Тема урока. Русский язык и языковеды
Цель: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные результаты
Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные результаты
Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.
Структура урока
Ты волен и плавен,
Как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.
(К. Алтайский)
Работа с эпиграфом. Беседа.
- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?
Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.
- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?
- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?
- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?
Знакомство с первым исследователем
Михаил Васильевич Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - один из замечательных представителей русской культуры и науки. Многие выдвинутые М. В. Ломоносовым идеи можно с полным правом назвать гениальными, а жизнь великого ученого - подвигом во имя науки и просвещения.
В разносторонней научной деятельности Ломоносова занимают труды о языке: «Российская грамматика»,
«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»,
«О нынешнем состоянии словесных наук в России»,
«Материалы к трудам по филологии»,
«Письмо о правилах российского стихотворства».
Ломоносов выступает против фонетического принципа написания, выдвинутого в свое время Тредиаковским. Он полагает, что орфография должна служить объединению, а не разъединению людей, говорящих по-русски. Ломоносов формулирует следующие общие принципы, на которые должно опираться русское правописание: «В правописании наблюдать надлежит.
Ломоносов впервые в истории языкознания сформулировал основные понятия, относящиеся к грамматической категории рода. Он разрешил вопрос о принадлежности имени существительного к тому или иному роду в зависимости от окончания и от семантики слова.
Впервые в истории русского языкознания Ломоносов разработал учение о глагольной системе русского языка. В системе глагольных времен их восемь:
настоящее,
прошедшее неопределенное,
прошедшее определенное,
давнопрошедшее первое,
давнопрошедшее второе,
давнопрошедшее третье,
будущее неопределенное,
будущее определенное единственное.
Такое подробное деление глагольных времен нужно было для выяснения взаимосвязи временных отношении глагола с качественной его стороной.
Задание (ставить пропущенные слова)
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"
Конец мая или июнь 1761
Срезневский Измаил Иванович.
Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) – филолог-славист, этнограф, академик Петербургской АН. Родился Срезневский 1 июня 1812 г. в г. Ярославле, однако, он из рязанского рода (отец и дед у него - Рязанцы). Занимался библиографией, археологией, историей древнерусской литературы; исследовал памятники славянской письменности, изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов.
Срезневский И.И. выпускник Харьковского университета. Путешествуя по славянским землям, стремился познать историю и национальный характер языка. Тщательное описание диалектов русского языка, материально географическом распространении фонетических и грамматических особенностей русского языка с полным основанием дают право назвать Срезневского основоположником лингвистической географии в России.
Научное наследие Срезневского велико (библиография его сочинений включает 389 названий). Значимая работа – «Мысли об истории русского языка» (1849), в которой впервые определялись основные этапы истории русского языка.
Срезневский делит историю языка на народный и книжный. Раньше эти языки были близкими, но с течением времени они разошлись. Народный язык распадался на говоры и наречия, язык же богослужебных книг был устойчив. С развитием письменности, народные элементы все больше проникают в книжный язык и тем самым сближают его с народным языком. Таким образом, по мнению Срезневского, возникают как бы два книжных языка: один более древний, архаический, другой - новый, результат смешения старославянского с живым народным языком.
Игра в слова
Буслаев Федор Иванович.
Федор Иванович Буслаев (1818-1897) – русский языковед, фольклорист, историк искусства, педагог. Родился 13 (25) апреля 1818 году в городе Керенске Пензенской губернии в семье судебного чиновника. В 1833 году окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета (окончил в 1838 году).
В рассмотрении общих вопросов языка Буслаев исходит из того, что язык есть живой организм. Организмом же он называет и индоевропейский праязык. Буслаев указывает на то, что «все построение языка, от отдельного звука до предложения и сочетания предложений, представляет нам живую связь отдельных членов, дополняющих друг друга и образующих одно целое, которое в свою очередь дает смысли значение каждому из этих членов». Такое отношение между этими членами он называет организмом языка, но несомненно, что Буслаев склонялся к пониманию языка как системы.
Современный русский язык представляется Буслаеву совокупностью грамматических форм Буслаев следующим образом формулирует ее принципы:
Историческая грамматика изучает русский язык в неразрывной связи с церковнославянским.
Историческая грамматика опирается на данные как литературного, так и разговорного языка.
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
СЛОВАРИ
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет).
В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
Военная служба и медицинская практика
С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург. В военный период, а также за время медицинской практики писатель Даль создал несколько статей, набросков. В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».
Государственная служба
В 1833 году Даля перевели в Оренбург, назначив на должность чиновника особых поручений при военном губернаторе В. А. Петровском. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом, участвовал во вскрытии.
В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук.
В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде.
Последние годы и смерть писателя
В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».
СЛАЙД игры в слова
Дмитрий Ушаков
Дмитрий Ушаков родился 24 января 1873 года в городе Москва. Получив начальное домашнее образование, молодой человек продолжил его в московской прогимназии, затем гимназии. Ведущим интересом Ушакова являлся русский язык. В дальнейшем ученый вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка.
В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии.
В 1918 году Ушаков стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка.
Уже в 1920-е годы по предложению Владимира Ильича Ленина начата работа над толковым словарем русского языка. Ее как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Ушаков.
Работа по созданию четырехтомного «Толкового словаря русского языка» велась Ушаковым на протяжении шести лет с 1934 года. В итоге, на свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в XX веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX-XX веков. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.
В 1930-е годы Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Народного комиссариата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей народов СССР. Ушаков являлся крупным педагогом и организатором науки; подготовил большое количество учеников, среди которых Роман Якобсон, Николай Яковлев, Григорий Винокур, Петр Кузнецов, Рубен Аванесов, Владимир Сидоров.
Ушаков любил общаться с людьми. Активно взаимодействовал с учителями и студентами, актерами, врачами, певцами и чиновниками различных ведомств, которые оказывались малограмотными. Ученый приучал своих коллег не отгораживаться от действительности окружающей жизни, а всецело просвещать русский народ.
Умер Дмитрий Николаевич Ушаков 17 апреля 1942 года, находясь в эвакуации в Ташкенте в годы Второй мировой войны. Похоронен на Боткинском кладбище Ташкента.
Итог – обращение к портретам.
5