СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использованием игровых технологий в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статистические данные показывают, что в группах детских садов отмечается рост детей с задержкой психического развития (зпр). Обеспечение социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к услугам в детских садах, школах, наравне с их сверстниками, дают  родителям (законным представителям) право выбора общеобразовательного учреждения, как дошкольного, так и школьного уровня.

В связи с этим, актуальной проблемой является подготовка к школьному обучению детей с задержкой психического развития в массовых группах детских садов.

       Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Л. С. Выготский подчеркивал зависимость «развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка» [3].

А связная речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Использованием игровых технологий в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях ФГОС.»

Использованием игровых технологий в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития в условиях ФГОС.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Статистические данные показывают, что в группах детских садов отмечается рост детей с задержкой психического развития (зпр). Обеспечение социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к услугам в детских садах, школах, наравне с их сверстниками, дают родителям (законным представителям) право выбора общеобразовательного учреждения, как дошкольного, так и школьного уровня.

В связи с этим, актуальной проблемой является подготовка к школьному обучению детей с задержкой психического развития в массовых группах детских садов.

Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Л. С. Выготский подчеркивал зависимость «развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка» [3].

А связная речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Процесс порождения связной речи является иерархической, многоуровневой речевой деятельностью. Сюда входят: расчленение симультанно воспринятых компонентов ситуации, выделение главного и второстепенного, основного и фонового, осознание взаимоотношений компонентов (симультивный анализ и синтез), адекватная трансформация симультанно воспринятых компонентов в сукцессиный ряд, структура которого зависит от результатов симультанного анализа и синтеза, но в то же время подчиняется своим определенным закономерностям.

Таким образом, пересказ, рассказ по сюжетной картинке, предметной, по серии картинок или из личного опыта — это не просто копирование увиденной ситуации, а творческий процесс преобразования объективных характеристик ситуаций в индивидуальную систему смыслов говорящего, а в дальнейшем — в определенный синтез языковых значений. Описывая наглядную ситуацию, ребенок основывается на определенном понимании ситуации, на исходной модели. Эта исходная модель представляет собой результат мыслительного процесса по ее анализу и синтезу.

Исследования связной речи (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Р. И. Лалаева, Д. И. Бойков) показали, что у детей с ЗПР наблюдаются нарушения, как семантической струк­туры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление. Также у них ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы фонетико-фонематическое несовершенство.

Специальное исследование внутреннего программирования связного текста (Р. И. Лалаева, Д. И. Бойков) показало, что семантический компонент структурирования текста у детей с ЗПР характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с нормой, но более высоким по сравнению с уровнем умственно отсталых детей [4].

Из вышесказанного следует, что у детей с зпр работа по развитию связной речи - это более длительный и трудоемкий процесс.

В условиях реализации федерального государственного стандарта особое внимание в стандарте уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опираясь на ведущую в дошкольном возрасте деятельность – игровую, я в своей работе применяю игровые технологии для развития связной речи детей. Применение игровых технологий - это новые пути в развитии связной речи у детей с задержкой психического развития. Одной из таких технологий является мнемотехника.

Мнемотехника - система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Не связанные между собой, на первый взгляд, картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребенку за короткий промежуток времени запомнить и воспроизвести услышанный текст, описать картинку, правильно построить предложение, самостоятельно определить главные свойства и признаки, установить последовательность изложения, удержать в памяти план рассказа и сделать пересказ [1].

На занятиях я предлагаю детям готовые мнемотаблицы для составления описательных рассказов по предметной или сюжетной картине. На первом занятие детей знакомлю со схемами, что обозначает каждый квадрат, каждый рисунок. Далее идет перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. И, наконец, составляется сам рассказ, с направляющей помощью взрослого до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно рассказывать. Для младших детей схемы использую цветные, для детей старших – черно-белые.

Рассказ о животных:










Для более старших детей схема усложняется:
















Описание времени года: для младших, старших и подготовительных групп
















































Заучивание стихов:

И. Токмакова «Осень»























А. Плещеев «Осень»




















Пересказ:

Л. Толстой «Косточка»
































В. Бианки «Купание медвежат»

При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план или на опорные слова (в виде предметных картинок), предложенные педагогом. Рассказывание по сюжетной картине или серии последовательных картин и направлена на выработку следующих основных умений:

  • придумывать название картины или серии картин;

  • определять время и место действия, изображенные на картине (поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали, вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);

  • устанавливать причинно-следственные связи, высказывать суждения, выводы;

  • передавать содержание картины в определенной последовательности (охарактеризовать явления неживой и живой природы, рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);

  • восстанавливать последовательность событий в серии сюжетных картин;

  • слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей, уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательности изложения и использования выразительных средств языка [1].

При пересказе рассказа с наглядной опорой на предметы, объекты и действиями с ними, и их последовательность для детей с зпр мнемотаблица служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства [5].

Мнемотаблицы имеются в группе, и воспитатели закрепляют в индивидуальной работе по заданию логопеда составление рассказов, пересказ и заучивание стихов.

Применяя игровую технологию, занятия превращаются в увлекательные игры, и помогают удерживать внимание ребенка длительное время, помогают активизировать мыслительные процессы, память и развивают связную речь.

Мнемотехника является также и средством расширения круго­зора детей, активизации их познавательной деятельности, и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Итоги диагностику в конце года показали, что связная речь улучшилась на 50% у детей с зпр, они научились составлять рассказы по серии сюжетных картин, пересказывать.

Применяя игровые технологии, удается формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Таким образом, результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что у детей с задержкой психического развития в старшего дошкольного возраста можно добиться положительной динамики при условии системного, комплексного подхода в формировании связной речи.

Список литературы

  1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

  2. Неретина Т.Г. (общ.ред.) Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. —
    М.: Школьная Пресса, 2005.

  4. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебря­кова, СВ. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж­кой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004.

  5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.—— Мн.: Нар.асвета, 1989.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!