СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Письма с фронта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается о письмах с фронта, которые писали домой наши солдаты

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Письма с фронта"»

Исследовательская работа «Письма с фронта как исторический источник на примере писем фронтовиков 1942-1944 годов»

Одним из самых страшных событий ХХ века была Великая Отечественная война. На защиту своей отчизны встали все. Люди сражались за семью, мирную жизнь, свободу. Никто не знал, вернётся ли он живым домой с фронта. А в каждом доме ждали весточку от близких и родных людей. Солдатские письма — это личное, эмоционально насыщенное свидетельство о войне, исторических событиях, портрет человека в нечеловеческих условиях. История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник для понимания ключевых военных событий. Необходимо вести работу по сбору, сохранению писем с фронта, потому что уходят из жизни хранители солдатских писем. Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: одним из важнейших исторических источников при изучении истории Великой Отечественной войны являются фронтовые письма, которые помогают воссоздать историческую картину.

Объектом исследования являются фронтовые письма солдат — участников Великой Отечественной войны, чья довоенная жизнь связана с Бурятией

Предметом исследования является внешний вид, структура и содержание имеющихся в нашем распоряжении фронтовых писем

Целью исследования является анализ фронтовых писем наших земляков-солдат — участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать особенности писем как исторического источника.

  2. Выявить специфику отражения фронтовой жизни в эпистолярных источниках.

  3. Раскрыть содержание писем с точки зрения отражения военных событий.

Методы: анализ сравнительно-сопоставительный, поисково – исследовательский.

В ходе исследования можно проследить несколько этапов:

  1. Поиски источников информации: работа с письмами: описание, анализ, поиск информации об авторах.

  2. Оформление исследовательской работы.

  3. Выступление на школьной конференции.

Фронтовые письма рассказали мне о многих исторических аспектах, многому научили: как жить и бороться за своё счастье, как работать, как беречь своё доброе имя. И хотя письма адресованы не лично  мне, мне кажется, что написаны они в будущее, то есть мне и одноклассникам. Они обращены к нашему поколению, к каждому из нас с призывом: «Берегите Родину!» Письма наших солдат – это страница нашей истории.

Основными  результатами моего исследования я бы назвала следующие выводы:

  • фронтовые письма являются уникальными документами военной эпохи и источниками информации, по которым можно определить исторический контекст военного события. Прочитав письма с фронта, у меня сложилось представление о том, что советский солдат воевал с высокими патриотическими мыслями о Родине, своем воинском долге, защите своих социалистических завоеваний;

  •  письма с фронта остаются подлинной драмой, «живая» страница истории;

  • проведен палеографический анализ писем.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема эта неисчерпаема и материалы могут быть использованы в исследовательской работе для дальнейшего изучения истории Великой Отечественной войны. Материалы могут быть стать основой музейных экспозиций, использоваться в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.



Проект «Письма с фронта как исторический

источник на пример писем фронтовиков 1942-1944 годов»



Выполнил:

Руководитель:



2



Оглавление.

Введение…………………………………………………………..3.

Глава 1.  Письма – исторический источник………………….5

Глава 2. Содержание фронтовых писем………………………8

Заключение………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………….12



3



Введение

Одним из самых страшных событий ХХ века была Великая

Отечественная война. На защиту своей отчизны встали все. Люди сражались

за семью, мирную жизнь, свободу. Никто не знал, вернётся ли он живым

домой с фронта. А в каждом доме ждали весточку от близких и родных

людей. Солдатские письма - это личное, эмоционально насыщенное

свидетельство о войне, исторических событиях, портрет человека в

нечеловеческих условиях. История Великой Отечественной войны глазами ее

участников – важный исторический источник для понимания ключевых

военных событий. Необходимо вести работу по сбору, сохранению писем с

фронта, потому что уходят из жизни хранители солдатских писем.

Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые

никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают

интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории

Отечества.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: одним из

важнейших исторических источников при изучении истории Великой

Отечественной войны являются фронтовые письма, которые помогают

воссоздать историческую картину.

