МОУ Тимирязевская СШ
Муниципальный этап областной краеведческой
конференции обучающихся
«Ульяновская область - край родной»
Исследовательская работа
Номинация: Литературное краеведение.
«И. А. Гончаров и Е. В. Толстая»
(История одной любви И. А. Гончарова)
Абдулалимова Ляйсан Рамисовна
Архипова Милана Сергеевна
МО «Ульяновский район»
МОУ Тимирязевская СШ
7 класс,13лет
433315, п. Тимирязевский,
ул. Школьная 3А
884 – 254 – 34 – 2 – 41
Руководитель проекта
учитель русского языка и литератур
высшей квалификационной категории
Шепталова Валентина Михайловна
2023 г.
Содержание
I. Вступление
1. И. А. Гончаров – классик русской литературы………..………. 3
II.Основная часть
Симбиряне гордятся своим земляком…………………….……. 3
«Белые пятна» в биографии И. А. Гончарова……………….… 3
Одна любовь великого писателя (в письмах)……………….…. 5
Великая сила дана женщине над мужским сердцем……….… 6
«Так дай Вам Бог счастливой быть с другим…»…………….… 7
«Обыкновенная история» и её необыкновенные герои…….... 8
«Я болен ею... мне стало как-то тесно на свете жить…» ………8
«Послегончаровская» судьба Е. В. Толстой …………….……...11
Ш. Заключение
1. «Жизнь отняла у него дорогую и светлую мечту» ……………14
IV. Литература………………………………..…………………..…16
V. Приложение……………..……………………………………….17
И. А. Гончаров – классик русской литературы
Имя выдающегося русского писателя Ивана Александровича Гончарова известно всему миру. Наряду с произведениями Достоевского и Чехова на Западе зачитываются его бессмертными романами «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», стараясь проникнуть в тайны загадочной русской души. А у себя на родине, в России, его еще при жизни называли классиком русской литературы, продолжателем традиций Пушкина и Гоголя.
Симбиряне гордятся своим земляком
Гончаров родился на берегах Волги, в Симбирске, в семье купца. Здесь провел детские и юношеские годы, сюда приезжал навестить родных уже известным писателем, в родном крае черпал вдохновение для работы над своими произведениями. Благодаря тесной связи со своими Симбирскими родственниками - братом, двумя сестрами, их детьми - Иван Александрович был в курсе общественной и культурной жизни родного города.
Симбиряне гордились своим знаменитым земляком. Когда в 1891 году Иван Александрович Гончаров скончался, в Симбирске сразу же задумались об увековечении памяти о нем.
«Белые пятна» в биографии И. А. Гончарова
Гончаров - один из самых «скрытных» писателей. Мало, что было известно о его личной жизни, о его привязанностях. Большую часть своего архива писатель в конце жизни сжег.
Многолетняя кропотливая работа создателей музея с архивами писателя, его рукописями, эпистолярным наследием, настойчивый, не прекращающийся поиск потомков родственников и близких И. А. Гончарова в конце концов дали свои результаты. Сначала никто и мечтать не мог о том, что через столько лет после кончины писателя удастся отыскать уникальные реликвии Гончарова, не известные ранее исследователям его жизни и творчества. Однако в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, во Франции удалось отыскать потомков старшего брата писателя, двух сестер и любимой воспитанницы Ивана Александровича. Долгие годы они бережно хранили все, что было связано с их знаменитым родственником: письма, книги с его автографами, личные вещи, предметы обстановки его последней квартиры в Петербурге, документы, картины, фотографии.
Красной нитью через всю экспозицию проходит тема «Гончаров и Симбирск». Действительно, влияние родного края выступает в творчестве писателя во все его периоды. В Александре Адуеве из «Обыкновенной истории» мы узнаем черты молодого Гончарова, приехавшего из провинции в Петербург. В героях романа «Обрыв» угадываются Симбирские помещики Киндяковы. А вот учитель Козлов из того же «Обрыва» напоминает старшего брата писателя. А Илья Ильич Обломов? Разве не Симбирская земля родила на свет этого загадочного, добрейшего человека? И разве не о родных волжских просторах вспоминает Гончаров в дальних странствиях на фрегате «Паллада»?
В день открытия музея его первые посетители, знатоки наследия Гончарова В. Недзвецкий, Л. Гейро и потомки воспитанницы Гончарова - семья Резвецовых - в книге отзывов оставили такую запись: «Дело огромного культурного и литературного значения - создание на родине Гончарова его дома - наконец-то нашло свое воплощение. Нет сомнения, что музей станет местом паломничества читателей, почитателей и исследователей жизни и творчества писателя, центром пропаганды и дальнейшего изучения его наследия. Нет сомнения и в том, что экспозиция музея и его экспонаты будут обогащаться и множиться. Этому теперь есть хорошая основа».
