Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу: во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени"; во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней; в-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. С этой целью в апреле 2009 года в МДОУ «Золотой ключик» была внедрена здоровьесберегающая технология «БОС-ЗДОРОВЬЕ» под руководством педагога-психолога Дубяга О.И. и учителя-логопеда ЛиснякН.Ф. Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» началась с изучения нормативно-правовой документации, разработки плана деятельности с детьми, педагогами и родителями, анализа заболеваемости воспитанников старшего дошкольного возраста. Результатом стала разработка программы с использованием технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» - «Здоровейка». Цель программы: научить детей старшего дошкольного возраста оздоровительному диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием ИКТ и метода Биологической Обратной Связи (дыхание по А.А. Сметанкину), на основе этого сохранить и укрепить здоровье, обеспечить положительную динамику индекса здоровья детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, поставлены задачи: 1. повысить уровень культуры здоровья воспитанников, педагогов и родителей; 2. сохранить и укрепить здоровье воспитанников; 3. снизить заболеваемость наиболее распространенными простудными заболеваниями; 4. выявить уровень знаний детей, активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих; 5. познакомить воспитанников с дыханием как основой жизни; 6. сформировать у детей знания о необходимости укрепления своего здоровья и важности; 7. обеспечить положительную мотивацию в обучении воспитанников навыку правильного дыхания. Программа содержит оздоровительные и познавательные элементы, способствующие оздоровлению и социально-личностному развитию ребенка посредством использования здоровьесберегающей ИКТ «БОС-ЗДОРОВЬЕ». Ожидаемые результаты программы, критерии оценки эффективности программы «Здоровейка» на уровне детей: снижение заболеваемости ОРВИ; повышение уровня достижений воспитанников по познавательному и физическому развитию; улучшение психоэмоционального состояния воспитанников; мотивационно - познавательная активность на занятиях; рациональная организация образовательного процесса, эффективность занятий. на уровне педагогов: повышение компетенции педагогов в области оздоровления воспитанников; обеспечение положительной динамики индекса здоровья детей; сохранение и укрепление здоровья детей на уровне родителей: повышение компетентности родителей о здоровом образе жизни; удовлетворенность родителями качеством здоровьесберегающих технологий в МДОУ не менее 97%. Главная задача всего курса освоения диафрагмально - релаксационного типа дыхания: достижение гармонии работы дыхания и работы сердца путем кардиореспираторной тренировки по методу БОС. Программа позволяет в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировать и поддерживать у детей старшего дошкольного возраста навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС; Эффективность использования метода: снижение заболеваемости ОРВИ в 3 раза, повышение оценки усвоения образовательной программы, улучшение психоэмоционального состояния детей (повышение уверенности в себе, сосредоточенности, организованности, работоспособности; снижение реактивной и личностной тревожности, улучшение сна и нормализация его структуры). Вывод: Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья:способствует повышению индекса здоровья, развитию и обучению детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, способна посредством использования ИКТ создать новые условия для обучения и воспитания здоровой личности при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса (родителей, воспитанников и педагогов).
Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающей технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ» в МАДОУ»