СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Дон многонациональный

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

Ростовская область не сегодня стала многонациональной.  На  протяжении веков на Дону складывался опыт сосуществования людей различных национальностей, конфессий.   Добрососедские отношения, толерантность и доброжелательность, унаследованные  от  предков, являются  отличительными  признаками  донской земли.  Вместе с тем, радикальные общественно - политические  преобразования 90-х годов минувшего столетия  привели к ухудшению  межнациональных  отношений  народов  России и в частности в Ростовской области. Безусловно,  сегодня необходимо  проводить определенную работу, которая  может  дать  положительный результат в достижении  межнационального  согласия  и  обеспечить дальнейшую стабилизацию общественной ситуации. И мы молодое  поколение не должны оставаться в стороне, поэтому тема моей исследовательской работы -  актуальна.

Цель моего исследования - рассмотреть особенности национального состава донского края, отношения между народами, их традиции и обычаи.

Задачи

- распространение в молодёжном общественном сознании правил Уважения, Культуры поведения;

-содействие формированию негативного отношения к проявлениям терроризма в отношении абсолютно всех слоев населения;

- изучение работы общественных организаций в укреплении добрососедских отношений между людьми разных национальностей;

Методы:  

- изучение работы объединений национальных диаспор Ростовской области и г. Волгодонска;

-изучение теоретического банка данных (литературы, исторических документов,                              публикаций) и Интернет-ресурсов;

- анкетирование, опрос о  сохранение в семье национальных традиций;

- сопоставление наблюдений и имеющихся публикаций;

Объект исследования  являются отношения между народами донского края, их традиции и обычаи в современном обществе и взаимоотношения между людьми разной национальности.

Гипотеза Требуется постоянное внимание к воспитанию толерантного  отношения  к национальным культурам,  для сохранения мира и стабильности на донской земле.

На    территории донского края проживают представители более 100 национальностей и народностей. По  последней  переписи,  у  нас 89,6  процента  русских,  украинцев   и  белорусов 3,4% ,  7 процентов других национальных групп населения. Среди них — армяне,  турки-месхетинцы, дагестанцы, чеченцы. Они проживают  как  концентрированно  в  ряде  муниципальных  образований, так  и  дисперсно  на  всей территории области вместе с представителями других национальностей.  Наиболее многочисленные национальные группы населения — армяне-2,5 процента,  турки-месхетинцы — 0,6 процента, азербайджанцы,  чеченцы  и  татары  по 0,4 процента.

Я провел анкетирование  среди учащихся МОУ СОШ № 9 им. И. Ф. Учаева

В анкете спрашивалось: 

-К какой национальности принадлежит ваша семья? 

-Говорите ли вы в семье на родном языке?

-Соблюдаются в вашей семье национальные традиции  и обычаи?

-Как вы относитесь к людям другой национальности?

Среди опрошенных:  русских – 245 человек, дети из смешанных семей  - 11, азербайджанцев – 23, корейцев – 4, армяне – 9, турки – 3, украинцы – 5. Всего –300 человека. Из них говорят на родном языке – 274 человек, не говорят – 19. Соблюдают традиции – 283 человек, не соблюдают – 17. Хорошо относятся к людям другой национальности  – 293 человек, плохо  - 7.

Также я встречался с людьми разных национальностей, беседовал с ними.

При администрации г. Волгодонска работает  Сектор по делам казачества и национальных диаспор. Руководит сектором  Бенеташвили Тамази Гивиевич. Я беседовал по телефону или встречался лично: 

с председателем РОО (Региональная общественная организация) «Объединение представителей народов Дагестана «Ватан»» Гажаев Серажутдин Магомедович,

- с председателем РОО – объединение «Межнациональное сотрудничество «Иберия» Бенеташвили Тамази Гивиивич,

- с председателем «Волгодонское Чеченское сообщество» Кагиров Лом Али Бетерсолтович,

- с руководителем «Волгодонское отделение Некоммерческого партнерства по молодежному возрождению казачества «Донцы»» Зинченко Павел Григорьевич, Познакомился с деятельностью Ассоциации корейцев в Ростове-на- Дону через интернет – ресурс.

На основе их рассказов, материалов интернета написал исследовательскую работу о культуре  и взаимоотношении  людей разных национальностей, проживающих на территории Ростовской области и  в городе Волгодонске.

2. Основная часть

Люди селились по разным обстоятельствам на территории донского края и понимали,  что  сосед,  исповедует  другую религию, у него  другие  исторические корни, другая культура, традиции, и, если не находить общего  языка,  ничего  доброго  из  такого  соседства не  получится. Так выстраивались  добрососедские отношения в станицах, хуторах, на городских территориях. В настоящие время на территории  Ростовской области сохраняется толерантное отношение между людьми разной национальности. В 90-х годах в связи с распадом СССР хлынул поток беженцев из бывших советских республик, что привело к обострению межнациональных отношений.

По словам руководителя « Волгодонского отделения Некоммерческого партнерства по молодежному возрождению казачества «Донцы»» Зинченко Павел Григорьевич, национальный вопрос такой, что в любой момент может возникнуть острый конфликт.

Казачья молодёжная организация «Донцы» ставит перед собой задачи патриотического воспитания молодежи, сохранения традиций и культуры казачества, правовое воспитание молодежи.  Особое внимание уделяют формированию неприятие терроризма в любых его проявлениях.

Во всех мероприятиях Казачьей молодёжной организации «Донцы» участвуют школьники, студенты, представители Русской Православной Церкви, жители пострадавших населенных пунктов. В настоящее время Казачьей молодёжной организации «Донцы» реализуются проект  Межнациональный диалог.

прошел митинг и шествие молодых людей по улицам города.

