СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование индекса массы тела как метод оценки физического развития подростков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование индекса массы тела как метод оценки физического развития подростков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 25 имени Заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина»
















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ».













Выполнили:

Господаренко О.А. учитель географии

Космирова В.Ф. учитель биологии

Пятаева Т.Ю. учитель химии








г. Тольятти

2024 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………

3

Раздел 1. Индекс массы тела как метод оценки физического развития….

6

1.1. Методы оценки физического развития подростков…………………...

6

1.2. Индекс массы тела……………………………………………………….

9

1.3. Как правильно измерить рост?.................................................................

10

1.4. Как правильно измерить вес?...................................................................

11

1.5. Дисгармоническое физическое развитие и его возможные причины……………………………………………………………………….

12

Раздел 2. Исследовательская часть………………………………………….

14

2.1. Расчет индекса массы тела……………………………………………...

14

2.2. Результаты анкетирования……………………………………………...

16

2.3. Рекомендации по основам рационального питания…………………...

21

Заключение…………………………………………………………………...

24

Список используемой литературы…………………………………………..

26

Приложения…………………………………………………………………..

28





























ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в социальной сети стала распространяться информация о том, что скоро будет принят закон об уплате налогов за ожирение. По информации сайта «Росрегистр», глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что власти решили поэкспериментировать с населением и попробовать японский метод борьбы с лишним весом (граждане с большим объемом талии в обязательном порядке посещают диетологов, выполняют комплекс мер для похудения; местные органы здравоохранения даже имеют право оштрафовать нарушителя). По мнению российских чиновников, нормальный вес для женщины должен составлять до 70 килограмм, а для мужчины – до 90. Если вес больше, то придется платить налоги.

Конечно, эта информация не имеет официального подтверждения, хотя было бы не удивительно, что проблемой лишнего веса заинтересовались в правительстве. По данным Министерства здравоохранения, в 2020 году число россиян с диагностированным ожирением выросло до 2 млн. человек (1,3% населения страны). Самарская область стала лидером по числу людей, страдающих этим заболеванием – 127,2 тысячи человек (5,4% населения). Среди детей и подростков РФ рост числа болеющих ожирением составил 5,3% – в конце 2020 года их насчитывалось около 451 тысячи человек.

Проблема в том, что, как взрослому человеку, так и подростку, трудно осознать тот факт, что он страдает ожирением: часто это слово воспринимают как оскорбление, а не заболевание. Нужно помнить, что лишний вес наносит серьезный вред здоровью, одним из важнейших показателей которого является физическое развитие организма. Поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Вышеизложенные данные определили актуальность настоящей исследовательской работы.

Объект: обучающиеся МБУ «Школа №25 имени Заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина» (83 обучающихся).

Предмет: индекс массы тела.

Цель: исследовать индекс массы тела обучающихся 8 параллели школы для оценки физического развития подростков.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выполнить антропометрические измерения учащихся школы и высчитать индекс массы тела.

3. Провести анкетирование для выявления уровня информированности детей и подростков о правильном питании.

4. Оценить полученные результаты.

5. Разработать практические рекомендации по соблюдению рационального питания.

Гипотеза: Основной причиной лишнего веса и ожирения у детей и подростков является нерациональное питание.

Методы исследования

1. Обзор и анализ литературных источников.

2. Измерение.

3. Анкетирование.

4. Статистический метод обработки полученных данных;

5. Анализ и обобщение полученных результатов.

Аналитический обзор литературы

В выборе метода оценки физического развития помогли научные статьи Кирилловой И.А., Мельник В.А., а также пособие для студентов педиатрического факультета под редакцией С.П. Спиваковой. Правильный выбор индекса обусловило учебно-методическое пособие Васильевой Е.И. Разобраться с классификацией и оценкой массы тела удалось с помощью письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 14-3/10/1-2816 (электронный ресурс). Таким образом, все источники литературы являются свежими.


Новизна

Осенью этого учебного года я участвовала в «WorldSkills junior» (направление фитнес). Там одним из заданий практической части было вычисление индекса массы тела.

Позже работа по изучению антропометрических данных обучающихся 8 классов МБУ «Школа №25» проводилась на уроках биологии. Меня заинтересовал вопрос о том, каков индекс массы тела моих одноклассников и обучающихся 8 классов в целом. На основаниях данных, полученных на уроках биологии, мною проведены вычисления индекса массы тела и выявление его зависимости от развития культуры рационального питания.

Обоснование оригинальности

Стоит отметить, что в ходе теоретической подготовки к исследовательской работе не было найдено ни одной подобной работы, выполненной на территории Самарской области.






























