СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Школьный мел своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пожалуй, в мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся бы с мелом. В миллионах классах учителя и школьники пишут мелом на доске. Однажды я задумался о том, откуда же к нам пришёл школьный мел? Что это полезное ископаемое или творение рук человека? Можно ли его изготовить своими руками? Так и появилась тема моего исследования «Тайны школьного мела».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Школьный мел своими руками"»

Районные практические чтения исследовательского общества

Районные практические чтения исследовательского общества "Альфа" "Юниор"

Участник Касаджик Максим

ученик 2 «Б» класса

Руководитель

Карданова

Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Прогимназия №13

г. Майского»

2021 г.

 Я считаю, что эта тема актуальна , мел даже в век информационных технологий не теряет своего значения и остаётся незаменимым помощником. Цель работы:  изучение состава и свойства школьного мела, изготовление его своими руками.  

  • Я считаю, что эта тема актуальна , мел даже в век информационных технологий не теряет своего значения и остаётся незаменимым помощником.
  • Цель работы:  изучение состава и свойства школьного мела, изготовление его своими руками.  
Задачи исследования: изучить историю возникновения мела; провести опрос учащихся  и эксперименты по изучению свойств мела; изготовить мел; ознакомить одноклассников с результатом работы. Методы исследования: изучение и обобщение полученной информации; анкетирование учащихся; проведение экспериментов.
  • Задачи исследования: изучить историю возникновения мела; провести опрос учащихся и эксперименты по изучению свойств мела; изготовить мел; ознакомить одноклассников с результатом работы.

Методы исследования:

  • изучение и обобщение

полученной информации;

  • анкетирование учащихся;
  • проведение

экспериментов.

Гипотеза: предположим, природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками.  Объект  исследования:   мел.  Предмет  исследования:   свойства и состав  школьного мела.
  • Гипотеза: предположим, природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками.
  • Объект

исследования:

мел.

  • Предмет

исследования:

свойства и состав

школьного мела.

 В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Мел - это мягкий белый известняк, употребляемый в промышленности, для окраски, писания».

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Мел - это мягкий белый известняк, употребляемый в промышленности, для окраски, писания».

Мел Мел - горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов. Основа мела: Карбонат кальция (кальцит ) Карбонат магния (магнезит)

Мел

  • Мел - горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов.

Основа

мела:

Карбонат кальция (кальцит )

Карбонат магния (магнезит)

Из истории мела 80 млн. лет назад, когда на Земле существовали динозавры, был Меловой период. В морях жили множества мельчайших моллюсков. Останки этих существ и превратились в хорошо знакомый нам мел. Мел хранит историю нашей планеты.

Из истории мела

80 млн. лет назад, когда на Земле существовали динозавры, был Меловой период. В морях жили множества мельчайших моллюсков. Останки этих существ и превратились в хорошо знакомый нам мел.

Мел хранит историю нашей планеты.

Местонахождения мела в природе и его добыча  Мел, как горную породу добывают из карьеров и отправляют по предприятиям, перерабатывающим мел.

Местонахождения мела в природе и его добыча

Мел, как горную породу добывают из карьеров и отправляют по предприятиям, перерабатывающим мел.

Применение мела

Применение мела

Школьный мел содержит:  Не все производители указывают состав мела на упаковке. Качество и безопасность школьного мела для здоровья будет зависеть от честности производителя. Природные компоненты (крахмал, алебастр, гипс) Искусствен-ные компоненты (красители, клеи )

Школьный мел содержит:

Не все производители указывают состав мела на упаковке. Качество и безопасность школьного мела для здоровья будет зависеть от честности производителя.

Природные компоненты

(крахмал, алебастр, гипс)

Искусствен-ные компоненты

(красители, клеи )

Анкетирование  Цель :  выявление знаний о меле.  Опросил 30 одноклассников.

Анкетирование Цель :  выявление знаний о меле. Опросил 30 одноклассников.

Вывод: Выяснил, что пользуются мелом часто, но о школьном меле знают мало. Несмотря на технический прогресс в школе заменить мел пока полностью нельзя.

Вывод: Выяснил, что пользуются мелом часто, но о школьном меле знают мало. Несмотря на технический прогресс в школе заменить мел пока полностью нельзя.

 Цель: Узнать о влиянии школьного  мела на здоровье. Татьяна Васильевна рассказала, что меловая пыль может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Мел может вызывать аллергию, при длительном контакте с кожей, сухость и приступ кашля. Несмотря на важность, мел может быть опасным и причинять вред здоровью человека. Вывод: Чтобы этого избежать, нужно соблюдать нормы гигиены.

Цель: Узнать о влиянии школьного

мела на здоровье.

Татьяна Васильевна рассказала, что меловая пыль может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Мел может вызывать аллергию, при

длительном контакте с кожей, сухость и приступ кашля. Несмотря на важность, мел может быть опасным и причинять вред здоровью человека. Вывод: Чтобы этого избежать, нужно соблюдать нормы гигиены.

