СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по искусству Японии.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст защиты к исследованию по проекту "Аниме"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по искусству Японии.»

Что такое аниме?

Термин «аниме» (anime) возник потому, что японцам сложно произносить западное слово «анимация». Они заменили его на удобное для произношения «аниме», которое вошло во все языки мира. В переводе же с японского оно означает любую анимацию. Если во всем мире анимационные фильмы и сериалы снимают, как правило, по мотивам игровых фильмов, то в Японии аниме является первичным жанром, который влияет на остальные. По мотивам аниме снимаются фильмы, клипы, проводятся вечеринки. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Удивительно, но одной из причин возникновения аниме-культуры в Японии специалисты считают американизацию. Японские авторы соединили графичность традиционных европейских и американских комиксов с приёмами рисования, традиционными для японских художников, и получили нечто совершенно самобытное - мангу.

Одна из ключевых особенностей японской анимации состоит в доскональной проработке среды, в которой существуют персонажи, — это так называемое «миростроительство» (worldbuilding), создающее впечатление реальности даже самых фантастических миров. Известнейший японский мультипликатор Хаяо Миядзаки всегда повторяет, что когда создаёшь придуманный мир, его нужно делать максимально реалистичным. Таким образом архитектура в аниме зачастую сообщает о сюжете и героях больше, чем несколько абзацев сценария.

Приглашаю вас познакомится с творчеством Хаяо Миядзаки поближе. На слайдах мы видим фоны из фильмов "Унесенные призраками" и "Шагающий замок", этих мест нет в реальности. Но так же в этих же фильмах есть и реальная архитектура .

Так в фильме «Унесённые призраками» есть купальня Юбабы это ни что иное, как один из старейших горячих источников Японии - Дого Онсэн в префектуре Эхиме. К счастью, там нет ни ведьм, ни голодных духов, и клиенты не должны беспокоиться о том, что их превратят в свиней. Тем не менее, есть несколько легенд об этом месте, но обычно это счастливые истории о духах или животных, исцеляющихся целебными водами источника. Купальня представляет собой огромное здание, проработанное так тщательно, что к концу анимационного фильма мы в состоянии нарисовать его технический план. Миядзаки уделяет сценографии настолько пристальное внимание, что если его персонаж откуда‑то стремительно убегает, зритель запоминает дорогу.

Планы Миядзаки детально прорисованы и это отличает все мультфильмы студии. Девяносто процентов рабочего материала в студии делается вручную.

Так же у студии Гибли есть фильмы действие которых происходит в наше время или присходило совсем недавно. Фильм "Шепот сердца", сюжет которого разворачивается в конкретном городе Японии. Для задних планов были взяты реальные места - холмы Тама (западный Токио). Тут сценарист и режиссер некоторые реально существующие места воспроизводит в аниме почти с фотографической точностью. Посмотрите кадры из фильма и сравните с фотографиями реальных мест. Недалеко от места, где живет семья главной героини, находится водонапорная башня. Такая действительно существует. Расположена она так же, как и в аниме "Шепот сердца", только жилые дома рядом другого вида. Подъем к дому, где живет героиня аниме "Шепот сердца" срисован, видимо, с этого же места.

В фильме «Небесный замок Лапута» летающий небесный город превращается в руины из‑за научно-технического коллапса. Прототипом замка стала «Вавилонская башня» Питера Брейгеля, что ещё раз подчёркивает — катастрофа вызвана избыточной верой человечества в технический прогресс. Поколение Миядзаки стало свидетелем американских бомбардировок, разрушивших японские города. Кроме того, в 80‑е годы, когда создавались эти фильмы, люди жили в ожидании ядерной войны, узнавая из новостей то о катастрофе на Чернобыльской АЭС, то о катастрофическом загрязнении природы. Японцы начали подозревать, что именно наука станет причиной уничтожения цивилизации, так что в изображениях руин можно увидеть протест против провозглашённого в ХХ (двадцатом) веке принципа всемогущества науки.

У побережья города Вакаяма в Японии есть остров Окиносима. На нём есть комплекс развалин старого форта и базы японской армии времен эпохи Мэйдзи (1868-1912). Развалины старого форта и базы неуловимо напоминают пейзажи руин летающего замка из аниме "Небесный замок Лапута".

Аниме-фильм «Ведьмина служба доставки» Хаяо Миядзаки. По сюжету книги действия происходят в вымышленном приморском городе Корико, расположенном с одной стороны на берегу Средиземного моря, а с другой - Балтийского. Однако в мультфильме изображен реальный город, с существующими зданиями и архитектурой. Во время путешествия в поисках вдохновения, художникам команды Миядзаки очень приглянулся старинный шведский город Висбю, который находится на острове Готланд (как раз в Балтийском море). Его облик и стал образом фантастического города Корико. В мультфильме можно разглядеть Городскую стену города-крепости Висбю. В фильме ведьма Кики вместе со своим котом Зизи находят жилье у хозяйки булочной по имени Асона. Булочная очень похожа на кафе «Портен» (Bokcaféet Porten) в Висбю.

Фильм Миядзаки «Ходячий замок». Основные зарисовки для фонов были сделаны в провинции Эльзас во Франции, город Кольмар. Художники вдохновились его красотами. По словам автора, прообраз замка Хаула — русская избушка на курьих ножках. Учитывая, что японский режиссёр много раз признавался в любви к советской анимации, в подобных культурных отсылках нет ничего невероятного. Однако Ходячий замок — такой же полноценный персонаж фильма, как и сам Хаул, его владелец. У движущейся конструкции есть железные «рот», «глаза» и даже «язык»; при этом всё это — архитектурные элементы. В «Ходячем замке» Миядзаки во многом строит повествование на основе мотива меняющейся архитектуры: дверь замка способна телепортировать его жителей в разные места; в эпизоде, где Хаул решает спрятать замок, он превращает его в роскошный жилой дом; в кульминационный момент фильма замок рушится, и от него остаётся только ходовой механизм — две куриные лапы с деревянным помостом. С детства мы читаем сказки о Бабе Яге, которая так и норовит засунуть в печку маленького Иванушку. Все дело происходит, разумеется, в избушке на курьих ножках. Но изба на курьих ножках к сказкам имеет весьма опосредованное отношение. Это вполне реальные сооружения, которые наши предки начали строить аж тысячу лет назад, а потом со временем они перекочевали на страницы детских сказок. Строить домики на длинных столбах додумались не только наши предки. Соседние финны-саамы или норвеги тоже частенько устраивали такие домики на столбах, а у нас на Русском Севере в лесах их строят до сих пор. Дом на высоких столбах очень удобен в качестве эдакого тайника с продуктами от диких зверей. Поскольку даже самые толстые бревна имеют свойство со временем гнить, нижнюю часть столбов "окуривали", то бишь обжигали до появления ровного слоя сажи, предотвращавшей гниение. Отсюда и само название — избушка на курьих ножках, не путать с куриными.

Подводя итог своего исследования могу точно сказать, что среда и архитектура вокруг персонажей аниме имеет важное значение. Среда, в которой существуют персонажи японских аниме, почти всегда прорабатывается досконально, с многочисленными аллюзиями на реальные здания и, как оказалось, реальной архитектуры больше, чем придуманной.

Я решила попробовать себя в роли сценариста, режиссера и мультипликатора и создала свою мангу.


Скачать

© 2024, 47 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!