СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Чудесное превращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы состоит в том, что остро встает проблема окружающей среды, в том числе и охрана окружаюшей среды.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Чудесное превращение"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

гимназия №22





Секция «Естествознание»









Чудесное превращение









Выполнила ученица 4 «Г» класса

МАОУ гимназии № 22

Сечко Ксения Витальевна

Научный руководитель:

Долгова Светлана Николаевна

учитель начальных классов,

МАОУ гимназия № 22

г. Калининград

2022

Содержание.



Введение …………………………………………………... 2-3

Глава 1.

    1. Описание, строение и характеристика ………… 3-5

    2. Питание и продолжительность жизни …………. 5-7

    3. Стадии развития бабочек …………. 8-10

Глава 2.

Практическая часть. …………………… 10-11

2.1. Выбор и приобретение куколок бабочек ……… 11  

2.2. Создание условий для выведения бабочек …… 12-13

2.3. Наблюдение за выведением и развитием

бабочек в домашних условиях. …………………………... 13-16

Заключение ………………………………………………… 16-17

Список использованной литературы …………………… 18















Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня остро встает проблема окружающей среды, в том числе и охрана бабочек.

Однажды гуляя по своему саду на даче, я увидела трёх гусениц. Гусеницы всегда казались мне весьма неприятными существами, но я стала за ними наблюдать. Они превратились в куколок. Посадила их на крышку от банки.

Нашла в интернет источниках всё о бабочках. Когда мне встретилась информация о том, что у нас есть в городе ферма бабочек, мне стало интересно. Я приобрела куколку и стала наблюдать. В природе это очень длительный процесс, поэтому коконы, найденные мной в саду, продолжают развиваться и я за ними слежу и ухаживаю.

 Данная тема показалось мне очень интересной и достаточно актуальной. С каждым годом все меньше и меньше встречаются бабочки. Может потому, что уничтожают их гусениц. 

Объект исследования: бабочки

Предмет исследования: процесс превращения из кокона в бабочку

Цель: выведение бабочек в домашних условиях.

Практический результат: бабочка

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Создать домашний бабочкарий;

  3. Вырастить бабочку из готовой куколки;

  4. Провести наблюдение, сделать выводы.

Гипотеза: Я предполагаю, что бабочек можно вывести в домашних условиях.

Методы исследования:

Для достижения поставленных задач мною были использованы:

  • работа с литературными источниками,

  • работа с интернет источниками.

Для выявления уровня знаний о бабочках мной был проведен опрос среди одноклассников, в ходе которого респонденты ответили на четыре вопроса:

  • 1. Когда появляются бабочки?

  • 2. Как появляются бабочки?

  • 3.Какие бывают бабочки?  

  • 4. Чем питаются бабочки?

Планируемые результаты:

  • Подробно познакомиться со строением и характеристикой бабочек

  • Изучить, чем питаются бабочки и продолжительность жизни

  • Проследить стадии развития бабочек

  • Создать определённые условия, для превращения кокона в бабочку в домашних условиях.

  • Вывести и содержать в домашних условиях бабочку.

Глава 1.

    1. Описание, строение и характеристика.

Согласно зоологической классификации бабочки относятся к членистоногим насекомым, отряду чешуекрылых. Само название «бабочка» происходит от старославянского слова «бабка», в смысле бабушка, старуха. Почему же бабочка ассоциируется с пожилыми людьми? Дело в том, что согласно верованиям древних славян души умерших предков, превращаются в бабочек и поэтому к ним нужно относиться максимально почтительно.

Слово «бабочка» в современном значении – «летающее насекомое, мотылек» – известно в русском языке с начала XVIII в. В словарях встречается с 1780 г. Слово исконно русское. Однако вопрос о происхождении слова до конца не решен. Есть версии, что существительное «бабочка» произошло от глагола бавить – «гнездо» или от бава – «игрушка,забава».[2]
Внешнее строение бабочки состоит из двух частей: тела, которое защищено прочным хитиновым панцирем и крыльев. Тело бабочки в свою очередь состоит головы, груди и брюшка. Далее детально на них остановимся.

