Ростовская область не сегодня стала многонациональной. На протяжении веков на Дону складывался опыт сосуществования людей различных национальностей, конфессий. Добрососедские отношения, толерантность и доброжелательность, унаследованные от предков, являются отличительными признаками донской земли. Вместе с тем, радикальные общественно - политические преобразования 90-х годов минувшего столетия привели к ухудшению межнациональных отношений народов России и в частности в Ростовской области. Безусловно, сегодня необходимо проводить определенную работу, которая может дать положительный результат в достижении межнационального согласия и обеспечить дальнейшую стабилизацию общественной ситуации. И мы молодое поколение не должны оставаться в стороне, поэтому тема моей исследовательской работы - актуальна.
Цель моего исследования - рассмотреть особенности национального состава донского края, отношения между народами, их традиции и обычаи.
Задачи
- распространение в молодёжном общественном сознании правил Уважения, Культуры поведения;
-содействие формированию негативного отношения к проявлениям терроризма в отношении абсолютно всех слоев населения;
- изучение работы общественных организаций в укреплении добрососедских отношений между людьми разных национальностей;
Методы:
- изучение работы объединений национальных диаспор Ростовской области и г. Волгодонска;
-изучение теоретического банка данных (литературы, исторических документов, публикаций) и Интернет-ресурсов;
- анкетирование, опрос о сохранение в семье национальных традиций;
- сопоставление наблюдений и имеющихся публикаций;
Объект исследования являются отношения между народами донского края, их традиции и обычаи в современном обществе и взаимоотношения между людьми разной национальности.
Гипотеза Требуется постоянное внимание к воспитанию толерантного отношения к национальным культурам, для сохранения мира и стабильности на донской земле.
На территории донского края проживают представители более 100 национальностей и народностей. По последней переписи, у нас 89,6 процента русских, украинцев и белорусов 3,4% , 7 процентов других национальных групп населения. Среди них — армяне, турки-месхетинцы, дагестанцы, чеченцы. Они проживают как концентрированно в ряде муниципальных образований, так и дисперсно на всей территории области вместе с представителями других национальностей. Наиболее многочисленные национальные группы населения — армяне-2,5 процента, турки-месхетинцы — 0,6 процента, азербайджанцы, чеченцы и татары по 0,4 процента.
Я провел анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 9 им. И. Ф. Учаева
В анкете спрашивалось:
-К какой национальности принадлежит ваша семья?
-Говорите ли вы в семье на родном языке?
-Соблюдаются в вашей семье национальные традиции и обычаи?
-Как вы относитесь к людям другой национальности?
Среди опрошенных: русских – 245 человек, дети из смешанных семей - 11, азербайджанцев – 23, корейцев – 4, армяне – 9, турки – 3, украинцы – 5. Всего –300 человека. Из них говорят на родном языке – 274 человек, не говорят – 19. Соблюдают традиции – 283 человек, не соблюдают – 17. Хорошо относятся к людям другой национальности – 293 человек, плохо - 7.
Также я встречался с людьми разных национальностей, беседовал с ними.
При администрации г. Волгодонска работает Сектор по делам казачества и национальных диаспор. Руководит сектором Бенеташвили Тамази Гивиевич. Я беседовал по телефону или встречался лично:
с председателем РОО (Региональная общественная организация) «Объединение представителей народов Дагестана «Ватан»» Гажаев Серажутдин Магомедович,
- с председателем РОО – объединение «Межнациональное сотрудничество «Иберия» Бенеташвили Тамази Гивиивич,
- с председателем «Волгодонское Чеченское сообщество» Кагиров Лом Али Бетерсолтович,
- с руководителем «Волгодонское отделение Некоммерческого партнерства по молодежному возрождению казачества «Донцы»» Зинченко Павел Григорьевич, Познакомился с деятельностью Ассоциации корейцев в Ростове-на- Дону через интернет – ресурс.
На основе их рассказов, материалов интернета написал исследовательскую работу о культуре и взаимоотношении людей разных национальностей, проживающих на территории Ростовской области и в городе Волгодонске.
2. Основная часть
Люди селились по разным обстоятельствам на территории донского края и понимали, что сосед, исповедует другую религию, у него другие исторические корни, другая культура, традиции, и, если не находить общего языка, ничего доброго из такого соседства не получится. Так выстраивались добрососедские отношения в станицах, хуторах, на городских территориях. В настоящие время на территории Ростовской области сохраняется толерантное отношение между людьми разной национальности. В 90-х годах в связи с распадом СССР хлынул поток беженцев из бывших советских республик, что привело к обострению межнациональных отношений.
По словам руководителя « Волгодонского отделения Некоммерческого партнерства по молодежному возрождению казачества «Донцы»» Зинченко Павел Григорьевич, национальный вопрос такой, что в любой момент может возникнуть острый конфликт.
Казачья молодёжная организация «Донцы» ставит перед собой задачи патриотического воспитания молодежи, сохранения традиций и культуры казачества, правовое воспитание молодежи. Особое внимание уделяют формированию неприятие терроризма в любых его проявлениях.