РАЗДЕЛ 1. ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Методы оценки физического развития подростков

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребёнка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность наличия заболевания. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима.

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:

1) антропометрические (соматометрические) – длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;

2) соматоскопические – состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;

3) физиометрические – жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др. (Мануева, 2018).

Существует несколько методов оценки физического развития детей и подростков. Рассмотрим основные из них.

1. Метод индексов. Индексы физического развития – это показатели соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах. Разные индексы включают разное число признаков: простые два признака, сложные больше. В связи с простотой определения и достаточной наглядностью метод индексов использовался раньше очень широко (Кирилова, 2014). Некоторые из них могут быть полезными в настоящее время для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития. Так, например, к весо-ростовым относятся индекс массы тела (ИМТ) и индекс Рорера. К грудо-весовым – индекс Пинье, Бругша и Вервека.

2. Центильный метод основан на процентном распределении частот встречаемости величин того или иного признака. При оценке показателей физического развития обычно используют 7 центилей (3, 10, 25, 50, 75, 90, 97), которые отражают значения признака. Например, если взять школьников одного класса и измерить их рост, то большинство учеников (50%) будут иметь некоторое среднее значение данного показателя. Меньше всего будет детей с самым маленьким и самым большим ростом (3 и 97-й центили). При этом результаты будут более достоверными, если обследовать большое число школьников одного возраста и пола (Мельник и др., 2013).

3. Метод сигмальных отклонений. Соматометрические показатели ребенка сопоставляют с данными сигмальных таблиц, включающих среднеарифметические значения признаков для определенной возрастно-половой группы и соответствующие величины среднеквадратических отклонений. В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется (Спивакова, 2012).

4. Метод оценки физического развития по шкале регрессии. Более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100 – 150 чел.) одного возраста и пола (Спивакова, 2012).

5. Комплексный метод. Осуществляется в 2 этапа: на первом этапе устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст) по показателям длины тела, стоя, прибавке длины тела за последний год, количеству постоянных зубов, изменению пропорции телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких.

Таким образом, мы видим, что в условиях МБУ «Школы №25» для оценки физического развития детей и подростков рационально использовать метод индексов, а именно – индекс массы тела.


























1.2. Индекс массы тела человека

Индексы – численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками (Васильева, 2013).

В настоящее время наиболее широко распространенным показателем для оценки степени ожирения является индекс массы тела (индекс Кетле). Расчет ИМТ по индексу Кетле рекомендован ВОЗ более 20 лет назад для оценки избыточной массы тела в практической работе врача (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 14-3/10/1-2816). (Приложение 1).

Массо-ростовой индекс (Кетле I) или индекс Тура; вычисляется как отношение массы тела (г) к длине тела (см). В нашей стране используется почти исключительно у новорожденных детей. Отражает состояние питания во внутриутробном периоде. При нормотрофии величина индекса составляет 60-70.

Индекс массы тела (Кетле II) применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста (до 7-8 лет использование индекса малоинформативно) и подростков. Вычисляется как частное от деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м).

Мы видим, что для исследовательской работы подходит индекс массы тела, т.к. массо-ростовой индекс Кетле применяют только у новорожденных детей.

Индекс массы тела рассчитывается по следующей формуле:

ИМТ = Масса тела (кг) / рост (м²). Единица измерения - кг/м².

Значения индекса Кетле свидетельствуют о гармоничном развитии или дисгармоничном – дефиците веса, или ожирении. Для взрослых людей от 18 до 60 лет нормальным считается результат 19-24 для мужчин и 19-25 для женщин. Значение индекса ниже 18,5 свидетельствует о дефиците веса, а выше 30 - об ожирении. Результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными (приложение 1).

Формализованные оценки индекса Кетле 2 (кг/м²) для детей школьного возраста (6-18 лет) представлены в приложении 2.

1.3. Как правильно измерить рост?


Специалисты утверждают, что невозможно назвать одно значение будто рост или вес, чтобы оно считалось эталоном для всех. Если с весом все понятно, ведь умные гаджеты (рис. 1) посчитают вес до миллиграммов, то ответ на вопрос, как измерить рост, известен далеко не всем. Для правильного измерения роста понадобится помощник и соблюдение определенных правил.

Рис. 1.

Время измерения роста – в утренние часы до 12.00. Сразу после сна человек будет выше на пару сантиметров из-за расслабления позвонков и мышц, к обеду тело придет в обычную форму.

Необходимо найти ровную стену без плинтусов и встать к ней спиной босиком, поставив стопы вместе.