Объектом исследования являются фронтовые письма солдат -

участников Великой Отечественной войны, чья довоенная жизнь связана с Бурятией

Предметом исследования является внешний вид, структура и

содержание имеющихся в нашем распоряжении фронтовых писем

Целью нашего исследования является анализ фронтовых писем наших

земляков-солдат - участников Великой Отечественной войны и определение

их ценности как исторического источника.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать особенности писем как исторического источника;

- выявить специфику отражения фронтовой жизни в эпистолярных

источниках;

-раскрыть содержание писем с очки зрения отражения военных событий;



4



Методы: анализ сравнительно-сопоставительный, поисково –

исследовательский.

В ходе исследования можно проследить несколько этапов:

1. Поиски источников информации: работа с письмами: описание, анализ,

поиск информации об авторах.

2. Оформление исследовательской работы.

3. Выступление на школьной конференции, городской краеведческой

конференции.



5



Глава 1.  Письма – исторический источник.



Особой формой эпистолярного жанра являются письма с фронта, или

«треугольники». Во многих российских семьях есть такие письма. Они

бережно хранятся в скромном местечке и неоднократно перечитываются

членами семьи, хранят память. В связи с большой потребностью в письмах,

народное хозяйство СССР начало широко тиражировать конверты, открытки

и заготовки для писем. Как правило, их красочно оформляли с точки зрения

патриотического настроения. На открытках, печатались карикатуры на

немцев и подписывались они красивыми лозунгами: «Стреляю так, что ни

пуля – то в немца», «Смерть немецким оккупантам». К большому

сожалению, до линии фронта эти заготовки практически не доходили. Как

отмечают историки, что и простой бумаги не всегда хватало. Поэтому

широкое распространение получили военные письма-треугольники. Как их

складывать знали все, даже маленький ребенок. Попадали к бойцам газеты и

листовки, которые поднимали боевой дух и повествовали о новостях в

стране, случившихся в тылу и на других линиях фронтах. Но эта информация

всегда была скудной - констатация фактов и не регулярной, поскольку

военное время требовало осторожности. Обычным явлением и было то, что

почтовые машины часто попадали в засады и бывали, разграблены, поэтому

письма часто не доходили до адресата.

В условиях войны, в условиях жесткого режима, то письма могли

попадать в руки к врагу. Чтобы вместе с ними не раскрывать

государственные тайны, цензура проверяла военные письма-треугольники.

Тут как раз и мне становится понятно, почему они не заклеивались, а просто

заворачивались особым способом. Так цензуре было легче их читать, чтобы

не повредить бумагу, а вместе с ней и ценную для родных информацию.

Бывали случаи, когда солдаты случайно могли описать место своего

положения, количество войск или название плана дальнейших маневров.

Такая информация тщательно зарисовывалась черной краской, чтобы никто

не мог ее прочитать. Чтобы обойти цензуру и намекнуть родным о своем

состоянии или месте пребывания, солдаты вкладывали в письма небольшие

подсказки. Известны случаи, когда близким приходили письма с веточками

полыни, которые намекали на горькую жизнь в полевых условиях. В качестве

намеков также использовались и вырезки из газет-листовок. На одобренных к

отправке письмах ставился штамп «Проверено цензурой», который разрешал





дальнейшую отправку его к адресату.



6



Письмо с фронта является не просто весточкой близким, но и

историческим источником, из которого мы можем узнать многие события.

Например, из письма мы можем узнать о мыслях, чувствах, переживаниях

автора. Из военных писем мы можем узнать о том, в каких военных

операциях участвовал человек, что видел на войне, какие потери понесла

наша армия.

Взглянув на письмо, рассматривая внимательно почерк и материал на

котором оно написано, мы можем сделать некоторые выводы. А помогает нам

в это специальная наука - палеография. Палеография – вспомогательная

историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы)

рукописных источников в их историческом развитии. Термин «палеография»

состоит из двух греческих слов: «палайос» - древний и «графо» - пишу.

По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой

Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С

фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9

миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов 1 .

1.2. Авторство

В своей работе мы будем обращаться к письмам пяти наших земляков. Их

письма – содержательные, эмоциональные содержат ценную информацию в

сравнительно-историческом плане. По отдельным фрагментам, настроению

солдат они во многом похожи. В них представлены описаниями желаний

солдат: желанием скорейшего завершения войны, желаниями отомстить

врагу за причиненную боль, желанием нормально питаться, желанием

вернуться к мирной жизни, желанием увидеть родных. Авторами писем в

нашем исследовании выступают: Белоусов Виктор, Клещеев Виктор, Никонов Игорь , Култышев Юрий, Сергунин Георгий

Дмитриевич. Письма датированы 1942-1944 годами.