Во всех мероприятиях Казачьей молодёжной организации «Донцы» участвуют школьники, студенты, представители Русской Православной Церкви, жители пострадавших населенных пунктов. В настоящее время Казачьей молодёжной организации «Донцы» реализуются проект Межнациональный диалог.
прошел митинг и шествие молодых людей по улицам города.
Проект направлен на прекращение межнациональной розни, снятие межнациональной и межконфессиональной напряженности и на создание межнационального диалога
2.1. Традиции и обычаи казаков
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
2.2 Украинские обычаи — душа народа
С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.
Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
2.2. Культура армянского народа
Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны.
Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.
Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.
Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
2.3 Азербайджанские обычаи и традиции
Азербайджане –свято соблюдает свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.
Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.
2.4 Корейские традиции
Ростовская область входит в число российских регионов, где исторически компактно проживают этнические корейцы. В годы развала Советского Союза на Дон еще переехали корейские семьи из бывших советских республик.
Традиции корейского народа определенно повлияли на появление ремесел. Изделия корейских мастеров славятся качеством, тонкостью и изяществом исполнения.
Еще одно из самых древних ремесел – обработка металла. Изделия из золота, серебра и бронзы, ювелирные украшения, сохранившиеся до сегодняшних дней, не перестают поражать своей изысканностью. Наибольшее восхищение вызывают изделия, которые были изготовлены мастерами королевства Силла.
Праздники
Корейцы – рабочий народ. Но праздниками и памятными датами никто не брезгует, а даже наоборот. Поскольку в стране используется два календаря, праздничных дат довольно таки не мало. Не все праздники сохранили свои старинные обычаи. Но два главных праздника в году, а именно Лунный Новый Год и Чхусок продолжают праздновать, как подобает.
На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное внимание придается и нравственности гостя. Гость должен быть сдержанным, скромным и любезным человеком. Согласно грузинской (и кавказской) традиции гостеприимства, гость у входа снимал оружие и сдавал хозяину или старшему в семье. Этим высоконравственным поведением гость внушал к себе доверие, выражал верность и уважение хозяину. Это означало приход в семью с благими намерениями, с миром и дружбой.
Семейные традиции
Грузинская семья - это всегда большая семья, независимо от того, сколько в ней детей, потому что в понятие семья включаются и близкие, и дальние родственники, с которыми поддерживаются очень тесные и теплые отношения. Поэтому одной из семейных традиций по праву можно назвать частые и масштабные застолья, когда все родственники собираются вместе для празднования дней рождений, свадеб, именин, крестин и других торжеств.
2.6. Чеченские традиции
Культ огня и очага в чеченской семье
Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее, возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве, выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом; «ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции – готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.
Выделившаяся малая семья выступала как отдельная хозяйственная единица. В
При сохранении натурального характера хозяйства необходимые в хозяйстве и в быту предметы изготовлялись силами семьи – в основном, женщинами. Положение женщины соответствовало тому важному месту, которое она занимала в общественном месте и в трудовой жизни семьи.
Обычаи «избегания» у чеченцев
3. Заключение
Проведенное исследование охватило разные стороны национализма в России. В результате исследования вопроса национализма установлено, что в Ростовской области очень много народов со своими традициями, культурой, обычаями. Все они абсолютно разные. Каждая нация уникальна по-своему. Так же мы узнали, что между нациями существует некие конфликты. Национальные различия это повод, а причина совершенно в другом. Причина, по – моему мнению, в воспитании. Поэтому чтобы достичь толерантности между нациями надо воспитывать ее с детства.
Человек, как основа Цивилизации, должен иметь, цивилизационную функцию своего народа, постоянно удерживая свое внимание на необходимости позитивного развития собственной жизни и деятельности своего Государства.
Из всех многочисленных споров по национальной проблеме мы сделали для себя важный вывод принципиального характера: Нет плохих наций, но среди них всегда найдутся такие люди, которые не будут уважать чужую нацию, и пойдут против государства.
В ходе работы я убедился в том, что донской край очень богат народами и нациями. Пришел к выводу, что для сохранения мира между разными народами, поддержания добрососедских отношении, толерантности и доброжелательности, необходимо знать культуру разных народов и наций. В Ростовской области работают общественные организации, которые делают очень много, для сохранения добрых отношений между людьми разных национальностей, веры и культур. Администрация Ростовской области и города Волгодонска уделяют большое внимание национальному вопросу в целом, недопущению межнациональных конфликтов. Благодаря общим усилиям, в нашей многонациональном крае удается сохранить мир между народами, проживающими на ее территории.
Мы думаем, что нашу работу можно использовать на уроках МХК, географии, природоведения, на классных часах, а так же на беседах по теме «Наша страна».
На основе моей работы я готовлю общешкольное мероприятие «Диалог культур», в котором учащиеся будут представлять культуры своих национальностей. По моему замыслу, это будет большой школьный праздник, который
Список использованной литературы и интернет ресурсов