СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Роль поэзии в изучении литературы современными школьниками".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Роль поэзии в изучении литературы современными школьниками".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Михайловска







Исследовательская работа

на тему:

Роль поэзии в изучении литературы современными школьниками (на примере учащихся МБОУ СОШ №4)



Работу выполнила:











\





Содержание

Введение............................................................................................................ 3

1. Подготовка к исследованию.

1.1. Что такое поэзия? История поэзии......................................................... 5

1.2. Особенности поэзии, её отличие от прозы............................................. 8

1.3. Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека..................... 11

1.4. Яркие представители............................................................................... 14

Выводы по первой главе

2. Проведение исследования.

2.1. Первый этап исследования. Анкетирование......................................... 19

2.2. Второй этап исследования. Результаты анкетирования...................... 20

Выводы по второй главе

Заключение.................................................................................................... 32

Список используемой литературы................................................................ 35















Введение.

Поэзия — это как радио — или телестанция, которая продолжает трансляцию даже после твоей смерти. Поэзия способна на это.

Аллен Гинзберг

Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно.

В. Я. Брюсов

Мы не случайно выбрали в качестве эпиграфа цитаты В. Я. Брюсова и Аллена Гинзберга, ведь поэзия — есть то, что воплощает безмерное богатство и ошеломительную свободу русской речи. Однако ее главное достоинство заключается в совсем ином — в ее бессмертии. Книги можно уничтожить, писатели уходят из жизни, сама жизнь меняется, и становятся неактуальными многие темы, но поэзия остается универсальной. В ней человек может найти изобилие разного рода полезных сведений, погрузиться в любую эпоху, прожить судьбы людей далеких от нас эпох. Кажется, ни одна другая вещь не может превзойти поэзию глубиной мысли и проникновением в природу человека.

К сожалению, в современном обществе роль поэзии недооценивается. Вместе с тем проблема формирования и удовлетворения духовной потребности является одной из ведущих в жизни современного человека. В современном обществе система ценностей находится под угрозой, через средства массовой информации и социальные сети подросткам прививается низкий художественный вкус. Увлечение поэзией может быть использовано для решения этой проблемы. Между тем язык классической поэзии нередко остается чуждым молодому поколению. Общение с лучшими образцами литературного искусства должно происходить с первых лет жизни ребенка. Если чтение не станет обыденным делом, потребностью, привычкой, то невозможно сохранить национальную культуру, не будет полноценного нравственного развития.

Нам стало интересно узнать мнение подростков по поводу важности и необходимости поэзии как вида искусства.
Цель - обозначить роль поэзии в познании литературы современными школьниками (на примере анкет учащихся МБОУ СОШ №4);

Задачи:

-узнать, что такое поэзия;

-изучить информацию об истории появления поэзии;

-узнать отношение учащихся к поэзии;

-провести анкетирование среди учащихся;

-проанализировать полученную информацию.

Объект – учащиеся 5-ого, 6-ого, 9-ого, 10-ого и 11-ого классов МБОУ СОШ №4.

Методы исследования: в своей работе мы использовали поисковый, метод анкетирования, наблюдения, аналитический, сравнения.

Гипотеза: поэзия не привлекает подростков, и они уделяют ей недостаточно времени.

Актуальность работы состоит в том, что объектом изучения являются школьники МБОУ СОШ №4 разных возрастов. Что позволяет узнать позицию опрашиваемых и проанализировать изменение ее с возрастом.













Глава 1.

1.1. Что такое поэзия? История русской поэзии.

Поэзия (от греч. «творчество») - искусство изображать в слове прекрасное. Поэзия служит выражением идеальных стремлений человека; она, с одной стороны, не совпадает с действительным миром, но с другой - не представляет ничего ложного или обманчивого.

Уже простейшая форма поэзии — слово — связана неразрывно с элементом музыкальным. Таким образом, первая форма поэзии, в которой уже можно заметить зачатки трёх её основных родов — хоровое действие. Содержание такого «действия» — факты из повседневной жизни общины. Сюжеты этих хоровых танцев — сцены мифические, военные, похоронные, брачные и т. п. Здесь имеются уже налицо элементы для дальнейшего выделения поэтических родов. Первобытный человек подлежит не столько индивидуальной психологии, сколько «психологии групп». Личность чувствует себя неопределённой частью однообразного целого. При таком складе личности нет места для индивидуальной литературы.

Понемногу деятельное сочувствие к событиям, изображённым в песне, угасает в обществе. С разложением первобытного общинного уклада совпадает новый строй мировоззрения; человек начинает чувствовать себя личностью. У него есть свои, никем не разделённые горести и радости, препятствия, преодолеть которые никто ему не помогает; общественный строй уже не охватывает всецело его жизни и мысли, и подчас он вступает с ним в конфликт. Итак, появляются выделившиеся с достаточной ясностью формы эпоса, лирики, драмы; вместе с тем, творит поэзию уже иной автор — индивидуальный поэт нового времени.