Максимально выпрямив позвоночник, нужно встать так, чтобы стены касался только затылок, лопатки, ягодицы и пятки.

Взгляд направить строго перед собой, плечи расправить

Помощник должен сделать пометку в месте, где находится крайняя точка головы, прижав волосы, при необходимости.

Осталось измерить расстояние от пола до отметки.








1.4. Как правильно измерить вес?

Постараться встать на середину весов, не дергаясь и двигаясь. Изменение расположения тела может изменить цифру на весах любого типа — от механических до электронных. Также всегда становитесь на весы босиком (рис.2).

Измерять желательно при малом количестве одежды или вовсе без нее.

Выбирать твердую и плоскую поверхность для установки весов. Установка весов на ковровом покрытии или линолеуме приведет к неточным измерениям. 

Некоторые напольные весы становятся менее чувствительными при очень низких температурах и показывают неточные данные. Рекомендуется взвешиваться при температуре +20.

Рис. 2.

1.3. Дисгармоническое физическое развитие и его возможные причины

К дисгармоничному физическому развитию у детей и подростков можно отнести дефицит массы тела и тучность телосложения (наличие избыточной массы тела или ожирения).

По данным журнала «Медицинская сестра» (2015) дефицит массы тела у детей встречается гораздо чаще, чем ожирение.

Недостаточность питания может быть обусловлена неадекватным потреблением питательных веществ, и вторичной, связной с нарушением приема, ассимиляции или метаболизма нутриентов вследствие заболевания или травмы (Алиментарнозависимые состояния… , 2011).

Вследствие развития гипотрофии нарушается работа пищеварительной системы, обостряются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (панкреатит, гастрит и др.). Значительно снижается иммунитет. Происходит сбой менструального цикла. Возникают депрессии. Ведь еда – одно из удовольствий, многие продукты способствуют выработке «гормонов счастья» - эндорфина, серотонина, дофамина. При сильном снижении веса в результате голодания наблюдается нехватка этих гормонов и как следствие – плохое настроение.

В лечении гипотрофии огромную роль играет рациональный режим дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе (не менее 2 ч в день), режим питания с легкоусвояемыми блюдами, повышение суточной калорийности на 10-20%, ночной сон (не менее 8 ч) и соблюдение правил гигиенического ухода.

Ожирением называется избыточное отложение жира в организме. Ожирение может быть самостоятельным заболеванием либо синдромом, развивающимся при различных заболеваниях (Хамнуева, 2007).

К одним из важнейших причин ожирения, на наш взгляд, относится стереотип питания русских людей. Это обилие мучных изделий, картофеля; изделия из мяса все равно часто готовятся с тестом- пирожки, пельмени, вареники.

Другая причина ожирения и лишнего веса — наплевательское отношение людей к своему здоровью, считает Денис Фуголь. Пациент считает: «Я буду лежать на диване и есть все подряд, а когда станет плохо, пусть врач потом лечит», — рассказывает доктор.

По мнению доктора медицинских наук, профессора НИИ питания РАМН Аллы Погожевой, рост заболеваемости ожирением среди детей в РФ связан с тем, что «их кормят родители, у которых у самих ожирение». Эксперт считает, что именно родители формируют у детей пристрастие к нездоровой пище и перееданию.

По словам профессора, доктора медицинских наук Алексея Ковалькова, в России полностью отсутствует профилактика ожирения. А ведь гораздо легче и дешевле заниматься профилактической медициной, чем потом лечить заболевания, которые приносит с собой избыточный вес и ожирение, а это болезни суставов, атеросклероз, заболевания сердца и головного мозга.

При лечении ожирения у подростков большое значение придается рациональному питанию с уменьшением калорийности за счет жиров животного происхождения (общее содержание жиров – не более 30% от суточной калорийной потребности, в том числе примерно 10-15% - растительные жиры) и отчасти – рафинированных углеводов. Кроме диетотерапии назначаются лечебная физкультура, рекомендуется расширение двигательной активности (с учетом состояния сердечнососудистой системы). Медикаментозная терапия имеет вспомогательное значение и применяется только при тяжелых формах, при имеющихся осложнениях и присоединении сопутствующих заболеваний.




Раздел 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Расчет индекса массы тела

Для расчета индекса Кетле были проведены антропометрические измерения массы и роста тела. Всего участвовали в диагностике 68 обучающихся 8 классов из 83, что составило 82%. После этого, используя формулу расчета Кетле, был проведен расчет индексов массы тела (приложение 3). Рассмотрим алгоритм нахождения на примере испытуемого №29 возраста пятнадцати лет с массой тела 60 кг и ростом 157 см

1) Рост испытуемого (в метрах) возводим в квадрат: 1,570х1,570=2,5.