Личность Ивана Гончарова была и всегда будет загадкой для всех, к ней прикасающихся. Как никто из русских писателей XIX века, уже почувствовавших некоторый вкус к быстрому достижению известности, Гончаров охранял свою личную жизнь и проявлял непоколебимое уважение к тайне чужой жизни и личности. Он не хотел громкой известности при жизни. Не хотел ее и после своей смерти. Вот почему нет ничего удивительного в том, что его биография полна для нас "белых пятен".
Естественно, что в первую очередь это относится к его отношениям с женщинами. Марфенька и Вера в "Обрыве", Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в "Обломове", да и многие другие героини романиста, несомненно, имеют реальные корни в жизни самого автора. Кто эти женщины? Некоторые из них известны. О многих мы не слышали никогда, о других - почти ничего не знаем.
В центре каждого Гончаровского романа - настоящая любовная и личностная драма, тончайшая психологическая игра участников этой драмы. Не с чужих ли слов писал Гончаров человеческие страсти?... В одном из писем своему близкому другу Анатолию Федоровичу Копи он признается: "...поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, "небритый, бледный и худой", победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это все, вместе взятое, глупо и комично... Это вовсе не любовь, которая (то есть не страсть, а истинно доброе чувство) так же тиха и прекрасна, как дружба".
Одна любовь великого писателя (в письмах)
Одной из самых сильных, глубоко потрясших его драм была любовь к Елизавете Толстой. Интересно не только само по себе чувство Гончарова к этой необыкновенно миловидной, красивой и одухотворенной женщине. Все дело в том, что именно Елизавета Толстая является прототипом Ольги Ильинской в романе "Обломов". Каждое слово в письмах писателя к ней, каждое пророненное ею в ответ слово - многое могут прояснить в Гончаровском шедевре.
Если нам что-нибудь и известно о Елизавете Толстой, то только благодаря тому, что она не прислушалась к просьбе писателя: уничтожить его письма. Напротив, она их бережно сохранила и передала как особую ценность по наследству.
Опубликованные в 1913 году известным филологом П.Н.Сакулиным, они ярко рисуют отношения романиста и совсем еще молодой женщины. Тридцать два письма Гончарова выстраиваются в короткий, но ярко вспыхнувший роман, исполненный зрелой страсти, духовных и душевных уповании, надежд и... сознания собственного бессилия...
Этот роман лишь условно можно назвать романом как таковым, ибо Гончаров сгорел в костре страсти один... Судя по письмам Ивана Александровича, на которые он получал в ответ лишь иногда редкие и скупые слова, обозначенные легкомысленным юным тщеславием, характер Елизаветы Васильевны, привыкшей к поклонению, не был гармоничным. Какое-то странное противоречие было в нем. Может быть, нечто похожее мы видим в Ольге Ильинской, которая, казалось бы, куда как высоко стоит по сравнению с Агафьей Пшеницыной, женщиной слишком простой и неодухотворенной, - а вот христианского долга, о котором она столь много говорит в романе Илье Обломову, так и не выполнила, не спасла его душу, уступив ее бог весть каким силам... В Ольге доминирует тщеславие молодой женщины, способной оживить уже немолодого мужчину, вдохнуть в него жизнь. Эта способность, неожиданно явившаяся для нее самой, поражает ее воображение, вызывает прилив сил, желание поиграть этой страшной для мужчины силой. Но способность не воплощается в великом деле спасения души. Драма романа любовного в "Обломове" именно в этом: созидательная сила, не сознав своего долга, отступила - и стала разрушительной.
То же было и в жизни Гончарова. Елизавета Толстая была младше его на пятнадцать лет. Ей нравилось, конечно, что большой, получивший известность в России писатель, словно юноша, весь поглощен чувством к ней. В одном из писем она писала Ивану Александровичу: "Можно гордиться дружбою такого человека..." Дружбою... и только. Письма Гончарова поражают силой и полнотой чувства. Он говорит о "магнетизме глаз", "вибрации голоса" - обо всем, "чем Вы так могущественно на меня действуете". В другом письме снова: "Сияющий умом и добротой взгляд… мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз". Как это благоговейное чувство к изящному, грациозному, "артистическому созданию", должно быть, напоминало в жизни Илью Обломова с его наивно-детским восхищением красотой Ольги Ильинской! Помните волшебные строки, ту сильнейшую в своей почти детской наивности влюбленность, которой нет аналога в русской классике: "Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! - думал он, глядя на пес почти испуганными глазами.
