СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

МОУ Чеботаевская СШ









Исследовательская работа «Дети войны»











Автор: Гайнуллова Эльвира Рифкатовна 11 класс

Руководитель: Макарычева Оксана Викторовна

Телефон:89041913492




















2019 год


Оглавление
  1. Введение………………………………………………….2 стр.
  2. Основной раздел……………………………………….. 3 стр.

  3. Мои земляки-дети войны……………………………..6 стр.

  4. Заключение…………………………………………….. 10 стр.

Список используемых источников и литературы…….11 стр.

Приложения
















Введение.

1. Актуальность исследования. Вот уже наступает 75 годовщина Великой Победы. С каждым годом всё дальше и дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. В нашем селе уже не осталось в живых ни одного ветерана, но есть ещё свидетели той войны: это труженики тыла и дети войны. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.

Это нужно нам, живым, сейчас как благодарность за их труд, самопожертвование и огромное человеколюбие. Война отобрала у них детство – беззаботное, радостное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна.

 Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей, показать на примере жизни односельчан тяготы и лишения военного времени.

Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос детей войны по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожжённое войной.

5. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

Дети войны, живущие на территории села Чеботаевка

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом,

ответственное отношение к труду, обществу, семье.

Ценность полученных результатов заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и детям войны. В сохранении истории родного края.

2. Основной раздел.

Областью исследования являются:

во-первых, документы о ветеранах войны, детях войны, тружениках тыла, собранные учениками, сохранившиеся  в краеведческой комнате;

во-вторых, списки детей войны, рассказы о живых и  умерших участниках того периода, представленных в школьной краеведческой комнате  в альбомах.

В ходе выполнения исследовательской работы были использованы следующие методы:
а) анализ источников информации и составление плана;

б) взятие интервью у детей войны, наблюдение за их жизнью;

в) проведение личных бесед с одноклассниками, односельчанами;

г) обработка полученных результатов.

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, которые в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.

Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я поняла самое главное: уходят в прошлое страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Что мы знаем о них? Даже родственники сейчас мало что могут ответить.

Поэтому первой частью моей работы было исследование списков детей войны.  Изучив материалы и обобщив их, получила следующие результаты:

В нашем селе 4 труженика тыла (1928-1929) и 19 детей войны (1930-1945).

- Вторая часть исследовательской работы – это изучение рассказов о детях войны и их собственных воспоминаний.

Исследовательская работа включает в себя:

Неопубликованные источники – материал, собранный в краеведческой комнате. В качестве источника я использовала личные интервью с односельчанами, детьми войны.

Книга коллектива авторов «Дети войны. Народная книга памяти» раскрылась передо мной рассказами детей о военном детстве.

Воспоминания, собранные в этом сборнике, очень разные, как и люди, которые их писали. Но ни одно из них не оставило равнодушным, потому что за каждым – личная трагедия, история спасения на фоне страшного военного времени. Эти люди выжили. И во многом стали для нас примером. Примером мужества, стойкости и силы духа. Дети войны совмещали учебу с работой на полях, фермах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки.

С первых дней войны вместе со взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились о престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи.

Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста (от 12 до 16 лет).

Труд сельских ребятишек в годы войны – поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах, приходились на женщин, остальные – на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.

За цифрами государственных поставок – дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали мизерной выдачей зерна по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Я узнала, что самым тяжёлым периодом была весна 1943, ведь фронту нужен был хлеб, поэтому все усилия жителей села были направлены на восстановление хозяйства. Вывод: война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут – выживет страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал в колхозе.

3. Мои земляки – дети войны

Село Чеботаевка- это место, где я расту и учусь. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своей далекой от фронта деревеньке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому, я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я думаю, что именно этих качеств так не хватает многим современным школьникам.

Масленникова Серафима Николаевна родилась 14 октября 1934 года в деревне Неплёвка Сурского района. В семье было 3 детей.

Когда началась война, девочке исполнилось 7 лет. Очень хорошо помнит, как отцу пришла повестка и как провожали его в военкомат в с. Астрадамовку. Забрали их вместе с братом самыми первыми из деревни 23 июня, потом брата вернули, а отца отправили на фронт.

С началом войны жизнь стала очень тяжёлой, не было еды, не было дров, чтобы протопить жильё, вместо света был « гасик» (маленькая лампадка), на ночь окна занавешивали дерюгами или шалями.

