СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных педагогических технологий на занятиях по хореографии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описан педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий на занятиях по хореографии

Просмотр содержимого документа
«Использование современных педагогических технологий на занятиях по хореографии»

Использование современных педагогических технологий на занятиях хореографией

Доклад педагога дополнительного образования Орликовой Е.С. на заседании Педагогического совета 15.01.2021


Примечание. Отмечены знаком « ++» технологии, использованные в полном объёме, знаком «+» – использование элементов технологии.



Наименование технологии

Использование

Развивающее обучение

++

Проблемное обучение

++

Разноуровневое обучение

++

Коллективная система обучения (КСО)

++

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)

++

Проектные методы обучения

++

Дискуссия

++

Диалог

++

Модульное и блочно – модульное обучение

++

Развитие «критического мышления»

++

Здоровьесберегающие технологии

++

Технология дистанционного обучения

+

Игровые

++

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата я использую различные методы работы.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приёма «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.


Данный способ включает:
  • визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

  • теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учётом возрастных особенностей детей);

  • практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путём многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъёмку, для работы на следующем этапе);

  • рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также даётся установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Развитие личности ребёнка в учреждении дополнительного образования детей идёт на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях.

В своей работе стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям обучающихся.

Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве.

Данная технология позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально групповую работу и командно игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам даётся определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребёнком. Разновидностью индивидуально групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
  • групповая форма (группы формируются с учётом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 8 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

  • коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

  • индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одарёнными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идёт не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать её органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок: для занятий с группами дошкольного возраста. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевлённые формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.

Технология проектного обучения.

Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико ориентированных проектов. Ученики могут выполнять их, как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно с воспитанниками был создан и реализован такой творческий проект, как «День матери» (досуговое мероприятие для мам воспитанников): ребята украшали зал, готовили конкурсы и творческие задания, делали рисунки и писали сочинения про мам, готовили призы и подарки, составляли музыкальную программу вечера.

Технология здоровьесберегающего обучения.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

  • мотивация на здоровый образ жизни;

  • формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.

Информационные технологии.

Актуально применение и информационно – коммуникационных технологий в дополнительном образовании, так как это позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования учащихся. В своей работе данные технологии использую и как образовательные для детей, и как вспомогательные для обеспечения материально – технического оснащения занятия. Презентации, обучающие видеоролики и мастер классы, используемые мною на занятиях, позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывающими у воспитанников живой интерес, они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений обучающихся. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:
  • накапливать и хранить музыкальные файлы;

  • менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

  • производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

  • хранить фото и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность:
  • активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

  • эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

  • пользоваться почтовыми услугами Интернета;

поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.

Занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувство скованности, помогают преодолевать застенчивость, благодаря этому у учащихся постепенно развивается фантазия, логика, мышление, воображение. ТРИЗ даёт возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Опыт работы с применением элементов ТРИЗ подтверждает постулат: ТРИЗ – знания без перегрузок.

В основе всех моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея технологий – формирование удачливого человека, которому всё в жизни удаётся, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.



Образовательная технология

Разделы

программы, в которых

используется

Подтверждение эффективности использования (результаты работы, отзывы внешних

экспертов, наличие сертификатов и др.)


  • технология развивающего обучения;

  • технология

здоровьесберегающего обучения;

  • технология игрового обучения.





Ритмика

Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр.

Игра становится органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

  • технология развивающего обучения;

  • технология

здоровьесберегающего обучения;

  • технология игрового обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология

разноуровневого обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология решения

изобретательных задач (ТРИЗ);

  • технология модульного и

Танцевальная азбука:

  1. классический танец;

  2. народно – сценический танец;

  3. историко –

бытовой танец;

  1. детские танцы; элементы джазового танца и современных

танцевальных стилей.

Технология развивающего обучения

позволяет идти от простого к сложному, последовательно и систематично.

Технология здоровьесберегающего обучения позволяет решать задачи организации работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья, формирует у детей

устойчивое понимание, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела. С помощью информационной технологии используется методика обучающих видео – программ (видео – пособие «Азбука классической хореографии» и др.).

Систематическое использование

информационных технологий в учебном

блочно – модульного обучения;

  • технология развития

«критического мышления»;

  • информационные технологии.


процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения хореографии.

  • технология развивающего обучения;

  • технология

здоровьесберегающего обучения;

  • технология игрового обучения.


Движения, рисунки их сочетания и

игровое начало

Применяя данные технологии, мною разработан комплекс упражнений в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу.