- Эта белизна, эти глаза, где как в пустыне, томно и вместе блестит что-то, душа, должно быть! Улыбку можно читать, как кишу: за улыбкой эти зубы и вся голова... как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом... Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело". Это "счастье смотреть на неё" постоянно ощущается в гончаровских письмах.
Великая сила дана женщине над мужским сердцем
Но, как и в романе, красота иронии лишь внешняя сторона дела. В любви Гончарова присутствовал, несомненно, высокий христианский, почти недосягаемый по высоте запросов мотив - спасения души. Иван Александрович, лишь окружающим казавшийся благополучным человеком, а внутренне ощущавший себя созданием погибающим, ждал от своей любви нравственного потрясения, пробуждения... Значит, было в Елизавете Васильевне нечто и кроме кокетства и легкомыслия? Он пишет Толстой о себе и о ней в третьем лице: "Я часто благословляю судьбу, что встретил ее: Я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне все чудится, что ее кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль". В устах Гончарова это звучит более чем серьезно. Да, здесь поистине задача полного обновления жизни...
А что же героиня? По силам ли ей взвалить на себя такую тяжкую ношу? Да еще при ее молодости? Обратимся снова к роману: "И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она - виновница такого превращения!".
Великая сила дана женщине над мужским сердцем. Тем величественнее ее нравственная задача: спасти душу, обновить в человеке жизнь. Задача тяжелая, ее не выполнить, опираясь лишь на женское тщеславие и самолюбие. Нужно еще любить другого человека, причем, не только как мужчину, но и как душу христианскую. Ольга Ильинская не «нравилась, хотя и размышляла над этой задачей: "Жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто Бог послал ее, - досказала она, подняв глаза к небу, - и велел любить".
Елизавета Толстая и не ставила перед собой такой задачи. Елизавета Толстая светила Гончарову отраженным светом его собственных надежд и упований. Он хотел видеть в ней то, чем она не являлась и что ей было не по силам.
Илья Обломов лишь на миг единый воскрес и обновился, а потом впал снова в сон и апатию. Как это похоже на то, что было у самого автора с Елизаветой Толстой! "Чувствую, однако ж, что апатия и тяжесть возвращаются понемногу ко мне, а Вы было своим умом и старой дружбой расшевелили во мне болтливость". Он хотел сказать не "болтливость", а "надежды", "чувство"! Но неудобно уже и поздно признаваться в этом, когда держишь в руках ее дневник - с признанием в любви к другому! Но и в другом, более позднем письме, все равно - признание: "При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь".
«Так дай Вам Бог счастливой быть с другим…»
Читая его письма к ней, не можешь порою удержаться от чувства жалости к нему - настолько он был одинок в этой своей любви, настолько порою она кажется недостойною этой любви. Но нее, конечно, сложнее и проще. Уже зная почти наверняка, что она выйдет замуж за другого (не сразу открыла ему это Елизавета Васильевна, придав его мучениям продолжительность), он в одном из писем вдруг обнаруживает, как далеко он сам зашел в этой любви к ней, обнаруживает без привычной осторожности, без недомолвок, без ложного самолюбия. Сила его любви простирается до смертного порога: "Прощайте же... не теперь, однако ж, а когда будете; выходить замуж, или перед смертью моей или Вашей... А теперь прощайте... до следующего письма, мой чудесный друг, моя милая, умная, добрая, обворожительная... Лиза!!! вдруг сорвалось с языка. Я с ужасом оглядываюсь, нет ли кого кругом, и почтительно прибавляю: прощайте, Елизавета Васильевна: Бог да благословит Вас счастьем, какого Вы заслуживаете. Я в умилении сердца благодарю Вас за Вашу дружбу..."
Это уже прямо по Пушкину, искреннее, от сердца идущее пожелание: "Дай Вам Бог счастливой быть с другим..." И оказалось не просто словами, ибо все так и исполнится по слову Ивана Гончарова. Когда над будущностью Елизаветы Васильевны нависнут тучи и нужно будет преодолеть церковные установления для разрешения её брака с тем самым соперником, о котором столько написано было в ее дневнике (а это был двоюродный брат Толстой - Александр Илларионович Мусин-Пушкин), именно Гончаров поможет молодым влюбленным.