В первый год войны стала первоклассницей. Писали на полях исписанных тетрадей, осенью и зимой в школе тоже было очень холодно, учебников на всех не хватало, но обязательно кормили кашицей. Хорошо помнит свою первую учительницу, её звали Анастасия Прокофьевна Буланина. Несмотря на войну отмечали такие праздники как Новый год ( ставили ёлку, делали концерты, гостинцами были булочки). Учиться пришлось только 4 касса, а потом пошла работать.

Мать работала на ферме, дети старались помочь (растопить котлы, натаскать дров). Вставать приходилось очень рано. В 9 лет мать взяла вместе с сестрой полоть просо. На полях собирали мерзлую картошку, сушили, толкли, а потом из этой муки варили кисель и пекли блины.

Из радостных событий в период войны помнит возвращение живыми с фронта братьев матери да приезд из Белоруссии из города Баранович сестры отца Спициной Анастасии.

Отец, Старостин Николай Емельянович, погиб 7 декабря 1942 года под городом Тверь. Из 5 дядей по линии отца вернулся один, да и тот умер вскоре от ран.

После войны вышла замуж в Чеботаевку за Михаила Николаевича Масленникова, работала всю жизни телятницей.

Имеет медаль « Ветеран труда» и почётные грамоты за добросовестный труд.

Старостин Геннадий Иванович родился в 1937 году в д. Столбовка, ныне не существующей. « На момент войны мне было всего 4 года. Мать и отец работали в колхозе. Отец ушёл на фронт, прошёл всю войну, вернулся домой. Учился в Чеботаевской школе. Закончил 4 класса, начал работать».

Михайлова Таисия Захаровна родилась в 1933 году. Когда началась война, девочке едва исполнилось 8 лет. Вспоминает, что жили очень бедно. Постоянно хотелось есть, от голода даже отекали ноги. Школу пришлось бросить, так как нужно было помогать матери: работать на полях, собирать колоски, управляться с хозяйством.

Лямина Нина Васильевна родилась в 1937 году. В день начала войны ей исполнилось только 4 года. Отец работал бригадиром, был коммунистом, поэтому повестку получил одним из первых. Когда отца призвали в ряды Красной Армии, думала, что отец ушёл воевать ненадолго и не- далеко, за деревню. Детство было очень тяжёлым, еды не было, летом ели «дягили», анис, щавель, паслён. Зимой мама делала кулагу из пророщенной ржи, парила тыкву и свёклу. Пекли лепёшки из листьев липы, за ними в лес отправляли детей. За работу осенью давали от 400 гр. До 1кг. Зерна на один трудодень. Нина Васильевна вспоминает, что в середине войны они сменяли овцу на козу Малинку. Вот тогда с едой стало полегче, стали делать творог, масло. Даже в школу мама наливала в бутылочку молока, чтобы забелить кашу.

Одежды не было, с обувью помогал дедушка Порфирий Семёнович, инвалид Первой Мировой войны. Он занимался ремонтом обуви. Несмотря на маленький возраст приходилось выполнять посильную работу, чтобы помочь старшим. Косили траву, пасли свиней, телят, гусей, пилили дрова. Дрова покупали на рынке в селе Астрадамовка, их привозили из с.Кувая. Когда не было дров, топили соломой, ивняком, камышом. Летом делали кизяки из навоза, потом сушили и зимой использовали, как дрова. Чтобы прокормить семью, сажали огороды до 40 соток. Огороды копали лопатой, приходилось это в основном на долю детей, так как взрослые работали в колхозе.

Новости с фронта узнавали по радио. В середине войны пришла похоронка на отца.

