СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по материалам воспоминаний женщин-участниц Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Исследовательская работа «Женщины и война»

Ученицы 8 класса Столяровой Юлии

Научный руководитель: учитель истории Бекетова Жанна Викторовна

Введение.

22 июня 1941 года началась война, которая прошла страшным кровавым следом по судьбам каждой советской семьи, каждого гражданина страны. Смерть уносила жизни людей, начался отчет 1418 томительных и ужасных дней Великой Отечественной войны. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Не было и в нашей деревне семьи, которая не понесла бы на этой войне тяжелой утраты. Иногда в день приходило 10-12 похоронок. 1598 человек из Ярка, Старой Казинки, Лесзавода поднялось на защиту Родины, 818 человек не вернулось с войны, 365 пропали без вести.

Тамбовщина проводила на защиту Отечества свыше 400 тысяч человек, из них 9 тысяч женщин, более двух десятков жительниц наших сел сражались на фронтах великой Отечественной войны.

Актуальность: Современное общество уже не так хорошо знает события Великой Отечественной войны. А самое страшное потеря нравственных ориентиров современной молодежью и изменение роли женщины в обществе, семье. Возникает необходимость вернуть женщине – матери ее истинное место – божественного начала продолжения рода и выдающегося примера самопожертвования в самые важные моменты истории.

Цель исследования: изучить проблему участия женщин в войнах и проанализировать сохранившиеся воспоминания участниц Великой Отечественной войны, документы; провести социологический опрос, который поможет понять отношение нынешнего поколения к ветеранам-женщинам и их вкладу в Великую Победу.

Задачи исследования: изучить воспоминания, документы, литературу по теме исследования;

- проследить изменения отношений к ветеранам-женщинам и их роли в Великой Отечественной войне;

- провести социологическое исследование и проанализировать его;

- сделать обоснованный вывод о состоянии отношения к женщинам- участницам войны;

- внедрить полученные результаты в практику средней школы.

Новизна работы: заключается в попытке сопоставить женщин разных эпох и их роли в военных событиях, в детальном рассмотрении современного взгляда на проблему женщин-воинов и сопоставлении результатов анкетирования.

Объект исследования: события отечественной истории и их связь с историей родного края.

Предмет исследования: наши землячки – участницы Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования: Сущность женщины заключается в том, чтобы при любых обстоятельствах оставаться женщиной, матерью, быть готовой в любой момент к самопожертвованию, вплоть до самоотречения.

Современные процессы глобализации уподобили женщину мужчине, эмансипация ожесточила и огрубила женщину. Молодые девушки, зачастую, не имеют материнского чувства, самоуважения, ведут неподобающий образ жизни. Возвращение к традициям, истокам и примерам самопожертвования могут стать началом возрождения положения женщин в обществе и уважения женщин к самим себе. Русские женщины всегда поражали иностранцев своей красотой, умом и самопожертвованием. Но примером истинного подвига русских женщин является, несомненно, участие их в сражениях Великой Отечественной войны.























Женщины у нас подымаются, и, может быть,

многое спасут. Женщина наша большая надежда,

может быть, послужит всей России в самую

роковую минуту!

Ф.М. Достоевский

Со времен легендарных амазонок люди восхищаются женщинами воинами. Но есть что-то пугающее в женщинах воинах. Природа создала женщину продолжать род, давать новую жизнь. А здесь женщина убивает и несет смерть.

Женщина – Мать – Мадонна. Земное и небесное, начало и бесконечность всего сущего, великая тайна жизни.

В русской истории, пожалуй, самый известный пример служения Отечеству женщин воинов - кавалерист-девица Надежда Дурова, участница Отечественной войны 1812 года.

В первую мировую войну принимали участие 2 тысячи женщин, в основном как медицинский персонал. В Великой Отечественной войне женщины наравне с мужчинами служат танкистами, разведчиками, летчиками и, конечно, медицинскими сестрами: 800 тысяч женщин принимали участие в войне, 80 тысяч женщин были офицерами и командирами, 150 тысяч награждены орденами и медалями, 200 женщин получили ордена Славы, 4 стали полными кавалерами ордена Славы, 93 женщины – Герои Советского Союза.

