СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по биологии: "Витамины в нашей жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по биологии был разработан совместно с ученицей 9 класса. Проект включает теоритическую и практическую части.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по биологии: "Витамины в нашей жизни"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Синельниковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»









Витамины в нашей жизни

исследовательский проект по биологии















Выполнила: Белова Екатерина,

обучающаяся 9 класса

Руководитель: Кисурина В.В.,

учитель биологии














с.Синельниково-2

2020 г

СОДЕРЖАНИЕ 2




1.Методологические характеристики исследования 3




2. Витамины в нашей жизни



2.1 Что такое витамины. История открытия. 4



2.2. Влияние витаминов на здоровье человека 5



2.3Рациональное использование витаминов 6

2.4 Практическая часть 8


2.4 Выводы 9





3.Заключение 9





4.Библиография 10



5.Приложения 11




2

Актуальность исследования

В наше время очень важно быть успешным человеком, найти своё место в жизни. Для достижения целей нужно уметь преодолевать трудности.

Чтобы идти вперёд важно обладать крепким здоровьем. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье - это то богатство ,которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой.

Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание.

Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест».

В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие

укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К

незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками,

жирами и углеводами относятся витамины.

Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто

говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов».

Анкетирование по теме : «Есть ли у меня гиповитаминоз?» в 8-9 классах показало, что в 8 классе: у 7 человек выявлен небольшой витаминный голод, у 1 гиповитаминоз фон его жизни. 5 учащихся 9 класса , принявших участие в опросе , испытывают небольшой витаминный голод.

Проблема: Что такое витамины? Как влияют витамины на здоровье человека? Правы ли те , кто думает, что если они питаются овощами и фруктами, то никаких проблем со здоровьем быть не должно.

Объект исследования

витамины.

Предмет исследования

Влияние витаминов на организм человека

Тема: Витамины в нашей жизни

Гипотеза: я думаю, что витамины действительно влияют на здоровье человека.

Цель работы: формирование представления о витаминах, об их влиянии на здоровье человека

Задачи:

1. Познакомиться с важнейшими представителями витаминов

2. Показать значимость витаминов для здоровья человека

3.Узнать приёмы сохранения витаминов в продуктах.

4.В каких количествах они необходимы человеку?

5.Дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов



3



Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Метод наблюдения

3. Проведение опытов

4. Беседа

тестирование, анализ.



Основная часть

Теоретическая часть

Витамины- биологически активные органические вещества относительно простого строения и разнообразной химической природы, которые необходимы для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витамины не являются для организма источником энергии или материалом для биосинтеза, однако без них жизнь человека невозможна. Они входят в состав фермента, выполняя регуляторную функцию, витамины влияют на рост, развития и обмен веществ. Действие витаминов специфично, нельзя один витамин заменить другим. Авитаминоз- это отсутствие витаминов. Гиповитаминоз- это недостаточное количество витаминов.

Гиповитаминоз обычно проявляется в быстрой утомляемости, снижением работоспособности и сопротивляемости к инфекциям, раздражимости,

Известно более 25 витаминов.

В 1880г. Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей . Первую группу он кормил натуральным молоком , а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко , чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла.

Через 16 лет, голландский врач Эйкман прибыл на остров, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. У больных , будто цепями скованны ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери.

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Он Врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911г. Польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введение больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество Витамин, от латинского слова

«Vita» - жизнь.

4

Информацию о витаминах я представлю в виде таблицы

Таблица1. Витамины.


Витамин

Суточная доза

Функции

Источники витамина

Гипо- и авитаминозы

С


50-100 мг

Участвует в составе ферментов в синтезе белков соединительной ткани и антител

Плоды шиповника, черной смородины, лимон, капуста.

Цинга

В1

2.1 мг

Участвует в работе окислительных ферментов

Хлеб, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупа.

Бери-бери (полиневрит)

В2

2,4мг. 

Входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия. Участвует в кроветворении.

Молочные продукты, яйца, печень, гречка.

Катаракта

В12

0,2 мг

Участвует в образовании ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге.

Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты.

Злокачественное малокровие

А

1мг

Необходим для роста эпителиальных тканей, для образования зрительного пигмента родопсина.

Печень, сливочное масло, сыр. Каротин - желтый пигмент, содержащийся в моркови, красном перце, абрикосах, тыкве.

Куриная слепота

D

100-200мг. 

Участвует в кальциевом и фосфорном обмене

Рыбий жир. Образуется в коже под влиянием ультрафиолета.

рахит

Е

5 мг

Влияет на функции половых и эндокринных желез.

Яичный желток, рыбий жир, печень.


К

1 мг

Регулирует свертываемость крови ( в каскаде свёртываемости крови) При недостатке – носовые кровотечения.

Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста.


5


Как сохранить витамины в продуктах?


Рекомендуется хранить продукты при отсутствии доступа воздуха и света, в сухом и прохладном месте. Например, витамин С легко окисляются кислородом воздуха. При хранении молока в светлой стеклянной посуде разрушаются витамины С и В2. Кипячение молока в посуде с открытой крышкой уменьшает содержание в нем витаминов. Мясные продукты рекомендуется варить в соленой воде, в которую их следует класть после

закипания воды. При варке овощи надо класть в кипящую жидкость, а не в холодную, не солите их, чтобы уменьшить потерю витамина С. В яйцах

есть витамины В1, B2, A, D. Эти витамины при варке сохраняются.