1.3. Внешние признаки фронтовых писем.

Одним из направлений палеографического анализа является описание

внешних признаков письменных источников. Внешние признаки, изучаемые

палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики,

почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшение рукописей,



1 Электронный ресурс. Режим доступа:



7



краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет

рукописей.

Изучая имеющиеся в нашем распоряжении источники можно сделать

некоторые выводы:

 Все письма, которые имеются в нашем распоряжении, написаны

химическим карандашом или чернилами.

 Почерк часто трудно разобрать, скорее всего, солдаты писали торопясь,

находясь в стрессовой ситуации.

 Большинство писем написано на обрывках бумаги, страницах из

тетради, маленьких кусочках тетрадной обложки.

 В письма по структуре в опросно – ответной форме. Предложения

краткие, лаконичные. Объем письма 10-15 предложений.

При работе с письмами приходилось сталкиваться со многими

проблемами. В первую очередь – сложный для прочтения почерк,

использовавшийся в рукописной корреспонденции. Изучение многих писем

проблематично и по той причине, что некоторые из них написаны простым

карандашом, а это значит, что текст не очень хорошо виден на бумаге и

чересчур подвержен стиранию, тем более прошло более 76 лет. Некоторые

письма содержат отпечатки крови, часть контекста потеряна в связи с

внешними факторами: грязь, копоть. Потёртости бумаги, иные повреждения

документов не дают разобрать части текстов. Однако, несмотря на все

существующие проблемы, письма были изучены.



8

Глава 2. Содержание фронтовых писем.

«Привет с фронта!» именно такими словами чаще всего начинались в

то время солдатские письма. В нашем распоряжении оказались письма.

Которые начинались со слов: « Добрый день, веселый вечер», «Ну как Вы

поживаете?». Также можно заметить, что в этих письмах одинаковое

приветствие – обращение: «Здравствуй, Зиночки и Галочка! Шлю я Вам свой

много раз любящий привет». «Здравствуй, мама, папа, Римма, бабушки».

(Култышев Юрий). «Здравствуйте. Пишу вам привет и низко кланяюсь» «

Добрый день. Здравствуйте родные. Шлю вам привет и низко кланяюсь»

(Белоусов Виктор).

И все же каждое письмо особенное. Разные чувства переполняют авторов

писем. Во всех письмах спрашивают как жизнь и успокаивают: «Обо мне не

думай, потому что нас много… И ты осталась не одна». «Жив буду –

увидимся. Жди домой с победой…»

В письмах сообщали о местонахождении, о сослуживцах земляках:

- «После того как я написал вам письмо через 2 дня получил задачу: выйти на

передовую, мы вышли и там простояли 3 дня и группа бойцов с

приписанным к ним мое орудие пошла в тыл к немцам, получив особую

задачу. Там и пробыли 3 месяца. Побывал в боях в тылу у немцев остался цел

и невредим» (Белоусов Виктор).

- «Готовлюсь к боям, но уже не на нашей территории , а на территории

противника».( Сергунин Георгий).

- «Стою под (зачеркано наименование города) скоро будем его брать.»

(Виктор Клещев).

- «Я хочу написать, что сейчас я нахожусь под Москвой, на передовой линии

фронта вчера наши части выбили немцев из нескольких деревень»

(неизвестен автор, опален край письма).

Объединяет всех фронтовиков ненависть к общему врагу – фашистским

захватчикам. Передается она по-разному: «И бью их так, как этого требует

дело победы, как требует этого наш Советский Народ, наша Большевистская

Партия.» (Култышев Юрий).



9



Именно в личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало

между собой различные поколения людей, помогало им выжить в трудных

условиях. Дом, семья, становились для них моральной опорой и моральной

поддержкой:

- «Писать приходится вам очень редко, и далеко ведь я от вас».

- «Затем, я попрошу выслать мне с Вовы ту, где он один с

«медвежонком» сидит, или ту, где мы втроём сфотографировались» (Клещев

Виктор).

- «Последняя открытка писана тобой 10.09.42 года, где есть

ироническая приписка «жди обещанного письма» Я жду. Но его надо писать

Война не может служить оправданием того, чтоб не писать. Я думаю, что ты

это учтёшь и напишешь мне о себе и о твоей личной жизни». (Никонов

Игорь).

