СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа « Ах вы, чуни, мои чуни… » Исследование краеведческой находки

Нажмите, чтобы узнать подробности

На чердаке старого дома мы с папой обнаружили неизвестный мне предмет. По мнению папы, это был предмет старинной обуви, точное название которого, чуни. Проблема  недостаточных сведений о краеведческой находке определила тему нашего исследования: «Ах вы, чуни, мои чуни… ».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа « Ах вы, чуни, мои чуни… » Исследование краеведческой находки»

.



« Ах вы, чуни, мои чуни… »

Исследование краеведческой находки


Исследовательская работа




Автор:

Какурин Александр,

обучающийся 3 класса

МБОУ «Сергиевская СОШ»


Научный руководитель:

Шеховцова Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Сергиевская СОШ»,

Губкинского района Белгородской области





Губкин, 2016











Оглавление



Введение



3


Глава I. Обувь на Руси. Лапти



5


Глава II. Лапти из пеньковой веревки, или чуни



9


Глава III. Прабабушкины чуни сегодня



13


Заключение



15


Литература



15






















Введение


На чердаке старого дома мы с папой обнаружили неизвестный мне предмет. По мнению папы, это был предмет старинной обуви, точное название которого, чуни. Проблема недостаточных сведений о краеведческой находке определила тему нашего исследования: «Ах вы, чуни, мои чуни… ».

Актуальность и значимость данной темы состоит в том, что старину мы не знаем и её изучать надо. Какую обувь носили люди раньше? Поэтому объектом нашего исследования стала краеведческая находка - чуни как вид обуви. Предметом исследования - когда, где и как использовались чуни.

Цель данной работы: изучение истории появления чуней, их классификация и функционирование.

Задачи:

  1. Выяснить время появления чуней как вида старинной русской обуви.

  2. Исследовать, к какому времени относится наша краеведческая находка.

  3. Исследовать современное бытование чуней.

Гипотеза исследования: мы предположили, что наша находка, чуни, относится к началу XX века. Использовались они на территории Белгородской области повсеместно. Чуни современного бытования они не имеют.

Для достижения цели мы использовали следующие методы:

- изучение исторических, архивных и литературных источников;

- экскурсии в музеи, в том числе и виртуальные;

- интервьюирование;

- сравнение и обобщение полученной информации;

Информантами выступили жители сёл Присынки, Пугачи и Сергиевка Губкинского района Белгородской области, работники магазинов «Обувь» города Губкина.

Приложение 1

Список информантов,

жителей сёл Сергиевского сельского округа Губкинского района


  1. Болотникова Мария Лукьяновна, 1918 г. р., село Евгеньевка

  2. Гончарова Раиса Владимировна, 1939 г. р., село Евгеньевка

  3. Гончаров Алексей Владимирович, 1939 г. р., село Евгеньевка

  4. Апатенко Зинаида Васильевна, 1930 г. р., село Сергиевка

  5. Каунова Анастасия Сергеевна, 1995 г. р., село Присынки

  6. Дергилёва Валентина Игнатьевна, 1937г. р., село Присынки

  7. Шестакова Александра Александровна, 1946г. р., село Присынки

  8. Иванченко Елизавета Семёновна, 1937г. р., село Пугачи

  9. Тыркалова Лидия Петровна, 1940 г. р., село Пугачи

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспозиция школьного музея «Русская горница» пополнилась новым экспонатом, а материалы могут использоваться на уроках истории, краеведения, русского языка, во внеклассной работе. Исследование развивает интерес к дальнейшему изучению народных традиций, ремесел и культуры русского народа и нашего края.




























Глава I. Обувь на Руси. Лапти.


Лапти – это обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носили в России. Лапти с онучами были главной обувью крестьян – и мужчин, и женщин. В лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли большинство на Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная России". И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости.

Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется происхождение его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи

находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна? Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников». Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей, татар, украинцев.

Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Лапти из тонких корней назывались коренниками, из драни молодого дуба дубачами или дубочарами, а из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок лапти назывались курпами, крутцами, чунами, шептунами.