2) Массу тела (в килограммах) делим на получившееся число: 60/2,5=24,0

3) Округляем число до десятых, т.к. именно такой формат числа приведен в интересующих нас оценочных таблицах: 24,0

4) В соответствии с классификацией величина масс тела по ВОЗ, данный индекс указывает на нормальную массу тела, которой характерен обычный уровень риска возникновения заболеваний. Но эта классификация, применима для всех возрастов, что, по нашему мнению, не применимо для оценки физического развития детей и подростков, т.к. подходит скорее для взрослых.

А вот в соответствии с формализированной оценкой индекса Кетле для детей школьного возраста у данного испытуемого наблюдается тучное телосложение, что не является нормой в её возрасте.

Таким образом, были получены следующие результаты.

Телосложение обучающихся МБУ «Школа №25» (Рис. 3.)

70,5% детей имеют гармоничное телосложение, из них:

- у 51,3% соответствие роста и веса находится в границах нормы их возраста;

- 35,5% имеют недобор веса;

- 13,2% имеют лишние килограммы, но их вес еще находится в пределах нормы.

У 14 исследуемых детей (20,6%) наблюдается дефицит массы тела, а у 7,4% тучное телосложение. Из них 1 обучающийся имеет ожирение I степени – 1,5%. У детей с этими типами телосложения очень важен контроль за массой тела.

Рис. 3.

Уже сейчас некоторые полные дети начинают сталкиваться с проблемами лишнего веса, в первую очередь, психологического и социального плана: насмешки сверстников, невозможность многих совместных активных развлечений, в дальнейшем это может привести к развитию неуверенности в себе. Плюс ко всему этому могут прибавиться проблемы со здоровьем. На мой взгляд, появление лишнего веса в столь юном возрасте связано с культурой питания в семье (этот факт подтверждают результаты анонимного онлайн-анкетирования) и малоподвижным образом жизни – не проводя дополнительных исследований, на переменах можно увидеть, что многие дети постоянно увлечены играми в телефоне



2.2. Результаты анкетирования

Помимо антропометрических измерений для исследуемых учащихся было подготовлено анкетирование (приложение 4) для выявления особенностей питания обучающихся МБУ «Школы №25». Получили следующие результаты:

  • Ответы на вопрос, «Какие продукты Вы употребляете чаще всего?». (Рис. 4).

Респонденты чаще всего употребляют мучные изделия (50%) и овощи и фрукты (20%), в меньшей степени – мясо, рыбу (10%), молочные продукты (10%), а также вредную пищу (10%). Выходит, что опрошенные хотя бы иногда употребляют весь спектр предложенной пищи, которая, в свою очередь, являются источником необходимых питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, микроэлементы) и, как следствие, энергии. Но стоит помнить, что необходимо четкое планирование пищевого рациона. При этом следует обязательно учитывать не только потребности человека, но и его индивидуальные, профессиональные, бытовые и прочие особенности, а также текущее функциональное состояние.

Рис. 4.

  • Ответы на 2, 3, 4, 5 и 6 вопросы анкетирования. (Рис. 5).

55,5% семей, по словам опрошенных ребят, любят вкусно и обильно поесть. Но чаще всего в понятие «вкусно и обильно» не вкладывается определение «рационально», что при частом употреблении может привести к негативным последствиям для организма: от лишних килограмм до заболеваний желудочно-кишечного тракта. К этим последствиям могут привести и другие факторы. Так, 54,5% респондентов иногда переедают, а 21% - иногда едят ночью (17,7% - постоянно). 6,8% опрошенных заставляют съедать всю порцию (а понятие порции в каждой семье различно). 17,7% детей и подростков из категории «тучность» попадают под влияние этих отрицательных факторов и имеют наиболее высокий риск приобрести заболевания.

Рис. 5.

  • Ответы на вопрос «Где Вы кушаете?». (Рис. 6).

Не стоит забывать и детям, и взрослым, что рациональное питание и телевизор/компьютер/гаджет – несовместимые понятия. Как показывает опрос, 62,2% опрошенных предпочитают питаться за столом (при этом опрос не исключал использование гаджетов во время употребления пищи). За просмотром телевизора питаются 25%, перед компьютером – 10%, а с телефоном в руках 2,8%. Давно доказано, что прием пищи за компьютером, телевизором или даже газетой приводит к избыточному весу, т.к. повышается скорость потребления пищи, а это влечет за собой увеличение потребляемых калорий. Поэтому людям с лишним весом стоит отнестись к месту употребления пищи более ответственно.