«Обыкновенная история» и её необыкновенные герои
Историю любви Гончарова к Елизавете Толстой поклонники и исследователи творчества писателя узнали в конце 1913 года, когда в двух последних номерах журнала «Голос минувшего» были опубликованы 32 письма Гончарова к Елизавете Васильевне и две главы романа «Роиг и contre». В ответ от Елизаветы Васильевны Гончаров получил несколько, по его словам, «гомеопатических» писем, но они не сохранились — по всей видимости, сгорели, когда писатель в конце 1880-х годов уничтожил значительную часть своего архива.
Пожалуй, не найдется ни одного биографа Гончарова или исследователя его творчества, который бы не анализировал романтическую и трагическую любовь писателя к Елизавете Васильевне Толстой. Поиски ее портрета велись давно, но найден он был совершенно случайно. В 1996 году в Ульяновск, на родину предков, приехала из Франции В.Жобер, потомок семьи Толстых. Она рассказала, что ее бабушка, внучатая племянница Е.В.Толстой, купила портрет в антикварном магазине на Арбате в 1950-е годы. С тех пор он хранится как семейная реликвия. Музею Гончарова было дано право сделать копию с этого портрета. И вот, 26 сентября 1997 года, в канун очередной годовщины со дня смерти И. А. Гончарова, в день памяти писателя, все желающие могли увидеть живописную копию с портрета Елизаветы Васильевны, в замужестве Мусиной-Пушкиной, работы Николая Аполлоновича Майкова. Копию выполнил Ульяновский художник Борис Клевогин.
Историю любви Гончарова к Е.В.Толстой можно было бы назвать «обыкновенной историей», если бы не ее необыкновенные герои. С одной стороны — знаменитый писатель, обладающий глубоким, самобытным умом, владеющий мастерством тонкого психологического анализа, с другой стороны — незаурядная, «особенная», по словам Гончарова, женщина.
«Я болен ею... мне стало как-то тесно на свете жить…»
Елизавета Васильевна происходила из старинной дворянской семьи. Ее мать Варвара Александровна, урожденная Мусина-Пушкина, принадлежала к одной из ветвей знаменитого ярославского рода. Отец Елизаветы, Василий Александрович Толстой, был внесен в родословные книги Симбирской губернии, где владел поместьями. Видимо, семья Толстых некоторое время жила в Москве. В своих воспоминаниях Д.В.Григорович, учившийся с братом Толстой в инженерном училище, называет Варвару Александровну «московской барыней».
Гончаров впервые встретил Елизавету Васильевну молоденькой шестнадцатилетней девушкой в 1842-1843 годах, когда она с матерью проездом на купания в Финляндию остановилась в Петербурге. Они бывали в доме Майковых, старых знакомых Толстых, где еще с конца 30-х годов Гончаров давал уроки сыновьям Майковым Валерьяну и Аполлону и считался своим человеком в доме. В альбоме Толстой наряду с другими Иван Александрович сделал любезную светскую запись: «...Что сказать мне? И чем же? Прозой!.. Позвольте же мне этим языком выразить - и сожаление о Вашем удалении от нас, и благодарность за дорогие минуты Вашего пребывания здесь, и желание Вам светлой и безмятежной будущности. Февраль 1843 г.» Подписал это пожелание Гончаров прозвищем, данным ему в кружке Майковых «Де-Лень».
После смерти отца в 1843 году Елизавета Васильевна с семьей переехала в Симбирское имение.
Проходит двенадцать лет. Гончаров уже известный писатель, автор «Обыкновенной истории», только что вернулся из плавания на фрегате «Паллада» и готовил к печати свои путевые записки. В то же время его творческие думы заняты «Обломовым». Гончарову уже 43 года, он чувствует себя отяжелевшим, «мучительная сторона страсти» кажется ему чем-то «уже давно угасшим и забытым»...
И вот осенью 1855 года в Петербурге и в жизни Гончарова снова появляется Елизавета Васильевна Толстая. Ей теперь 28 лет, но она еще не замужем. Красота и ум Елизаветы приковывают к ней взоры всех, с кем она встречается. Но Гончаров становится самым нежным и внимательным поклонником красавицы. Пока Елизавета Васильевна жила в Петербурге, Гончаров писал ей небольшие записки. Сначала перед нами преданный друг, который любовно исполняет всевозможные поручения красавицы — добывает билеты в оперу и театр, дает литературные новинки, носит в починку перчатки и кольцо — и многое другое. Гончаров долго предпочитает говорить о дружбе, дружбе целомудренной и святой, как «просвира». Но чувствуется, что одной «святой просвирой» ему не удовольствоваться: «Так есть ее — суха, с супом — неприлично, на утро к чаю она засохнет, а между тем она святая!»
