СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская работа по географии во внеурочное время»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции « Гражданско-патриотическое воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве средствами краеведения и музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы».

Раздел №5. Музееведение, туристско-экскурсионная, проектно-исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания.

 

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская работа по географии во внеурочное время»»

Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции « Гражданско-патриотическое воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве средствами краеведения и музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы».

Раздел №5. Музееведение, туристско-экскурсионная, проектно-исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания.



Штин Алла Марленовна,

Учитель географии

МБОУг. Мценска «Средняя школа №9»

Алиева Зинаида Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБУДО г.Мценска «Детско – юношеский центр»



«Исследовательская работа по географии во внеурочное время»

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, и себя в этом мире.

На базе МБОУ - Средней общеобразовательной школы №9 работает кружок «Юный геолог», который осуществляет тесное сотрудничество с учителями географии. Изучая и собирая материал по краеведению, мы пришли к выводу, что необходимо проведение исследовательских работ. Материалом для исследовательской работы служат прежде всего комплексные экспедиции и экскурсии.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Цель исследовательской работы: заинтересовать детей – подростков исследовательской деятельностью и научить их основным приёмам исследовательской работы.

Походы и экскурсии привлекают детей тем, что они проводятся в тесном соприкосновении с природой, позволяя глубже почувствовать её красоту и ранимость, а также укрепляют здоровье учащихся. А это очень важный аспект в духовно-нравственном, экологическом и физическом воспитании детей. Овладение знаниями и умениями обучающимися способствует формированию научного представления о многих явлениях природы.

Невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины без изучения культурного наследия, в том числе науки о Земле – геологии родного края.

Основной из задач исследовательской работы – создание ресурсного центра.

  1. Создание геологической экспозиции в школьном краеведческом музее

  2. Использование кабинета геологии на уроках географии

  3. Сбор, обработка и использование коллекций образцов горных пород и ископаемых

  4. Создание пособий, дидактических и наглядных материалов, фото и видеоматериалов, картографических пособий для проведения исследовательской работы с обучающимися в учреждениях дополнительного образования и школах.

  5. Создание фонда методических разработок:

  • «Методика организация учебно-исследовательской работы по геологии Мценского района»

  • «Экскурсия в долину реки Зуша»

  • «Экспедиции по маршруту «Мценск - Высокое»

  • «Практические работы по краеведческому материалу для учащихся 6, 8 классов»

Значение нашей работы заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а так же экологического и экономического принципа.

Под краеведческим принципом понимается изучение краеведческого материала и использование в преподавании географии разнообразных географических сведений о фактах и явлениях окружающей местности, которые известны учащимся. Осуществление краеведческого принципа в обучении возможно при условии. Если все учащиеся, овладевающие основами географии приобретают определенный минимум непосредственных краеведческих знаний. Выполнение предусмотренного в программах практических работ на местности, поведение наблюдений и экскурсий, как подтверждает опыт, в основном позволяет учащимся от класса к классу накапливать, расширять и углублять краеведческие знания.

При опоре на эти знания в обучении создается благоприятное условие для более отчетливого усвоения школьниками географических понятий, законов, закономерностей территории. В реализации краеведческого принципа проявляется важнейшее дидактическое правило «от близкого к далекому», «от известного к известному». Исходя из этого положения мы осуществляем в школе связь внеклассного и программного краеведения, в школьном краеведческом музее нами создан уголок «Геология Мценского района», материалы которого мы используем на уроках географии.


Всякий раз, изучая рельеф, горные породы, полезные ископаемые, геохронологическую таблицу используем экспозиции школьного музея для изучения, закрепления важнейших понятий и закономерностей, содержащихся в «Начальном курсе географии» и курса «География России».

Систематическое использование краеведческих материалов в обучении приводит в итоге к отчетливости и прочности знаний.

Успех в работе определен интересом к педагогической деятельности, к творчеству, которые невозможны без умения вести исследовательскую работу. При совместной работе нами были использовании:

  1. Теоретические методы, которые используются в подготовительном этапе исследовательской работы.

Подготовительный этап включает:

  • Подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, изучение литературы по теме «Геология Мценского района»;

  • Выбор источников, требующих детального изучения (методическое пособие «Геологическое строение и полезные ископаемые Мценского района и Орловской области»);

  • Анализ, обобщение и систематизация материалов по геологии Мценского района;

  • Составление программы всех предстоящих работ в поле, намечаются линии маршрутов, участки изучения, обнажения.

  • Подготовка к полевому периоду (геологическому маршруту, походу, экспедиции и т.д.).