- «Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание.

Помни всегда, что я в боях помню об вас, что я не только борюсь за вашу

спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если придётся

умереть, то и тогда не забывай меня, а знай что жизнь моя – цена вашей

жизни.» (Никонов Игорь)

Сопоставительный анализ текстов фронтовых писем показывает, что

людей волнуют одни и те же мысли, и в первую очередь – забота о семье,

родных, оставшихся в тылу, уверенность в победу:

- «Шлю вам самый сердечный привет, прошу крепко не скучать

терпеливо переносить данное время война в 1942 –м году закончится и мы

опять будем вместе».

- «Сейчас одна задача – скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли

снова встретиться и поднять стаканы за нашу победу.» (Никонов Игорь).

Хочется отметить, что в письмах содержится интересная историческая

информация, необходимая для понимания ряда военных событий:

- « выбили немцев из нескольких деревень и когда мы зашли, то мирные

жители рассказывают да и я сам посмотрел в оставленной немцами машине

офицерские чемоданы. То там у них разные вещи женские платья, юбки … и

вплоть до того что у одного старика забрали сапожный инструмент дратву



10



щетину и т.д., а на убитых немецких фрицах почти у каждого кольца золотые

награблены, вот сейчас сам убедился»… Данный отрывок письма

показывает моральные ценности немецкой армии. Солдатского офицера

потрясло увиденное награбленное золото.

- «Проезжая г.Истру, Волоколамск посмотрел, сколько развалин и соженных

зданий, виселица, что весили людей в г.(зачеркнуто) и сейчас стоит, все это

заставляет еще крепче сжать кулаки и ринуться против фашистской

нечисти.». В данном отрывке хорошо показаны последствия войны:

сожженные здания, виселицы. Мы можем сделать вывод о потерях города

Истры.

- «и в Туре тоже живут не плохо, да и к тому же все же получаешь 800 гр.

хлеба на себя да 400 на ребенка, тогда как там и этого не увидишь. Я понимаю

что тебе очень трудно все это перенести.» (Орфография и пунктуация

сохранены). В данном письме мы можем проследить нормы хлеба,

выдаваемые населению. Такие данные очень долгое время находились под

грифом «совершенно секретно».

Ряд писем содержит слова наставления и напутствия бедующим поколениям,

нам с Вами: «А, вы товарищи пионеры, комсомольцы и школьники учитесь,

как можно лучше, овладевайте знаниями науки. Не бойтесь тех трудностей,

которые вам будут встречаться на пути к овладению науки». Трудно не

согласиться с такими словами, после этого письма, цели в моей жизни

окончательно сложились, человек пожертвовал жизнью ради нас с вами и мы

должны не подвести….



11



Заключение.

Фронтовые письма рассказали мне о многих исторических аспектах, многому

научили: как жить и бороться за своё счастье, как работать, как беречь своё

доброе имя. И хотя письма адресованы не лично мне, мне кажется, что

написаны они в будущее, то есть мне и одноклассникам. Они обращены к

нашему поколению, к каждому из нас с призывом: «Берегите Родину!»

Письма наших солдат – это страница нашей истории.

 Основными  результатами моего исследования я бы назвала следующие

выводы:

- фронтовые письма являются уникальными документами военной эпохи и

источниками информации, по которым можно определить исторический

контекст военного события. Прочитав письма с фронта, у меня сложилось

представление о том, что советский солдат воевал с высокими

патриотическими мыслями о Родине, своем воинском долге, защите своих

социалистических завоеваний

 - письма с фронта остаются подлинной драмой, «живая» страница истории.

-проведен палеографический анализ писем

Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема

эта неисчерпаема и материалы могут быть использованы в

исследовательской работе для дальнейшего изучения истории Великой

Отечественной войны. Материалы могут быть стать основой музейных

экспозиций, использоваться в процессе подготовки и проведения

мероприятий военно-патриотической тематики.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и

нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не

только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми

являются письма.



12



Приложение.

Любимой жене Марии Ермолаевне и дорогому сыночку Вите. Шлю сердечный привет и

крепко заочно целую.