Рис. 6.

  • Ответ на 8, 9 и 10 вопрос анкетирования. (Рис. 7).

Помимо питания важным фактором для физического развития детей и подростков являются регулярные занятия спортом. Теоретически, 100% детей не имеющих отвода от занятий физической культурой регулярно занимаются спортом. Но результат опроса выглядит немного иначе: только 83,3% признались, что регулярно посещают уроки физической культуры. Ответ «1 раз в неделю» дали 13,3% респондентов. «Не занимаюсь» ответили 3,3%.

Велика и роль семьи у детей, имеющих проблемы с весом. У 40% опрошенных есть родственники с избыточным весом, что увеличивает вероятность наследственности этого заболевания. В 58% семей не проводятся беседы о правильном питании. Возможно, причиной этому является тот факт, что родители сами не имеют представления о рациональном питании, поэтому и не могут соблюдать его.

Рис.7.

  • Ответы на 11 и 12 вопросы анкетирования. (Рис. 8).

Удивил ответ на вопрос об ответственности родителей за питание: 80% детей и подростков школы считают, что родители не несут ответственности за питание детей. Да, в школе организовано двухразовое питание, но посещают столовую только 80,7% обучающихся 8 классов: 8а – 79%, 8б – 92,6%, 8в – 70,4%. По нашему мнению, родители обязательно должны нести ответственность за то, что и как ест их ребенок.

Рис. 8.

















2.3. Рекомендации по основам рационального питания

Рациональное питание - питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. Оно необходимо для того, чтобы быть здоровым и полным сил, находиться в отменной форме – как физической, так и психологической.

В настоящее время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной материальной обеспеченности, но еще из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу. Существует огромное количество методик питания, авторы которых считают, что именно их теория является самой лучшей. Но в основе любой методики лежат 3 принципа рационального питания:

1) Энергетическое равновесие (рис. 9) – соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма, не больше и не меньше (приложение 5).


Рис. 9.

2) Сбалансированное питание – в организм должны поступать те вещества, которые ему нужны, и в том количестве или пропорциях, в которых это нужно. Белки — строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а также антител к вирусам. Жиры — склад энергии, питательных веществ и воды. Углеводы и клетчатка — топливо. Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным (приложение 6).

3) Режим рационального питания, который характеризуется следующим образом:

- дробное питание- 3-4 раза в сутки;

- регулярное питание — всегда в одно и то же время;

- равномерное питание;

- последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна.

Методика коррекции веса в зависимости от соматипа (типа обмена веществ) учитывает индивидуальные особенности и рассчитана на применение в течение длительного времени.

Для здорового человека оптимально четырехразовое питание, так как более редкое питание приводит к накоплению жира в организме, уменьшению активности щитовидной железы и тканевых ферментов. Частая еда в одно и то же время способствует лучшему оттоку желчи. Нарушение режима питания является одной из основных причин возникновения хронических заболеваний желудка и кишечника.

Естественно, что обеспечение этого условия требует четкого планирования пищевого рациона. При этом следует обязательно учитывать не только потребности человека, но и его индивидуальные, профессиональные, бытовые и прочие особенности, но и текущее функциональное состояние. Так, для людей астенического телосложения (тонкокостный, худощавый человек с узкой грудной клеткой, высокой активностью обменных процессов) рекомендуется больше употреблять калорийных продуктов, таких как зерновые, сладкие ягоды и фрукты, слабо термически обработанные овощи, растительные и животные жиры, мясо птицы, рыбу, кисломолочные продукты и т. д.

Для людей гиперстенического телосложения (мощные кости, хорошо развитая мышечная система, склонность к накоплению массы тела, пониженная активность обменных процессов) может быть рекомендована преимущественно легкая пища: крупы, растительные масла, фрукты и овощи с высоким содержанием клетчатки, бобовые, специи, мясо птицы и др.

Промежуточный вариант пищи рекомендуется людям нормостенического телосложения (среднее телосложение, средняя активность обмена веществ). При выборе пищевого рациона особое внимание следует обращать и на уровень умственной работоспособности человека и на тип его высшей нервной деятельности.

Начать свой путь к организации рационального питания легче всего с ежедневного выполнения ряда правил. Наиболее доступно, на мой взгляд, они были изложены врачом-бактериологом Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Горбачевой Е.С. Основываясь именно на эти формулировки правил нами была составлена брошюра по основам рационального питания (приложение 7).


