СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Образ учителя в русской литературе" (9 "А" класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы попытались показать, какими видели учителей писатели в разное время, доказать, что изменения отношения к учителю находило отражение в художественных произведения. 

Одна из задач проекта - определить, какие изменения происходили с образом учителя, а также выявить влияние исторической эпохи на образ учителя.

Просмотр содержимого презентации
«проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 20» г. Электросталь Московской области Образ учителя в русской литературе (исследовательский проект)  Учащиеся 9 «А» класса   Руководитель: Кузнецова  Ольга Юрьевна, учитель  русского языка и литературы  О 2020г

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 20» г. Электросталь Московской области

Образ учителя в русской литературе

(исследовательский проект)

Учащиеся 9 «А» класса

Руководитель: Кузнецова

Ольга Юрьевна, учитель

русского языка и литературы

О

2020г

Актуальность проекта Школьный учитель оставляет глубокий след в душе каждого ученика. Многие писатели и поэты обращаются к образу учителя в своих произведениях. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания. Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Мы никогда не забудем наших школьных учителей, которые помогают нам во всех начинаниях. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Мы попытались показать, какими видели учителей писатели в разное время, доказать, что изменения отношения к учителю находило отражение в художественных произведениях.

Актуальность проекта

Школьный учитель оставляет глубокий след в душе каждого ученика. Многие писатели и поэты обращаются к образу учителя в своих произведениях. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания. Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Мы никогда не забудем наших школьных учителей, которые помогают нам во всех начинаниях.

Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Мы попытались показать, какими видели учителей писатели в разное время, доказать, что изменения отношения к учителю находило отражение в художественных произведениях.

Гипотеза Все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности, все изменения в отношении общества к учителю неизменно должны были найти воплощение в художественных образах. 

Гипотеза

Все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности, все изменения в отношении общества к учителю неизменно должны были найти воплощение в художественных образах. 

Цель проекта Изучить изменение  образа учителя на примере известных произведений русской литературы.

Цель проекта

Изучить изменение  образа учителя на примере известных произведений русской литературы.

Задачи

Задачи

  • Подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя.
  •   Проанализировать образы учителей, представленных в этих произведениях.
  •   Определить, какие изменения происходили с образом учителя.
  • Определить влияние исторической эпохи на образ учителя.                           
Методы исследования:

Методы исследования:

  • Подбор литературы о педагогах для анализа.
  • Анализ образа педагога в произведениях художественной литературы.
  • Исследование изменений взаимоотношений учителя и общества .
Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

  • Обсуждение темы проекта.
  • Выяснение актуальности проекта.
  • Постановка целей и задач.
  • Изучение художественной литературы.
  • Проведение анализа.
  • Оформление результата работы.
Русская литература XVIII века  Д.Фонвизин «Недоросль» Первое представление комедии состоялось  24 сентября 1782 г.

Русская литература XVIII века Д.Фонвизин «Недоросль»

Первое представление комедии состоялось

24 сентября 1782 г.

Д.Фонвизин «Недоросль» Пафнутьич Цыфиркин, учитель арифметики, отставной солдат, со всей ответственностью относится к своему делу, но испытывает постоянные притеснения со стороны помещицы и «коллеги» Вральмана. С досадой и сожалением Цыфиркин понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии.

Д.Фонвизин «Недоросль»

Пафнутьич Цыфиркин, учитель арифметики, отставной солдат, со всей ответственностью относится к своему делу, но испытывает постоянные притеснения со стороны помещицы и «коллеги» Вральмана. С досадой и сожалением Цыфиркин понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии.

Д.Фонвизин «Недоросль» Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. О себе он говорит с достоинством, отмечает, что происходит «из ученых», «ходил до риторики», но подал в консисторию челобитье с прошением об увольнении. Вральман-учитель-проходимец,человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Немец Вральман должен обучать Митрофана французскому языку и «всем наукам». Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман убежден, что грамматика и арифметика ни к чему Митрофану , надобно всего лишь избегать умных людей и уметь авансировать в свете.