Я жив здоров, готовлюсь бить врагов. Понемногу отдыхаю силы собираю. Маруся Ваше

письмо получил за что крепко благодарю, очень рад когда получаю от тебя письмо. Ты

пишешь что нет времени сделать то или другое, это все правильно, оно так и должно

быть, личные удобства будем справлять когда разгромим фашистов. Маруся пиши адрес

только так как я пишу полевая почта № 1798 часть №674 и все иначе письма будут

вертать назад. Сфотографируй сына хочется его видеть . Вот и все до свидания

дорогая. Георгий.

Белоусов Виктор 27.11.1943г.

Привет с фронта!

Здравствуйте мои дорогие родители мама, папа, сестра Апполинария и все остальные!

Шлю я Вам свой горячий офицерский привет и мои лучшие пожелания в жизни вашей на

старости лет!

Как дела на работе и в отдыхе у тебя, Апполинария? Как живут Герман и Флегонт? Где

же находится Ваня Дунин, ни что про него не известно; почему его родители не стали

писать, передайте им от меня большой привет.

Затем, я попрошу выслать мне с Вовы ту, где он один с «медвежонком» сидит, или ту,

где мы втроём сфотографировались. А то я его карточку утерял еще под Сталинградом,

а сейчас очень о нем скучаю. Стою под (зачеркано наименование города) скоро будем его

брать.

Апполинария, и ты вышли свою фотографию, а также пусть вышлют Герман и

Флегонт. Только высылайте скорей.

Пишите мне обо всем: что у Вас нового в работе, что нового вообще и так далее.

С искренним приветом крепко всех целую ваш сын Виктор.

Клещеев Виктор Иванович 28.11.44г.

Добрый день веселый вечер. Здравствуй мама и сестра Людмила. Я вам хочу написать

письмо. Как я живу, но мама я живу хорошо, но только я хочу узнать мама у вас как вы

живете и получаете, нет от Шуры письма. Но мама я от Шуры письма не получаю но

вы напишите ей письмо, чтобы она написала мне письмо и послала фотокарточку. Но

мама и сестрица Людмила пошлите мне вашу фотокарточку и напишите мне как вы

живете. Людмила передай своим подругам от меня большой привет и также передай

привет бабушке Скоробогатовой. Но мама и сестра Люда пока до свиданья остаюсь

жив, здоров, и жду от вас ответа.

Здравствуйте милые Зиночка и Галочка!

Шлю вам свой горячий сердечный привет. Спешу поздравить с наступающим великим

праздником – 25годовщиной Великой октябрьской революции в СССР. Желаю встретить



13



его и провести с новыми успехами в вашей жизни как производственной, так и личной.

Вот Зиночка уже пятую годовщину мы встречаем вдали друг от друга. Вторую

годовщину я встречаю в условиях отечественной войны. Как много за это время

пережито. Так много что едва ли это можно выразить письменно. У тебя конечно

тоже за это время произошла масса перемен в жизни, да и сама так же изменились.

Сейчас одна задача – скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться и

поднять стаканы за нашу победу. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча

состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни

всегда, что я в боях помню об вас, что я не только борюсь за вашу спокойную жизнь, за

вашу свободу и независимость. И если придётся умереть, то и тогда не забывай меня, а

знай что жизнь моя – цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно

понимаешь, но меня волнует вопрос, почему ты, ни чего мне не пишешь. Ведь не зря

ребята спрашивают у меня, что ты …, почему она тебе пишет, а жена не пишет? Это

уже непростительно. Последняя открытка писана тобой 10.09.42года, где есть

ироническая приписка «жди обещанного письма» Я жду. Но его надо писать Война не

может служить оправданием того, чтоб не писать. Я думаю, что ты это учтёшь и

напишешь мне о себе и о твоей личной жизни. Я живу пока хорошо. На днях получил

письмо от Сергея и от Зои. Обижаются на тебя так-же. Спрашивают, получал ли я от

Лаврентия Вас. Першовалова. Но от него я ничего не получал. Вчера им так же отправил

по письму. Сережа снова собирается на фронт. Живет он хорошо, но сидеть в тылу

говорит, надоело. Привык, говорит к фронтовой жизни. У меня к тебе есть просьба.

Сейчас до 1 января разрешен прием посылок для красноармейцев на фронт. Не сможешь

ли ты организовать небольшую посылочку. Мне бы хотелось, чтобы достала носки,

перчатки пос. и латки ну и хорошо бы поллитровочку и табачку. Насчет съестного не

надо лучше сами покушайте, Может через Алю можно что достать. Если сможешь это

сделать – буду очень благодарен и в ноябре на это дело переведу тысячу рублей. Сообщи,

получаешь ли мой перевод за сентябрь октябрь? Ну, пока пиши, конечно. Жду писем от

тебя. Передай мой горячий привет всем знающим меня и всем нашим

Поцелуй Галчонка

Крепко тебя целую много раз твой Анат.