Эксперимент №1 «Изготовление школьного мела своими руками»

Эксперимент №1 «Изготовление школьного мела своими руками»

Мой мел  Через сутки провёл испытание мела. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости школьному мелу.  Вывод:  Получил готовый к применению безопасный мел. Он ложился ровным слоем, был ярким, себестоимость самодельного мела дешевле. Создание мела, оказалось занимательным творчеством.

Мой мел

Через сутки провёл испытание мела. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости школьному мелу.

Вывод:  Получил готовый к применению безопасный мел. Он ложился ровным слоем, был ярким, себестоимость самодельного мела дешевле. Создание мела, оказалось занимательным творчеством.

Эксперимент №2 «Состав и свойства мела» Рассмотрел под  микроскопом Впитывание  воды Впитывание масла Погружение в воду Вкрапления

Эксперимент №2 «Состав и свойства мела»

Рассмотрел под

микроскопом

Впитывание

воды

Впитывание

масла

Погружение в воду

Вкрапления

Выделение углекислого газа Взаимодействие с йодом

Выделение углекислого газа

Взаимодействие с йодом

Результаты исследований свойства мела Образец мела Сыпу-честь   1. Самодельный Низкая 2. Набор « Sport & Fun », Россия Мар-кость Впитывание воды Низкая Низкая   3. Цветной «Алгем» , Россия Впитывание масла Средняя Низкая Высокое 4. Белый « Maped », Китай Вкрапления Высокое Низкая Сильная   5. Белый « Chalk », Германия Среднее Высокое Низкая Низкая Есть Среднее Погруже ние в воду 6.  Белый «Алгем», Россия Есть Средняя Выделение углекис лого газа Высокое 7. Молотый Не растворяется Среднее Низкая Медленно Окраска раствора йода Высокая Средняя Среднее Есть Высокое Не растворяется Высокое Медленно Нет Не растворяется Среднее Коричневый Средняя Нет Не растворяется Медленно Высокое Коричневый Среднее Есть Бурно Среднее Не растворяется Коричневый Есть Синий Еле заметно Не растворяется Медленно Не растворяется Коричневый Бурно Коричневый Коричневый Вывод: Узнал, что образцы мела хрупкие и оставляют след, хорошо впитывают воду и жир, не растворяются в воде, в составе мела есть кальций, а крахмал  присутствует только в одном образце мела.

Результаты исследований свойства мела

Образец мела

Сыпу-честь

  1. Самодельный

Низкая

2. Набор « Sport & Fun », Россия

Мар-кость

Впитывание

воды

Низкая

Низкая

  3. Цветной «Алгем» , Россия

Впитывание

масла

Средняя

Низкая

Высокое

4. Белый « Maped », Китай

Вкрапления

Высокое

Низкая

Сильная

  5. Белый « Chalk », Германия

Среднее

Высокое

Низкая

Низкая

Есть

Среднее

Погруже

ние в воду

6.  Белый «Алгем», Россия

Есть

Средняя

Выделение углекис

лого газа

Высокое

7. Молотый

Не растворяется

Среднее

Низкая

Медленно

Окраска раствора йода

Высокая

Средняя

Среднее

Есть

Высокое

Не растворяется

Высокое

Медленно

Нет

Не растворяется

Среднее

Коричневый

Средняя

Нет

Не растворяется

Медленно

Высокое

Коричневый

Среднее

Есть

Бурно

Среднее

Не растворяется

Коричневый

Есть

Синий

Еле заметно

Не растворяется

Медленно

Не растворяется

Коричневый

Бурно

Коричневый

Коричневый

Вывод: Узнал, что образцы мела хрупкие и оставляют след, хорошо впитывают воду и жир, не растворяются в воде, в составе мела есть кальций, а крахмал присутствует только в одном образце мела.

Выводы  Работая по данной теме, я узнал, что такое мел и его местонахождение в природе. Исследовал состав, и свойства мела выяснил, что есть различие между школьным и природным мелом.  Моя гипотеза подтвердилась: природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками.

Выводы

Работая по данной теме, я

узнал, что такое мел и его местонахождение в природе. Исследовал состав, и

свойства мела выяснил, что

есть различие между

школьным и природным мелом.

Моя гипотеза подтвердилась:

природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел

своими руками.

Рекомендации:  - чтобы мел не сушил кожу рук можно  обвернуть его скотчем или фольгой;  - чтобы мел не пачкал руки, его можно  окунуть в разбавленное в 2 раза молоко;  - чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его и хранить в сухом месте;  - во время работы с мелом пользоваться влажными салфетками;  - чаще проветривать класс;  - вытирать мел с доски только влажной тряпкой;  - промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

Рекомендации:

- чтобы мел не сушил кожу рук можно

обвернуть его скотчем или фольгой;

- чтобы мел не пачкал руки, его можно

окунуть в разбавленное в 2 раза молоко;

- чтобы мел не крошился, нужно

подсушивать его и хранить в сухом месте;

- во время работы с мелом

пользоваться влажными салфетками;

- чаще проветривать класс;

- вытирать мел с доски только влажной

тряпкой;

- промывать тряпку для стирания мела

как можно чаще.

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!