СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Здоровая осанка - это здорово!"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа обучающихся 7-х классов дает оценку важности поддержания здоровья позвоночника и развития правильной осанки.  Причины возникновнения и пути решения проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Здоровая осанка - это здорово!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

с углубленным изучением английского языка















Здоровая осанка – это здорово!















Автор: Яковлева Арина,

Уханова Вероника

МБОУ «СОШ №1»,

7б класс

Руководитель: Куклина Ираида Ивановна

учитель физической культуры,

МБОУ «СОШ №1»











Г. Ковдор2023




Содержание:

Введение проекта…………………………………………………3

Глава 1.Этапы реализации проекта …………………………….4

Глава 2. Методы и организация исследования ………………..5-6

Глава 3. Результаты исследования проекта………..……….......7-10

Заключение ……………………………………………………….11

Литература…………………………………………………………12














































Если заболеваний много, значит, проблема одна- позвоночник.

Гиппократ


Введение

Поставленная проблема

Век компьютерных технологии и сидячего образа жизни, недостаточная подвижность – это оковы современности скрючивают нас, и все больше пригибают человечество к земле. Мы не зря взяли цитату Гиппократа, ведь так и есть, все болезни от позвоночника. Мы знаем, что в позвоночнике находится спинной мозг, который отвечает за работу всех органов человека. Также, от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование. Заболевание позвоночника могут вызывать различные симптомы, начиная от головных болей, заканчивая болями в области сердца. Врачи, обследуя пациентов не должны забывать про позвоночник.

Актуальность проблемы заключается и в том, что: во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во – вторых, нарушение осанки встречаются у школьников в 94% случаев. У девочек заболевание встречается в 3-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это связано с тем, что девочки более ответственно подходят к учебе.(Эксперт В. Кенис ведущий ортопед – травматолог России, доктор медицинских наук, руководитель отделения НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера г. Санкт-Петербург).

В России обучающемуся школы могут присвоить одну из пяти групп здоровья в зависимости от его состояния. В среднем по стране доля обучающихся I и II группы здоровья составляет 83%. (из интервью министра здравоохранения Мурашко). В первую группу попадают дети, которые редко или вовсе не болеют. Вторую группу относятся обучающиеся без хронических недугов, но с функциональными отклонениями. Такие дети могут часто и долго болеть. Третью группу присваивают тем обучающимся, которые имеют хронические болезни с редкими обострениями. К четвертой группе принадлежат обучающиеся, которые страдают хроническими заболеваниями, с нарушение общего состояния и самочувствия после болезни и с затяжным периодом выздоровления. Пятая группа включает в себя тяжелобольных обучающихся, страдающие хроническими заболеваниями, детей –инвалидов. Распределение школьников по группам здоровья зависит от ряда факторов, например, от качества обследования.

Вопрос сохранения здоровья учеников общеобразовательных школ находится в поле зрения властей. Главное из них – обеспечение школьников питанием, проведение уроков физкультуры, физкультминуток во время уроков.

Поэтому и считаю на сегодняшний день тему: «Здоровая осанка – это здорово!» актуальной.

Цель: Выявить причины нарушения осанки у обучающихся нашего класса, начальных классов и найти рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

Задачи:

1.Ознакомление с понятием «правильная и неправильная осанка».

2. Изучить литературные источник по данной теме.

3.Провести тестирования, анкетирования и выявление факторов, влияющих на правильную осанку и состояние здоровья обучающихся.

4.Выявление наиболее эффективных упражнений для формирования правильной осанки в школе и дома.

5.Составить ряд рекомендации для родителей по сохранению и исправлению осанки:

Предмет исследования: осанки обучающихся.

Объект исследования: факторы, влияющие на правильную осанку.

Гипотеза: существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, крепкого здоровья, но и настроения.

Изучив литературу, статьи в разных источниках СМИ по изучаемой проблеме, мы решили более конкретно обратить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Глава 1.Этапы реализации проекта

Название этапа

Содержание работ

Время

исполнения

Подготовитель­ный

  • выделение предполагаемых направлений работ.

Вторая неделя сентября

Начальный

  • Определение проблемы, гипотезы и задач иссле­дования;

  • определение методов исследования;

  • анализ справочной литературы по данному вопросу.