Апполонова Таисия Андреевна родилась в 1937 году. « Мне шёл пятый год, когда началась война. Я до сих пор помню тот день, когда отца забирали на фронт. Тот визг и плач всего села до сих пор стоит в ушах. Плакали жёны, матери, глядя на них, орали и визжали дети. Отца забрали в первые дни войны. Я помню тот жаркий летний день, когда пекло солнце, а отец в фуражке и фуфайке, с вещмешком за плечами целовал нас с братом, прощался с родственниками и соседями. С началом войны ушло беззаботное детство. Многое пришлось пережить. Нищету, голод, холод. В 5 лет ходила по селу и просила у соседей хлебца, а проще говоря, милостыню. В свои неполные пять лет я пошла в школу. В школе детей кормили бесплатно обедом. Начиная с 1934 по 1937 год рождения дети уже учились в школе, пусть жиденькая лапшица или затируха, да всё еда. Дома брат от недоедания рахитный, ходить долго не мог. Летом питались хлебом из лебеды, стручки с акации, семена просвирника, дягили, анис, борщевик. Спасала от голода корова, молоко делилось на всех родственников. По пол-литра делила мать молоко, а я относила его по родне. По дороге в Столбовку, сельский дурачок отнимет бутылку с молоком, молоко выпьет, а бутылку отдаст. Он тоже был голоден и не понимал, что молоко несли голодным, и что могла сделать я, маленькая девочка, со взрослым, который только и караулил, когда я понесу молоко тётке. Сколько слёз пролито было! Беда приходит, когда её не ждёшь. Заболела корова, пришлось её сдать на мясо. На вырученные деньги купили козу. Теперь она спасала от голода. Наполовину с водой мать варила затируху. Ранней весной перекапывали поля, искали мёрзлую картошку, очищали кожуру, сушили на солнышке или в печи, потом толкли в ступе. За работу в колхозе матери на звено давали 1 кг. Вики. Её ложкой делили на 10 человек и из виковой муки тоже варили кашу. От голода и вики кружилась голова, но это была еда и она спасала. Со своими сверстниками работала в колхозе. Ворошили сено, сгребали. В жнитво собирали колоски в поле. На току отгребали мякину и складывали её в омёт, ею кормили скот. Сортировали зерно ручными сортировками, чтобы крутить ручку сортировки, приходилось вставать на ящик, иначе не доставала до ручки. В 1945 году пришёл с фронта отец, но недолгим было счастье в семье. Израненный, он прожил недолго. Вместе с отцом ушло так и не начавшееся детство. С 10 лет пошла работать в колхоз. Зимой с подругой возили воду в коровник поить коров, летом- от комбайнов зерно на ток. А в 12 лет уже вышла на постоянную работу – скотником. Вывозила навоз, ухаживала за коровами и лошадями. В 14 лет возила зерно в Чуфарово. С подругами вручную нагружали и разгружали машины мешками с зерном. В Никитино, где хранился семенной фонд, мешки с зерном таскали на спине по трапу на второй этаж склада и ссыпали в сусеки. Дороги плохие, в дождь, в грязь, а приходилось по два рейса в Чуфарово и по три рейса в Никитино делать. Желая мне лучшей доли, мать отправила в Куйбышев. Но через полгода забрала домой: на лесозаводе, где я работала, труд был очень тяжёлый, приходилось носить брусья и доски. Да и жила впроголодь. В колхозе пошла мыть фляги, учитывать молоко, отвешивала силос, солому. А потом приняла группу коров и до самой пенсии проработала дояркой. За свой труд имею множество похвальных грамот, за 3000-литровый надой вручили чёрно-белый телевизор, а за занятое второе место наградили золотыми часами».

  1. Заключение

Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война – это не всегда человеческие жертвы, потери в бою, это ещё и искалеченное детство.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

  1. Познакомилась с литературой о детях войны.

  2. Систематизировала материал о земляках, детях войны.

  3. Записала интервью.

Благодаря исследовательской работе я много узнала о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, которые были в то время еще детьми.

  Результаты работы могут быть использованы на  классных часах и других мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне.





Список используемых источников и литературы


Неопубликованные источники

  1. Текущий архив музея Боевой и Трудовой Славы МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа».

Интервью с участниками или очевидцами событий

1. Интервью с Масленниковой С.Н, участником событий жизни района в 1941-1945гг, категория «Дети войны».

2. Интервью с Михайловой Т.З, участником событий жизни района в 1941-1945гг, категория «Дети войны».

3. Интервью со Старостиным Г.И., участником событий жизни района в 1941-1945гг, категория «Дети войны».

4. Интервью с Ляминой Н.В., участником событий жизни района в 1941-1945гг, категория «Дети войны».

5. Интервью с Апполоновой Т.А., участником событий жизни района в 1941-1945гг, категория «Дети войны».


Периодическая печать

«Народная газета» 2012год.

Литература


1. Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.:Современная энциклопедия, 1995. – 520-527 с.

2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 589-592 с.







Приложение 1


Приложение 2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!