СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование в образовательном процессе здоровье-сберегающих технологий в работе учителя — логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание применения здоровье-сберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.применения здоровье-сберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Просмотр содержимого документа
«Использование в образовательном процессе здоровье-сберегающих технологий в работе учителя — логопеда»

Использование в образовательном процессе здоровье-сберегающих технологий в работе учителя — логопеда Панферовой О.А.


Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя — логопеда

Здоровье –это состояние физического, психического и

социального благополучия человека, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов.

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье школьников:

физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, социальные. Также современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.

Поэтому проблема сохранения здоровья является актуальной на сегодняшний день. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровье-сберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей.

Практика показывает, что количество детей с нарушенным речевым развитием с каждым годом увеличивается.

Среди таких детей как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Раскрывая понятие здоровье-сберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Использование здоровье-сберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста.

Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают мне организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

   Цель применения здоровье-сберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:

·        Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье школьников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 

Не обходится и без пропаганды и продвижения здорового образа жизни в сознании воспитателей и родителей. В своей работе с педагогами я использую семинары практикумы, мастер классы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в образовательный процесс. Кроме этого провожу открытые логопедические занятия для родителей. Ведь здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен обязательно находить поддержку дома.

Конечно же использование здоровье-сберегающих технологий на логопедических занятиях велико.

В основном на занятиях я использую такие известные, традиционные методы и приемы как:

• Дыхательная гимнастика

• Артикуляционная гимнастика

• Психогимнастика, логоритмические упражнения

• Развитие мелкой и общей моторики

• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя- логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы.

Кинезитерапия

От греческого kinesis — движение, therapia — лечение, т. е.

кинезитерапия – это лечение движением

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение«Кулак – ребро – ладонь»«Лезгинка»«Клоун» (совместное движение глаз и языка).

Различные виды массажа.

Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц;языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Су-джок-терапия,

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела.

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик»«Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке).

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Гимнастика Стрельниковой,

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Песочная терапия

Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановлении организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают людям бороться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Поэтому, работая с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, у которых в первую очередь имеются нарушения со стороны центральной нервной системы, можно использовать в работе ароматерапию.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.



Релаксация.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

На логопедических занятиях я использую релаксационные упражнения. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Продуктивность логопедических занятий зависит от многих факторов: возраста ученика и тяжести его речевого дефекта, опыта и профессионализма, подбора соответствующего методического материала и пособий и т. д. Одним из не менее важных факторов является создание эмоционального комфорта у ребёнка. Именно в этом состоянии дети больше готовы к сотрудничеству, общению и восприятию учебного материала.

Особую роль в создании комфортной атмосферы играет логопедический кабинет, где я всегда рада видеть ребёнка, где готовлю для него интересные открытия, игры и сюрпризы.

Создаю положительный настрой и повышаю у детей мотивацию по отношению к логопедическим занятиям, авторитарные педагогические методы не помогут, так как они основываются на подавлении интересов ребёнка. Никогда не давлю на ребёнка, так как это вызывает его сопротивление на занятии.

.Я всегда стараюсь помнить о важности и пользе поощрений. Хвалю ребёнка искренне и, как можно, чаще. Хвалю даже в том случае, когда ничего не получилось, за то, что старался, внимательно слушал задание, аккуратно обращался с пособиями, не плакал, не качался на стуле и т. д. Своевременная, искренняя похвала с моей стороны всегда вызывает приятные чувства у ребёнка, снимает напряжение, делает логопедические занятия более желанными.

Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанниковя не только добиваюсь повышения эффективности своих занятий, но и оберегаю и укрепляю физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаю ученье радостным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!