Третья неделя сентября

Основной

  • самостоятельная работа по сбору информации по теме для решения поставленных задач;

  • социологический опрос;

  • тест на правильную осанку;

  • проведение с обучающимися начальных классов игр малой подвижности «Веселые переменки»;

  • обработка полученных результатов;

  • нахождение рекомендаций специалистов по сохранению и исправлению осанки;

  • выявление наиболее эффективных упражнений для формирования правильной осанки в школе и дома.


Четвертая неделя сентября-третья неделя октября

Заключительный

  • Представление результатов выполнен­ия проекта – презентация;

  • ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта.

Четвертая неделя октября


Глава 2. Методы и организация исследования

Методы исследования:

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

- анализ научно-методической литературы;

-социологический опрос;

- тестирование, игры на переменах;

- анкетирование «Осанка– залог здоровья»;

- методы математической статистики (вес рюкзаков и портфелей, сравнили с нормами СанПиН от 25августа 2020 г.).

- анализ полученных результатов.

Организация исследования:

На первом этапе:

-изучили данные в Древней Руси об отношении проблемы с осанкой;

- провела анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;

- познакомилась с понятием «осанка», «правильная осанка».

В начале XIX сидячая работа была у только 10% населения, а в XXI веке на работе сидят- именно сидят – 90%. Особую лепту в появление нарушение осанки с малых лет внесло массовое школьное образование. Великую роль сыграли парты Короткова-Эрисмана и вошли в историю школьной мебели. Эти парты помогала ученикам сохранить правильную осанку. В середине 70-х старые парты стали исчезать из школ, уступая простым столам и стульям из ДСП. По измененным нормам СанПиН школьная мебель всего лишь должна соответствовать росту ученика, а остальные параметры просто не стали принимать во внимание. Радует тот факт, что чаще из уст чиновников звучат предложения о возврате старой, так и никем не превзойденной школьной парте.

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Осанка у человека формируется до 20 - 25 лет.А это значит, что ребенку важно всегда держать спину ровной, потому что профилактика нарушений проходит проще, чем ее исправление. Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь. Правильная осанка - это гармоничная работа внутренних органов. Здоровый позвоночник не сдавливает нервные окончания, мозг получает необходимое количество кислорода, а значит, ребенку проще усваивать новое. Он легче переносит физические нагрузки и реже болеет. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника. Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Неправильная и правильная осанка и ее значение для здоровья учащихся

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

При неправильной осанке позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается работа внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Все это ухудшает самочувствие и настроение. Ведь недаром Ч. Дарвин писал в своих трудах «Примите печальную позу – и вы загрустите». Есть множество исследований, которые подтверждают, что эмоциональный фон влияет на тело и психическое состояние. Совершенно нормально, когда наша осанка меняется в зависимости от эмоционального состояния, психика человека и тело связано очень тесно.

Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед. Сила тяжести распределяется по суставам, связкам и мышцам равномерно, поэтому все в организме работает, как часы.

Можно встать перед зеркалом в такую позу - и увидеть, какой стала красивой фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если будем делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу не составит никакого труда.


На втором этапе мы изучили факторы, которые влияют на правильность осанки и решила исследовать некоторые из них в нашей школе:

-отсутствие или недостаток физических нагрузок,

-неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки,

-неправильная поза

Третий этап.

-Социологический опрос среди обучающихся.

-Провела микроисследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

всего приняло участие 46 обучающихся;

с помощью тестирования попытались выяснить, у кого правильная осанка.

- В беседе с медработником МБОУ СОШ выявили, что уже на протяжении многих лет в нашей школе не проводится осмотр детей на нарушении осанки у обучающихся. Это играет важную роль при выявлении и лечении на ранней стадии заболевания.

Проводили измерение веса сумки у обучающихся 1-4 классов и 7б класса.

Провели тестирование на правильную осанку.

Проводили игры малой подвижности «Веселая переменка».

Тест №1: Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт.

Тест №2: Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд.

Тест № 3: Анкетирование учащихся

Четвертый этап.

Обработка результатов.

- обработали и описали полученные результаты, и оформила работу;

- ознакомила учеников с рекомендациями специалистов по сохранению и исправлению осанки;

-предложили наиболее эффективные упражнения, игры для формирования правильной осанки в школе и дома.

Глава 3. Результаты исследования проекта

В процессе исследования были получены следующие результаты.

Провели опрос среди обучающихся 7б класса «Делают ли зарядку по утрам?»

Таблица№1:

Иногда

Да

Нет

Кол-во человек в классе

9

3

14

26

Вывод: Выяснилось, что обучающиеся нашего класса не любят по утрам делать зарядку.