Из письма Никонова Игоря Георгиевича 12.07.1942г.:

Здравствуйте, мама и папа!

Ну как вы поживаете? Я живу хорошо. Правда были и трудности, но пока ничего. Вам

наверное почему я так долго не писал, но ни как нельзя было т.к. этого требовало

обстановка. После того как я написал вам письмо через 2 дня получил задачу: выйти на

передовую, мы вышли и там простояли 3 дня и группа бойцов с приписанным к ним мое

орудие пошла в тыл к немцам, получив особую задачу. Там и пробыли 3 месяца. Побывал вбоях в тылу у немцев остался цел и невредим, но вот только палец у левой руки

царапнуло, скользом пулей разорвало кожу и сшибло ноготь, но ноготь опять растет, а

кожа срослась только царапина, а так все в порядке. Теперь нахожусь в резерве, т. е. в

распоряжении штаба армии, в тылу, но только не у немцев, а у себя, работы пока

никакой нет, сплю и кушаю, вот и все. Адрес мой пока дать не могу т. к. он не

постоянный сегодня тут а завтра могут отправить на работу. Ждите следующее



14



письмо. Очень уж я обо всех соскучился. Привет родным и знакомым. Западный фронт

12.07.42г. ваш сын целует всех крепко-крепко.

О жизни своей семьи, родных, друзей боец хотел знать во всех подробностях.

Письмо Белоусова Виктора своему шурину 21.03.1943г.:

Письмо с фронта!

Здравствуй, Саша!

Пишу тебе письмо с фронта. Писал уже не одно, но все они приходят обратно. Вчера

получил от Лизы письмо, где она сообщила как будто бы постоянный твой адрес, по

которому я и пишу тебе письмо. Ну, как же ты съездил в Америку, что видел хорошего.

Пиши о своей великой матросской душе и ее жизни. Под Сталинградом с фрицами

закончили, и теперь уже на новом месте и опять на фронте.

Больше новостей пока нет. Пиши с приветом Виктор.

Култышев Юрий 18.10.1944г.

Здравствуйте мама, папа, Римма и бабушка!

Шлю вам горячий привет из освобожденной столицы! Как вы живете? Что нового? Я

живу конечно хорошо. Писать приходится вам очень редко, и далеко ведь я от вас. Обо

мне не беспокойтесь. Что пишет Нина? От вас уже 4-ый месяц не получаю писем, жду с

нетерпением. Как у вас у всех здоровье? Здесь замечательная теплая погода. Еще раз

прошу маму не беспокоиться. Как живет бабушка? На этом пока кончаю. Ждите с

победой! Привет всем! Целую. Юрий. Получили ли мои фото.



Черноголов Евгений Иванович 11.11.1941г.

Здравствуй дорогая Мама!!

Шлю я вам свой горячий привет и желаю всего хорошего во первых я хочу написать что

сейчас я нахожусь под Москвой на передовой линии фронта вчера наши части выбили

немцев из нескольких деревень и когда мы зашли то мирные жители рассказывают да и я

сам посмотрел в оставленной немцами машине офицерские чемоданы. То там у них

разные вещи женские платья, юбки … и вплоть до того что у одного старика забрали

сапожный инструмент дратву щетину и т.д., а на убитых немецких фрицах почти у

каждого кольца золотые награблены, вот сейчас сам убедился.

С приветом Жив и здоров.

Всем привет.

Култышев Юрий 06.01.1944г.

Здравствуйте все! Как живете? Я сегодня получил 1-е письмо от мамы по адресу 22135-

11 и сразу отвечаю. Живу я хорошо и довольно часто пишу вам письма. Готовлюсь к боям

но уже не на нашей территории , а на территории противника. Да, поздравляю Римочку



15



с днем рождения. Жаль Кору. Я ему уже давненько писал письмо, но ответа еще нет.

Мама, прошу Вас хотя картошкой помогать ему немного.

Получили ли вы от меня деньги. Дней через 5-5 вышлю еще. Пока до свиданье. Пишите.