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив необходимую литературу и выполнив антропометрические измерения обучающихся МБУ «Школы №25», а также расчет ИМТ, мы пришли к следующим выводам:

1. 70,5% детей имеют гармоничное телосложение, из них. У 51,3% соответствие роста и веса находится в границах нормы их возраста, 35,5% имеют недобор веса, 13,2% имеют лишние килограммы, но их вес еще находится в пределах нормы. У 14 исследуемых детей (20,6%) наблюдается дефицит массы тела, а у 7,4% тучное телосложение. Из них 1 обучающийся имеет ожирение I степени – 1,5%. У детей с этими типами телосложения очень важен контроль за массой тела.

2. Отмечается тенденция к гиподинамии – при 100% посещении занятий физической культурой 13,3% учащихся осознают, что должную нагрузку получают только 1 раз в неделю.

3. Выяснили, что основополагающей причиной избыточного веса детей и подростков является культура питания в семье, повышенное потребление высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других здоровых питательных микроэлементов. Все это, вероятнее всего, происходит из-за того, что у родителей не сформировано понятие рационального питания. А именно правильное питание является основой в лечении как дефицита, так и лишнего веса.

4. Большинство родителей лишь иногда беседуют о правильном питании с детьми, поэтому установлен низкий уровень информированности о принципах правильного питания.

Таким образом, результаты анкетирования подтвердили нашу рабочую гипотезу о том, что основной причиной лишнего веса и ожирения у детей и подростков является нерациональное питание. На основании этого были сформулированы рекомендации для соблюдения рационального питания, которые были оформлены в виде брошюры этой тематикой.

На мой взгляд, если ребенок стесняется своей полноты или дефицита веса, то необходимо немедленно исправлять сложившуюся ситуацию. Причем, задуматься об этом должен, в первую очередь, родитель, а не ребенок. И для того, чтобы сделать первые шаги к рациональному питанию и изменить образ жизни, как взрослому, так и ребенку, моя исследовательская работа будет чрезвычайно полезна.














































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е.И., Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для иностранных студентов. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с.

2. Кирилова, И.А. Оценка уровня физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска с использованием индексов // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 8(34). – Новосибирск: СибАК, 2014.

3. Мануева, Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие / Р. С. Мануева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. – Иркутск : ИГМУ, 2018. – 52 с.

4. Мельник, В.А. Метод оценки гармоничности физического развития детей и подростков, проживающих в крупных промышленных городах / В.А. Мельник, А.А. Козловский, Н.В. Казакевич; УО «Гомельский государственный медицинский университет». – Гомель, 2013.

5. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 14-3/10/1-2816) – Электронный ресурс. Режим доступа: https://zakonbase.ru/content/part/1240333 соцздрав.

6. Ревенко Е.М. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: методические указания к выполнению контрольной работы / сост. : Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова. ‒ Омск: СибАДИ, 2015. ‒ Электронный ресурс. Режим доступа: https://sibadi.org/upload/ocenka1.pdf

7. Спивакова, С.П. Гигиена детей и подростков: пособие для студентов педиатрического факультета / С.П. Спивакова [и др.]. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.grsmu.by/files/file/university/cafedry/patologicheskoi-anatomii/files/gigena_12_pf.pdf

8. Хамнуева, Л.Ю. Ожирение. Классификация, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение: Учебное пособие / Хамнуева Л. Ю., Андреева Л. С., Кошикова И.Н.; Иркутск, 2007г. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://ismu.baikal.ru/src/downloads/3ee0b9eb_ozhirenie.pdf

9. Черненков, Ю.В., Гуменюк, О.И. Дефицит массы тела у детей / Саратовский государственный медицинский университет // «Медицинская сестра». – Саратов, 2015. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://cais.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/about_rsmu/assoc_mosk_vuz_soc_obsluzh_obraz/2011/n4_68_1/nim_n4_68_1_2_2.pdf

10. Электронный статистический сборник «Здравоохранение в России – 2017» – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf




































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Классификация величины массы тела (ВОЗ, 1997)

Типы массы тела

Индекс массы тела (кг/м²)

Риск сопутствующих заболеваний

Дефицит массы тела

Низкий риск для сердечно сосудистых заболеваний

Нормальная масса тела

18.5 – 24.9

Обычный

Избыточная масса тела

25 – 29.9

Повышенный

Ожирение I степени

30.0 – 34.9

Высокий

Ожирение II степени

35.0 – 39.9

Очень высокий

Ожирение III степени

40

Чрезвычайно высокий








































Приложение 2.

Подробная оценка показателей индекса Кетле 2.