Когда-то в древности стихами (впрочем, по нынешним понятиям довольно необычными) писались священные тексты. Считается, что для удобства массового запоминания наизусть.

История русской книжной поэзии начинается с рубежа XVII века. Специальных стихотворных жанров в русской феодальной книжности не существовало, и вся ритмичность, напевность, рифмование шли от эпоса. XVIII век стал революционным для русской политики, экономики, искусства и культуры. Революция свершилась и в поэзии. Реформа Ломоносова и Тредиаковского стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии. В этот период силлабо-тонический принцип сложения стиха становится классическим для русской литературы.

Почва, заложенная реформаторами XVIII столетия, стала основой, на которой расцвела русская поэзия Золотого века. Этот этап в истории русской поэзии характеризуется установлением классических норм отечественного литературного языка. Наиболее значительным направлением в поэзии этого периода стал романтизм, который утверждал самоценность духовной и творческой силы человека.

Первую треть XX века называют Серебряным веком русской поэзии. Это период характеризуется творческой свободой и удивительными экспериментами. Серебряный век начался с декаданса. В этот период истории русской поэзии были открыты такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм и большое количество других литературных кружков. Характерными чертами для этого периода являются следующие моменты: поэты Серебряного века отошли от классического силлабо-тонического принципа стихосложения и стали экспериментировать со структурой и формой поэзии, вновь вернулся акцентный стих, появился верлибр.

Конец 1920-х годов ознаменовался началом нового этапа развития отечественной поэзии. В СССР продолжали свою творческую деятельность поты Серебряного века, параллельно возникла эмигрантская ветвь отечественной поэзии. В то же время в поэзии стала формироваться идеологическая линия. Появление поэтов-шестидесятников стало значимым событием в литературе этого периода.


























1.2. Особенности поэзии, её отличие от прозы.

Слово «поэзия», как и слово «проза», имеет несколько значений. В 1923 Тынянов писал: «Термин «поэзия», бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретные объем и содержание и имеет оценочную окраску». Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» большинство современных литературоведов противопоставляет не термин «поэзия», а термин «стихи».

Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла.

Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:

А плакала я уже бабьей
Слезой – солонейшей солью.

(М. Цветаева)

Такое явление называется – синтаксический перенос.

Слово внутри стиха воспринимается иначе, чем слово в прозаическом тексте. Слова влияют друг на друга.

Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка Маяковского: «Где, он, бронзы звон или гранита грань…», - как бы напоминает звон металла и твердость гранита.

Стихи обладают и другими важнейшими признаками, делающими их «складной» речью. В первую очередь, ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Долгое время стихотворная речь определялась, как речь ритмическая. Ритм в стихах создается, прежде всего, определенной системой стихосложения, разной у разных народов и в различные эпохи.

Строки в стихах соотносимы между собой: в конце каждой строки вспоминаются концы предыдущих и возникают догадки о последующих. Особенно при наличии рифмы – звукового повтора. Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. В прозе, в абсолютном большинстве случаев, рифма – явление случайное. Тем не менее, рифма не может считаться отличительным признаком стихов.

Бытует мнение, что стихи отличаются от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Это не безосновательно, но, тем не менее, не может служить отличительным признаком стихов. В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», – писал Аристотель. Так, в «золотой век» русской литературы (пушкинская эпоха) поэзия качественно и количественно опережала прозу. В широком смысле «поэзией» в России XVIII-XIX вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе. В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература. Именно так часто употреблял этот термин Белинский. Прозой же именовались нехудожественные тексты.

В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С. Н. Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре), используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово.















1.3. Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека.

Ученые из Института Макса Планка выяснили, что поэзия доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка. Исследователи попросили группу людей читать стихи вслух и нажимать на специальную кнопку всякий раз, когда они почувствуют озноб и «мурашки» по телу. В это время ученые отслеживали частоту сердцебиения, мимику и даже движение волосков на коже испытуемых.

Интересно, что даже те, кто не читал стихи в это время, а только слушал, чувствовали «мурашки» на своем теле, а 40% респондентов отмечали их появление несколько раз. Такие ощущения мы также можем испытывать, когда слушаем музыку или смотрим эмоциональную сцену из фильма. Однако реакция головного мозга на поэзию уникальна: слушая стихи, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий.

Также нейробиологи установили, что поэзия создает состояние так называемого «предварительного холодка», то есть это постепенно нарастающее удовольствие по мере того, как мы слушаем стихи. В эти моменты в головном мозге появляется сильный эмоциональный всплеск, который начинается примерно за 4,5 секунды до того, как мы чувствуем озноб.

