СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Вторая жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Вторая жизнь"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка

муниципального района имени Лазо Хабаровского края





Исследовательская работа


Тема: Вторая жизнь









Работу выполнили:

Лукашенко Леонид Алексеевич

Лукашенко Валерия Алексеевна,

Ученики 4 «Б» класса

Руководитель работы:

Бичикова Ольга Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Георгиевка




с. Георгиевка

2024 год

Содержание

  1. Введение ………………………………….……………………….………3

  2. История возникновения бумаги……...…………………………………..5

  3. Интересные факты………………………………..………………………7

  4. Проблема возможной нехватки бумаги……………………………………………………………………..11

  5. Подарок своими руками.. ………………………………………………..13

  6. Заключение………………………………………………………………..15

  7. Список использованной литературы ………………………….………...16

  8. Приложение





























Введение

А вы задумывались о том, что в окружающем нас мире есть столько вещей, настолько привычных, что мы даже и не осознаем их значимость в повседневной жизни? Одним из таких великих изобретений и является бумага.

Каждый день мы сталкиваемся с ней: читаем книги и журналы, пишем в тетрадях, получаем чеки в магазинах. Невозможно всё и перечислить!

Очень трудно представить хоть день без бумаги. Поэтому нам стало интересно, как она появилась и может ли бумага получить «вторую жизнь»?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы мы решили провести исследование, которое называется «Вторая жизнь».

Мы считаем, что эта тема актуальна в наше время, так как бумага – это необходимый элемент жизни человека. И чем быстрее увеличивается потребность в бумаге, тем важнее становится вопрос о возможности нехватки древесины.

Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что из использованной бумаги можно сделать поделки, которые порадуют людей и подарят ей вторую жизнь.

Целью нашего исследования является изучение истории появления бумаги и возможности изготовлений изделий из макулатуры, пригодных для вторичного использования.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения и распространения бумаги;

  2. Проанализировать проблему возможной нехватки бумаги;

  3. Изучить способы вторичного использования бумаги;

  4. Провести анкетирование;

  5. Провести мастер-класс по изготовлению фоторамки.

3



Объект нашего исследования: использованная бумага.

Предмет исследования: вторичное использование бумаги.

Для решения поставленных задач мы использовали такие методы как:

- сбор информации из литературы и интернет источников;

- сопоставление и анализ информации, полученной из разных источников;

- выбор фактов, интересных для учеников начальной школы;

- составление рассказа, презентации;

- анкетирование.

























4

История возникновения бумаги

Попробуйте представить мир без бумаги. Что нам останется? Да почти ничего. Бумага с нами везде. Книги, письма, дневники, а еще картонные подставки под пиво, свидетельства о рождении, настольные игры и визитные карточки, фотографии, билеты, чайные пакетики. Мы – люди бумаги[1].

Несмотря на то, что в нашу жизнь вошли современные компьютерные технологии, мы по-прежнему не можем обойтись без бумаги. Нам стало интересно, а кто же первый её изобрел и какова история появления этого материала?

Создателем первой бумаги является советник императора Китая по имени Цай Лунь. Именно этот китаец в 105 году нашей эры соединил первым шелковичные волокна, пеньку, старую ткань и золу от сожженного дерева. Затем ингредиенты смешивались с водой и тщательным образом в ней расталкивались. Полученная масса выкладывалась на своеобразное сито, представляющее собой основу из бамбуковых побегов. Вода стекала и получившуюся массу хорошо высушивали на солнце и разглаживали камнями. (рисунок 1)

Рисунок 1. Первая бумага

Уже к 4 столетию бумага сумела полностью вытеснить из обихода

5

применяющиеся для письма дощечки из бамбука. 

В период с 5 по 6 век китайцы освоили технологии печатания книг из бумаги и даже начали выпускать из нее деньги. Секрет изготовления бумаги

жители Поднебесной хранили в строжайшем секрете. Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н.Л. Робер. Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. В мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.

Начиная с середины 19 столетия бумагу в основном стали производить из древесной массы. В прошлом веке бумажное производство превратилось в высокотехнологичную отрасль. Производство бумаги сделало резкий скачок вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличи­вался выпуск бумаги, совершенствовался ее ассортимент, появ­лялись все новые и новые области и её применения. Бумагу ста­ли применять не только для письма, но и в строительстве, в промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике.

Удивительно, но на правильную идею будущего изобретателя натолкнули осы! Он присмотрелся к их гнездам, которые они строили из омертвелой древесины, растительных волокон, собранных в округе, и их собственной слюны, которая не только делала материал прочным, но и защищала его от влаги. Тогда советник решил использовать кору тутового дерева, старые рыболовные сети и волокна шелковицы, а также ветошь и древесную золу. Все ингредиенты он измельчил, вымочил и разложил в раме с бамбуковым ситом, а затем просушил на солнце и разгладил с помощью камней. Так родился первый лист бумаги и был запущен процесс совершенствования и упрощения технологии.

6



С годами ручной труд был полностью заменен на автоматику, и сегодня за создание бумаги отвечают машины, но базовые принципы и метод подбора сырья не так уж и сильно изменились.