Возраст (лет)

Оценка, баллы

2

4

5

3

1

Дефицит массы

Гармони

чное (-)

Гармони

чное

Гармони

чное (+)

Тучное

6

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

19

7

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

19

8

13,1-14,9

15,0-17,0

17,1-18,9

19

9

14,1-15,9

16,0-18,0

18,1-19,9

20

10

14,1-15,9

16,0-18,0

18,1-19,9

20

11

15,1-16,9

17,0-19,0

19,1-20,9

21

12

16,1-17,9

18,0-20,0

20,1-21,9

22

13

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

23

14

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

23

15

18,1-19,9

20,0-22,0

22,1-23,9

24

16

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

25

17

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

26

18

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

26



























Приложение 3.

Данные по измерению массы тела, роста и ИМТ обучающихся 8 классов МБУ «Школы №25»

Номер испытуемого

Рост, см

Вес, кг

Показания ИМТ

Результат

Испытуемый №1

159

45

18,0

Гармоничное (-)

Испытуемый №2

167

45

16,0

Дефицит массы тела

Испытуемый №3

174

48

16,0

Дефицит массы тела

Испытуемый №4

166

43

15,3

Дефицит массы тела

Испытуемый №5

178

72

22,5

Гармоничное (+)

Испытуемый №6

166

61

21,7

Гармоничное (+)

Испытуемый №7

172

53

17,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №8

170

57

19,7

Гармоничное

Испытуемый № 9

173

54

18,0

Гармоничное (-)

Испытуемый №10

173

65

21,7

Гармоничное (+)

Испытуемый №11

160

36

13,8

Дефицит массы тела

Испытуемый №12

169

65

23,2

Избыточное (тучное)

Испытуемый №13

158

46

18,5

Гармоничное (-)

Испытуемый №14

158

43

17,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №15

168

57

20,3

Гармоничное

Испытуемый №16

161

42

16,1

Дефицит массы тела

Испытуемый №17

181

70

21,2

Гармоничное (+)

Испытуемый №18

161

44

16,9

Дефицит массы тела

Испытуемый №19

174

67

22,3

Гармоничное (+)

Испытуемый №20

170

59

20,3

Гармоничное

Испытуемый №21

165

46

17,0

Гармоничное (-)

Испытуемый №22

177

103

33,2

Ожирение I степени

Испытуемый №23

170

59

20,3

Гармоничное

Испытуемый №24

172

53

18,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №25

159

45

18,0

Гармоничное (-)

Испытуемый №26

161

44

16,9

Дефицит массы тела

Испытуемый №27

174

67

22,3

Гармоничное (+)

Испытуемый №28

160

40

15,3

Дефицит массы тела

Испытуемый №29

157

60

24,0

Избыточное (тучное)

Испытуемый №30

153

42

18,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №31

174

47

15,7

Дефицит массы тела

Испытуемый №32

163

47

17,4

Гармоничное (-)

Испытуемый №33

177

60

19,3

Гармоничное

Испытуемый №34

176

63

20,3

Гармоничное

Испытуемый №35

168

51

18,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №36

178

52

16,3

Дефицит массы тела

Испытуемый №37

158

43

17,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №38

166

51

18,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №39

176

55

17,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №40

171

54

18,6

Гармоничное (-)

Испытуемый №41

167

50

17,8

Гармоничное (-)

Испытуемый №42

168

58

20,7

Гармоничное

Испытуемый №43

178

53

16,6

Дефицит массы тела

Испытуемый №44

191

90

25,0

Избыточное (тучное)

Испытуемый №45

153

42

18,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №46

174

47

15,7

Дефицит массы тела

Испытуемый №47

169

64

22,8

Гармоничное (+)

Испытуемый №48

171

57

20,0

Гармоничное

Испытуемый №49

173

58

19,3

Гармоничное

Испытуемый №50

159

49

19,6

Гармоничное

Испытуемый №51

174

56

18,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №52

170

55

19,0

Гармоничное

Испытуемый №53

166

61

21,8

Гармоничное (+)

Испытуемый №54

172

53

17,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №55

170

68

23,4

Избыточное (тучное)

Испытуемый №56

160

40

15,3

Дефицит массы тела

Испытуемый №57

157

60

24,0

Избыточное (тучное)

Испытуемый №58

153

42

18,3

Гармоничное (-)

Испытуемый №59

174

47

15,7

Дефицит массы тела

Испытуемый №60

169

64

22,8

Гармоничное (+)

Испытуемый №61

156

44

18,3

Гармоничное (-)

Испытуемый №62

165

54

20,0

Гармоничное

Испытуемый №63

153

43

18,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №64

171

46

15,9

Дефицит массы тела

Испытуемый №65

176

55

17,7

Гармоничное (-)

Испытуемый №66

180

57

17,2

Гармоничное (-)

Испытуемый №67

158

49

19,6

Гармоничное

Испытуемый №68

174

57

19,0

Гармоничное















Приложение 4.