Любопытно, что эти эмоциональные пики фиксируются именно тогда, когда мы читаем последние строфы или конец стихотворения: это подтвердили 77% тех испытуемых, которые никогда не слышали поэзии.
Нейробиологи из Университета Эксетера провели похожее исследование и пришли к тем же результатам, а также выяснили, что поэзия стимулирует память, способствует самоанализу и расслабляет нас.
Оба этих исследования доказывают нам, что в стихотворной форме есть что-то поистине удивительное, что создает ни на что не похожее удовольствие.

Это также доказывает научный эксперимент, проведенный в Бангорском университете. Ученые заметили, что людям приятно слушать стихи даже в том случае, если они вовсе ничего не смыслят в поэзии. Участникам эксперимента специалисты читали наборы предложений, которые либо соответствовали, либо нарушали приемы валлийской поэзии кинханед. Все добровольцы, принявшие участие в изыскании, являлись носителями валлийского, однако они ничего не знали о приеме кинханед. Авторы научного эксперимента опросили людей, чтобы понять, насколько им нравилось, как звучат предложения. Кроме того, ученые зафиксировали потенциалы головного мозга, связанные с событиями, спустя секунду после того, как прозвучало последнее слово поэтической конструкции. Руководители исследования заметили, что реакция мозга добровольцев на кинханед оказалась более положительной, чем то, как они воспринимали предложения, нарушавшие правила его построения. Интересно, что позитивная реакция участников наблюдалась даже тогда, когда они не могли точно определить, какие из предложенных учеными фраз были построены по правилам кинханед.

Учёные из Ливерпульского университета исследовали влияние чтения высокой поэзии на мозговую активность человека. Выяснилось, что нейроны мозга посылают сильный импульс, встречая почти каждое слово или оборот в стихотворении. Этот импульс не ослабевает, даже когда строчка заканчивается, и нейроны мозга как бы разгоняются и продолжают искать дополнительный смысл в последующих стихах.

Но обратим внимание, что те же произведения, пересказанные в прозе, подобного эффекта не оказывают.

Также обнаружилось, что чтение поэзии воздействует на области мозга, отвечающие за автобиографическую память, и позволяет нам переоценить собственный опыт в свете прочитанного. Такие активности мозга и помогают стать умнее.

Исследования показывают, что поэзия развивает эмпатию. Декламация сильных строчек вызывает у людей глубокие эмоции и часто мурашки на физическом теле.





































1.4. Яркие представители.

Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века.

Суровыми судьями аристократических кругов был А. С. Грибоедов, который в своих произведениях презирал высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский.

Без сомнений, одним из ярчайших представителей Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека.

Начало XIX века — это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену.

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века.

В качестве ярких представителей этого периода выделяют: Марину Цветаеву, Анну Ахматову, Александра Блока, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Валерия Брюсова.

Современная поэзия настолько разная и многогранная, что читателю бывает крайне сложно определиться в предпочтениях. Для кого-то мерилом поэтического таланта остаются Пушкин и Ахматова, а кто-то находит неповторимое очарование в стихах современных поэтов. На самом деле, среди наших современников немало талантливых авторов, которые способны затронуть сердца читателей, найти неординарные рифмы и сказать о главном в стихотворных строках.

Яркие представители поэзии 21 века:

Талант Александра Кушнера трудно переоценить. В его стихах переплетаются времена и судьбы, его рифмы моментально запоминаются и навсегда остаются в душе. Он заставляет читателя думать, спорить, включаться в обсуждение и забывать о времени. В творчестве поэта есть поиски смысла жизни, рассуждения о главном и вера во всепобеждающую силу любви.

Поэзия Сергея Гандлевского очень близка и понятна. Его вполне можно было бы назвать классиком ХХ века, однако он далеко не столь консервативен в своём творчестве. Его стихотворения будто находятся вне времени и моды, но при этом отличаются яркой образностью и актуальностью. Его стихи могут восприниматься по-разному, но после них всегда остаётся светлый след в душе. 
Эмоциональность и четкость в стихах Веры Полозковой взывают к переосмыслению собственной жизни, заставляют спорить и думать. Творчество поэтессы вызывает неоднозначные отзывы, но не оставляет равнодушным.

Поэзия Али Кудряшовой вызывает восхищение своей неприкрытой прямотой, которая, тем не менее, оставляет некое солнечное послевкусие. Ритмика её стихов завораживает своим объёмом, она воспринимается сердцем, а не разумом и наполняет душу читателя щемящей нежностью.