технология развивающего обучения;

  • технология

здоровьесберегающего обучения;

  • технология игрового обучения.




Партерные упражнения и трюки

С помощью технологии игрового обучения

традиционные упражнения партерной

гимнастики приобретают одушевлённые формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их

сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и

эмоциональность, закладывает истоки творчества.

  • технология развивающего обучения;

  • технология

здоровьесберегающего обучения;

  • технология игрового обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология решения

изобретательных задач (ТРИЗ);

  • технология коллективной системы обучения (КСО);

  • технология проектного обучения;

  • технология развития

«критического мышления»;

  • информационные технологии.












Танцевальные этюды и танцы



Занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувство скованности,

помогают преодолевать застенчивость, благодаря этому у учащихся постепенно

развивается фантазия, логика мышления, воображение.

Технология информационного обучения кроме традиционных форм и методов проведения занятий, позволяет

использовать при обучении такие методы, как:

  • методика работы с Интернет –

технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск

специальной литературы и необходимой информации по хореографии);

  • методика использования метода проектов на занятиях хореографии с

применением средств Microsoft Office

(создание банка данных, электронных таблиц).

  • технология развивающего обучения;

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология модульного и

блочно – модульного обучения;

  • технология дискуссии;




История хореографичес-ког о искусства

Технология информационного обучения

позволяет использовать при изучении

«Истории хореографического искусства» такие методы, как:

  • методика использования творческих заданий с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов,

буклетов, фото – коллажа и т. д.);

  • методика организации компьютерного

  • технология диалога;

  • технология коллективной системы обучения (КСО);

  • технология проектного обучения;

  • информационные технологии.


практикума (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания).

Многообразны и формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие,

самостоятельная работа, компьютерные

практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.

  • технология развивающего обучения;

  • технология разноуровневого обучения;

  • Т ехнология обучения в сотрудничестве;

  • технология дискуссии;

  • технология диалога;

  • технология коллективной системы обучения (КСО);

  • технология проектного обучения;

  • информационные технологии.


Организационная работа

С применением проектной технологии

совместно с обучающимися были созданы и реализованы следующие творческие проекты:

  • «День матери» (досуговое мероприятие для мам):

  • «Рождественские посиделки» (досуговое мероприятие)

  • «Новый год»

  • «Давайте познакомимся» (досуговое мероприятие для детей и родителей подготовительных групп )

  • «Подарок маме» (праздничный концерт к 8 Марта)

  • Совместные поездки на конкурсные мероприятия


Воспитательная работа

Массовые мероприятия


Использование электронных образовательных ресурсов / цифрового интерактивного оборудования (ЭОР / ЦИО) в образовательной деятельности

Современный мир развивается очень быстро и этот процесс невозможно игнорировать. Современные технологии, интернет уже вошли в нашу повседневную жизнь. Особенно на это откликаются дети. Быть современным педагогом сейчас невозможно без знания инновационных методов работы, без знания компьютера, отрицая прогрессивные методики и прогресс в целом. Свою работу я уже не представляю без компьютера и интернета. Неограниченные возможности открывают педагогам электронные образовательные ресурсы. На любой свой вопрос я, в первую очередь, ищу ответ в интернете.

Компьютер помогает мне в работе:
    • составить базу персональных данных об обучающихся, написать методическую работу, подготовить таблицы успеваемости, мониторингов, анкеты, отчёты о работе и др.;

    • найти идеи для сценических костюмов, подобрать музыку для хореографического номера, игры для занятий и т.д.;

    • накапливать и хранить музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального произведения, производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

    • знакомить обучающихся с различными танцевальными направлениями, с профессиональными хореографическими ансамблями, с православными традициями, применяя просмотр интернет видео на занятии;

    • сравнивать различные методики преподавания хореографических дисциплин;

    • поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое

общение, обмениваясь опытом в социальной сети работников дополнительного образования на сайте http://multiurok.ru/;

    • хранить фото – и видеоматериалы коллектива, проводить анализ собственного творчества, просматривая концертные выступления;

    • участвовать в интернет – конкурсах.

Компьютер даёт возможность:
    • активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

    • эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

    • пользоваться почтовыми услугами Интернета.

Так же активно развивается педагогика. Появляются инновационные технологии в образовании, позволяющие реализовывать познавательную и творческую активность учащихся в учебном процессе, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Информационно – коммуникационные технологии

В работе с хореографическими коллективами наряду с традиционными формами и методами проведения занятий, я использую такие методы, как:

    • методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);

    • использование метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);

    • методика использования творческих заданий на занятиях по хореографии с применением средств Microsoft Office (создание фото – коллажей, видео концертов с участием ансамблей «Искорка» и т. д.);

    • методика использования обучающих видео – программ (видео – пособие «Партерная гимнастика» и др.).

Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, и т. д. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы:
  • www.horeograf.com. Сайт посвящен хореографам и танцорам.

Сайт содержит следующие рубрики:
  • Танцевальные игры.

  • Техника танца.

  • Библиотека:

  • книги по хореографии;

  • ноты;

  • программы, планы.

  • Видеопомощь.

  • Музыка:

  • бальный танец;

  • детский танец;

  • классика;

  • музыка для экзерсиса;

  • народный танец;

  • ритмика для детей;

  • http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические разработки по хореографии.

  • http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей,

гимнастика в стихах, методические пособия для педагога хореографа и др.

  • http://perluna- detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=8&Itemid=138.

В разделе по хореографии собраны следующие материалы:

  • Методика.

  • Танцевальные этюды.

  • Конспекты занятий.

  • Видео детских танцев.

  • Танцевальные игры.

  • Танцевальные упражнения.

  • Музыка для танцев.

  • Книги по хореографии и детским танцам.

  • Много полезного материала по хореографии.






    Разделы программы





    Наименование ЭОР / ЦИО

    Подтверждение эффективности использования (результаты работы, отзывы внешних

    экспертов, наличие

    сертификатов и др.)





















    Лицензионные





    Ритмика

    • www.horeograf.com. Сайт

    посвящен хореографам и танцорам.

    • http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –

    хореографа и др.

    Использование электронных

    образовательных ресурсов позволяет мне подобрать музыку для

    хореографического номера, игры, для

    занятий и т.д.

    Танцевальная азбука:

    1. классический танец;

    2. народно –

    сценический танец;

    1. историко –

    бытовой танец;

    1. детские танцы;

    2. элементы джазового танца и современных

    танцевальных стилей.

    • www.horeograf.com. Сайт посвящен хореографам и танцорам.

    • http://perluna- detyam.com.ua/index.php?option=co m_content&view=section&id=8&Itemi d=138.

    • http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_ 1.html.

    • MERGEFORMATINET

    Использование электронных

    образовательных ресурсов позволяет мне знакомить

    учащихся с различными танцевальными

    направлениями, с хореографическим и ансамблями.




    Движения, рисунки их сочетания и

    игровое начало

    • http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога

    – хореографа и др.

    Использование электронных

    образовательных ресурсов позволяет мне подобрать музыку для

    хореографического номера, игры, для

    занятий и т.д.



    Партерные упражнения

    • www.horeograf.com.

    • http://sportschools.ru. Каталог спортивных организаций.

    • http://horeograf.ucoz.ru/blog/met odika_raboty_s_detmi_metodicheskoe

    _posobie_quot_ot_ritmiki_k_tancu_qu ot/2011-12-08-1- о методике

    Использование электронных

    образовательных ресурсов позволяет мне подобрать музыку и

    комплексы

  • Обучающее видео по танцам.




партерного экзерсиса- «Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу».

  • http://horeograf.ucoz.ru/blog.

Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для

педагога хореографа и др.

упражнений для занятий партерной гимнастики.


















Лицензионные




Танцевальные этюды и танцы

  • http://perluna- detyam.com.ua/index.php?option=co m_content&view=section&id=8&Itemi d=138.

Использование электронных

образовательных ресурсов позволяет мне подобрать музыку для

хореографического номера, игры, для

занятий и т.д.






История хореографического искусства

  • http://purpeulybka.ucoz.ru/load/ve likie_tancory_khoreografy_i_baletmej stery_komplekt_plakatov/1-1-0-3.

Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры. Комплект

плакатов. Разработано оно для

наглядного оформления кабинета ритмики и хореографии, так же его можно использовать как

дидактический и раздаточный материал для проведения занятий, открытых уроков и т.п.

С применением электронно –

образовательных ресурсов и ИКТ – технологий уроки становятся более интересными.

Образовательная деятельность

приобретает принципиально новые формы.




Методическое обеспечение образовательной программы

  • http://www.chel-

15.ru/horejgrafia.html.

  • Методические и дидактические разработки по хореографии.

  • http://perluna- detyam.com.ua/index.php?option=co m_content&view=section&id=8&Itemi d=138.

Использование

электронных образовательных

ресурсов

позволяет мне сравнивать различные методики

преподавания хореографических дисциплин.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!