Все чаще перед словом «дружба» появляется многозначительное многоточие (11 октября 1855 г.), «дружба» явно становится псевдонимом любви. Ему кажется, что в «ослепительно прекрасном друге» сочетались все достоинства: она создана «гармонически-прекрасно, наружно и внутренно», ее взгляд сияет «умом и добротой», в лице — «мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз». Он не знает, чему более удивляться — ее чарующей красоте, ее доброму сердцу или, наконец, «тонкому, нежному, женскому» уму. «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде: в небесах, конечно, есть, но не женщины, а херувимы и серафимы», — писал он 20 февраля 1856 года.
Передо мной, признается Гончаров 3 ноября 1855 года, «идеал женщины», и «этот идеал владеет мной так сильно, я в слепоте».
Отъезд Елизаветы Васильевны в Москву 18 октября 1855 года обостряет чувства Гончарова. Он посылает ей не только письма, но и две главы романа «Роur и contre» - « За и против ».
В «Роur и contre» два героя: «автор» и его «лучший друг», влюбленные в героиню, то есть в Е.В.Толстую. Это поразительное по искренности и накалу чувств произведение о любви. Если бы «героиня» увлеклась им, мечтает «лучший друг», то он «наслаждался бы ея увлечением, не употребляя его во зло, и расквитался бы потом за него всею своею жизнью». «Я болен ею... мне стало как-то тесно на свете жить; то кажется, что я стою в страшной темноте, на краю пропасти, кругом туман, то вдруг озарит меня свет и блеск ея глаз и лица — и я будто поднимусь до облаков».
В этой «исповеди», по выражению самого автора, он подверг тщательному анализу и себя, и Елизавету Васильевну, стараясь выяснить самому себе, какой смысл имело бы продолжение переписки с нею. Примеряя себя в качестве ее жениха и мужа, Гончаров видит два выхода для себя: «или забвение им героини или ее горячее участие». Окончательное решение вопроса он предоставляет Толстой. Насколько можно судить по письмам Гончарова, Елизавета Васильевна дальше дружбы не шла. Говоря словами писателя, она питала к нему «дружбу какую-то, так, чувство вроде самого пресного теста, без всякой закваски, без брожения». А когда в «Роur и contre» он обнаружил перед нею всю глубину и силу своего чувства, «весь беспорядок души», ее «волнения и хаос», когда он поставил ее в необходимость давать решительный ответ, она замолчала, «замкнувшись в своем непотрясаемом спокойствии», как выразился Гончаров в письме от 28 декабря 1855 года. «Пятимесячное, изредка и неохотно прерываемое молчание» Елизаветы Васильевны отняло у Гончарова всякую надежду. 31 декабря 1855 года он с болью в сердце писал: «Лучшего моего друга уж больше нет, он не существует, он пропал, испарился, рассыпался прахом. Остаюсь один я, с своей апатией, кому». В «Роur и contre» Гончаров рассказывает историю создания портрета Толстой. Накануне отъезда в Москву Елизавета Васильевна вместе с Николаем Аполлоновичем Майковым посетила фотомастерскую Левицкого, где было сделано несколько ее снимков. Позу для одной из фотографий задал Майков. Он хотел в отсутствие Толстой, по памяти, но с помощью этой фотографии писать ее портрет. Гончаров зашел узнать, готовы ли снимки. В мастерской узнал, что фотографию, определенную Майковым, невозможно растиражировать, так как подмастерье нечаянно уничтожил негатив. Остался один-единственный оттиск. Это очень впечатлило Гончарова, и он взял себе этот снимок. «Этого ни у кого не будет, — писал он в «Роur и contre», — а те она раздарит другим ».
После настойчивых просьб художника Гончаров дает ему фотографию для работы над портретом, но с условием по окончании работы сразу же вернуть. Фотография в рамочке стояла на столе писателя. Она не сохранилась, наверное, погибла вместе с письмами Толстой. Живописный портрет был подарен Майковым Е.В.Толстой.