Ирина Астахова прославилась благодаря интернету. Критики обвиняют поэтессу в отсутствии в её произведениях художественной ценности, упрекают в незнании общеизвестных правил и стилей поэзии. А выступления Астаховой тем временем собирают полные залы в России и за её пределами. Она говорит о любви и о тех чувствах, которые знакомы каждому. У поэтессы тысячи поклонников во всём мире, и они имеют полное право слушать и читать те стихи, которые им нравятся.

Стихотворения Дмитрия Воденникова удивительно созвучны поэтам Серебряного века. Они одновременно стыдливо- сентиментальны и местами безжалостны, наполнены болью и неприкрытой искренностью. Его стихи кажутся неуловимо знакомыми, но при этом совершенно новыми. Он умеет сказать простыми словами о любви и разлуке, боли и счастье.






















Выводы по первой главе.

После изучения теории по теме можно сделать самый основной вывод: поэзия занимает одну из главенствующих позиций в литературе и является ее неотъемлемой частью(!).

Если в древности интерес к поэзии отражал бытовые потребности населения и имел больше практическую значимость (в древности стихами писались священные тексты для легкого запоминания), на рубеже XVII-XVIII вв. поэзия опростилась и постепенно стала пристрастием (увлечением), была способом удовлетворения эстетических потребностей, то в настоящее время целью поэзии выступает воспитание чувств (ведь она способна сформировать морально-нравственный облик человека).

Поэзия во многом отличается от прозы, в первую очередь ритмом(!). В стихотворениях каждое слово имеет исключительное значение, звучание стихов гораздо важнее, чем в прозе. Проза появилась гораздо позднее поэзии (про прозу Аристотель писал: «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид»). Также не мало важным аспектом является частое использование троп - слов и выражений, используемых в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи.

Плюсов чтения и изучения поэзии огромное количество: активность головного мозга во время ее прочтения позволяет развить память, способствует самоанализу и расслабляет нас; поэзия способна вызвать бурю неподдельных, ярких эмоций.

Русскую поэзию делят на несколько условных этапов (золотой/серебряный век, советская поэзия), в каждом из которых можно найти уникальных поэтов, повлиявших не только на русскую, но и на мировую литературу.

Современная поэзия пестрит именами, к сожалению, малоизвестными.

Она живет по большей части в интернете. Их функция - красивая цитата под фотографией или картинкой. С их помощью человек может продемонстрировать внутреннее состояние.

Место современной поэзии не в книжном магазине - а в статусе в социальных сетях.

Темы все те же, что и в золотой и серебряной эпохе: любовь, дружба, социальные, морально-нравственные.

Она стала смелей, провокационной. Резкой цензуры нет.






















Глава 2.

2.1. Первый этап исследования. Анкетирование.

Для реализации нашей основной цели мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы.

Интересным стал тот факт, что мы спрашивали у детей разного возраста, о том, каково же их отношение к поэзии, какие качество формирует она, по их мнению, в человеке, чему учит. Это позволило проанализировать интерес детей по мере их взросления.

В нашем исследовании приняли участие 84 учащихся МБОУ СОШ №4. В анкетировании приняли учащиеся 5-ого, 6-ого, 9-ого, 10-ого и 11-ого классов. Нам было интересно посмотреть отличие ответов разных возрастов или, наоборот, выявить схожесть.

Нами была разработана универсальная анкета.

Вопросы анкетирования:

1. Что такое поэзия? Чем отличается от прозы?

2. Нравится ли изучать поэзию? Почему?

3. Какие личностные качества формирует поэзия? Чему может научить?

4. Назовите топ 3 поэтов.

5. Почему любите поэта, которого поставили на первое место?

6. Расположите в порядке значимости русских поэтов (Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Эдуард Асадов, Анна Ахматова, Валерий Брюсов).

7. Чтение наизусть важно при изучении литературы? Почему?

8. Назовите три наиболее важных произведений для чтения наизусть?



2.2. Второй этап исследования. Результаты анкетирования.

После того, как мы провели анкетирование, начался этап обработки полученной информации. Мы рассматривали отдельно каждый вопрос и расположили их в такой последовательности, чтобы подвести к теме, раскрыть ее полностью.

Нам было важно, чтобы опрашиваемые, действительно, включились в работу, давали искренние ответы, те, которые они считают нужными. Было интересно, какими будут ответы у обучающихся разных возрастов, как меняется с годами отношение к поэзии, насколько она важна для современных детей и подростков - эти и другие вопросы мы хотели осветить в своей исследовательской работе.

Тема была выбрана неслучайно: несколько лет подряд мы работаем с литературой — это наш основной объект исследования. Сначала мы изучали, как понимают дети классическую литературу, потом углубились в исследование мистической литературы.

