучением – это не всегда просто и, порой, не всегда интересно. Поэтому мы основали наш клуб, где школьники могут проводить время в кругу интересных людей и вместе с этим получать новые знания. Профиль нашей организации всегда был очень широким – мы никогда не занимаемся однообразной деятельностью, мы – люди, готовые и стремящиеся развиваться всесторонне. Отчасти именно поэтому наш клуб – это полностью самоуправляющаяся организация, где каждый член клуба может внести свое предложение относительно плана проведения встречи – мы всегда с радостью слушаем и обсуждаем любые предложения.

Цели клуба

Основными целями нашего клуба являются:

а) объединение целеустремленной и активной молодежи

б) обеспечение людей, желающих расширить свой кругозор, необходимыми для этого ресурсами.

Задачи клуба

Главной задачей нашего клуба является обеспечение свободного интеллектуального, творческого и нравственного развития членов нашего клуба.

Срок реализации программы

Срок реализации данной программы - Январь 2014г. – Май 2015г.

Этапы реализации

Реализация данной программы делится на несколько этапов:

а) подготовительный этап (январь – март 2014г.): на данном этапе реализации программы мы планируем окончательно определиться с количеством членов нашего клуба, с точным форматом организации и необходимыми клубу ресурсами.

б) основной этап (апрель 2014г. – февраль 2015г.): на данном этапе реализации наш клуб начнет свою непосредственную деятельность, направленную на выполнение основных задач и достижение основных целей интеллектуального клуба.

в) завершающий этап (март – май 2015г.): на данном этапе реализации программы наш клуб начнет постепенно сворачивать свою непосредственную деятельность, мы начнем подводить итоги и сверять их с ожидаемыми результатами.

Условия реализации программы

Условиями реализации данной программы являются:

а) наличие помещения для проведения собраний

б) наличие необходимого оборудования в предоставленном помещении (проектор, компьютер, звуковое оборудование)

в) Постоянное количество членов нашего клуба (от 10 до 20 человек)

Мероприятия, проходящие в рамках программы

В рамках реализации данной программы будут проходить следующие мероприятия:

а) обсуждение актуальных тем, затрагивающих различные сферы жизни общества.

б) беседы с приглашенными гостями – знаменитыми деятелями искусства, образования, медицины и т.д.

в) лекции, в которых будет разъясняться суть каких - либо явлений природы, законов, объясняющих механизм возникновения и протекания этих явлений (иногда будут совмещены с опытами).

г) проведение неопасных физических или химических опытов

д) различные интеллектуальные игры, по типу «Что? Где? Когда?», «Своя Игра» и т.д.

е) обсуждение различных произведений русской или зарубежной классической литературы.

ж) творческие вечера, посвящённые различным деятелям искусства

з) просмотр различных фильмов, содержащих определенную мысль, соответствующую целям и задачам нашего клуба.

и) разработка и проведение общественных мероприятий школьного и городского масштаба.

к) туристические походы по достопримечательностям города Лиски и Лискинского района

Организаторы клуба

Организаторами данного клуба являются:

а) Михайлов Кирилл – ученик 10 класса «Б» МКОУ СОШ №12, г. Лиски.

б) Калюжин Александр – ученик 10 класса «А» МКОУ СОШ №12, г. Лиски.

Члены клуба

Количество членов клуба – от 10 до 20 человек

Направление и виды деятельности клуба

Основными видами деятельности клуба являются собрания и проходящие на них мероприятия.

Направлений у нашего клуба два: гуманитарное и естественнонаучное. Первое направление в основном представлено в виде тренингов по личностному росту и психологии, обсуждении литературных произведений и просмотре художественных фильмов. Второе направление в основном представлено в виде лекций, в которых разъясняется суть каких - либо явлений природы, законов, объясняющих механизм возникновения и протекания этих явлений. Для наглядной демонстрации обсуждаемых явлений проводятся физические или химические опыты. Остальные виды деятельности нашего клуба (см. пункт 7 данной программы) в основном представляют из себя либо часть одного из направлений, либо дискуссию между направлениями.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами данной программы являются достижение целей и решение задач клуба, описанных в данной программе.

Контроль исполнения программы

Контроль исполнения программы полностью осуществляется организаторами интеллектуального клуба «Фотон».


Мы с моим товарищем создали действительно интересную организацию, пространство, где каждый может реализовать себя. Несмотря на все преграды на нашем пути, нам это удалось и мы этим гордимся. Во время запуска проекта многие ученики относились к нему с явным скептицизмом. Но мы доказали им обратное: у нас получилось собрать в нашем клубе самых интересных, активных и любознательных ребят нашего города.

На данный момент в становлении нашей организации заканчивается подготовительный период. У нас сформировалось определённое количество постоянных членов, мы окончательно определились с форматом наших встреч и теперь мы готовы переходить к основному этапу.

У нас огромное количество задумок и идей как улучшить работу нашего клуба и мы будем постепенно их внедрять. Нам хочется создать действительно качественный проект, который будет интересен нашим сверстникам.

Совсем недавно мы провели массовое мероприятие для учеников из школы «Интерлингва»11, это первый подобный опыт для нас. В середине марта мы совместно с ВРОДО «Искра» организовали мероприятие12 для учащихся МКОУ СОШ № 12. Всем без исключения ребятам понравилось наше мероприятие, а мы получили очень хороший опыт проведения подобных событий.