Таблица №2: «результаты Тест №1»

класс

Кол-во уч-ся

Книгу не удержали

% справившихся

1

18

10

56

23

14

61

23

13

56

19

13

68

27

15

56

Вывод: Просмотрев результаты микроисследования мы сделали вывод, что чем старше обучающиеся, тем хуже результаты % справившихся.






Таблица 3: «результаты Тест №2»

класс

Кол-во уч-ся

Соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках и ладонь не проходит между поясницей и стеной, чел

Не соответствует

1-4

19

10

9

27

14

13

Вывод: От 7б класса приняло участие 27 обучающихся; из них у 14 человек тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки. Ладонь не проходит между поясницей и стеной у 13 обучающихся. От 1-4 классов приняло участие в микроисследовании 19 обучающихся; из них у 10 было не соответствие показателей.

Микроисследование показало, что у 14 человек в 7 б классе правильная осанка, а у 13 есть незначительные нарушение осанки; у обучающихся начального звена из 19 обучающихся у 9 было не соответствие показателей. Это означает, что они возможно имеют изменения осанки различной степени (т.к. мы не можем ставить диагноз).

3.Провела анкетирование учащихся по факторам, влияющих на осанку детей

Таблица №3: «результаты Тест № 3» Фактор 1. Режим труда и отдыха

класс

Кол-во уч-ся

у телевизоров и компьютеров, телефонов проводят более 1,5 часа, чел

телевизор смотрят лёжа, чел

гуляют на свежем воздухе каждый день, чел

при выполнении домашнего задания делают перерыв, чел

1а,б

18

5

13

9

15

23

9

11

15

19

23

16

15

19

13

19

13

10

16

16

27

25

11

14

10

Вывод: В школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство детей долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых, не соблюдают правильный режим освещения. Контроль со стороны родителей за соблюдением режима труда и отдыха.

Таблица №4: «Фактор 2. Отсутствие или недостаток физических нагрузок»

класс

Кол-во уч-ся

ходят в спортивные секции, чел

посещают бассейн, чел

занимаются танцами, чел

делают по утрам зарядку, чел

27

12

3

4

4

Вывод: Из 27 обучающихся 18 одноклассников ведут активный образ.8 обучающихся посещают кружок, но это не спортивного характера (рисование, гитара). Нет интереса к спортивным занятиям. Много времени уделяют компьютерным играм и просмотру телевизора. Было хорошо, когда в школе проводилось 3 урока физкультуры, где мы больше и двигались.

В течении 3-х недель проводили на переменах игры малой подвижности с обучающимися 1-2 классов. Дети с удовольствием играли, предлагали свои игры.

Фактор 3. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

По данным СанПиН, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-2 классов не должен превышать 1,5 кг. 3-4кл. – весить около 2 кг, для учеников 5-6кл. – не более 2,5 кг. 7-8 классов 3.5 кг. Для 9-11 классов 4 кг. Интересно и тот факт, что вес рюкзака без содержимого составляет 600-700 грамм, плюс еще школьные принадлежности. Есть рекомендации для учеников начальных классов «рекомендуется иметь 2 комплекта учебников. Один хранится в школе и используется на уроках. По второму комплекту дети занимаются дома».

Обследовала и взвесила ранцы 20 учеников с 1 по4кл. Средний вес ранцев соответствует норме, у половины учащихся чуть-чуть превышает допустимые нормы (500-900гр.). При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных портфелей влияет: расписание уроков, лишние тетради, спортивная форма.

При норме 3.5 кг 7б классе вес составляет от 3 кг до 4 кг в зависимости от уроков. В основном вес сумки превышает допустимую норму у девочек.

При норме не более 2.5 кг у обучающихся 5-6 классов вес сумки превышает допустимую норму, выяснили, что не всегда знают расписание уроков и берут лишние учебники.

Вывод: контроль со стороны родителей за расписанием детей, весом школьного рюкзака (особенно у обучающихся 5-6 классов)

Фактор 4. Неправильная поза\

Изучив и проанализировав литературу по данной проблеме, мы нашла рекомендации специалистов по сохранению и исправлению осанки:

1.Грамотно организовать рабочее место: мебель по росту (письменный стол, стул, освещение),

2. Сон на ортопедическом матрасе или жесткой постели.

3. Выбирать для школы рюкзак со специальной ортопедической вставкой, поддерживающий и плотно прилегающей к спине. Лямки рюкзака должны быть широкие, а учебники внутри распределены равномерно.