Голова бабочки округлой формы с приплюснутой затылочной частью соединена с грудью. Выпуклые глаза бабочки круглой или овальной формы занимают большую часть поверхности головы. Сами глаза имеют сложное фасеточное строение, благодаря которому бабочки имеют цветное зрение. Но относительно зрения бабочек есть нюанс, они отлично различают подвижные объекты, а вот неподвижные воспринимают хуже. Также некоторые виды бабочек имеют дополнительные теменные глаза за усиками.

На границе лобной и теменной части головы у бабочки имеются усики. Благодаря ним бабочки могут ориентироваться в окружающем пространстве, воспринимая как различные запахи, так и малейшие колебания воздуха. Длина и строение усиков бабочки зависят от ее видовой принадлежности.

Ротовой аппарат бабочки в зависимости от ее вида, может быть сосущего или грызущего типа. [1,3]

Грудь бабочки имеют трехсегментное строение. Передняя их часть меньше средней и задней. На задней части Бабочкиной груди расположены три пары лапок, имеющих характерное для насекомых строение. Передние лапы бабочки на голенях имеют шпоры, которые предназначены для поддержания гигиены усиков.

Брюшко бабочки в форме удлиненного цилиндра состоит из десяти сегментов кольцеобразной формы.

Крылья бабочки состоят из двух пар, они покрыты плоскими чешуйками разной формы, пронизаны продольными и поперечными жилками и имеют перепончатое строение. Причем размер задних крыльев может быть, как одинаковым с передними крыльями, так и значительно меньше их. Именно узор крыльев бабочки, который может иметь самые разнообразные сочетания цветов и делает бабочек столь прекрасными.

Их крылья, которые, не только помогают им порхать, но и позволяют быстро и свободно летать. Крылья имеют и ряд функций. Их яркая и разнообразная окраска в некоторых случаях может служить средством определения вида, а в некоторых – средством маскировки. Пятна на крыльях служат для устрашения и отпугивания хищников. Крылья – это великолепный праздник изумительного разнообразия природных оттенков. Крылья бабочек – это тонкие мембрановидные пластины, которые приобретают жёсткость благодаря затвердению и поддержке сетью твёрдых полых жилок.[4]

    1. Питание и продолжительность жизни.


Чем питаются бабочки? Пыльца и нектар цветущих растений – вот главный рацион бабочек. Некоторые виды бабочек не прочь полакомится соками деревьев и перегнившими фруктами. Есть и такая интересная бабочка как бражник мертвая голова, она примечательна тем, что любит залетать в улей к пчелам и лакомится их медом.


Порой среди бабочек встречаются и настоящие гурманы, так, например некоторые тропические бабочки пьют слезы черепах и крокодилов.

Присутствуют среди бабочек, как исключение, и хищники, каковыми являются совки , обитающие на территории от Индии до Малайзии. Самцы питаются слёзной жидкостью и кровью крупных животных, прокалывая их покровы острым хоботком. Самки же питаются соком плодов и растений. [ 9 ]


Сколько живут бабочки в природе и домашних условиях?

Продолжительность жизни бабочки сильно зависит от ее вида и от климата, в котором она обитает. Обычно жизнь бабочки коротка, и длиться от нескольких дней, до нескольких недель. Однако есть и так званые бабочки-долгожители, способные жить до двух лет. Но до столь почтенного по меркам бабочки жизненного срока они могут дожить лишь в домашних условиях, так как в природе у бабочек множество врагов, мало какая из них доживает до старости.

За всю свою жизнь самка бабочки откладывает около 50 000 яиц.

Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.

Бабочки зимуют на стадии яйца, гусеницы, куколки или взрослого насекомого. Во время зимней спячки физиологические процессы у взрослых насекомых сильно заторможены, и они не нуждаются в пище. Бабочка подыскивает защищенное от непогоды место – трещину в каре, ямку в лесной подстилке, теплое жилое помещение. Во время спячки бабочки совершенно беспомощны, и беспокоить их не нужно.