Проект направлен на прекращение межнациональной розни, снятие межнациональной и межконфессиональной напряженности и на создание межнационального диалога

 

2.1. Традиции и обычаи казаков  

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

   1.     Уважительное отношение к старшим.

2.     Безмерное почитание гостя.

3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

         Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой  о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед  родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.        

Отношение к женщине

         Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.        

   Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.

         Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

 

2.2  Украинские обычаи — душа народа

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Рождество

Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

2.2. Культура армянского народа

Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны.

Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.

Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.

Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.

 

2.3  Азербайджанские обычаи и традиции

Азербайджане –свято соблюдает  свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.

Семья и семейный быт являются носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании детей, жуховным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении омашнего хозяйства, заботе о пожилых рдителях и многих других аспектах семейной жизни проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.

 

2.4  Корейские традиции

Ростовская область входит в число российских регионов, где исторически компактно проживают этнические корейцы. В годы развала Советского Союза на Дон еще переехали корейские семьи из бывших советских республик.

   Традиции корейского народа определенно повлияли на появление ремесел.  Изделия корейских мастеров славятся качеством, тонкостью и изяществом исполнения.

   Еще одно из самых древних ремесел – обработка металла. Изделия из золота, серебра и бронзы, ювелирные украшения, сохранившиеся до сегодняшних дней, не перестают поражать своей изысканностью. Наибольшее восхищение вызывают изделия, которые были изготовлены мастерами королевства Силла.

         Праздники

   Корейцы – рабочий народ. Но праздниками и памятными датами никто не брезгует, а даже наоборот. Поскольку в стране используется два календаря, праздничных дат довольно таки не мало. Не все праздники сохранили свои старинные обычаи. Но два главных праздника в году, а именно Лунный Новый Год и Чхусок продолжают праздновать, как подобает.

 

2.5. Грузинские традиции

Традиции гостеприимства

Гость – посланник Бога» - гласит грузинская пословица.

 На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное внимание придается и нравственности гостя. Гость должен быть сдержанным, скромным и любезным человеком. Согласно грузинской (и кавказской) традиции гостеприимства, гость у входа снимал оружие и сдавал хозяину или старшему в семье. Этим высоконравственным поведением гость внушал к себе доверие, выражал верность и уважение хозяину. Это означало приход в семью с благими намерениями, с миром и дружбой.

Семейные традиции

Грузинская семья - это всегда большая семья, независимо от того, сколько в ней детей, потому что в понятие семья включаются и близкие, и дальние родственники, с которыми поддерживаются очень тесные и теплые отношения. Поэтому одной из семейных традиций по праву можно назвать частые и масштабные застолья, когда все родственники собираются вместе для празднования дней рождений, свадеб, именин, крестин и других торжеств.

 

2.6. Чеченские традиции

Культ огня и очага в чеченской семье

Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее, возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве, выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом; «ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции – готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.

Выделившаяся малая семья выступала как отдельная хозяйственная единица. В

При сохранении натурального характера хозяйства необходимые в хозяйстве и в быту предметы изготовлялись силами семьи – в основном, женщинами. Положение женщины соответствовало тому важному месту, которое она занимала в общественном месте и в трудовой жизни семьи.

 Обычаи «избегания» у чеченцев

3. Заключение

Проведенное исследование охватило разные стороны национализма в России. В результате исследования вопроса национализма  установлено, что в Ростовской области очень много народов со своими традициями, культурой, обычаями. Все они абсолютно разные. Каждая нация уникальна по-своему. Так же мы узнали, что между нациями существует некие конфликты. Национальные различия это повод, а причина совершенно в другом. Причина, по – моему мнению, в воспитании.  Поэтому чтобы достичь  толерантности между нациями надо воспитывать ее с детства.

 Человек, как основа Цивилизации, должен иметь, цивилизационную функцию своего народа, постоянно удерживая свое внимание на необходимости позитивного развития собственной жизни и деятельности своего Государства.

Из всех многочисленных споров по национальной проблеме мы сделали для себя важный вывод принципиального характера: Нет плохих наций, но среди них всегда найдутся такие люди, которые не будут уважать чужую нацию, и пойдут против государства.

В ходе работы я убедился в том, что донской край очень богат народами и нациями. Пришел к выводу, что для сохранения мира между разными народами, поддержания добрососедских отношении, толерантности и доброжелательности, необходимо знать культуру разных народов и наций. В Ростовской области работают общественные организации, которые делают очень много, для сохранения добрых отношений между людьми разных национальностей, веры и культур. Администрация Ростовской области и города Волгодонска уделяют большое внимание национальному вопросу в целом, недопущению межнациональных конфликтов. Благодаря общим усилиям,  в нашей многонациональном крае  удается сохранить мир между народами, проживающими на ее территории.

Мы думаем, что нашу работу можно использовать на уроках МХК, географии, природоведения, на классных часах, а так же на беседах по теме «Наша страна».

На основе моей работы я готовлю общешкольное  мероприятие «Диалог культур», в котором учащиеся будут представлять культуры своих национальностей. По моему замыслу, это будет большой школьный праздник, который Список использованной литературы и интернет ресурсов

  1. http://volgodonskgorod.ru/
  2. E-mail: [email protected]
  3. http://www.adamalla.com/showthread.php
  4. http://traditio-ru.org/wiki/Армяне
  5. http://ukraine-for-business.com/ru/interesting-ukraine/54-ukrainian-customs-and-traditions-in-ukraine
  6. http://www.travelbenz.com/ru/info/georgia/tradition/country/1/
  7. http://www.doncy.ru/
  8. "Дон многонациональный". Издательство "Старые русские", Ростов-на-Дону, 1999г

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!