Известно, что Гончаров и Толстая встречались и ранее "рокового" 1855 года. Предположительно, это случилось накануне 1843 года в семье академика живописи Николая Аполлоновича Майкова, где Иван Александрович праздновал Новый год. Потом их дорога надолго разошлись. До 1855 года. За это время Гончаров стал известным писателем, автором "Обыкновенной истории", поднялся по служебной лестнице, объездил весь мир на фрегате "Паллада", был в Европе:, Африке, Индии, Китае, Японии... Гадостным, полным надежд и планов было его возвращение из Кругосветного плавания. Он помолодел, поздоровел, многое понял в мире и о себе самом. Жить хотелось! Здесь-то и подстерегала его судьба. В августе 1885 года он снова встретил у Майковых свою полузабытую знакомую. В эти месяцы, первые после возвращения домой, в Россию, все казалось сказкой, все казалось возможным. Особенно любовь. Неужели он, цветущий, не старый еще мужчина сорока трех лет, знаменитый писатель, а теперь еще и путешественник, не может рассчитывать на внимание молодой прекрасной женщины? Ему казалось, что - да... Он без раздумий, еще в чаду первых ласковых встреч с милыми сердцу друзьями и знакомыми, причислил себя к многочисленным почитателям юной женщины... Но к концу 1855 года Иван Александрович уже не питал никаких иллюзий относительно возможностей своего успеха: дело было проиграно без остатка.
«Послегончаровская» судьба Е. В. Толстой
Долгое время облик Елизаветы Васильевны складывался только по письмам Гончарова. Отдавая должное восхищению писателя, его биографы в выборе Елизаветы Васильевны видели нежелание нарушить сословные предрассудки, неспособность ответить на страстное чувство. «Послегончаровская» семейная жизнь Е.В.Толстой была практически неизвестна историкам.
Немногие архивные материалы о Елизавете Васильевне, которые нашли сотрудники музея И.А.Гончарова, письма и воспоминания ее родственников, найденные в последние годы, расширяют представление о Елизавете Васильевне как о личности.
Жизнь Елизаветы Васильевны сложилась нелегко, но несмотря на трудности и потери, она наполнена любовью, терпением, заботой о близких.
Муж Толстой, которого она любила с юности, был душевнобольным человеком. Он умер в сентябре 1865 года от тяжелой депрессии.
У Елизаветы Васильевны было трое детей — Семен, Георгий, Надежда.
Дочь умерла совсем юной. Е.В.Толстая приложила все усилия, чтобы воспитать сыновей образованными, достойными, интеллигентными людьми. Материальное положение семьи складывалось трудно, и Елизавета Васильевна, презрев сословные предрассудки, поступила на службу. С 1868 года она занимает должность начальницы Керченского Кушниковского института благородных девиц. По сути дела, сбылось шутливое предсказание Гончарова в письме в ней: «Теперь я больше люблю классных дам, и то не настоящих, а будущих».
Для женщины, которая и по рождению, и по мужу принадлежала к старинным дворянским родам, это был довольно смелый шаг. Жена художника, Евгения Петровна Майкова, поддерживая Елизавету Васильевну, писала: «Очень рада, голубушка, что Вы, наконец, попривыкли к вашей работе и что Вас так любят и в институте дети, равно и родители их, а что касается до всей массы окружающей Вас, понятно, что все новое им не нравится, не скоро ведь рухнет старая рутина, которая вошла в плоть и кровь русского человека, придется еще долго бороться, покуда поймут прогресс цивилизации вообще, особенно мы, т.е. мне подобные старухи».
Гончаров знал о трудностях в жизни некогда горячо любимой им женщины. Елизавета Васильевна часто бывала в Петербурге, где учился ее старший сын Семен, у них были общие знакомые.
В 1877 году Елизавета Васильевна умерла. Судьба ее сыновей Семена и Григория сложилась трагично. По наследству они получили два имения — деревню Часково в Ярославской губернии и село Золино в Симбирской губернии, которые поделили между собой. Семен Александрович обосновался в Ярославской губернии. Он получил прекрасное образование в Петербурге, а затем служил в земстве в Мологе. Интересы Семена Александровича не ограничивались службой. Он собирал материалы по истории революционного движения в России, работал над биографическим словарем декабристов. Мусин-Пушкин был страстным поклонником Пушкина, его пушкинская коллекция считалась одной из самых значительных в России. Семен Александрович унаследовал архив матери и частично разобрал его. У него было двое детей — Ольга и Лев, который умер в детстве.
Григорий Александрович жил в селе Золино Симбирской губернии довольно замкнуто. Как вспоминают родственники Мусиных-Пушкиных, он был заядлым охотником. Григорий Александрович имел пятерых сыновей — Бориса, Всеволода, Александра, Михаила, Льва.
Семен Александрович и Григорий Александрович Мусины-Пушкины, к сожалению, унаследовали тяжелый недуг отца. Григорий Александрович в припадке болезни застрелился в 1901 году.