В прошлом году изучали место литературы среди других учебных предметов, в этом году тема «сформировалась сама». Изучая поэзию в конце 8-го класса, возник вопрос на уроке о симпатии к представителям литературы серебряного века (В. Маяковский, С. Есенин). Образ С. Есенина настолько романтизирован современным поколением: его печатают на одежде, цитируют в социальных сетях. Это и подтолкнуло нас раскрыть тему поэзии, а точнее узнать, какие ценности она формирует у детей и подростков.

Итак, 84 человека дали ответы на наши вопросы, первый из них:

«Что такое поэзия, чем отличается от прозы?»

40% опрошенных не дали определения термину «поэзия».

Из тех, кто ответил на этот вопрос, 23% отметили, что «поэзия — это стихи».

7% ответили, что «поэзия - произведение, имеющее ритм, рифму».

10 и 11-классники пишут, что «поэзия - художественное творчество», что составило 12% от всех ответов.

Из всего многообразия ответов можно выделить следующие:

«...это лирическое произведение»

«...это тончайшее искусство поэтов, которое передается из поколения в поколение»

«...это форма литературы»

«...это вид искусства»

Также у 44% вызвало затруднение выявить черты различия поэзии и прозы, и они не ответили на этот вопрос.

43% анкетируемых ответили, что поэзия «отличается наличием рифмы» или написана «в стихотворной форме».

8% считают, что поэзия «отличается наличием лирики».

Можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы дают неправильное определение или не дают его вообще. Не выделяют отличий от прозы.

6 класс показал незнание литературных терминов.

После анализа первого вопроса, мы решили обратиться к словарям и узнать, как правильно определяется поэзия.

Поэзия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина). (источник: Википедия).

ПОЭЗИЯ (греч. - «творчество») искусство изображать в слове прекрасное. П. служит выражением идеальных стремлений человека; она, с одной стороны, не совпадает с действительным миром, но с другой - не представляет ничего ложного или обманчивого

Поэзия — это форма литературы, которая использует эстетические и ритмические качества языка, чтобы вызвать смысл. Такие факторы, как рифма, ритм и ритмические слоги учитываются при создании поэзии. Поэзия обычно используется, чтобы выразить что-то художественным и эстетическим способом.

Проза является одной из основных форм литературы, как художественная, так и научная литература являются прозой. Романы, повести, рассказы, биографии, автобиографии, мемуары, очерки, путевые заметки, академические очерки и учебники — все они написаны в прозе.

«Художественное творчество» неудачно выбранная формулировка, так как «художественное творчество» - вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического. Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства способностей создавать художественные ценности, в том числе и в сфере производства (дизайн), управления (реклама).

Почему учащиеся (это несколько человек) выбрали такую формулировку для пояснения понятия, нам неизвестно.

Второй вопрос нашего исследования: «Нравится ли изучать поэзию? Почему?»

66% опрошенным нравится изучать поэзию.

Ответ: «Мне нравится изучать поэзию, потому что это интересно» - составил 31%.

Остальные анкетируемые (процент которых составил 35) отвечали с большей внимательностью. Так как мы получили совершенно разные ответы, приведем некоторые из них:

«Нравится, когда автор открывает свою душу»

«Нравится, потому что так мы познаем красоту языка, мира»

«Нравится, потому что поэзия отражает эмоции и чувства»

«Нравится, потому что поэзия отражается субъективное восприятие автора действительности»

Неинтересной поэзию посчитали 33% опрошенных: они не любят изучать её и не посвящают ей много времени.

Проанализировав ответы, можно сделать вывод, что учащимся нашей школы нравится изучать поэзию. Положительно ответили учащиеся 5-го и 11-го класса, 10-классники дали больше отрицательных ответов. В основном учащиеся указывают на красоту слога, выразительность речи. Те учащиеся, которые не любят поэзию, не аргументируют причины. Дают односложный ответ:

«Это не интересно»

«Не люблю читать/ слишком сложно»

«Не всегда понятен смысл, утомительно, скучно»

«Возненавидел литературу из-за чтения наизусть»

«Для начала я хотел бы узнать, что это такое».

Третьим вопросом мы хотели выявить, какие личностные качества может сформировать поэзия. Вопрос позволит нам раскрыть главную проблему работы: роль поэзии в формировании системы ценностей современных школьников. Результаты не могли нас не порадовать, так как всего 14% не смогли дать ответа на этот вопрос, остальные 86% опрашиваемых удивили нас проявленной креативностью и заинтересованностью в вопросе.

