СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "ДЕТСКАЯ ПЕРЕПИСЬ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ № 3 В 5-11 КЛ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

По прогнозам ООН в 2050г. на земле будут проживать от 7,9 до 10,9 млрд. человек, а вероятней всего – 9,3 млрд.

Наша страна в начале второго тысячелетия занимала 7 место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Для многих стран мира, несмотря на новые современные альтернативные подходы к «прогнозированию» статистических исследований, единственным и точным источником информации о состояние населения по демографическим и социальным показателям остается крупномасштабная перепись населения, основанная на опросе каждого гражданина переписчиком. Организация Объединенных Нации направила во все страны мира предложение о проведение переписи населения  на пороге третьего тысячелетия, рекомендовав составление подобных «фотопортретов населения» раз в десять лет.

Демографические процессы и  преобразования  происходят не только в крупных городах   Российской Федерации, но и в  таких крошечных уголках огромной страны, как средняя общеобразовательная школа № 3 города Барабинска Новосибирской области, где я и обучаюсь в 11 классе.

За 10 летний срок обучения мною была замечена   закономерность -  ежегодно количество учащихся в школе меняется: либо приходят новые ученики, из других школ и районов, либо наши ученики покидают школу, связи с переменой места жительства или по каким то иным причинам.

Вместе с учениками в мою школу переходят и их увлечения, заботы, интересы, проблемы, перспективы  и планы на будущее. Мне, как и многим другим учащимся,  интересно, кто такие  эти «новенькие» и что представляет  собой  наша школа с появлением, каждый учебный год, новых ее обитателей.            Актуальность темы, взятой мной, очевидна.  Последняя Всероссийской переписи населения проводилась в ноябре 2010 года. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 145,2 млн. человек. На 1 января 2009 года численность населения составляет 141,9млн. человек. В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, идет реализация приоритетного проекта «Здоровье», введены меры государственной поддержки семьи, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Демографические процессы в нашей стране остаются неустойчивыми, и кризисные явления в их развитии ещё не преодолены. Как отметил   Дмитрий Медведев: «Дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в  том числе и в области статистики…»

 Данная  работа представляет собой упрощенную модель  переписи населения 2010 года.

Цели работы: исследовать полученные  обобщенные демографические и социальные  и общественные сведения об учащихся МБОУ СОШ № 3 , в связи с ежегодным изменением количества учеников в классах и общим изменением обучающихся самой школы, для того чтобы выявить:

  1. Общее количество обучающихся  в сравнении с предыдущим учебным годом;
  2. Условия проживания учащихся;
  3. Основные виды занятости учащихся  в школе и дома;
  4. Каким будет современный выпускник МБОУ СОШ № 3.

 Для решения этих целей я поставила следующие задачи:

  1. Изучить дополнительную литературу, статистические  материалы, а также программу Всероссийской  переписи населения 2002,2010 годов.
  2. Определить особенности Всероссийской переписи населения.
  3. Разработать специальные бланки переписного листа для детской переписи населения учащихся МОУ СОШ № 3 , 5-11 классов.
  4. Провести опрос учащихся 5-11 классов и собрать необходимые сведения.
  5. Проанализировать  переписные листы в целях исследования и  получить обобщенные демографические и социальные сведения об учащихся МБОУ СОШ №3 .
  6. Подвести итоги и сделать необходимые соответствующие выводы.

Перепись населения  — периодический или единовременный процесс сбора информации о численности и составе населения, получение демографических, экономических, социальных данных о жителях страны и отдельных территорий, (из современного экономического словаря)

Перепись населения - периодический процесс сбора информации о численности и составе населения, получение демографических, экономических, социальных данных о жителях страны и отдельных территорий, (из словаря бизнеса).

Везде, где проходит перепись, ей предшествует серьезная всеобъемлющая работа с населением, основная цель которой показать и убедить,  что перепись-вещь хорошая и нужная. Перепись населения составляет основу национальной статистики каждой страны и является одним из наиболее важных источников сведений о демографической и социальной ситуации на региональном и глобальном уровне.

В развитых странах твердо убеждены, что выгоды, которые можно получить от переписи, значительно превышают затраты на ее проведение. Этот вывод основан на результатах повсеместного распространения данных переписи населения  и их значении для сохранения, поддержания и продолжения знаний общества о самом себе. Кроме того, перепись является своего рода стимулом политической жизни общества, способствует его демократизации, в частности проведению демократических выборов, справедливому использованию и распределению общественных ресурсов.