Жизнь Семена Александровича тоже оборвалась трагически. Его несправедливо обвинили в растрате казенных денег, началось следствие. Это осложнило душевное состояние Мусина-Пушкина, и 21 августа 1907 года он застрелился. В некрологе, опубликованном в журнале «Исторический вестник», говорится, что ошибка объяснилась, и невиновность Мусина-Пушкина была доказана. Вдова Мусина-Пушкина, Варвара Спиридоновна, осталась практически без всяких средств к существованию. Она вынуждена была продать большую библиотеку мужа, а затем стала хлопотать о продаже его коллекций.
В это время судьба Варвары Спиридоновны и ее дочери Ольги Семеновны Покровской оказалась тесно связанной с Симбирской губернией. Они поселились у Симбирских родственников в селе Золино. В 1913 году Ольга Покровская за 300 рублей продала журналу «Голос минувшего» право публикации писем Гончарова к Елизавете Васильевне Толстой и черно-белой репродукции ее портрета.
Исторические события разбросали внуков Елизаветы Васильевны. Судьба многих из них неизвестна. Только о двух — Всеволоде и Александре — имеются некоторые сведения. Они жили в Москве, Всеволод Григорьевич — в доме № 3 по Кривоникольскому переулку, Александр Григорьевич — в Петровско-Разумовском. Они были связаны с театром. Всеволод Григорьевич под псевдонимом Пушмин писал небольшие пьесы на злобу дня. Александр Григорьевич под псевдонимом Часков служил артистом в областном Показательном крестьянском театре. По-видимому, у одного из них хранился портрет бабушки, пока не попал в комиссионный магазин...
Каков он, Александр Илларионович Мусин-Пушкин, который занял место Гончарова в сердце Елизаветы Толстой? К сожалению, о нем почти ничего не известно. Но то, что известно, несколько будоражит воображение. Родился он в 1831 году. То есть был на четыре года младше своей кузины и жены и на девятнадцать лет младше Ивана Гончарова. В 1992 году известная исследовательница творчества Гончарова О. А. Демиховская впервые опубликовала фотографию Александра Илларионовича. С фотографии на нас смотрит молодой, красивой и благородной внешности, человек с несколько "азиатскими" припухлостями вокруг глаз. Высокий, спокойный лоб, несколько изнеженная и барственная грация. Порода, усы - имеют европейский вид. Во всей позе: грациозная непринужденность. Heт, недаром Иван Александрович Гончаров (в порыве ревности, конечно) позволил себе замечание о нем, когда Толстая дала ему прочесть свой дневник, где главным героем был ОН: "Вы все обращаетесь к внешней его стороне, едва вскользь упоминая об уме, душе, а то всё "красивая поза", "опершись на руку - да тут же непременно и конь". Я все думал, "что у Вас это должно быть полнее". Впрочем, это еще не дает нам повода плохо судить о внутренних качествах Александра Илларионовича. Вполне может быть, что со столь импозантной внешностью он соединял и незаурядные душевные, и другие качества. Во всяком случае, пока об этом ничего не известно. Но уверены, что вскоре можно будет знать важные подробности о его личности и жизни. Уже сейчас можно сказать, что Александр Илларионович был военным - в чине ротмистра. То есть он был офицером кавалерии, - и вот откуда тот "конь", которого так ревниво подметил Гончаров в дневнике Лизы Толстой! Если учесть, что ее брат Александр Васильевич тоже был военным, можно сказать, что в роду Толстых военная служба была делом традиционным и почетным и что Лиза была воспитана в такой семье, где к военным могли питать слабость.
«Жизнь отняла у него дорогую и светлую мечту»
Осенью 1856 года Е.В.Толстая стала невестой своего двоюродного брата по линии матери, ярославского помещика Александра Илларионовича Мусина-Пушкина.
Еще 30 октября 1856 года Гончаров отвечал жениху Толстой: «Вот портрет Елизаветы Васильевны, который я взял у Левицкого уже после ее отъезда. Извините, милостивый государь Александр Илларионович, что я не предложил Вам другого портрета, сделанного Левицким же, по указанию Николая Аполлоновича: кроме сходства с оригиналом, он представляет еще идеал общей женской красоты; так искусно Николай Аполлонович уловил самую поэтическую сторону этой красоты. Если Вы позволите, я сохраню этот портрет у себя и буду поклоняться ему артистически».
В последнем письме к Толстой Гончаров написал: «...Когда мне случается отрезвляться от пустой суеты и материализма, когда толщина (не физическая: я иногда толстею и умом и духом) проходит, когда я тоньше понимаю и чувствую, когда пробуждается потребность к эстетическим наслаждениям, Вы тотчас являетесь в памяти и четырех месяцев отсутствия Вашего как не бывало. Не влюблен же я в Вас: сохрани Боже, стыд какой! «Ну, любите», — скажут мне: без всякого сомнения. Да кто ж Вас не любит? Это Ваша неотъемлемая заслуга».