Из многообразия ответов наиболее частыми были следующие:

14% опрашиваемых ответили, что “поэзия развивает память” (что сложно назвать личностным качеством);

13% ответили, что «поэзия может научить человека красноречиво владеть языком» и в целом «способствует развитию разговорной речи учащихся, увеличению их словарного запаса»;

5-ый и 6-ой классы считают, что поэзия способна «научить стихосложению» — это стало самым частым ответом среди учащихся этих классов (что также нельзя назвать личностным качеством);

Любопытно, что 8% от числа участников анкетирования отметили следующее: «поэзия вдохновляет на лучшие поступки, учит на ошибках лирических героев». 20% считают, что опыт лирического героя, показанный через призму его восприятия, а также его стенания и переживания могут «воспитать у учащегося любовь к Родине, к культуре, к людям и природе». Пятая часть от участников анкетирования считает, что «поэзия может сделать человека более чутким, внимательным к мелочам жизни, миролюбивым».

Так как мы получили разные ответы (изложенное выше представляет только половину), приведем несколько из них:

«Поэзия делает тебя отличным от сверстников»

«Формирует умение работать с информацией»

«Развивает всесторонне, как в социальном, так и в нравственном плане»

«Поэзия ломает мозг»

После анализа третьего вопроса можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы не всегда правильно понимают, что такое «личностное качество». Таким образом, 5-ый и 6-ой классы не справились с задачей и в своих ответах указывали приобретение практических знаний (например, стихосложения) или приравнивали «память» к качествам личности. Старшие классы отнеслись к заданию с большей внимательностью, проявили себя творчески и, как итог, оказались очень близки к заключениям ученых, эксперименты которых отражены в пункте 1.3.

Четвертым вопросом мы пытались выявить, что читают и каких поэтов любят учащиеся нашей школы.

За первое место в чьем-либо личном рейтинге писателю присуждалось три балла, за второе — два и так далее. Только один поэт смог набрать больше 100 баллов (а именно — 150), и это… Александр Пушкин.

Второе место с 78 баллами занял… Сергей Есенин.

Любопытно, что, по предварительной статистике, за Пушкина охотней голосовали учащиеся 5 и 6-ого классов, а за Есенина — учащиеся старших классов.

Места с третьего по восьмое разделились следующим образом:

3. Михаил Лермонтов (68)

4. Владимир Маяковский (23)

5. Александр Блок (19)

6. Афанасий Фет (12)

7. Марина Цветаева (10)

8. Анна Ахматова (9)

Без зрительских симпатий не остался никто: учащиеся указывали в личном рейтинге Михаила Ломоносова, Александра Грибоедова, Николая Некрасова, Иосифа Бродского, Эдуарда Асадова, Александра Твардовского, Владимира Высоцкого.

Любопытным показался тот факт, что учащиеся часто указывали Н. В. Гоголя в своем топе, чьи лирические произведения не включены в школьную программу, но, тем не менее, привлекают особое внимание участников анкетирования.

Еще один интересный факт, что учащиеся писали авторов, которых изучают в момент анкетирования. Так, например, можно оправдать появление А. П. Чехова в анкетах 6-тиклассников.

У 11-классников – это А. Блок и другие представители серебряного века русской литературы.

Пятый вопрос логично следует после четвертого: «Почему любите поэта, которого поставили на первое место?».

24% отметили, что их любимый поэт «заставляет задуматься» и что «его произведения пропитаны глубоким смыслом».

Ответ: «Меня привлекает точность и лаконичность в произведениях поэта», - составил 18% от общего числа ответов.

Симпатизирует характер поэта, он мне очень близок, нравится его искренность» - подобный ответ предложили 14% опрошенных.

Все ответы 5-ого и 6-ого классов (а именно 39% ответов от общего числа) исчерпываются стандартными фразами: «красиво пишет», «он мой любимый поэт» и т. д. Некоторые не скрывают и обосновывают свой выбор тем, что поэт «самый известный», тем самым показывая малую вовлеченность в поэзию.

Интересен и тот факт, что большинство опрашиваемых давали ответ на это вопрос, не игнорировали его (всего лишь 10% не смогли ответить на вопрос). Также мы получили такие ответы:

«Поэт показывает всю суть человека»

«Захватывают его произведения, восхищает его жизнь»

«Люблю его [поэта] за открытость, откровенность, пускай местами выражается некрасивыми словами».

В шестом вопросе мы попросили анкетируемых расставить и пронумеровать в порядке значимости русских поэтов, причем мы взяли представителей 20 века. Во-первых, мы понимали, что фамилии великих классиков будут в 4-ом вопросе и не хотелось, чтобы они повторились и в 6-ом. Во-вторых, те, кого мы выбрали чаще всего можно встретить в социальных сетях. Нам стало интересно, обращают ли внимание на них учащиеся нашей школы, знакомы ли они им. Анкета для разных возрастов была одинаковой, и этот факт тоже показался нам интересным. Как распределят их младшие школьники (5-6 классы), будут ли отличаться их ответы от старшеклассников.