Д.Фонвизин «Недоросль»

Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. О себе он говорит с достоинством, отмечает, что происходит «из ученых», «ходил до риторики», но подал в консисторию челобитье с прошением об увольнении.

Вральман-учитель-проходимец,человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Немец Вральман должен обучать Митрофана французскому языку и «всем наукам». Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман убежден, что грамматика и арифметика ни к чему Митрофану , надобно всего лишь избегать умных людей и уметь авансировать в свете.

Вывод Необразованные помещики , понимая, что наступают другие времена, нанимают учителей . Кучер, семинарист, отставной солдат попадали в учителя. Образы учителей Митрофана - злая сатира на Простаковых-Скотининых, которые неправильно понимали значение образования молодого поколения.

Вывод

Необразованные помещики , понимая, что наступают другие времена, нанимают учителей . Кучер, семинарист, отставной солдат попадали в учителя. Образы учителей Митрофана - злая сатира на Простаковых-Скотининых, которые неправильно понимали значение образования молодого поколения.

Русская литература XIX века  А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Дата первой публикации – 1836г. События 1773-1774 г.

Русская литература XIX века А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Дата первой публикации

– 1836г.

События 1773-1774 г.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  •   Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Потом мальчику наняли нового учителя, Савельичу это явно не понравилось. Он очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей.
  • Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем. Он был добрый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу. К тому же не был он и врагом бутылки, т. е. любил хлебнуть лишнее. По контракту обязан он был учить Петра по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из них занимался уже своим делом.
Л.Н. Толстой «Детство»  Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство», хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева , чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость Карла и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника , с очками на носу и книгой в руке, все его вещи разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте. 1852г .

Л.Н. Толстой «Детство»

Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство», хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева , чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость Карла и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника , с очками на носу и книгой в руке, все его вещи разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.

1852г .

Л.Н. Толстой «Детство»  Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство», хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева , чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость Карла и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника , с очками на носу и книгой в руке, все его вещи разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте. 1852г .

Л.Н. Толстой «Детство»

Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство», хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева , чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость Карла и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника , с очками на носу и книгой в руке, все его вещи разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.

1852г .

Вывод В литературе XIX века часто изображался образ гувернера, домашнего наставника, так как в России в то время была распространена система домашнего образования. Чаще всего учитель в произведениях описывается через воспоминания учеников.

Вывод

В литературе XIX века часто изображался образ гувернера, домашнего наставника, так как в России в то время была распространена система домашнего образования. Чаще всего учитель в произведениях описывается через воспоминания учеников.

Русская литература ХХ века В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Русская литература ХХ века

В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются. «Готовы помочь в беде, броситься вперед и оборонить своих учеников, облегчить и улучшить людскую жизнь.» Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы….на свадьбах бывали почетными гостями». «И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя…»

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются. «Готовы помочь в беде, броситься вперед и оборонить своих учеников, облегчить и улучшить людскую жизнь.» Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы….на свадьбах бывали почетными гостями». «И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя…»

В . Распутин «Уроки французского» Опубликован в 1973г. Изображаются события послевоенного времени.

В . Распутин «Уроки французского»

Опубликован в 1973г. Изображаются

события послевоенного времени.

В.Распутин «Уроки французского» Учительница французского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала герою, который находился в трудной жизненной ситуации. Узнав, что ее ученик играет на деньги, она попыталась помочь ему. Мальчик не только дополнительно занимался французским, а еще получил уроки добра и мужества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

В.Распутин «Уроки французского»

Учительница французского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала герою, который находился в трудной жизненной ситуации. Узнав, что ее ученик играет на деньги, она попыталась помочь ему. Мальчик не только дополнительно занимался французским, а еще получил уроки добра и мужества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

Ф . Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Дата первой публикации-1966год.  У педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками. В рассказе Ф. Искандера “ 13 подвиг Геракла” описывается учитель математики Харлампий Диогенович . Он властно и спокойно держал класс в руках, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным его оружием было делать человека смешным. И те самым он сумел заставить учеников относиться к учебе серьезнее.

Ф . Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Дата первой публикации-1966год.

У педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками. В рассказе Ф. Искандера “ 13 подвиг Геракла” описывается учитель математики Харлампий Диогенович . Он властно и спокойно держал класс в руках, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным его оружием было делать человека смешным. И те самым он сумел заставить учеников относиться к учебе серьезнее.

Вывод В годы, описанные данными авторами, учитель характеризуется положительно. Образованный человек вызывал уважение, имел большой авторитет. Отношения учителя с учениками строились на доверии и взаимоуважении.

Вывод

В годы, описанные данными авторами, учитель характеризуется положительно. Образованный человек вызывал уважение, имел большой авторитет. Отношения учителя с учениками строились на доверии и взаимоуважении.

А.Иванов «Географ глобус пропил» Роман написан в 1995 году . Учителем географии становится человек из-за безысходности и безденежья. Из-за отсутствия опыта работы в школе, специального образования он не может наладить общий язык с классом. Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учениками. Проиграв в карты одному из учеников прямо на уроке, соглашается отправиться со школьниками в сплав по реке на катамаране. Но ученики признают его авторитет при подготовке к переходу через Долган, самый сложный и опасный порог на реке.

А.Иванов «Географ глобус пропил»

Роман написан в 1995 году .

Учителем географии становится человек из-за безысходности и безденежья. Из-за отсутствия опыта работы в школе, специального образования он не может наладить общий язык с классом. Отсутствие взаимоуважения приводит к постоянным конфликтам с учениками. Проиграв в карты одному из учеников прямо на уроке, соглашается отправиться со школьниками в сплав по реке на катамаране. Но ученики признают его авторитет при подготовке к переходу через Долган, самый сложный и опасный порог на реке.

Вывод В этот период теряется ценность профессии учителя. Отношения ученика и учителя по мнению общества характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Это отражается и в литературе. В литературе появляется тема потери авторитета учителем.

Вывод

В этот период теряется ценность профессии учителя. Отношения ученика и учителя по мнению общества характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Это отражается и в литературе. В литературе появляется тема потери авторитета учителем.

Выводы

Выводы

  • В разную эпоху образ педагога имеет свои специфические черты: меняется время и меняются требования к учителю, меняется отношение общества к профессии педагога.
  • Динамика образа педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
  • На характер и поведение учителя влияли историческая эпоха и состояние общества.
Источники

Источники

  • http:// rayknig.ru/cover/ur/uroki-francuzskogo.jpg
  • http://www.rahvaraamat.ee/images/products/000/092/295/thumbnails/big/18801f777f4805462764f8f9a130689758811e38/% D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.jpg
  • http://lib.com.ru/wp-content/uploads/litres/7376/jpg/07232115.cover.jpg
  • http:// www.booksiti.net.ru/books/40290400.jpg
  • https:// yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fww
  • http:// www.youtube.com/watch?v=kecSoJrPBX4
  • http:// allforchildren.ru/pictures/showimg/school3/school03017jpg
Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с. Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с. Литература. 8 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. Авт.-сост. В. Я. Коровина [и.др.] - 7-е изд., перераб. – М. :Просвещение, 2008. – 399с. Литература. 7 класс : учебн.для общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч. 2/В. Я.Коровина, В.П. Журавлёв.- 2-е изд.- М. :Просвещение, 2014.-319с. Литература .6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носит. В 2 ч. Ч. 2/[В.П. Полухина, В.Я.Коровина. – 2-е изд.- М.:Просвещение,2013.- 287с.
  • Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
  • Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.
  • Литература. 8 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. Авт.-сост. В. Я. Коровина [и.др.] - 7-е изд., перераб. – М. :Просвещение, 2008. – 399с.
  • Литература. 7 класс : учебн.для общеобразоват. учреждений В 2 ч. Ч. 2/В. Я.Коровина, В.П. Журавлёв.- 2-е изд.- М. :Просвещение, 2014.-319с.
  • Литература .6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носит. В 2 ч. Ч. 2/[В.П. Полухина, В.Я.Коровина. – 2-е изд.- М.:Просвещение,2013.- 287с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!