Я считаю, что именно организации такого формата как «Фотон» имеют очень хорошее будущее. И создавая подобного рода объединения, можно действительно приблизиться к решению проблемы социализации школьников. В таких организациях практически любому подростку будет очень интересно, и в них действительно можно получить отличный жизненный опыт, знания и необходимые навыки.

Заключение

Завершая своё исследование, я бы хотел поделиться с вами выводами, которые я сделал по ходу своей работы.

Проблема социализации современной молодёжи сегодня актуальна как никогда. В своей работе я попытался исследовать данную проблему и предложить собственные варианты ёё решения. Развитие подростка в условиях молодёжной организации показывает, что важнейшим фактором формирования личности является установка на ценность социальных отношений. Наиболее эффективно процесс формирования личности происходит в том случае, если дети способны к взаимному доверию, взаимопомощи, если они участвуют в общественной жизни и выдвигают свои социальные инициативы.

Я хочу донести каждому подростку, что участие в деятельности молодёжных организаций - один из лучших путей к собственному саморазвитию. Но, к сожалению, не все это осознают. Моя задача состоит в том, чтобы показать детям, что заниматься общественной деятельностью очень интересно и познавательно.

В своей работе я предлагаю собственные варианты социализации подростков через деятельность ВРОДО «Искра» и ИК «Фотон».

«Искра» - это масштабная детская организация, в которой любой ребёнок получит огромный опыт, который ему поможет добиться успеха в жизни.

«Фотон»- это мой собственный проект, в который было вложено очень много сил и трудов и который сейчас успешно развивается, постоянно увеличивая количество участников.

Я уверен, что именно за такими организациями стоит будущее нашего молодёжного движения. Они наиболее эффективно и полезно обучают детей и выпускают во взрослую жизнь уже самостоятельную, незаурядную и активную личность, которая будет участвовать в формировании современного российского общества.

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30).

  2. Гражданский кодекс РФ (Часть первая, Ст.117).

  3. ФЗ «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)».

  4. ФЗ «Об общественных объединениях».

  5. ФЗ «Об образовании» (Ст.32).

  6. ФЗ «Об общественных объединениях»

  7. ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

  8. Развитие социологии молодежи в России. // Социология молодежи. В 2-х томах. Т.1. М. 1995.С.7-32.

  9. Лисовский В.Т., Лисовский А.В.Социализация молодежи. // Социология молодежи / под ред. В.Т.Лисовского.— СПб,1996.— С. 66-72.

  10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. / В.Т. Лисовский. – Спб.: СПбГУП, 2000. – 519 с.

  11. Басов Николай Федорович. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России (Методология, историография, источниковедение, нач. XX в. — 90-е гг.): Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 1997 348 c.

  12. Социология молодежи: Учебное пособие. /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576с.

  13. Жуков И.Н.Русский скаутизм.— П., 1916, с. 5—10

  14. Кучин В. Московские скауты // Вечерняя Москва. 1990. 14 нояб.

  15. Жуков И. Н. Стаи волчат и птенчиков.— Архангельск, 1917, с. 4.

  16. Журнал Вожатый века. № 3. 2006 г

  17. Скауты в России //Московский комсомолец, 1990, 18 ноября

  18. Социализация индивида// Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред.П.А. Баранова.—М.:АСТ:Астрель,2009. – С. 94-97

  19. Артемьев А.Я. Социология личности. М., 2001.

  20. http://iskrenok.org/index/iz_istorii_quotiskryquot/0-71

  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Детское _общественное_объединение

  22. Приложения


Приложение 1

Логотип ВРОДО «Искра».


Приложение 2

Сбор «Искра-15», 1980 г.

Приложение 3

Сбор «Искорка», 2012г.

Приложение 4

Лагерь для школьников «iCamp», январь 2013г.

Приложение 5

«Вечер театра» в «Искре», февраль 2013г.

Приложение 6

Палаточный сбор «Вся Искра», июль 2013г.

Приложение 7
Первичная организация «Парадокс», членом которой я являюсь. Январь 2014г.

Приложение 8
Одна из первых встреч в интеллектуальном клубе «Фотон», январь 2014 г.

Приложение 9


Восьмая встреча клуба «Фотон», февраль 2014 г.

Приложение 10

Мероприятие для детей из школы «Интерлингва» ,организованное членами интеллектуального клуба «Фотон», март 2014г.

Приложение 11

1 Развитие социологии молодежи в России. // Социология молодежи. В 2-х томах. Т.1. М. 1995.С.7-32.

2 Лисовский В. Т., Лисовский А. В. Социализация молодежи. // Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. — СПб,1996. — С. 66-72

3 Социализация индивида// Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А.Баранов, А.В.Воронцов ,С.В.Шевченко; под ред.П.А. Баранова.—М.:АСТ:Астрель,2009. – С. 94-97

4 См. приложение 1

5 См. приложение 2

6 См. приложение 3

7 См. приложение 7

8 См. приложение 8

9 См. приложение 7

10 См. приложение 8,9

11 Cм. приложение 10

12 См. приложение 11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!