С помощью шестого вопроса, мы, опираясь на ответы учащихся, смогли расставить поэтов в порядке значимости. За первое место в чьем-либо личном рейтинге писателю присуждалось шесть баллов, за второе — пять и так далее. Любопытно, что в 5-ом и 6-ом классе учащиеся в большинстве своем ставили Анну Ахматову на пятое место, между тем старшие классы присуждали ей более высокие места.

Итак, большинство учащихся расставило поэтов таким образом:

1. Сергей Есенин (428)

2. Владимир Маяковский (302)

3. Иосиф Бродский (254)

4. Анна Ахматова (236)

5. Валерий Брюсов (186)

6. Эдуард Асадов (153)


При помощи седьмого вопроса мы хотели выявить, считают ли учащиеся чтение наизусть важным для изучения литературы.

82% учащихся считают чтение наизусть важным, из них 49% указали в качестве причины «развитие памяти».

8% анкетируемых указали, что поэзия «развивает речь».

Также мы получили следующие ответы:

«Чтение наизусть способствует всестороннему развитию»

«Чтение наизусть позволяет проникнуться переживаниями, которые автор вложил в произведение»

«Чтение наизусть помогает лучше понять произведение»

18% опрошенных не считают нужным чтение наизусть.

8% от участников анкетирования отметили, что «впоследствии все выученное забывается».

Также мы получили такие ответы:

«Хочу больше уроков с чтением наизусть, т. к. это развивает дар слова, делает речь красноречивой»

«Это необязательно, главное - знать суть произведения»

«Чтение наизусть ухудшает отношение к литературе»

«При чтении наизусть создается стрессовая ситуация»

Заключительным вопросом нашей анкеты был: «Назовите три наиболее важных произведения для чтения наизусть». За первое место в личном рейтинге начисляется три балла, за второе - два и т д.

Таким образом, мы смогли выделить топ семь наиболее важных поэтических произведений, по мнению учащихся нашей школы:

1. Бородино

2. Руслан и Людмила (“У лукоморья дуб зеленый...”)

3. Евгений Онегин (Письмо Татьяны/Онегина)

4. Мцыри

5. Горе от ума (Монолог Чацкого)

6. Россия (Блок)

7. Письмо к женщине

Ответы 5-ого и 6-ого класса были бедны на разнообразие. Большинство из участников анкетирования указывало произведения из школьной программы, которые они проходят в данный момент на уроках литературы. Ответы старших классов порадовали вариативностью: учащиеся как брали произведения из школьной программы, так и указывали неизвестных нам авторов.

Нам показался любопытным тот факт, что, несмотря на то, что в личном рейтинге поэтов первое место занял Александр Пушкин, обязательным для чтения наизусть учащиеся выбрали произведение Михаила Лермонтова «Бородино».

Ниже перечислены некоторые произведения, не вошедшие в топ:

«Есть в осени первоначальной...»

«Незнакомка»

«Няня»

«Я вас любил...»

«Я помню чудное мгновенье...»

«Лиличка!»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«Не криви улыбку, руки теребя…»

«Заметался пожар голубой...»



Выводы по второй главе.

Проанализировав ответы учащихся, можно сделать следующие основные выводы:

1. Учащиеся нашей школы дают неправильное определение слова «поэзия» или не дают его вообще.

2.Не выделяют отличий поэзии от прозы.

3. 6 класс показал незнание литературных терминов.

4. 11-классники пишут, что «Поэзия - художественное творчество»(!).

5. Опрашиваемым нашей школы нравится изучать поэзию. Положительно ответили учащиеся 5-го и 11-го класса, 10-классники дали больше отрицательных ответов.

6.В основном учащиеся указывают на красоту слога, выразительность речи. Те учащиеся, которые не любят поэзию, не аргументируют причины.

7. По мнению большинства анкетируемых, «поэзия развивает память».

8. Учащиеся видят плюсы в изучении поэзии, по их мнению, она способствует развитию речи и увеличению словарного запаса.

9. В топ поэтов Александр Пушкин занимает первое место (что не удивило нас). Второе место занимает Сергей Есенин.

Любопытно, что, по предварительной статистике, за Пушкина охотней голосовали учащиеся 5 и 6-ого классов, а за Есенина — учащиеся старших классов.

Места с третьего по восьмое разделились следующим образом:

3. Михаил Лермонтов.

4. Владимир Маяковский.

5. Александр Блок.

6. Афанасий Фет.

7. Марина Цветаева.

8. Анна Ахматова.

10. В топ поэтов попали Гоголь, Чехов, Толстой, Тургенев(!).

11. 5-классники и 6-классники не знают представителей серебряного века.

12. Учащиеся нашей школы считают необходимым и важным чтение наизусть.