Почти во всех странах мира существуют законы о статистике, согласно которым вся собранная в ходе переписи информация используется только для статистических целей и сохраняется конфиденциальной. Информация, полученная о каждом конкретном человеке, не может быть передана какой-либо организации или частному лицу.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории РФ в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

  1. Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории РФ, и проводится на всей территории РФ по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.
  2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.
  3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.
  4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Правовой основой Всероссийской переписи населения является Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации. (Выписка из Закона РФ «О Всероссийской переписи населения» от 25.01.2002 года.)

Программа детской переписи учащихся

Как уже говорилось, данная исследовательская работа представляет собой упрощенную модель проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. Программа детской переписи учащихся МБОУ СОШ № 3  в 5-11 классах состоит из программы сплошного наблюдения и   размещена на одном формате  переписного листа. По программе сплошного наблюдения  были опрошены  постоянно обучающиеся дети МБОУ СОШ № 3.  В переписной лист  вошли вопросы  о возрасте, месте жительства, жилом помещении, наличии собственной комнаты. Следующая группа вопросов касается занятости учащихся в школе и дома в неурочное время. Есть вопросы об иностранных языках, которыми хотели бы владеть учащиеся школы, какую страну они хотели бы посетить. Завершается анкета вопросом о будущей профессии ученика. Естественно есть вопрос и о том нравится ли детям  учиться в этой школе.

Численность и количество учащихся,  распределение их по полу

В 2011-2012 учебном году в МБОУ СОШ № 3 в 5-11 классах обучается 354 ребенка. Из них было опрошено 283 человека, в том числе 148 девочек, это 52% и 135 мальчиков – 47%. Численность девочек превышает мальчиков на 13 человек, то есть на 4,5%.  Входе опроса выяснилось, что самые популярные имена среди девочек стали: Анастасия – 10%, Кристина – 9%, Екатерина – 6,7% Ксения -  9%, Виктория – 9%, Юлия – 5,4%, Мария – 4%, Татьяна – 5%, Елена – 6%.У мальчиков самые распространенные имена: Андрей – 9,6%, Алексей – 7,4%, Александр – 6,6%, Максим – 5,1%, Владимир – 3,7%, Сергей – 5,1%, Дмитрий – 6%.  Как известно уже давно стало «модным» называть детей не то чтобы необычными, но неординарными именами. Среди девочек нашей школы выделяются такие редкие имена: Полина, Регина, Анжела, Арина, Людмила, Елизавета, Софья, Яна, среди мальчиков: Виталий, Семен, Роман, Павел, Олег, Юрий, Егор, Геннадий, Артур, Аркадий,   

Место жительства и условия проживания.

 Дети, обучающиеся в МБОУ СОШ № 3,   проживают в микрорайоне школы. Большинство опрошенных – 207 человек, а это 73%, до обучения в школе родились и жили в Барабинске. А 56 (19%) человек родились в других  местах Новосибирской области и России и,прибыли в Барабинск в разное время, и на данный момент обучаются в МБОУ СОШ № 3 .

Кроме этого, до обучения в школе детский сад посещали 214 детей, не посещали – 69.

Из 283 опрошенных  195 учащихся живут в полной семье, т.е. имеют обоих родителей. А 212 детей, имеют родных братьев и сестер,  65 учеников являются единственными детьми в семье. Но, тем не менее, 26% учащихся проживают  в неполной семье, в основном с мамой. У 86% опрошенных родители работают, 11% живут с безработными родителями.

Больше половины учащихся – 58% живут  со своими родителями в отдельном индивидуальном доме. 26%  - проживают в благоустроенной квартире, 2% живут в общежитии (пер. Халтурина)  и 5% учащихся проживают в каких - то других жилых помещениях.   В  процессе опроса выяснилось, что жилые помещения обучающихся в МОУ СОШ №92 вполне благоприятные. У 213(75%)  детей есть свои комнаты, где они могу спокойно готовить домашнее задание и заниматься своими личными  делами. И это правильно, потому, что 87%  имеют многокомнатные жилые помещения (2,3 и более комнат),  а 23% не имеют своей собственной комнаты.