Жизнь бабочки зависит от обилия кормовых растений, поэтому она сильно страдает от изменений окружающей среды. Многие виды чешуекрылых оказались под угрозой вымирания в средней полосе, где освоение земель продолжалось веками. В тропиках бабочек гораздо больше, чем в Европе или Северной Америке, но и там вырубка дождевых лесов привела к сокращению их численности и разнообразия.

Самая крупная в мире бабочка живет в непроходимых лесах Южной Америки. Это ночная бабочка совка агриппина. Размах крыльев этой невзрачной летуньи около 30 см, в сумерках ее принимают за Летучую мышь.

.

Самые мелкие виды бабочек относятся к семейству молей-малюток. Размах их крыльев всего лишь 2 мм.

Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. Бабочка считается символом души в Японии.

    1. Стадии развития бабочек

Развитие бабочек: четыре стадии жизненного цикла

Итак, бабочки относятся к насекомым с полным пре­вращением – у них имеются все четыре стадии соответствующего жизненного цикла: яйцо, куколка, гусеница-личинка и имаго — взрослое насекомое. Рассмотрим последовательно этапы превращений у бабочек.

Яйцо

Сначала взрослая бабочка откладывает яйцо и тем самым дает начало новой жизни. Яйца в зависимости от вида могут быть круглыми, овальными, цилиндрическими, коническими, уплощенными и даже похожими на бутылку. Различаются яйца не только по форме, но и по цвету (обычно они белые с зеленым оттенком, но не так редки и другие цвета – бурый, красный, голубой и т.д.). Яйца покрыты плотной твердой оболочкой — хорионом. Находящийся под хорионом зародыш снабжен запасом питательных веществ, очень похожим на хорошо всем знакомый яичный желток [5]

Гусеница

Гусеница — это личинка бабочки. Обычно она червеобразная и имеет грызущий ротовой аппарат. Как только гусеница появляется на свет, она начинает усиленно питаться. Большинство личинок питаются листьями, цветами и плодами растений. Некоторым видам пищей служит воск и роговые вещества. Есть и личинки – хищники, в их рацион входит малоподвижная тля, червецы и т.д. В процессе роста гусеница несколько раз линяет — меняет свою внешнюю оболочку. В среднем линек бывает 4-5, но есть и такие виды, которые линяют до 40 раз. После последней линьки гусеница превращается в куколку. Гусеницы бабочек, обитающих в более холодном климате, часто не успевают завершить свой жизненный цикл за дно лето и впадают в зимнюю диапаузу.[5]

Куколка

Куколки не двигаются и не питаются, только лежат (висят) и ждут, расходуя накопленные гусеницей запасы. Внешне кажется, что ничего не происходит, однако этот последний этап удивительного превращения можно назвать «бурным затишьем». Внутри куколки в это время кипят очень важные жизненные процессы перестройки организма, появляются и формируются новые органы. Куколка совсем беззащитна, единственное, что позволяет ей выжить, это ее относительная незаметность для врагов – птиц и хищных насекомых.[5]


Имаго

Из куколки выходит взрослое насекомое — имаго. Оболочка куколки лопается, и имаго, цепляясь ногами за край оболочки, при этом прилагая немало усилий, выползает наружу. Новорожденная бабочка еще не может летать – ее крылышки маленькие, будто свернутые, и влажные. Насекомое обязательно взбирается на вертикальное возвышение, где остается до тех пор, пока полностью не расправит крылья. За 2-3 часа крылья теряют свою эластичность, отвердевают и приобретают окончательную окраску. Теперь можно совершить первый полет!

Продолжительность жизни взрослой особи варьирует от нескольких часов до нескольких месяцев, но в среднем век бабочки составляет всего 2-3 недели


Глава 2

Практическая часть

Для выявления уровня знаний о бабочках мной был проведен опрос среди одноклассников и взрослых, в ходе, которого респонденты ответили на вопросы:

  • 1. Когда появляются бабочки?

  • 2. Как появляются бабочки?

  • 3.Какие бывают бабочки?  

  • 4. Чем питаются бабочки?

