СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность младших школьников: рекомендации по организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Поэтому первоочередной задачей учителя является развите познавательной и исследовательской деятельности младшего школьника. Чтобы работа была успешной, при организации исследовательской деятельности особое внимание нужно уделить  факторам, которые даны в данной разработке.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников: рекомендации по организации.»

Исследовательская деятельность младших школьников: рекомендации по организации.

Учитель Бадмаева О.Ю.


Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

В связи с этим особое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах уделяется организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д. Поэтому использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Так же использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.

Учителя начальной школы нашего центра очень часто сталкиваются с проблемами, связанными с организацией проведения исследовательской деятельности младших школьников. Возникают вопросы: как выбрать тему, в какой форме провести исследование, как правильно защитить проект?


Чтобы работа была успешной, при организации исследовательской деятельности особое внимание нужно уделить следующим факторам:

  • успешными являются долгосрочные (не менее месяца) детские исследования с активным участием родителей, которые проводятся под руководством учителя;

  • представление исследования осуществляется ребёнком или группой детей в очной форме. Основная цель выступления-как можно более доказательно раскрыть суть проблемы и ход исследования;

  • на презентации исследования желательно и важно присутствие одного из родителей участников конкурса.

В ходе работы над исследованием участники допускают типичные ошибки:

  • Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Все разделы должны работать на раскрытие заявленной темы.

  • Часто в работе не выделяется проблема. Приоритетнее будет та работа, в которой автор исследования определяет возникающие противоречия. Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.

  • Наиболее распространённая ошибка –это отсутствие выводов в заключении или их несоответствие поставленным задачам.

  • В исследовательской работе обязательно нужно указать актуальность темы, проанализировать исследования, проделанные ранее, отражающие её востребованность.


Так с чего же начать работу по организации исследовательской деятельности младшего школьника? Какие существуют рекомендации по её организации?

  1. Этапы исследовательской деятельности обучающихся:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

  • Выдвижение гипотез или предположения;

  • Сбор необходимой информации;

  • Обобщение полученных данных;

  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, презентация);

  • Защита проекта


Рассмотрим последовательно каждый из этапов.

1. Иногда перед участниками исследования встаёт проблема выбора темы. Автор книги «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков предлагает следующий способ. Продемонстрировать детям тематические карточки с изображениями животных, растений, предметов быта и т.д. После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети останавливают свой выбор на каком либо изображении на карточке. Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное. Это будет возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов. Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для межгалактических полетов», но эти темы не позволят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, должного эффекта не даст. Тема должна быть оригинальной, в ней должен присутствовать элемент неожиданности, необычности. Работать над темой должно быть интересно, легко, так как способность долго концентрировать внимание на одном объекте (долговременно, целенаправленно работать в одном направлении) ограничена у младшего школьника.

Примерные темы исследовательских работ:

  • «Жёсткая вода-это хорошо или плохо?»

  • «Жевательная резинка-жевать или не жевать?»

  • «Как воспитать кошку, чтобы стать её другом?»

  • «Для чего нужно знать родной язык?»

  • «Зелёная аптека на подоконнике»

  • «Почему коты мурлычут?»

  • «Путь к здоровью: что зависит от меня?»

  • «Почему летают самолёты?»

  • «Почему люди ходят в театры?»


2. После определения темы (проблемы) формулируется цель исследования. Цель исследования-это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершение своей работы. Цель формулируется кратко и точно. Она должна звучать так: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Задачи конкретизируют и уточняют цель.

3. Слово «гипотеза» с младшими школьниками можно не употреблять, так как оно не соответствует возрасту детей, его можно заменить словом «предположение». Предположение или гипотеза возникают как возможные решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Умение вырабатывать гипотезы можно тренировать. Например, вопрос «Почему самолёт оставляет в небе след?»

Примеры гипотез или предположений:

  • Допустим, потому, что он разрезает небо.

  • Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути.

  • Что, если это послание инопланетян?

Для решения проблемы требуется гипотеза (предположение) по теме исследования.