Занятость учащихся.

В нашем образовательном учреждении  занятия происходят в одну смену, поэтому часть времени дети проводят в школе. Мною было выяснено, уроки, каких школьных дисциплин  больше всего нравится посещать ученикам. Оказалось, что заниматься физической культурой и спортом нравится 53% учащимся, 27%  - более точная наука математика, около 15% отдают предпочтение русскому языку и литературе. Такие предметы как: ОБЖ, ИЗО, информатика, английский язык, история, биология, география и обществознание предпочитают от 8% до 18% учеников. 

Свободное от уроков время большинство детей стараются проводить с пользой для себя. Чтобы занять учащихся в нашей школе работают различные кружки, клубы и секции ( и другие). Помимо  имеющихся в школе, дети посещают  кружки в других местах города Барабинска.  Наиболее популярные снова оказались спортивные секции  -28%, технические кружки – 8%, художественные – 6%, музыкальные – 5%, танцевальные и хореографические – 4,5%. Но 5% учащихся все – таки ничего не посещают. 

Оставшееся, свободное от занятий в школе, время  дети проводят дома со своими родственниками. Большая часть занимает подготовка домашнего задания, а остальное  - отдых. Как же предпочитают отдыхать ученики нашей школы? Выяснилось, что, так как сейчас практически нет семей, в которых бы не было компьютера,  большая часть опрошенных (27%) все свободное время дома проводят за компьютером, в интернете либо, играя в игры. 19% опять же занимаются спортом,7%  - слушают музыку,8%  - вяжут, 5% - рисуют, а вот 19% отдыхают, гуляя со своими друзьями на улице. 

 Многим нравится  отдыхать на диване, смотря телевизор. Сегодняшнее телевидение отличается большим разнообразием всевозможных доступных  каналов.  Что предпочитает смотреть современная молодежь? 53% опрошенных смотрят художественные фильмы, 27% - комедии,11% - фантастику. Сериалы нравятся 25% учащихся, особенно «Универ» и «Счастливы вместе».  Около 18% уделяют время просмотру так называемых развлекательных передач: «Большие гонки», «Минута славы», «Дом -2», «КВН», «Комеди Клаб», «Наша RUSSIA», «Такси» и другие. Информационно-познавательными программами интересуются пока 9% учеников.   

Дополнительные сведения.

В переписной лист были включены некоторые дополнительные вопросы, интересовавшие лично меня.  Мне и моим одноклассникам заканчивать 11 класс.  Что будет с каждым из нас после окончания школы  - неизвестно.… Какой путь захочет выбрать для себя сегодняшний выпускник?.. К чему будут стремиться будущие выпускники через 2-3 года?.. Сбудутся ли их желания, мечты и надежды…

В заключении необходимо сказать о том, как сегодня выглядит выпускник МБОУ СОШ № 3 Считаю, что наша школа является хорошей основой и фундаментом для сегодняшних и будущих выпускников. Об этом говоря и хорошие результаты на ЕГЭ и ГИА. Талантливый и сильный педагогический состав делают все для того, что бы мы смогли реализовать себя в будущем именно так, как нам хочется, а не, как получится. 11% опрошенных  хотят быть работниками железно -  дорожного транспорта, 7% -юристами, 6% -врачами, 5% - бизнесменами и спортсменами, 4% - учителями и дизайнерами,3% - экономистами, 2,5% - инженерами. Кроме этого многие учащиеся и будущие выпускники хотят в совершенстве владеть еще и  иностранными языками:  69% -английским, 15% - французским, и 14% - немецким. 4% опрошенных  мечтают  свободно общаться на арабском, 3% - на китайском и 2,5% - на испанском.   Если они смогут реализовать все это, то совершенно свободно и спокойно  смогут позволить себе посетить ту страну, о которой мечтают сейчас. 17,5% мечтают побывать во Франции и США, 22%  - в Англии, 6% - в Германии, 4% - в Италии, 5,3% - в Египте и 4,2% -  в Китае. 

          Осталось пожелать всем выпускникам и себе удачи и успехов в осуществлении всех надежд и начинаний.

          Результаты данной исследовательской работы могут использоваться в работе психологической службы школы, психологом и социальным педагогом, а также при необходимости и работникам администрации школы.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!