Приложение 2


Классификация лаптей






липа

лыка



из корней


из пеньки


берестяники



коренники


крупы


дубовики


из волос



крутцы


дубачи


волосяники



шептуны


дубочары


из соломы



чуни


ракитники



соломенники



Плели лапти даже из конских грив и хвостов (волосяники), из соломы (соломенники). Плели лапти из лозы. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из

тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело).

Такие лапти одевали с черными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких пык, в которых головка украшалась выплетенным узором [4 ].

Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Для того чтобы изготовить одну пару этой обуви, брали семь лык из липы или вяза. Ширина одного лыка должна была быть равна ширине большого пальца на руке мужчины. Чаще всего использовали липу. После сбора с нее коры, дерево нередко погибало. Отсюда пошло выражение, известное многим сегодня: «ободрать как липку», то есть отобрать все и оставить ни с чем.

В русском фольклоре и культуре лапти – один из важнейших символов традиционного национального быта. Но изначально лапти были первой необходимостью для крестьянина. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке, песен, частушек.

Приложение 3

Лапти в русском фольклоре и культуре

  • «Лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека;

  • производное прилагательное «лапотный» в том же значении;

  • «(Чай,не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;

  • шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

  • Выражение «на три лаптя влево от солнца» — синоним известной поговорки «в белый свет, как в копеечку» (то есть, неизвестно куда, наугад).

  • «Лаптёжниками» в период Великой Отечественной войны называли немецкие военные самолёты «Юнкерс-87» из-за характерной формы обтекателей неубираемого шасси.

Существует целый ряд пословиц и фразеологизмов со словом лапоть. Эти меткие выражения сохраняют все значения, существующие в народе относительно лаптей.

  • Жениться — не лапоть надеть.

  • Лапти подковырки не стоят.

  • Это — как лапоть сплесть.

  • Без снаряда и лаптя не сплетешь.

  • Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.

  • Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.

  • Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!

  • Хоть в лаптях, да тех же ратных, ополченье.

  • И мы не на руку лапоть обуваем.

  • Не берись лапти плести, не надравши лык.

  • В дорогу идти, пятеры лапти сплести.

  • Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь.

  • Он лапти плетет, путает.

  • Путает, словно кашу в лапти обувает.

  • Переобуться или переобуть кого из сапогов в лапти.

  • И в доброй тяжбе на лапти не придется.

  • Станешь лапти плесть, как нечего есть.

  • Лапти плесть, однова в день есть, больше не выработаешь.

  • Одна нога в лапте, другая в сапоге.

  • Не слуга в лаптях: купи сапоги!

  • Не осуди в лаптях, сапоги в санях, говорит гость шутя.

  • В лапоть звонить, быть без дела.

  • Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть!

  • Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

Первые три пословицы подчеркивают, что лапти принадлежность бедняка. Отсюда видимая простота плетения лычаков.

Народные песни тоже не обошли образ любимых лаптей. Всем известны эти строчки:

Ох, лапти, вы лапти, вы лапти мои,
Лапти, да лапти, да лапти, вы мои.
Лапти лыковые,
Вы ходите, ходите.
Батька лыка надерет,
Лапти новые сплетет.

Такая популярность не могла пройти мимо частушек, которые еще раз подчеркивают основное значение слова « лапти»- «лапотная деревня» (нищая)

Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Миколая Клюева.

Брюхо голо, лапти в клетку,
Выполняем пятилетку:
Кто за гриву, кто за хвост —
Растащили весь колхоз!


Вывод: Лапти были самой древней, наиболее распространенной и дешевой обувью, которую носили жители нашей страны. Лапти быстро изнашивались, поэтому их приходилось плести в большом количестве, а отправляясь в дальнюю дорогу пешком, брать с собой запасные. Лапти были основной повседневной и праздничной летней, а порой и зимней обувью. В русском языке сложился ряд устойчивых выражений, песен, частушек.






Глава II. Лапти из пеньковой веревки, или чуни

Из словаря Владимира Даля, Большого энциклопедического словаря, Толкового словаря С. И. Ожегова, а также из этимологических словарей мы узнали, что ЧУНИ - пеньковые крестьянские лапти, их ещё называли шептуны, крутеньки, ходоки, босовики, чуни для дома. Это была детская, женская, мужская обувь, плетённая или вязанная крючком, иглой из пеньковых верёвок.

