СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследователи русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Исследователи русского языка»


Тема урока. Русский язык и языковеды

Цель: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные результаты

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные результаты

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.


Структура урока

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

Работа с эпиграфом. Беседа.

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.

- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?



  1. Знакомство с первым исследователем


Михаил Васильевич Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - один из замечательных представителей русской культуры и науки. Многие выдвинутые М. В. Ломоносовым идеи можно с полным правом назвать гениальными, а жизнь великого ученого - подвигом во имя науки и просвещения.

В разносторонней научной деятельности Ломоносова занимают труды о языке: «Российская грамматика»,

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»,

«О нынешнем состоянии словесных наук в России»,

«Материалы к трудам по филологии»,

«Письмо о правилах российского стихотворства».

Ломоносов выступает против фонетического принципа написания, выдвинутого в свое время Тредиаковским. Он полагает, что орфография должна служить объединению, а не разъединению людей, говорящих по-русски. Ломоносов формулирует следующие общие принципы, на которые должно опираться русское правописание: «В правописании наблюдать надлежит.

Ломоносов впервые в истории языкознания сформулировал основные понятия, относящиеся к грамматической категории рода. Он разрешил вопрос о принадлежности имени существительного к тому или иному роду в зависимости от окончания и от семантики слова.

Впервые в истории русского языкознания Ломоносов разработал учение о глагольной системе русского языка. В системе глагольных времен их восемь:

настоящее,

прошедшее неопределенное,

прошедшее определенное,

давнопрошедшее первое,

давнопрошедшее второе,

давнопрошедшее третье,

будущее неопределенное,

будущее определенное единственное.

Такое подробное деление глагольных времен нужно было для выяснения взаимосвязи временных отношении глагола с качественной его стороной.




Задание (ставить пропущенные слова)


Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Конец мая или июнь 1761


  1. Срезневский Измаил Иванович.

Измаил Иванович Срезневский (1812-1880) – филолог-славист, этнограф, академик Петербургской АН. Родился Срезневский 1 июня 1812 г. в г. Ярославле, однако, он из рязанского рода (отец и дед у него - Рязанцы). Занимался библиографией, археологией, историей древнерусской литературы; исследовал памятники славянской письменности, изучал современную народную речь, поэзию и быт славянских народов.

Срезневский И.И. выпускник Харьковского университета. Путешествуя по славянским землям, стремился познать историю и национальный характер языка. Тщательное описание диалектов русского языка, материально географическом распространении фонетических и грамматических особенностей русского языка с полным основанием дают право назвать Срезневского основоположником лингвистической географии в России.

Научное наследие Срезневского велико (библиография его сочинений включает 389 названий). Значимая работа – «Мысли об истории русского языка» (1849), в которой впервые определялись основные этапы истории русского языка.

Срезневский делит историю языка на народный и книжный. Раньше эти языки были близкими, но с течением времени они разошлись. Народный язык распадался на говоры и наречия, язык же богослужебных книг был устойчив. С развитием письменности, народные элементы все больше проникают в книжный язык и тем самым сближают его с народным языком. Таким образом, по мнению Срезневского, возникают как бы два книжных языка: один более древний, архаический, другой - новый, результат смешения старославянского с живым народным языком.

Игра в слова

  1. Буслаев Федор Иванович.

Федор Иванович Буслаев (1818-1897) – русский языковед, фольклорист, историк искусства, педагог. Родился 13 (25) апреля 1818 году в городе Керенске Пензенской губернии в семье судебного чиновника. В 1833 году окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета (окончил в 1838 году).

В рассмотрении общих вопросов языка Буслаев исходит из того, что язык есть живой организм. Организмом же он называет и индоевропейский праязык. Буслаев указывает на то, что «все построение языка, от отдельного звука до предложения и сочетания предложений, представляет нам живую связь отдельных членов, дополняющих друг друга и образующих одно целое, которое в свою очередь дает смысли значение каждому из этих членов». Такое отношение между этими членами он называет организмом языка, но несомненно, что Буслаев склонялся к пониманию языка как системы.

Современный русский язык представляется Буслаеву совокупностью грамматических форм Буслаев следующим образом формулирует ее принципы:

  1. Историческая грамматика изучает русский язык в неразрывной связи с церковнославянским.

  2. Историческая грамматика опирается на данные как литературного, так и разговорного языка.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

СЛОВАРИ

  1. Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас – Тартусский университет).

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

Военная служба и медицинская практика

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург. В военный период, а также за время медицинской практики писатель Даль создал несколько статей, набросков. В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

Государственная служба

В 1833 году Даля перевели в Оренбург, назначив на должность чиновника особых поручений при военном губернаторе В. А. Петровском. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом, участвовал во вскрытии.

В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук.

В 1841 году Даль возвращается в Петербург, служит секретарем при Л. Петровском, а затем заведующим особой канцелярией при министре внутренних дел. С 1849 года писатель управляет удельной конторой в Нижнем Новгороде.

Последние годы и смерть писателя

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

СЛАЙД игры в слова

Дмитрий Ушаков

Дмитрий Ушаков родился 24 января 1873 года в городе Москва. Получив начальное домашнее образование, молодой человек продолжил его в московской прогимназии, затем гимназии. Ведущим интересом Ушакова являлся русский язык. В дальнейшем ученый вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка.

     В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии.

     В 1918 году Ушаков стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка.

     Уже в 1920-е годы по предложению Владимира Ильича Ленина начата работа над толковым словарем русского языка. Ее как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Ушаков.

     Работа по созданию четырехтомного «Толкового словаря русского языка» велась Ушаковым на протяжении шести лет с 1934 года. В итоге, на свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в XX веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX-XX веков. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

     В 1930-е годы Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Народного комиссариата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей народов СССР. Ушаков являлся крупным педагогом и организатором науки; подготовил большое количество учеников, среди которых Роман Якобсон, Николай Яковлев, Григорий Винокур, Петр Кузнецов, Рубен Аванесов, Владимир Сидоров.

     Ушаков любил общаться с людьми. Активно взаимодействовал с учителями и студентами, актерами, врачами, певцами и чиновниками различных ведомств, которые оказывались малограмотными. Ученый приучал своих коллег не отгораживаться от действительности окружающей жизни, а всецело просвещать русский народ.

     Умер Дмитрий Николаевич Ушаков 17 апреля 1942 года, находясь в эвакуации в Ташкенте в годы Второй мировой войны. Похоронен на Боткинском кладбище Ташкента.

Итог – обращение к портретам.









5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!