В настоящее время существуют следующие этапы производства бумаги:

Этап 1. Сырье, такое как древесные волокна или целлюлоза, проходит процесс отбеливания и очистки. На этом этапе удаляются излишние загрязнения, такие как кора, смолы и другие примеси. Также происходит отбеливание волокон для достижения желаемой белизны бумаги. Это важный этап, который влияет на качество и внешний вид готовой продукции.

Этап 2. После очистки волокна замачиваются в воде, чтобы сделать их более гибкими и подготовить к последующим этапам. Затем волокна размалываются, чтобы получить пастообразную массу, называемую целлюлозной пастой. Этот процесс позволяет раскрыть волокна и образовать однородную массу для дальнейшего формирования бумаги.

Этап 3. Целлюлозная паста подается на специальные сита или валики, где происходит образование бумажного листа. Сита могут иметь разные размеры и текстуры, что позволяет получать бумагу с разными характеристиками. Целлюлозная паста распределяется равномерно на поверхности сита или валика, образуя первоначальную структуру листа бумаги.

Этап 4. После образования листа бумаги он проходит через пресс, который удаляет избыточную влагу из массы. Прессование помогает создать более плотную и равномерную структуру. Затем лист бумаги направляется на этап сушки, где оставшаяся влага удаляется с помощью нагрева или воздушных потоков. Этот этап завершает формирование структуры бумаги.

Этап 5. После сушки бумага может подвергаться дополнительной обработке и отделке в зависимости от ее назначения. Это может включать

7

нанесение специальных покрытий для улучшения печати или придания дополнительной защиты. Также на этом этапе можно дать бумаге желаемый оттенок, текстуру или другие характеристики.

Этап 6. После сушки бумага имеет нужную прочность и структуру, но она все еще находится в больших рулонах или листах. Упаковка и резка - это последние этапы в сложной цепочке производства бумаги, которая начинается с получения сырья и преобразования его в качественный и полезный материал.

Таким образом, мы выяснили, что история бумаги начинается еще с 1 века. Однако это заставило задуматься, сможет ли человечество в ближайшем будущем отказаться от производства этого материала? Скорее, правильно говорить о том, что люди будут использовать бумагу, произведенную при помощи вторичной переработки, из макулатуры. 

Ведь никакие гаджеты и цифровые миры не смогут заменить акварельный рисунок или запах книжных страниц. К тому же бумага позволяет отказаться от пластика. Например, люди все чаще начинают использовать бумажные пакеты. Так что, возможно, бумага – это материал не прошлого, а будущего.



















8

Интересные факты

1.Бумаге – величайшему изобретению человечества – исполнилось уже 19 веков[3].

2.К написанному на бумаге китайцы относились с особым почтением. Чтобы поправиться, больной глотал листок бумаги с написанным на нем названием дорогого лекарства. С умершими общались при помощи бумаги, для них даже изготавливали специальные деньги. Кстати, бумажные деньги в Китае появились примерно в 420–430 годах.

3. Изначально бумагу изготавливали из побегов бамбука, травы, соломы, пакли, тряпья, древесины ивы и тутового дерева.

4. В настоящее время бумажное производство использует древесину, причем, только 9 пород деревьев: хвойные — сосна, ель, пихта и лиственница, лиственные — ольха, береза, тополь, осина и бук. Из лиственных пород производят беленую бумагу для типографской печати, а хвойная древесина идет на изготовление упаковочных мешков и картона.

5. В мире существует более 400 видов бумаги.

6. Бумага – съедобная, так как на 85% состоит из целлюлозы. Белков в ней нет, но зато имеется глюкоза. По своей питательности и энергетической ценности она приравнивается к картофелю.

7. Ни один лист бумаги нельзя сложить пополам больше 7 раз. 

8. Благодаря специальным добавкам, бумага может иметь свойства водонепроницаемости и огнеупорности, что делает ее еще более универсальным и надежным материалом.

9. В мире есть самый большой лист бумаги, который имеет размеры 39,9 х 39,9 метра.

9

10. Даже самый тонкий лист бумаги может быть невероятно мельче человеческого волоса, что говорит о его нежности и хрупкости.

11. Подходящие условия позволяют бумаге сохраняться тысячелетиями.

12. Китай долгое время хранил тайну производства бумаги, пока она не распространилась на Запад через так называемый "бумажный маршрут".







































10

Проблема возможной нехватки бумаги

Ни для кого не секрет, что при производстве бумаги используется древесина. Проанализировав источники, мы выяснили, что ежегодно в мире вырубается более 125 миллионов деревьев для производства! Ученые доказали, что каждую секунду вырубается лес размером с футбольное поле. А чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый должно пройти 80-100 лет. Если так будет и дальше продолжаться, то через 100 лет наш лес может исчезнуть!

Качество лесов ухудшается очень быстро, они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух. Основная причина проблем – деятельность человека. В России сейчас более чем 90 процентов леса вырубается методом сплошной вырубки, в результате чего почва разрушается, и леса не могут восстанавливаться. А вы задумывались, что может случиться, если лес уничтожат? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнения воздуха, хранит влагу, регулирует климат. Ежегодно растения планеты выделяют в атмосферу свыше 25 миллиардов тонн кислорода. Лес – лёгкие нашей планеты!