Именно такими были найденные нам чуни. Они представляли собой низкую обувь на плоской плотной подошве с почти прямоугольной головкой, с высокими бортами и задником. Они надевались обычно с онучами, реже с чулками, и крепились к ноге с помощью верёвочных оборок.

Приложение 4


Посещение Губкинского краеведческого музея,

консультация со специалистом Арепьевой Л. Н.

Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ»,

папка № 14. Фото Какурина А, учащегося 3 класса


Чуни были домашней и рабочей обувью. Их носили и зимой и летом.
По своему происхождению чуни - довольно поздняя для крестьян обувь. Принято считать, что она появилась в русской деревне лишь в XIX веке. Посещение Губкинского краеведческого музея, консультация с ведущими специалистами Солнышкиной Е. Н. и Арепьевой Л. Н., встречи с информантами позволили установить, что наши чуни относятся примерно к 30-м годам XX века

Приложение 5


Подготовка работы Какуриным Александром.

Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ»,

папка № 14. Фото Шеховцовой Н. В.


Посетив виртуально Российский этнографический музей [6], музей «Белгородчина. История. Этнография» [4], мы узнали, что чуни плели только в нескольких областях на Руси, а в остальные края они привозились. Чуни носили в основном дома или в жаркую погоду. У них, должно быть, финское происхождение, так как финнов в России звали «чухна». Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, рачки.

На территории Белгородской области чуни были распространены повсеместно. Основной обувью здешних крестьян были лапти, а также рабочие «коты», вязанные из шерсти или конопляных веревок и подшитые кожей, также верёвочные (из пеньки): Губкинский, Старооскольский, Яковлевский, Шебекинский, Белгородский, Ракитянский, Ивнянский и другие районы. Приложение 6

Сбор информации о лаптях в Губкинском краеведческом музее

В Губкинском краеведческом музее мы узнали, что эту обувь носили очень- очень давно до 30-х годов прошлого века. Носили чуни люди бедные. Их не покупали, а плели в каждой семье. Наши чуни сплетены из конопляной веревки. Показали нам и само растение – коноплю и нитки из неё.

Сбор информации. Консультация с ведущим специалистом

Губкинского краеведческого музея Солнышкиной Е. Н.

Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ»,

папка № 14. Фото Какурина А, учащегося 3 класса


По свидетельствам жителей сёл Присынки, Пугачи и Сергиевка Губкинского района, а также специалистов Губкинского краеведческого музея, чуни использовались как домашняя обувь.

Приложение7

Болотникова Мария Лукьяновна, 1918 г. р., уроженка села Евгеньевка вспоминает, что их семья жила бедно, детей было много, одежду старших детей донашивали младшие, перешивали из одежды родителей. А вот чуни были у каждого свои. Потому что плели их сами родители из пеньковой верёвки, которой было в достатке. Ходили в чунях по дому. Да и по улице, бывало, бегали в чунях из грубой веревки.

Встреча с Болотниковой Марией Лукьяновной, 1918 г. р., уроженкой села Евгеньевка

Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ»,

папка № 14. Фото Какурина А, учащегося 3 класса


Вывод: Чуни – верёвочные пеньковые крестьянские лапти. Они появилась в русской деревне лишь в XIX. Наши чуни относятся примерно к 30годам XX века. На территории Белгородской области чуни были распространены повсеместно

































Глава III. Прабабушкины чуни сегодня.

Современное бытование чуней.

Дальнейшее исследование показало, что в настоящее время люди по-прежнему носят чуни. Сегодня термин «чуни» немного изменился. Если слово лапти по-прежнему означает обувь крестьян на Древней Руси, то чунями теперь называют меховые сапожки на плоской подошве или домашние тапочки с высоким голенищем из искусственного меха.

