СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках русского языка по УМК "Школа Росии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на РМО. Исследовательская деятельность в наше время - это актуальная тема.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка по УМК "Школа Росии"»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Подготовила Синицына Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «Кораблинская средняя школа № 1»

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно начать формировать ключевые компетенции учащихся еще в начальных классах, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности гораздо проще.

(Слайд 2) «Открывать, искать, исследовать» – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.

(Слайд 3) Главная задача учителя– научить ребенка учиться, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных задач.

(Слайд 4) Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, а также способность к исследовательскому поведению.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.

(Слайд 5) Курс «Русский язык» замечательная, плодородная почва для исследовательской деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения, грамотного письма. Исследовательская работа дает ребятам прочувствовать предмет, получить новые знания, обеспечивает решение нравственных задач, развивает универсальные учебные умения и создаёт условия, при которых необходимо применение знаний других предметов. Это эффективный путь по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры, речевого и литературоведческого творчества.

(Слайд 6) Современный учитель должен учить школьников не только грамотному письму и речи, а развивать умения:

- добывать информацию во всех современных источниках,

- критически воспринимать полученную информацию,

- анализировать информацию, исследуя ее истинность или ложность,

- развивать умение делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации.

Важно донести до учащихся, что учебное исследование — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Важно дать понять школьникам, что навыки, полученные ими в ходе систематических исследовательских работ, помогут им реализовать себя в будущем на любом поприще, так как умение видеть проблему, придумывать, разрабатывать стратегию, анализировать — всё это качества успешной личности в современном мире.

(Слайд 7) Исследования школьников включают в себя следующие элементы:

- проблему,

- гипотезу,

- варианты решения,

- сбор данных, анализ,

- выводы,

-презентация итогов.

Однако, учитель должен руководствоваться возрастными особенностями младших школьников. Тема исследовательской работы должна быть новой, актуальной, интересной, увлекательной, но выполнимой учеником. Учитель должен глубоко продумать их темы, учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и возможности. В начальной школе в основном это приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления.

(Слайд 8) Какие же формы и приемы работы используются мной для реализации поставленных целей и задач?

1) задания исследовательского характера включаются в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, в ходе практической работы или закрепления материала.

  • «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

  • «Подготовь сообщение на тему «Для чего люди изобрели письменную речь?»

  • Прочитай текст. Определи тип текста. Докажи свою точку зрения.

  • Постарайся ответить на вопрос: «Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?»

2) на уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как это способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, обучающийся учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

3) большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям, целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач.

Например:

Представьте, что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

4) домашнее задание исследовательского характера:

  • постановка опыта (в тексте исключите все прилагательные, сравните с исходным текстом, определите роль прилагательных в речи)

  • подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, 

  • творческие работы и др.

(Слайд 9) Одной из перспективных форм исследовательской  деятельности  является  проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, на­пример: оформить стенды, альбомы, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу.

Проекты очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад, стенгазета, презентация и т. д.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. 

(Слайд 10) В комплекте «Школа России» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

УМК «Школа России» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии.

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии, беседа со взрослыми...

Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности. В этом учебном году в моем классе запланированы такие проекты по русскому языку:

«Рассказ о слове»;

«Семья слов»;

«Составляем орфографический словарь»;

«Имена прилагательные в загадках».

Приведу несколько примеров проектно-исследовательской деятельности моих учеников в презентации. Слайд 11 и до конца



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!