Целую. Юрий.

Сергунин Георгий Дмитриевич 26.05.42

Здравствуй любимая жена Мария Ермолаевна и сынок Витя. Шлю вам самый сердечный

привет, прошу крепко не скучать терпеливо переносить данное время война в 1942 –м

году закончится и мы опять будем вместе. Я жив и здоровьем не плохой, в боях еще не

участвую, но будь за меня в надежи, что за свое отечество, буду бить фашистскую

нечисть, до тех пор пока во мне будет биться сердце расплату буду вести за все, за

насилие которое они (фашисты) производили над населением. Проезжая г.Истру,

Волоколамск посмотрел сколько развалин и соженых зданий, виселица что весили людей в

г.(зачеркнуто) и сейчас стоит, все это заставляет еще крепче сжать кулаки и ринуться

против фашистской нечисти.

Маруся я частенько думаю, что тебе жить трудновато, приварка сделать не из чего и

говоришь купить негде что только на обмен, для ребенка достать молока тоже негде.

Что можно променять меняй. Не жалей, как - нибудь тянись. Но домой пока

погоди там хорошего тоже ни чего не найдешь потому что народу приезжего очень

много, всем надо, а что писала тебе Тоня. Что ей живется хорошо то кто в столовых

работает тоже живут не плохо, да и к тому же все же получаешь 800 гр. хлеба

на себя да 400 на ребенка, тогда как там и этого не увидишь. Я понимаю, что тебе очень

трудно все это перенести. Но ведь без трудностей вряд ли где живут, а что нет близко

родных, это можно временно перетерпеть.

Маруся я сейчас пишу и думаю, как год тому назад хорошо нам с тобой жилось, кончишь

работу и опять вместе, да особенно сейчас, когда все кругом зеленеет. Весна, весна, но

только эта весна очернена и омрачена Гитлером и его сворой, даже птицы в лесу и те

примолкли и не щебечут как в те весны. Война даёт о себе знать каждую минуту что ты

находишься на фронте.

Передай привет всем знакомым.

До свидания.

Дорогая Маня заочно крепись обоих целую с сыночком ваш Георгий.

Лейтенант Черноголов В.М. 11.12.1943г.

Привет от офицера – артиллериста!

(бывшего ученика вашей школы)

Дорогие товарищи учителя, пионеры, комсомольцы и школьники, с тех пор, как я вышел

из стен вашей школы, прошло уже два года. За это время, я уже вырос в офицера

Красной Армии. Что же мне помогло в этом? Мне помогли те знания, которые я получил

от своих учителей . А поэтому я считаю своим долгом отблагодарить

состав учителей школы за то, что они так много потратили сил и энергии, для того

чтобы воспитать во мне достойного сына нашей Великой Родины.



16



И теперь я сражаюсь на фронте с немецко-фашистскими захватчиками. И бью их так,

как этого требует дело победы, как требует этого наш Советский Народ, наша

Большевистская Партия. То доверие Родины, которое мне поручено, я выполню с честью.

Буду бить немецких поработителей до полного их уничтожения, до полного изгнания с

нашей земли. А, вы товарищи пионеры, комсомольцы и школьники учитесь, как можно

лучше, овладевайте знаниями науки. Не бойтесь тех трудностей, которые вам будут

встречаться на пути к овладению науки. Великий ученый-материалист говорил: «К науке

ведет не военная дорога. И только тот рассчитывает достигнуть её сияющих вершин,

кто, не страшась трудов, карабкается по её каменистым тропам» /Маркс/

А, теперь до свидания дорогие товарищи! Желаю вам успеха в вашей учебе.

Может быть, кто пожелает написать мне письмо. Мой адрес. Полевая почта

№59951.И.

Черноголов В.М.

Добрый день папа, Рима и бабушка!

Как вы живы? Что нового у вас? Получили ли вы от меня письма с новым адресом?

Опишу немного о себе: Бессарабия осталась позади,- впереди просторы струсившей

Румынии.

Живу хорошо. Немец бежит, бросая вес в панике; победа близка! Мама, наверное,

беспокоится, что редко пишу, но нет времени и возможно опять придется писать редко,

так не беспокойтесь, все будет хорошо.

Как у вас здоровье?

Пока кончаю. Привет всем! Пишу только вам и больше никому. Некогда.

Ждите с победой! Целую крепко. Юрий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!