  1. Практические методы, которые мы применяли на втором этапе исследовательской работы:

  • Наблюдение:

  • геоморфологические (на примере долины реки Зуша в районе деревни Толмачево (определяли ширину русла реки, строение террас)

  • геологические (на левом крутом берегу осматривали обнажение с выходами слоев коренных пород на дневную поверхность)

  • Беседа- рассказ специалиста о геологическом истории края, который расширяет, закрепляет знания, полученные на уроках географии. Одним из этапов исследовательской работы – поездка в город Орёл на кафедру географии, где обучающиеся побывали на экскурсии в кабинете геологии у профессора геологии Шарапенко Александра Петровича. Он любезно показал нам коллекцию минералов и горных пород. Ребята познакомились с коллекцией полезных ископаемых Орловской области.

  • Полевые работы:

  • Практические занятия на местности в район Карауловой горы, Стрелецкой горы, на гору Самород, Толмачёвские горы и др.;

  • Проведение походов и геологических маршрутов;

  • Комплексные экскурсии в район изучаемых геологических объектов;

  • Экспедиции в район месторождения «Высокое»;

  • Сбор образцов ископаемых остатков растений и животных и полевое определение их с помощью определителя.

  • Исследование и документация обнажений месторождения «Высокое». Наша рабочая группа побывала на базе ОАО «Орёлгеология» и получила консультацию по месторождению «Высокое». Главный инженер Кравец Юрий Борисович и другие специалисты – геологи оказали большую помощь в сборе материала для исследовательской работы нашего социального проекта и провели анализ проб песка, отобранного на месторождении «Высокое».

  • Анкетирование, которое проводилось в рамках социального проекта. По мнению большинства опрощенных – 70% считают, что недостаточно налажен сбор мусора, 25% считают, что низок культурный уровень жителей, да и еще и сокращен штат работников ЖКХ – 5% .

Во время комплексных экскурсий в долину реки Зуши проводили очистку родников, уборку мусора. Личным примером показали правильность экологического поведения и недопущение несанкционированных свалок. Акция «Обелиск» проходила в рамках комплексных экспедиций «Мценск-Новосиль-Вяжи», «Мценск-Высокое», «Мценск-Высокое-село Красное», где учащиеся школы знакомились с историей Орловской области, почтили память погибших, привели в порядок захоронения.

Одним из результатов этой исследовательской деятельности стал социальный проект «Этой жизни не хватит Россию узнать», который стал лауреатом Всероссийской акции «Я – гражданин России». Разработана, апробирована и предложена к использованию экспедиции по маршруту «Мценск - Высокое», «В долину реки Зуша». На их основе разработаны экскурсии «Литературные места Мценского края», «Геология Мценского района», «По местам боев Великой Отечественной войны» (данные экскурсии были проведены участниками экспедиции для учащихся 4-7 классов). Оформлены методические разработки по данным темам. А главное оформлена экспозиция в школьном музее, где размещены результаты нашей работы: фотографии, геологические карты, описательный материал, образцы горных пород, составлены их описания. Учителя истории, географии, литературы проводили уроки в музее. Нами получено письмо открытого Акционерного общества «Орелгеология», подтверждающее наши исследования и возможность использования песка месторождения Высокое в стекольном и фарфоро-фаянсовом производстве, которого пока у нас в Орловской области нет.

Итогом научно – исследовательской работы стало формирование у учащихся гражданских навыков, умения работать и действовать идивидуально и в коллективе; принимать и защищать свои решения; формирование осознанного отношения к базовым ценностям:

  • сохранение главной ценности - здоровья человека;

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.

Сформировалась активной жизненная позиция учащихся – наша родная Мценская земля - богата своими природными ресурсами и ждёт нас молодое поколение, чтобы эти ресурсы изучать, сохранять и внедрять в народное хозяйство Орловской области, создавать новые рабочие места для нас юных граждан России.

Научно-исследовательская учебная деятельность это прежде всего процесс познания. А познание идет через радость ребенка, через удовольствие активного, самостоятельного освоение ими предметов и явлений в их поленом натуральном виде, а не опосредственно через рассказ учителя, часто в довольно скучный, хотя и сопровождаемый иллюстрациями и демонстрациями наглядного материала. Только здесь, вне стен школы есть то, чего так не хватает «Учебной скамье», - живое восприятие реального мира и личный практический опыт освоения его.







Список источников.

  1. Красулин B.C., Справочник техника - геолога. «Недра», Москва, 1974г.

  2. Кузнецов С.С., «Геологические экскурсии», «Недра», 1978г.

  3. Лаппо А.В., «Следы былых биосфер», «Знание», Москва, Л979г.

  4. Махлаев В.Г., «Экскурсия в долину Оки», Орёл, 1951г.

  5. Музафаров В.Г., Практические занятия по геологии. «Учпедгиз», 2000г.

  6. Судо М.М., «Геология для всех», «Знание», 1973г.

  7. Сурин В.К. «Геологическое строение и полезные ископаемые Орловской области», Орловское книжное издательство, 1961г.

  8. Харченко А., «Природа Орловской области, геологическое строение и полезные ископаемые», Орёл, 1961г.

  9. «Энциклопедия для детей. Геология». «Аванта +», Москва, 2001г.

  10. Атлас Орловской области. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2000г. 17.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!