Приведем пример: Мария Октябрьская – Герой Советского Союза. Узнав о смерти мужа-танкиста на полях сражений под Москвой, в 40 лет, оставив детей на родственников, отправляется в Омское танковое училище, добивается, чтобы ее приняли. Мария Октябрьская, получив специальность механика-водителя, отправляется на фронт. На собственные деньги покупает танк (стоимость танка 50 тысяч рублей), отправляет Сталину телеграмму и просит назвать танк «Боевая подруга». Получив разрешение Сталина, уже осенью 1943 года вступает в бой. В первом бою уничтожает 30 немцев и несколько танков. Не стоит забывать, что управление танком требует большую физическую силу и выносливость. 17 января 1944 года под Витебском погибла от взрыва снаряда и похоронена у стен Смоленского кремля. 20 августа 1944 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это пример истинного героизма, бесстрашия и великой любви к мужу, детям, Родине.

644 заявления было подано в начале войны женщинами Тамбовской области о добровольном уходе на фронт. К октябрю 1943 года в Красную армию из Тамбовской области было мобилизовано 2,5 тысячи женщин, большая часть из них прошла обучение на специалистов стрелкового дела, снайперов. Кроме того наши землячки стали: 408 телефонистками, 449 радистками, 2973 медицинскими сестрами и сандружинниками. В отрядах народного ополчения из 670 человек 233 женщины. Всего за годы войны ушли 9185 женщины, более 4 тысячи участвовали в боях, 559 награждены орденами и медалями.







































Глава I. Анализ воспоминаний женщин-участниц Великой Отечественной войны наших землячек и документов школьного музея.

Долгое время у нас в школе ведется Книга памяти, в которой каждый ученик может узнать о погибших и вернувшихся участниках войны. Мы периодически дополняем и вносим исправления в списки. Я делала записи воспоминаний о женщинах- участницах Великой Отечественной войны, и эта работа заставила меня по-новому взглянуть на войну и о женщинах на войне. За каждым воспоминанием чья-то жизнь, судьба. По-моему, чтобы лучше понять войну нужно посмотреть на нее глазами женщины, матери.

В нашем исследовании мы использовали различные источники: воспоминания женщин-участниц войны наших землячек; подлинные документы (письма, благодарности, извещения, справки, военные билеты, наградные листы); краеведческую литературу, энциклопедии, хрестоматии, научную литературу. Неоценимую помощь в работе оказали родственники ветеранов, которые бережно хранили документы, письма, вещи героев войны.

Особенно трепетно мы отнеслись к воспоминаниям наших землячек, героев войны. В каждой строчке чувствуется дух времени и переживания автора. Вот некоторые из них, которые показались нам особенно ценными. Вспоминает Улыбышева Клавдия Ивановна: В годы войны служила в должности санинструктора санитарного взвода 269-й стрелковой дивизии. Численность санвзвода – 4 человека: старшина, фельдшер и два инструктора. Нелегко на войне, а женщине нелегко вдвойне: спать приходилось на снегу, ходить по болотам, недоедать, недосыпать и рисковать жизнью каждую минуту. Но нельзя себя жалеть, там ждут раненые и нужно спешить. «Я была санитаркой в пехоте – в самом неблагоустроенном роде войск. На самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось перевязывать и вытаскивать с поля боя раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд», - вспоминает Улыбышева Клавдия Ивановна.Клавдия Ивановна была ранена и контужена, но оставалась в строю. За мужество и подвиги при выполнении воинского долга была награждена орденом Красной звезды и двумя медалями «За боевые заслуги».

После войны она закончила Мичуринский учительский институт, потом Тамбовский педагогический институт и 17 лет вела математику в Староказинской средней школе. Многие жители села Староказинка были ее учениками и даже не догадывались, что их учитель прошел всю войну, спасал человеческие жизни, защищал Родину от врага. Клавдия Ивановна очень скромный человек, ее долго пришлось уговаривать рассказать о своих военных буднях. Она говорила: «Я ничего выдающегося не делала, служила как все». В этих словах вся суть героического на войне: женщины воюют наравне с мужчинами, переносят трудности фронта, ходят в атаки, спасают раненых и говорят, что ничего особенного не делали.

В нашей школе есть педагоги, которые работали с участницами Великой Отечественной войны в школе, эти педагоги были их наставниками. С большим уважением и трепетом вспоминает о Бохиной Александре Михайловне ее ученица, учитель нашей школы Мацнева Татьяна Владимировна. «Моя мама, Мария Григорьевна, работала с Александрой Михайловной, а я училась в классе, где она преподавала литературу и русский язык. Александра Михайловна ушла на фронт в 20 лет добровольцем. Героически сражалась на Орловско-Курской дуге, при освобождении Прибалтики. Была комсоргом батальона. Война для нее закончилась в августе 1945 года на территории Западной Украины».