Приложение 8

Бабушкины чуни сегодня

Обувь с диковинным названием чуни была в ходу у наших бабушек. Все, кто имел швейную машину, готовили такую обувь для зимы. Всё, что было под руками тёплое, из чего можно было сшить мягкую удобную обувку - куски драпа, сукно, шерсть, овчина, всё шло в дело.

Это такие высокие тапки, в которых в зимнее время ходили по дому, а если погода стояла сухая и прохладная, то и по улице.

Сейчас модно стало носить угги [8, 9]. Эта обувь чем-то напоминает наши, исконно русские чуни.

Для того чтобы сшить чуни, приготовим: кусок овчины или войлока, ножницы, карандаш, толстые нитки и иголку с широким ушком. Измеряем длину и ширину стопы, определимся с высотой будущих чуней и построим выкройку в соответствии с нашими размерами.

Перенесём выкройку на ткань, добавим по 1 см на швы и вырежем все детали. Следует помнить, что мех должен быть внутри. Для подошвы можно использовать кожу или её заменитель. Для чуней не предусмотрено разделение на правый и левый, но если это необходимо, можем при раскрое сделать небольшие выступы в тех местах, где расположен большой палец ноги, отдельно для каждого ботиночка.

Аккуратно сошьём все элементы чуней. Если материал очень плотный, шить можно руками. Если хочется, чтобы чуни плотнее сидели на ноге, можно сделать шнуровку в месте

голеностопного сустава. Украсить готовые чуни можно мехом.

На празднике «Луков день» мы познакомились с Кауновой Анастасией Сергеевной, студенткой Воронежского Государственного университета, учителем технологии. Село Присынки Губкинского района. Она с большим интересом рассказала о своём увлечении. Сегодня чуни она делает из овечьей шерсти и рекомендует носить людям с болезнями ног.

«Эта обувь очень мягкая и удобная и, что немаловажно для наших зим, теплая. Связать чуни очень легко и быстро крючком. Такие чуни с удовольствием носят и бабушка, и мама, и я. Маленькие чуньки согревают ножки моего брата», - сообщила Каунова А. С.

Каунова Анастасия Сергеевна, студентка Воронежского Государственного университета. Учитель технологии. Село Присынки Губкинского района.

Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ»,

папка № 14. Фото Какурина А, учащегося 3 класса

Лапти из пеньковой веревки можно увидеть не только в музее. Их довольно часто можно встретить на прилавках в сувенирных магазинчиках. Сделать лапти из пеньки сможет любой человек, который хоть немного умеет пользоваться крючком для вязания, да и материал найти гораздо проще, чем, скажем, настоящее липовое лыко для обычных лаптей. Пеньковые чуни лучше всего надевать к какому-нибудь национальному костюму на праздник.

Вывод: В настоящее время люди по-прежнему носят чуни. Чунями теперь называют меховые домашние сапожки на плоской подошве или тапочки с высоким голенищем из меха.


Заключение


В ходе исследовательской работы мы сделали следующий вывод: лапти - это один из важнейших символов традиционного национального быта русского народа. Лапти просуществовали столетия и теперь продолжают оставаться символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Гипотеза исследования подтвердилась частично: чуни появились в XIX веке. Использовались на территории Белгородской области, в том числе в сёлах Евгеньевка, Присынки, Пугачи и Сергиевка Губкинского района повсеместно как домашняя обувь. Наша находка относится к началу XX века. Благодаря исследованию мы установили, что чуни не забыты, они имеют современное бытование.




Литература


  1. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. Москва, 2001 Эксмо-пресс.

  2. РедичевС. Л. «Не учась и лаптя не сплетешь» 2001г. №1

  3. Чупрыев А.Г. Плетение из бересты. Москва, 1981.

  4. Белгородчина. История. Этнография. http://belhistory.vov.ru/etn/kostum.html

  5. http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%F7%F3%ED%E8&all=x

  6. Российский этнографический музей http://www.ethnomuseum.ru/chuni

  7. Обувь русских крестьян. http://vedelevka.ru/narodnye-kostyumy/714-obuv-muzejnaya-kollektsiya.html

  8. Современные чуни. http://shkura-dekor.ru/meshovie_izdeliya/chuni

  9. http://www.krupenichka.ru/27/520.html







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!