4. Следующий этап-сбор необходимой информации. На этом этапе перед обучающимися встают вопросы: где раздобыть нужную информацию, какие источники и методы использовать? Всё зависит от выбранной темы. Можно подумать над темой самостоятельно, поискать информацию в книгах, Интернете, видеофильмах, спросить у других людей, провести наблюдения, эксперимент. Но главный смысл настоящего исследования-это добыть знания самостоятельно. Наиболее ценным источником информации является сама природа, явления природы, домашние питомцы, растения. Например, прилёт птиц, листопад, погодные явления, поведение животных, цветение растений.


5. Обобщение полученных данных часто вызывает затруднения. Ведь нужно проанализировать полученное, обобщить материал, выделить главное. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Поэтому заранее нужно продумать, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

Чаще всего результат работы представляется в виде сообщения. Но это может быть макет, выполненный из разных материалов, со словесным описанием представляемого объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга или журнал.


6. Защита выполненной работы-это финал исследовательской деятельности обучающегося. О выполненной работе надо не просто рассказать, а защитить, как и всякое настоящее исследование. Защита должна проходить публично, ведь в ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Вместе с маленькими исследователями над проектом трудятся их учителя и родители. Задача учителей-руководителей исследовательской деятельности- помочь в проведении исследований, направить в нужное русло, наметить путь поиска истины.


Памятка для учеников и руководителей исследовательской деятельности

«Подготовка выступления по результатам исследовательской деятельности»


  1. Доклад о проделанной работе сдаётся членам жюри, поэтому необходимо позаботиться о втором экземпляре.

  2. Выступление должно длиться не более 5-7 мин.

  3. Во время выступления не надо пересказывать весь текст. Необходимо лишь осветить основные моменты.

  4. О чём говорить во время выступления?

Примерный план выступления:

  • Обосновать выбор темы.

  • Рассказать о предположении.

  • Кратко осветить основные этапы исследования, которые привели к подтверждению или опровержению предположения.

  • Если предположение не подтвердилось, то нужно сформулировать новое.

  • Сделать вывод по итогам исследования.

  • Руководитель в заключение может рассказать о том, как повлияла исследовательская работа на развитие личности ребёнка.

5 . Как выступать перед членами жюри?

  • Чтение всего текста выступления с листа не желательно.

  • Необходимо пересказывать текст сообщения с опорой на презентацию.

  • Слайды презентации и произносимый текст должны логично дополнять друг друга.

  • Говорить нужно чётко, громко, соблюдая логическое ударение на главном, эмоционально.

  • Нужно быть готовым к вопросам, которые могут задать члены жюри.


Памятка «Подготовка презентации по результатам исследовательской деятельности»

  1. Если презентация разрабатывается по готовому тексту доклада, то целесообразно соотнести структуру презентации со структурой доклада и включить:

  • Во введение: объект и предмет исследования, его цели и задачи, гипотезу (предположение);

  • В основную часть: процедуры и мероприятия исследования; данные, полученные в ходе исследования; объекты, иллюстрирующие процесс исследования; промежуточные результаты исследования;

  • В заключение: теоретические выводы, которые могут быть сделаны на основе результатов исследования.

  1. При подготовке текста следует избегать:

  • Большого объема текста в презентации;

  • Сокращения места, занимаемого текстом, за счёт уменьшения шрифта;

  • Переноса в презентацию текстов, тезисов, текста доклада или реферата;

  • Использования длинных списков;

  • Использования таблиц с большим количеством строк или столбцов.

  1. В оформлении слайдов следует придерживаться следующих правил:

  • Все слайды презентации следует конструировать в одном шаблоне оформления с применением одной шрифтовой системы;

  • Оформление слайда не должно отвлекать от его содержания;

  • На слайде не следует применять более двух гарнитур или начертаний шрифтов;

  • Применение рисунка в качестве фона не должно отвлекать от содержания презентации;

  • Эффекты анимации следует применять только в случае необходимости;

  • Нельзя забывать и об этической стороне оформления.



Использованная литература:

  •  Елкина, Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия Развития, 1996. - 224 с.

  • Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.

  • Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 208 с.

  • Савенков, А. И. «Я-исследователь». Учебник- тетрадь для младших школьников.-Самара: Учебная литература, 2004 г., 32с.

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара; Издат. дом "Фёдоров", 2010. - 192 с.

  • Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е./ Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2014. - 312с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!