13. Ответы 5-ого и 6-ого класса были скупы и бедны на разнообразие. Большинство из участников анкетирования указывало произведения из школьной программы, которые они проходят в данный момент на уроках литературы.























Заключение.

Поэзия поднимает множество важных тем (личные и общественные), которыми задается человечество во все времена. И художественное поэтическое слово имеет удивительную способность влиять на человека.
Личные эмоциональные переживания поэта могут обострять чувства читателя, будоражить воспоминания и помогать переживать вновь былое.

Мы в своей работе хотели узнать, как понимают понятие «поэзия» школьники нашей школы, какое место отводят ей в изучении литературы. Считают ли они, что чтение наизусть обязательный элемент в познании художественной литературы. Много еще не раскрытых вопросов осталось за рамками нашей исследовательской работы. Нашей основной целью было обозначить роль поэзии в познании литературы современными школьниками (на примере анкет учащихся МБОУ СОШ №4).

Мы реализовали, поставленные перед собой задачи. Узнали, что такое поэзия, обратились к различным словарям, которые дают определение этому слову. Мы изучили историю поэзии, проследили ее до сегодняшних дней. Обратили внимание и указали в своей работе тот факт, что поэзия влияет на эмоциональное состояние, способна определенным образом воздействовать на человека. Нашли самые громкие имена в истории поэзии русской литературы. Обратили внимание на то, что она жива по сей день, но перекочевала из библиотек и книжных магазинов в социальные сети, где как раз чаще всего и проводят свое свободное время современные подростки. Имена великих классиков стабильно держат лидирующие места в сознании учащихся нашей школы: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова и др. Среди них весомое место занимает С. А. Есенин.

С. А. Есенина любят за открытость, неподдельную искренность, чувственность, за красоту чарующего слога. По мнению участников анкетирования главенствующая и наиболее ярая тема произведений поэта - тема любви, которую Есенин раскрывает в своих стихотворениях, наполняя это чувство горечью разочарования и тоски. Во многом мысли и чувства поэта находят своё отражения в умах учащихся, они считают его «родственной душой».

Учащиеся нашей школы давали ответы на вопросы по большей части. Единицы игнорировали наш опросник (всего 15% от всех опрошенных отнеслись халатно к выполнению работы, не аргументировали и не раскрыли свой ответ или не пожелали ответить на поставленные вопросы).

Можно сделать вывод, что все, что написано в стихотворной форме привлекает учащихся, как и 5-классников, так и 11-классников.

Безусловно, глубина ответов отличалась у детей и подростков, но все они старались высказать свое мнение, иногда даже путаясь в понятиях и не всегда точно формулируя свои мысли. Немаловажным фактом является и то, что в основном писали о последних авторах, которые изучали в курсе школьной программы.

Вернемся к нашей гипотезе: «Поэзия не привлекает подростков, и они уделяют ей недостаточно времени».

По результатам ответов анкетируемых, можно понять, что наша гипотеза не подтверждается, дети осознают и могут обозначить важность поэзии.

В ответах мы заметили несоответствия: 66% дает положительную оценку поэзии и считает её изучение обязательным, однако, 52% из ответивших подобным образом либо не могут дать определение термину «поэзия», либо дают его неправильно.

Вторая часть гипотезы также не подтвердилась. Мы отметили большую вовлеченность в поэзию, заинтересованность со стороны подростков. В ответах учащиеся указывали авторов и произведения, не входящие в школьную программу, что показывает

Заключительный вопрос, на наш взгляд, был важным и информативным, так как мы узнали, что в целом большинство считают чтение наизусть обязательным, могут выделить плюсы в данном виде деятельности. Но хотелось бы отметить тот факт, что учащиеся показали свое неравнодушие и высказали следующее: «Хочу больше уроков с чтением наизусть, т. к. это развивает дар слова, делает речь красноречивой».

Итак, тема нашей работы «Роль поэзии в изучении литературы современными школьниками (на примере учащихся МБОУ СОШ №4)», на наш взгляд, раскрыта.



















Список используемой литературы:

1. Даль словарь живого великорусского языка. – Изд. «РООССА», Тверь, 2010.

2. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.

Павленков Ф., 1907

3. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972

4. Зенкин С. Поэзия и проза. Теория стиха. – В кн.: Зенкин С. Введение в литературоведение. Теория литературы. М., 2000

5. Орлицкий Ю. Стихи и проза в русской литературе. М., 2002



Электронные ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_поэзии#Авторы

2. https://kulturologia.ru/blogs/260419/42929/

3. https://samopoznanie.ru/articles/vliyanie_poezii_na_zdorove_cheloveka/

4. https://wek.ru/yeksperty-izuchili-vliyanie-poyezii-na-cheloveka


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!