СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии сегодня рассматриваются не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. В этой связи введен специальный термин «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Семякина Ж.В.,

учитель-дефектолог первой кв. категории

ГБОУ «Казанская школа №61»


Здоровье – неоспоримая, ведущая жизненная ценность. Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в нашем образовательном учреждении ГБОУ «Казанская школа №61» остается особенно актуальной.

Федеральные законы, принятые в последние годы (Закон «Об образовании», Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» и др.) определяют проблему здоровья в современной школе в разряд приоритетных для государства.

Современные педагогические технологии сегодня рассматриваются не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. В этой связи введен специальный термин «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников.

В нашем образовательном учреждении выделены следующие задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие все факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности, в жизни.

Из вышеизложенного следуют принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;

  • принцип оздоровительного режима;

  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Для реализации этих принципов необходимо на уроках использовать современные педагогические здоровьесберегающие технологии. В работе с обучающимися с нарушенным интеллектом следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузки.

Очень важны гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся в большей степени зависят от соблюдения этих условий.

Создание благоприятного психологического климата, мотивационной установки, эмоционального настроя обучающихся во многом предполагает успешное проведение урока. Это может быть небольшое стихотворение, подсказывающее тему изучаемого урока или элементы психогимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, коррегирующие психофизические нарушения умственно-отсталых обучающихся. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамичные стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает школьников на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока. Также необходимо включение в каждый урок мотивации на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Здесь необходимо чередование различных видов учебной деятельности: актуализация опорных знаний, письмо, чтение, слушание рассказа учителя, рассматривание наглядных пособий, просмотр презентаций, видеофрагментов, ответы на вопросы, практические занятия и т.д.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы являются обязательной составной частью любого урока или занятия. Следует обращать внимание на их содержание и продолжительность, на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания у школьников их выполнять. Такие виды отдыха помогают снять усталость, эмоциональное напряжение, оживляют урок, предупреждают нарушения осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается обучающимся для переключения внимания на другой вид деятельности. Следует использовать различные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые и т.д.

В состав упражнений для физкультурных минуток входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения для мимики лица, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

На уроках математики, письма, ручного труда, речевой практики и рисования полезно проводить пальчиковую гимнастику, которая служит массажем для кистей рук, снимает напряжение с мышц рук, укрепляет мелкую моторику.

Охранительный режим обучения направлен на стабилизацию эмоционального тонуса и повышения уровня работоспособности обучающихся в классе. Поэтому на уроке необходимо наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; место и длительность применения ТСО, обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок, темп и особенности окончания урока.

На своих уроках я обеспечиваю вовлечение каждого обучающегося в процесс активного обучения, использую в образовательном процессе современные педагогические технологии и знания возрастной психологии. При подготовке к урокам особое внимание уделяю созданию психологического комфорта обучающихся и сотрудничества с ними. На уроках использую перфокарты, тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, разнообразный яркий раздаточный материал, короткие видеоролики, что способствует развитию познавательной активности, способности к анализу и синтезу, формирует у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение обобщать и делать выводы. Развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самостоятельности обучающихся на уроках позволяет им успешно адаптироваться в современном социуме.

Практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает использование здоровьесбрегающих образовательных технологий, позволяет создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в различных видах деятельности. Использование активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности на уроках и внеурочной деятельности позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления его здоровья.


Литература

1. Б.П. Брунов «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии» Учебное пособие. Красноярск, - 2006 г.

2. Никишов А.И., Шалаев В.Ф. «Методика обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями». - Москва: «Просвещение», 2012 г.

3. В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012г. -160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!