Цель: расширить свои знания о бабочках

Место проведения анкетирования: в школе

Количество опрошенных:

Учащиеся: 17 обучающихся

Результаты анкетирования:

На первый вопрос ответили так: летом, весной, не знаю, когда им надо

На второй вопрос ответили так: из кокона

На третий вопрос ответили так: разные, красивые, с узорами, большие и маленькие.

На четвертый вопрос ответили так: нектар, листья, пыльца

Выводы анкетирования:

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что мои одноклассники мало знают о бабочках. Информация из моей научно-исследовательской работы будет интересна и полезна для всего нашего класса.


2.1. Выбор и приобретение куколки бабочки

Когда я изучала в источниках интернет о бабочках и искала куколку своей бабочки, которую я нашла в своём саду, мне встретилась информация о том, что у нас городе есть ферма бабочек и можно приобрести куколку, я заинтересовалась. Светлана Николаевна предложила понаблюдать и провести исследовательскую работу.

Мы изучили всю информацию и приобрели куколку. Появилась она у нас 20 октября

2.2 Создание условий для выведения бабочек

Для проведения моего исследования мне потребовалось:

  • куколка бабочки;

  • бабочкарий;

  • термометр;

  • влажная вата (для поддержания влажности);

  • теплое место, для создания нужного микроклимата. (на слайде)

         Бабочкарий — это специальное "помещение" для выведения бабочек. Для его оборудования понадобились пластиковая ёмкость, вата, иголочка и крышечка. Вата укладывается на дно емкости, наливаем воду на 1 см так, чтобы вата сверху оставалась сухой, и бабочка могла на неё сесть, не намочив крылья.  Прикрепила иголочку с куколкой к ёмкости, в которую поместила нашу куколку, закрыла крышкой. Все! Бабочкарий готов.


         Уход за бабочкарием.  Воду в банке нужно менять раз в четыре дня и после каждого выхода бабочки.

Для этого:

1. Открываем крышку, достаем иголочку с куколкой, если бабочка родилась, ее тоже достаем из банки, помещаем в домик для бабочки (коробка с влажной ватой или салфеткой в тарелочке)

2.  Ополаскиваем ёмкость, наливаем свежую воду.

3.  Вставляем иголочку с куколкой обратно.

        Поставим ёмкость в такое место, где нет сквозняков и холода. Идеальная температура для выращивания 23-28 градусов.

Вывод: у меня получилось создать бабочкарий и я научилась ухаживать за ним.


2.3. Наблюдение за выведением и развитием бабочки в домашних условиях.

21.10.2021г.  мы разместили куколку парусник Палинур в бабочкарий. Закрыли ёмкость, чтобы не было испарения влаги. Установили ее в теплое место.

Температура к вечеру была 23 градуса.

 Восемь дней куколка вела себя спокойно, в поведении не было ничего необычного. Затем она начала менять свой цвет, становилась темно-зеленой и начала шевелиться. Она как будто содрогалась. Мне очень хотелось не упустить момент рождения бабочки. Я подошла поближе и стала наблюдать. На следующий день, куколка совсем потемнела и вдруг потихоньку началось шевеление стенок кокона.

Поведение куколки

https://drive.google.com/file/d/1FNEEik8NInTIHlTu9Zm41fhX4bqt0REn/view?usp=sharing


Они стали совсем прозрачные. Появилась сначала одна лапка, другая, затем сложенные крылья, голова бабочки (она висела вниз головой). Перебирая лапками, она освобождалась из куколки и поднималась вверх. И вот она уже сидит на своем домике, просушивает крылья.

 Я была в восторге от увиденного! Бабочка вышла из куколки в течение 5 минут. Мне не удалось снять момент появления бабочки, не успела.

Крылышки поначалу были довольно плотные сырые и поникшие. Бабочке в этот момент очень нужна опора: веточка или стебелёк, на котором она могла бы закрепиться, расправить и просушить свои крылышки.

        Так появилась бабочка (30.10.21г.) 