Это о ней написано в книге В.С Мурманцевой «Женщины в солдатских шинелях»: «Комсоргом этого батальона и командиром одного из его отделений была Александра Бохина. Еще в апреле 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии. Шестого августа 1942 года на пост напала вражеская диверсионная группа. Девушка самоотверженно защищала его и была ранена. А когда поправилась, снова вернулась на фронт. Она снова стала командиром отделения…Александра была общей любимицей и хорошим вожаком молодежи батальона…».

Бохина А.М. была награждена орденом «Отечественной войны», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

После войны Александра Михайловна работала учителем русского языка и литературы, директором Староказинской средней школы, отдала свою волю, энергию делу воспитания подрастающего поколения, была отмечена как «Отличник народного просвещения».Мацнева Татьяна Владимировна однажды сказала: « Знаете, ребята, Александра Михайловна стала для меня примером не только настоящего педагога, но и настоящего человека». А я подумала: « Как здорово встретить на своем жизненном пути такого человека». Александра Михайловна прошла войну, видела смерть, сама была на краю гибели и сумела сохранить в себе доброту, отзывчивость и какую-то мудрость, непонятную не знавшим войны.

Немцы называли наших летчиц «ночными ведьмами». Они летали на самых примитивных самолетах, но героически сражались, жертвовали собой и погибали юными. Среди наших землячек 6 человек были посланы на учебу в Вольскую школу курсантов и авиамехаников. Среди них была Чубанова Любовь Павловна. 5 мая 1942 года она получила повестку и была отправлена вместе с другими девушками Мичуринского района на учебу в Вольскую школу младших специалистов, курсантов. В школе познакомилась со всеми видами оружия, снарядов и боевой техники. После окончания была направлена в 84-ю воздушную армию и вместе с однополчанами дошла до Сталинграда, а затем армию расформировали. Чубанова попала в 254 истребительный ордена Кутузова авиаполк. Любовь Павловна была стрелком, а 15 декабря 1942 года ей присвоили звание «сержанта», и она получила должность мастера авиавооружения. Ей достались самолеты Ла-5, которые нужно было готовить к вылету. Любовь Павловна вспоминала: «Боевая задача нашего полка: сопровождение бомбардировщиков на бомбежки передовой линии фронта и вести разведку по обнаружению наиболее важных военных объектов противника. В связи с такой задачей наш аэродром часто менял расположение. Аэродром часто подвергался бомбежкам, теряли самолеты и товарищей. Я прошла путь от Сталинграда до Прибалтики. В конце марта направили в Харьков получать новые самолеты, здесь встретила и Победу. Никогда не забуду 9 мая 1945 года. Как мы радовались, целовались, стреляли в воздух, танцевали. Мы были молоды и счастливы».

Чубанова Л.П. была награждена медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За победу над Германией».

После войны работала учителем начальных классов в Староказинской средней школе.

Ее подруга, Мягких Зоя Ивановна, тоже закончила Вольское училище и прошла всю войну.

В апреле 1942 года Зоя Ивановна добровольно пошла на фронт, направлена в город Вольск Саратовской области на учебу в 14 авиационное училище. Школа готовила авиационных мотористов и оружейников. В мирное время, чтобы получить специальность моториста, нужно было учиться 2 года, а в военное – 6 месяцев. Почему именно девушек брали в училище? В начале 1942 года по инициативе Марии Росковой в Москве был организован авиационный полк из бывших летчиц, которые в мирное время учились в аэроклубах, потом организовали дивизию, в нее входило 3 авиационных полка. Командиром дивизии была Мария Роскова. Один полк летал на самолетах У-2, второй – на легких бомбардировщиках По-2. Но для того, чтобы был и обслуживающий персонал, нужно было обучить девушек военному делу.

Вольское авиационное училище Зоя Ивановна закончила в октябре 1942 года. После сдачи государственных военных экзаменов в числе лучших учеников она была направлена в истребительный женский полк №586, который базировался в городе Энгельске Саратовской области. По прибытии в полк Мягких Зоя Ивановна была зачислена в звено управления майора Зулеиха Саидиголидова, и так от Энгельска до Будапешта.

Полк Мягких Зои Ивановны защищал небо Сталинграда, Воронежа, Курска, Житомира, Киева, Львова, Бухареста, Будапешта.

Зоя Ивановна была награждена медалью «За Отвагу», медалью «За боевые заслуги». По воспоминаниям родственников Зоя Ивановна гордилась своей службой и поддерживала долгое время связь с однополчанами, они часто встречались и переписывались. А я подумала: « Какая удивительная женщина! Не каждый мужчина способен на фронте заслужить самые почетные солдатские медали «За Отвагу» и «За боевые заслуги». Но когда у нее спросили: «За что она получила награды». Она ответила: « Я выполнила приказ». В этом все ее мужество и героизм, «просто выполнить приказ», «умереть за Родину».