К счастью, в наше время существует множество способов переработки бумаги для её вторичного использования. Расскажем об одном из них.

Сначала собирают использованную бумагу. После отправляют на бумажную фабрику. Первая операция, которой ее подвергают, представляет собой сортировку. Затем ее укладывают в резервуары с водой и химикатами, к которым относятся перекись водорода, каустическая сода, мыло. Все это тщательно перемешивается. В результате происходит разделение волокон. После этого их отделяют от красителей и отбеливают при помощи специальных составов.

Далее полученную пульпу направляют в бумагоделательную машину.

11

Смесь пропускают через вибрационный механизм и ролики для отжима излишков воды. Новые листы подогревают и дают высохнуть. После этого их пропускают через гладильное устройство, которое равномерно разглаживает только что изготовленную бумагу до достижения ею установленных стандартов. Вслед за этим ее сворачивают в рулоны и отправляют на проверку соответствия нормативам. После разрезания на листы различных форматов бумага готова к отправке во вторичную эксплуатацию.

Нам стало интересно, а как поступают с использованной бумагой ученики нашей школы. Для этого мы провели анкетирование ( Приложение 1)

Рисунок 2. Результаты анкетирования

Проанализировав результаты анкетирования (рисунок 1), мы пришли к выводу, что большинство учеников нашей школы не знают способов вторичного использования бумаги.

Нам захотелось внести свой вклад в сохранение лесов и показать ученикам, как можно с пользой использовать макулатуру.

12

Подарок своими руками

Не для кого не секрет, что декор интерьера, состоящий из маленьких милых вещиц, придает любому дому уют и теплоту. Маленькие статуэтки, шкатулочки, коробочки, вышитые или вязаные  салфеточки, диванные подушки и т.д., все это может рассказать очень много об их хозяевах, об их характерах, увлечениях, взглядах на жизнь и т.д.

А об истории каждой семьи расскажут фоторамки, вместе с помещенными в них снимками. Ведь, мы стараемся запечатлеть на фото самые яркие и важные моменты нашей жизни. И мы нашли способ как сделать фоторамки – из старых журналов! И сейчас мы поделимся секретом их создания.

Для работы нам понадобились следующие материалы и инструменты:

-старые глянцевые журналы;

-клей-пистолет;

-ножницы;

-картонная коробка;

-клей-карандаш;

-наши любимые фотографии.

Пошаговое описание работы:

Шаг первый. Для начала нарежем из цветных глянцевых журналов заготовки квадратной формы, размером приблизительно 20х20 см.

Шаг второй. Далее скрутим все заготовки в тонкие трубочки и закрепим каждую в конце при помощи клея карандаша.

13

Шаг третий. Затем возьмем картонную коробку и вырежем заготовки под наши рамки. После чего аккуратно плотно в ряд наклеим на рамку скрученные трубочки из листков журнала с помощью клея-пистолета. Лишние выступающие края трубочек аккуратно обрежем ножницами.

Шаг четвертый. Таким же образом отдекорируем и все остальные стороны рамки.

Изготовленные фоторамки своими руками – готовы! (Приложение 2)

После того, как мы сами научились делать фоторамки, нам в голову пришла идея помочь своим одноклассникам в изготовлении подарков. (Приложение )

Им очень понравилась эта идея и сам процесс. В конце работы в их глазах было столько радости и счастья!

Так же мы предложили учеников нашей школы принять участие в акции «Подари вторую жизнь», где предложили выполнить поделки из макулатуры. Получились очень интересные работы!(Приложение 3)















14

Заключение



Подводя итог исследования, мы можем сказать, что добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о бумаге.

Наша гипотеза о том, что использованной бумаге можно подарить «вторую жизнь» подтвердилась.

Мы пришли к выводу о том, что в наше время очень важно ценить и беречь бумагу, ведь на её изготовление уходит большое количество деревьев. А без деревьев мы не сможем существовать. Важно доносить до людей мысль, что бумагу надо использовать экономно, потому что за каждым листом бумаги стоит история живого дерева. Чем больше людей будут знать о беде леса, и задумываться о том, как ему помочь, тем быстрей мы спасём лес для себя, своих детей.

Мы очень надеемся, что уже скоро человечество найдет способ производить бумагу в промышленных масштабах без использования древесины. Так обязательно будет! Мы в это верим. Надеюсь, что наша работа принесла пользу лесу. Ведь это и было нашей главной задачей.

Выполняя исследовательскую работу  мы: 

·                   научились проводить анкетирование  и анализировать полученные результаты;

·                   научились находить необходимую информацию в книгах, журналах, в Интернете.







15

Список использованной литературы



  1. Иэн Сэнсом, «Бумага. О самом вечном и хрупком материале». М:2015г.

  2. https://printsburg.ru/blog/articles/paper// информационно-познавательный сайт

  3. https://dzen.ru/a/ZOOXNIPR0RvVW3aI

  4. 7яNET/ информационно-познавательный сайт



































Приложение 1





Приложение 2











Приложение 3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!