Кормление бабочки

Кормили мы бабочку два раза в день: утром и вечером. Я готовила сладкие сиропы. Бабочка Палинур очень любила сок апельсина, виноград, банан. Первое кормление было интересным и немного волнительным. А вдруг я что-то сделаю не так? Надо было взять бабочку, со сложенными крыльями, ближе к основанию грудки и посадить на крышечку с сиропом или на разрезанный апельсин и аккуратно с помощью зубочистки развернуть хоботок. Я смогла. У меня получилось – бабочка стала пить приготовленный «нектар». Кормление занимало от 2 до 15 минут. Мне удалось даже снять этот момент.

https://drive.google.com/file/d/19LBzRiryAqtRl3SriQkF33uUK5Ti648Q/view?usp=sharing

После еды бабочка сидела спокойно на шторах.


Бабочка парусник Палинур принадлежит к числу немногих бабочек, имеющих зеленый окрас. Он неприхотлив и хорошо размножается в неволе. Вид впервые описал в 1787 году датский энтомолог Иоганн Христиан Фабриций.

Ареал обитания находится в Юго-Восточной Азии. Насекомое распространено на территории Индонезии, Филиппин, Малайзии, Бирмы. Оно встречается в низинных и горных тропических лесах с повышенной влажностью. В гористой местности наблюдается чаще.[9]

Жила бабочка не долго - 7 дней. В природе данный вид бабочек может жить до 10 дней. Из-за квартирного теплого воздуха крылышки стали обламываться, даже после опрыскивания. Очень активна, любила сироп и фрукты.  

        Активна бабочка утром, когда встаёт солнышко, и вечером, когда зажигаем свет. Чем сильнее источник света, тем активнее бабочка. На ночь бабочку убирала в коробку, в которую ставила тарелочку со смоченной в воде ватой, для увлажнения воздуха.


.         Вывод:

Большинство видов бабочек можно разводить в домашних условиях. Это очень интересный процесс. Их содержание не требует особых затрат и усилий, правда, есть одно «но»: живут в домашних условиях эти насекомые недолго — в среднем две недели. 

Я поняла, что знаю о бабочках ещё очень мало, поэтому планирую продолжить свои исследования, за бабочками, которые у меня остались в бабочкарии и продолжают развиваться.

Заключение


Таким образом, гипотеза моего исследования подтвердилась. При соблюдении определенных условий из куколки можно вывести бабочку в домашних условиях. При правильном уходе продолжительность жизни некоторых видов в неволе может соответствовать продолжительности жизни в природе.

Для продолжения моего научного эксперимента, будет очень интересно вывести из куколки бабочку, обитающую в нашей местности.

Результаты моего исследования могут быть интересны как взрослым, так и детям. Эти знания мне помогут на уроках окружающего мира.


Своей работой я хотела обратить внимание на то, что нужно быть внимательной к бабочкам и бережно к ним относиться. Ведь бабочки – это часть природы нашей Земли. Мы должны сделать все, чтобы бабочки не исчезли как вид.

https://drive.google.com/file/d/1vBEcpPQdsG0wdsSHxx3YJhznvDGqN0aE/view


Н а этом видео можно увидеть, моих питомцев, которые ещё развиваются. Я продолжаю наблюдать и с нетерпением жду встречи с новыми чудесами!


Спасибо за внимание!










Список использованных материалов


  1. Энциклопедия «Кругосвет» https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BABOCHKI_DNEVNIE.html


  1. Этимологический словарь Семёнова https://gufo.me/dict/semenov/%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0



  1. http://knowledge.su/b/babochki



  1. https://www.poznavayka.org/zoologiya/babochka-samoe-krasivoe-nasekomoe-v-mire/#a1



  1. https://www.krasnouhie.ru/zhiznennyj-cikl-babochek-metamorfoz-razvitie-babochki.html



  1. Алексеев, В. Н. Бабочки в мифах и легендах / В. Н. Алексеев. - Москва : Дрофа, 2006. - 192 с.



  1. Шустов, С. Б. Бабочки и их друзья: удивительный мир насекомых / С. Б. Шустов.- Нижний Новгород : Доброе слово, 2012. - 110 с.


  1. Дмитриев, Ю. Д. Насекомые / Ю. Д. Дмитриев. - Москва : АСТ: Олимп, 1997. - 288 с.



  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%88%D1%83%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8B%D0%B5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!