Многие женщины-тамбовчанки были в народном ополчении, рыли окопы, заготавливали лес, торф, и выполняли все, что было нужно фронту. Около 50 женщин села Ярок и Староказинки пошли в народное ополчение. Среди них Юрова Мария Игнатьевна.Она сначала работала в Хоботово, рыла окопы, прокладывала вместе с другими женщинами железную дорогу, расчищала снег на аэродроме.

В 1943 году призвали в армию, отправили под Воронеж, а потом под Балашов. Здесь рыли землянки, пилили лес. Условия были тяжелые: стояла полая вода, жили в сарае в холоде и сырости, были грязные, неделями не мылись. Но даже в таких условиях ходили за 2 км в госпиталь и помогали раненым: перевязывали, переносили, кормили и мыли.

Из Балашова их перевели в местечко Поворино, там находился военный полк. Снова рыли землянки, окопы. Больше всего ее поразило то, что она впервые увидела страшную картину. «Шли сильные бои. Много было убитых и раненых. Река, которая находилась у передовой, была от крови «розовой»: много людей, лошадей здесь погибли. Мы помогали раненым как могли: перевязывали, давали воды. Многие все равно умирали не дождавшись помощи. Было страшно и очень их жалко».

Потом были отправлены в Эстонию, где охраняли мосты, налаживали связь. Много товарищей погибло, от батареи осталось всего 4 человека и среди них Юрова Мария Игнатьевна. Она не получила ни одной боевой награды. Но ее участие было тоже важным и необходимым. Она как все советские люди ковала победу и приближала этот день.









































Глава III. Социологический опрос и его анализ.

Мы провели опрос, целью которого было составить представление об информированности учащихся нашей школы, а также взрослого населения нашего села относительно вклада наших землячек- участниц Великой Отечественной войны в Великую Победу и сохранении памяти об их подвиге в наши дни. Из числа опрошенных мы исключили участников войны, детей войны и всех рожденных до 1945 года. Респондентов мы разбили на две группы: на учащихся 10-17 лет и всех остальных. Всего было опрошено 156 человек.

Основным результатом обследования можно считать то, что опрос выявил крайне низкий уровень знаний не только женщинах-участницах великой Отечественной войны, но и об участницах-землячках и Тамбовской области в военных действиях. Чрезвычайно велико было число тех, кто вообще не смог ответить на вопрос об участии местных жительниц в войне. У учащихся – 78%, у второй группы – 63%.

Не лучше оказались ответы на вопрос: « Есть ли среди наших землячек Герои Советского Союза?» 34% учащихся назвали З. Космодемьянскую, 86% взрослых тоже назвали ее.

На вопрос об участии своих родственниц, участвовавших в боевых действиях, не смогли ответить 35% первой группы и 9% второй группы. Лишь 25% учащихся и 74% взрослых вспомнили и назвали имена своих родных, но даже назвали награды, которые они получили.

На вопрос: «Какую роль сыграли женщины в Великой Отечественной войне?» не смогли ответить 21% респондентов из первой группы и 8% из второй. Соответственно 48% и 67% ответили «незначительную», хотя не смогли сказать какую. Большинство отмечало их медицинскую службу, лишь 2 % отметил их военные заслуги.

В какой степени скудные знания о Великой Отечественной войне разъясняются ответы на вопрос: «Интересовала ли вас когда-либо эта тема?». Лишь 12% респондентов второй группы ответили «да», а среди учащихся таких всего 3%.

Суммируя результаты опроса можно сделать два основных вывода: во-первых, уровень знаний у учащихся прогрессивно падает, а у взрослого населения тоже довольно слабый.

Вывод второй: несмотря на свою неоценимую значимость для истории нашего Отечества женский вклад в Победу не оценен до конца. Великая Отечественная война забывается и перестает играть важнейшую роль в формировании личности подрастающего поколения, патриотизма и гражданственности.

Общий уровень знаний о Великой Отечественной войне и участниках войны низок даже у взрослого населения чрезвычайно низок. Особенно низок уровень знаний о женщинах войны и их службе. Вообще тот факт, что в среднем 38% учащихся и 16% взрослых ничего не знают о своих родственниках и землячках-участницах войны. Все свидетельствует о глубочайших проблемах общества и утрате важнейших ориентиров становления личности.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!