4. Обязательные паузы во время подготовки домашних заданий раз в 40-50 минут. Нужно встать из-за стола, сделать зарядку, походить или потанцевать.

5. Выбирать удобную обувь, проводить коррекцию плоскостопия.

6. Постоянная двигательная активность, включая ходьбу на работу, учёбу, прогулки, занятия физическими упражнениями. Полезно заниматься спортом, танцами.

Просмотрели литературы, интернет мы выбрали наиболее простые и эффективные упражнения:

  1. «Кошечка»

Чтобы сделать это упражнение для здоровой осанки необходимо: см рис1

Встать на четвереньки- равномерно распределить вес между всеми четырьмя конечностями. Вдохнуть поднимая голову вверх и опуская живот к полу- тем самым вытягивая позвоночник вытянув спину вверх и прижимая подбородок к груди. Выдохнуть.

Рис№1




  1. Планка рис№2

Согнуть локти под прямым углом и перенести вес тела на предплечья. Ноги при этом должны опираться на носки, а корпус находится на весу. Живот и колени были напряжены, а таз не «уходил» вверх или вниз. Все тело должно образовывать одну прямую линию, параллельную полу.



рис №2


  1. Разведение прямых рук в стороны.

Принять положение обычной стойки, выпрямиться в спине, поставить стопы на ширину плеч. Направить прямые руки четко в стороны, их линия должна быть параллельна полу. Согнуть локти до 90 градусов, предплечья смотрят вперед, кисти сжать в кулаки. Отвести руки назад, сохраняя плоскость и смыкая лопатки.



  1. Подъем корпуса с опорой на руки

Лежа на животе, туловище вытянуть от пяток до головы. Поставить стопы на носки для опоры разместить ладони по бокам груди и согнуть руки в локтях, не разводя их в стороны. Голову держать на весу, высота от пола небольшая. Упираться в кисти и поднять вверх корпуса, одновременно прогнув поясницу. Локти полностью не выпрямлять, задержать в верхнем положении и затем опуститься обратно.





  1. «Лодочка»

Лягте на живот, вытяните руки перед собой ладонями внутрь, ноги разведены, носки вытянуты. Начинайте выполнение упражнения с одновременного подъёма верхней части тела и ног. Руки вытянуты вдоль тела.


  1. «Баланс»

Становимся на четвереньки. Плечевой и тазобедренный суставы под прямым углом. Живот подтянут, спина ровная. На выдохе поднимаем разноименные руку и ногу.

Удерживаем баланс. Возвращаемся в исходное положение.

Повторяем все противоположной рукой и ногой.


  1. Скручивание с палкой.

Заложить ее за спину и удерживая согнутыми локтями, делайте повороты из стороны в сторону.






8«Катаем мяч»








Заключение

Изучив литературу мы многое для себя узнали, что существует прямая связь между осанкой и здоровьем, настроением. На правильную осанку и состояние здоровья школьников влияет не один, а несколько факторов.

Основа любой осанки – это упражнения. Именно физические упражнения делают осанку правильной.

Мы сделала вывод, что если учащиеся будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями. Чем раньше учащиеся обратят внимание на свою осанку и будут работать, постоянно выполнять упражнения для поддержания своей правильной осанки, то в будущем им придется меньше времени потратить или не потратить его совсем для того, чтобы исправлять осанку и лечить себя.

Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и пита­ния, заниматься физкультурой и спортом, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Если человек непринужденно, свободно дер­жит голову и корпус прямо, плечи слегка опу­щены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка. Она отражает и внутреннее состояние чело­века - его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы внешне подтягиваемся - распрямляем плечи, ровнее держимся, чувствуем себя уверенно. Исправление осанки требует настойчивой, систематической работы со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома. При тяжелых нарушениях осанки лечение назначаются индивидуально травматологом-ортопедом и включает в себя выполнение специальных упражнений (ЛФК) ношение корректоров, массаж, мануальная терапия.






























Литература


1.Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ "О положении детей в Российской Федерации. 2010 год"

2.Калб Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции //Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2001. -№4, -C.62-64.

3.Хомякова Н. Правильная осанка – залог здоровья. // Навигатор. – 2003г. - №45.

Интернет-ресурсы:

4.Конева Е.В. врач травматолог-ортопед apni.ru

Интернет ресурсы:

http://traumatology.eurodoctor.ru/violationbearing/


http:/article/n/pravilnaya-osanka-zdorovya-spina


https://m.vk.com/wall-5861845_95106







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!