Исследование общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников
(Н.С. Гаркуша)
1. Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
Вопросы
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное;
в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь;
б) нет, не занимаюсь.
Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов;
б) около часа;
в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.
Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание;
в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно;
б) иногда;
в) нет.
В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа;
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, активно;
б) изредка;
в) никогда.
8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке;
б) провожу время с друзьями;
в) читаю книги;
г) помогаю по дому;
д) преимущественно смотрю телевизор (видео);
ж) другое.
е) играю в компьютерные игры;
Бланк ответов
№ вопроса | Вариант ответа |
а | б | в | г | д | е | ж |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
Сумма баллов: | | | | | | | |
Обработка результатов
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
№ вопроса | Вариант ответа |
а | б | в | г | д | е | ж |
1 | 10 | 5 | 0 | 0 | | | |
2 | 10 | 0 | | | | | |
3 | 10 | 5 | 0 | | | | |
4 | 10 | 10 | 0 | 0 | | | |
5 | 10 | 5 | 0 | | | | |
6 | 10 | 5 | 0 | | | | |
7 | 0 | 5 | 10 | | | | |
8 | 10 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 |
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация
Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
2. Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах I, IV, V, V I, в вопросах II и III отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) вообще никогда не участвую;
б) очень нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей;
б) без желания;
в) лишь бы не ругали.
Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) отсутствие взаимопонимания.
Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;
п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2-ом вопросе – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3-ем – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4-ом – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Интерпретация
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Бланк ответов
№ вопроса | Вариант ответа |
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м | н | о | п | р |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сумма баллов: | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
в спортивных соревнованиях;
в спортивных праздниках;
в туристических походах;
в проведении дней, недель здоровья;
в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
в различных подвижных, спортивных играх, эстафетах;
в проведении физкультминуток, физкультпауз;
в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Интерпретация
Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Определение общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников
(Н.С. Гаркуша)
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.