В январе 1857 г. Елизавета Васильевна Толстая вышла замуж за своего кузена Александра Илларионовича Мусина-Пушкина. Это счастливое для них двоих событие стало роковым ударом для третьего - великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Елизавета Толстая была едва ли не самой сильной и трудно пережитой любовью автора "Обломова".
25 января 1857 года Елизавета Васильевна Толстая и Александр Илларионович Мусин-Пушкин обвенчались. Гончаров пережил трагедию, жизнь отняла у него дорогую и светлую мечту. Как бы предчувствуя печальную разлуку, еще 25 октября 1855 года он писал о себе (в третьем лице): «Того участия, которого ему недоставало в жизни, он уж не найдет и ему предстоит одинокая и печальная старость».
В статье, предваряющей публикацию писем Гончарова Е. В. Толстой, историк литературы П. Н. Сакулин провел параллель между романом, который переживал в душе писатель, и романом «Обломов». «Обломов» был задуман давно, но вновь автор принялся за него по возвращении из путешествия. Благо и условия для писания романа были благоприятные. «Роман, - говорит Гончаров в письме от 31 декабря 1855 года, - требует благоприятных, почти счастливых обстоятельств, потому что фантазия, участие которой неизбежно в романе, как в поэтическом произведении, похожа на цветок: он распускается и благоухает под солнечными лучами, и она развертывается от лучей... фортуны». Осенью
1855 года жизнь улыбалась Гончарову, у него было ясное, приподнятое настроение, и работа спорилась. К декабрю 1855 года первая часть была почти закончена: «Поправить бы немного, да прибавить главы две, так первая часть и готова», - сообщает он Елизавете Васильевне 1 декабря и напоминает ей об обещании снова приехать в Петербург хоть на неделю, чтобы дослушать написанные после нее главы романа. Когда понизилось настроение писателя, роман застопорился.
Но Гончаров сдержал слово, данное Елизавете Васильевне в письме от 25 октября 1855 года: «...Во имя Ваше...» завершить роман «Обломов» через полтора года. Следовательно, «Обломов» не только по мере писания прочитывался Елизавете Васильевне, но и творился во имя ее, и закончен был практически через полтора года - летом 1857 года.
В этот год писатель по совету врача поехал лечиться на воды в Мариенбад, где и дописал «Обломова». В первой части романа рядом с Обломовым еще нет никакой героини. Ольга Ильинская появляется только со второй части. Начиная с П.Н.Сакулина, многие исследователи считают, что образ Елизаветы Васильевны, сохраненный «памятью сердца», помог Гончарову рисовать другой, художественный образ - образ Ольги Ильинской. «Пережитое им самим счастье любви, - писал Сакулин, - светлыми бликами падало на листы его романа и живыми красками расцвечивало психологию его героя».
Пара Елизавета Толстая и Иван Гончаров смотрелась очень банально: молодая красавица, отдающая предпочтение молодому графу-офицеру перед чиновником на пятом десятке лет. Ничего удивительного. Удивительное и необычное было в другом. Этот чиновник был великим русским писателем…
Литература
Айхенвальд Ю. И. «Гончаров и его Обломов»
Дружинин А. В. «Обломов»
Шулятинов В. М. «Праведник живого дела» (Памяти А.И.Гончарова)
Анненский И. Б. «Гончаров и его Обломов»
П. Н. Сакулин «И.А. Гончаров».
О. Димиховская «Неизвестная повесть И.А.Гончарова «Немфидора Ивановна»» М., 1984
А. Н. Блохинцев «Страна Гончарова»
М. Жданова «Музей на Большой Саратовской»
В. Мельник «Загадки Елизаветы Толстой»
Т. Мельник «Одна любовь И.А.Гончарова» Журнал «Мономах» 1996 г. № 5
А. Лобкарёва «Свет и блеск её глаз». Альманах «Памятники Отечества»
А. Молнар «Поэтика романов И.А.Гончарова» М.,1971г.
Ю. Лощиц «Гончаров» (Ж.З.Л.)
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
Приложение
Дом Гончарова сегодня
Личные вещи И.А.Гончарова
Елизавета Васильевна Толстая
Вечер памяти И.А.Гончарова в торжественном зале областной библиотеки Справа — копия-портрет возлюбленной писателя Е.В.Толстой
22