Чем меньше срок хранения, тем больше витаминов останется. Например: в 100 г. молодого картофеля содержится 20 мг витамина С , а через 3-4 месяца всего 10 мг.

Витамины, особенно группы В и С, разрушает не только тепловая обработка, но и соприкосновение их с металлом. Используй нож из нержавеющей стали. Вари в алюминиевой или эмалированной посуде, плотно закрыв крышку.

По возможности помойте овощи и ешьте их прямо с кожурой.

Варить и парить овощи также рекомендуется в неочищенном виде, в «мундирах». При таком способе приготовления овощи теряют меньшее количество полезных веществ, чем при готовке без кожуры.

Даже при правильной варке овощей (их нужно закладывать уже в кипящую воду и варить в “мундире”) разрушается до 60 % витаминов. При варке овощей, как ни странно, большинство полезных веществ остается в воде, поэтому некоторые эксперты даже рекомендуют выбрасывать сваренные овощи, а в пищу употреблять получившийся отвар .

Очищать и нарезать овощи и зелень нужно незадолго до приготовления из них блюд. По возможности, ешьте только сырыми и свежесобранными .

При варке варенья из различных ягод витамин С разрушается, а вот при квашении продуктов витамин С сохраняется .

Интересно! Замороженные овощи часто не уступают по своим пищевым свойствам свежим, а и иногда даже превосходят их.


Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В

Никотин - Разрушает витамины А, С, Е.

Кофеин – Убивает витамины В.

Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А.

Антибиотики – Разрушают витамины группы В



6



Я предлагаю витаминизированное блюдо для школьной столовой :


САЛАТ «ФАРАОН»


Витамин D вырабатывается в нашем организме под действием солнечных лучей, поэтому в конце осени — начале зимы особенно ощущается его нехватка. Восполнить дефицит этого витамина поможет печень трески.


Две луковицы нарежьте полукольцами и жарьте с консервированными нарезанными шампиньонами (400 г) на растительном масле до тех пор, пока лук не станет хрустящим. Затем посолите, поперчите и приправьте измельченным чесноком (2-3 зубчика).


На дно салатницы выложите печень трески (1 банка) и разомните ее вилкой. Сверху уложите слой мелко нарезанной вареной картошки (2 шт.). Посолите и посыпьте зеленью. Следующий слой — пара измельченных маринованных или соленых огурцов, затем — нарезанные отварные яйца (3 шт.), и сверху — грибы с луком.























7




Практическая часть

Наблюдения за растворимостью витаминов С , В1 и А


Опыт 1 Провести наблюдения за растворимостью витаминов разных групп с целью правильного их применения.

Витамин С (порошок аскорбиновой кислоты), В1 растворился в воде. Значит витамин может распространяться в человеческом организме с обычной жидкостью. Человеческий организм не может сам вырабатывать витамин С и накапливать его, следовательно очень важно включать в

каждодневный рацион как можно больше продуктов питания, которые содержат витамин С.

Опыт 2

Витамин А (в гранулах).

растворилась в воде, после того, как я помешал воду, образовав на поверхности воды пленку с маслеными жирными кружочками. Таким образом, витамин А лучше усваивается с жиром (маслом) и не растворим в воде.

Вывод: витамины делятся на две группы: водорастворимые и жирорастворимые (А,Д,Е,К) . Поэтому ,употребляя салат из моркови заправьте его растительным маслом, витамин А так лучше усвоится.
























8


Работая над проектом, я узнала:

. об истории открытия витаминов

• о двух группах витамин, особенностях усвоения их организмом

• о влияние витаминов на здоровье человека.

• о приёмах сохранения витаминов в продуктах

. научилась :

находить информацию, обрабатывать и использовать её

наблюдать и делать выводы в ходе эксперимента.


Заключение

Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, я поняла, что: витамины играют очень важную роль в жизни человека.

Включение витаминов в питание – обязательно.

Недостаточность витаминов или их полное отсутствие, могут не только неблагоприятно воздействовать на организм человека, но и

приводить к развитию тяжелых заболеваний. Действие витаминов специфично. Один витамин нельзя заменить другим.

Пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному.

Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.

Моя гипотеза подтвердилась!


Перспективы работы

В будущем я хочу понаблюдать за влиянием витаминов на моё здоровье.. Буду следить за своей работоспособностью, настроением, здоровьем. Проведу беседы с ровесниками о здоровом образе питания.

Это, надеюсь, поможет ученикам нашего класса и мне стать более здоровыми и выносливыми и любознательными.



9



Библиография


1.Энциклопедия для детей.

2Ресурсы сети интернет

3.Лучшие рецепты. Издательство «Аркаим»





































10


Приложение

ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ ГИПОВИТАМИНОЗ?»

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет


За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас

следует равняться.

1 – 5 баллов . Небольшой витаминный голод

налицо.

6 – 8 баллов. Гиповитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ

жизни












11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!