АНКЕТА « Как я питаюсь»

(нужное подчеркнуть)

  1. Какие продукты Вы употребляете чаще всего?

Мучные изделия

Мясо

Рыбу

Овощи

Фрукты

Молочные продукты

Фаст-фуд

Свой вариант__________________________________________________

  1. Любите ли Вы вкусно и обильно поесть?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________

  1. Переедаете ли Вы?

Нет

Иногда

Часто

Постоянно

Свой вариант__________________________________________________

  1. Кушаете ли Вы ночью?

Нет

Иногда

Часто

Постоянно

Свой вариант__________________________________________________

  1. Вы съедаете всю порцию?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________

  1. Используются ли в Вашей семье весы, при определении порции?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________



  1. Где Вы кушаете?

За столом

За просмотром телевизора

За компьютером

С телефоном

Свой вариант__________________________________________________

  1. Как часто Вы посещаете уроки физической культур?

Каждый урок

1 раз в неделю

Не посещаю

Свой вариант__________________________________________________

  1. Есть ли в Вашей семье родственники, имеющие избыточный вес?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________

  1. Проводятся ли в Вашей семье беседы о правильном питании?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________

  1. Несут ли родители ответственность за питание детей?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________

  1. Питаетесь ли вы в школьной столовой?

Да

Нет

Свой вариант__________________________________________________












Приложение 5.

Затраты энергии

Вид физической нагрузки

Затраты энергии, ккал/час

Продукты, содержащие эквивалентное количество килокалорий

  1. Покой или легкая физическая нагрузка

Отдых в положении лежа, сон

80

1 яблоко или 20г орехов

Отдых в положении сидя

100


Отдых в положении стоя

140

Стакан молока

Легкая домашняя работа

180


  1. Физическая нагрузка средней тяжести

Медленная ходьба (4 км/час)

220

120г мороженного

Легкая работа на огороде

220


Катание на велосипеде (10 км/час)

250

100 г белого хлеба или 1 пирожок с мясом

Скашивание травы

270


Катание на лодке, гребля

300

150 г черного хлеба

Плавание, брасс (0,5 км/час)

300


Быстрая ходьба (6 км/час)

300


Медленные плавные танцы

300


Игра в бадминтон

350

90г сливочных сухарей, печенья или сыра

Игра в волейбол

350


Катание на роликовых коньках

350


  1. Большая физическая нагрузка

Прыжки на батуте

400

200г говядины

Землекопные работы

400


Катание на коньках

400


Рубка дров

420


Игра в теннис

420


Быстрые энергичные танцы

490

3 яйца

Катание на лыжах (16 км/час)

600

Пирожное с кремом

Игра в футбол

600


Бег (10 км/час)

630


Плавание, кроль

700

190г сахара

Бег (16 км/час)

900

140г сливочного масла




Приложение 6.

Нормы физиологических потребностей детей и подростков (а день)

Возраст

1-3 года

4-6 лет

6лет (школьники)

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Пол

*

*

*

*

муж

жен

муж

жен

Энергия, ккал.

1540

1970

2000

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г. всего

53

68

69

77

90

82

98

90

Белки живот., г.

37

44

45

45

54

49

59

54

Жиры, г.

53

68

67

79

92

84

100

90

Углеводы, г.

212

272

285

335

390

355

425

360

Кальций, мг.

800

900

1000

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор, мг.

800

1350

1500

1650

1800

1800

1800

1800

Магний, мг.

150

200

250

250

300

300

300

300

Железо, мг.

10

10

12

12

15

18

15

18

Цинк, мг.

5

8

10

10

15

12

15

12

Йод, мг.

0,06

0,07

0,08

0,1

0,1

0,1

0,13

0,13

С, мг.

45

50

60

60

70

70

70

70

А, мг.

0,45

0,5

0,5

0,7

1

0,8

1

0,8

Е, мг.

5

7

10

10

12

10

15

12

D, мг.

0,001

0,0025

0,0025

0,0025

0,0025

0,0025

0,0025

0,0025

В1, мг.

0,8

0,9

1

1,2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

0,9

1

1,2

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

0,9

3

1,3

1,6

1,8

1,6

2

1,6

Ниацин, мг.

10

11

13

15

18

17

20

17

Фолат, мг.

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

В12, мг

0,001

0,0015

0,0015

0,002

0,003

0,003

0,003

0,003

Приложение 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!