Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка»
Актуальность.
В основе своей концепции использования современных образовательных технологий на уроках английского языка я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, активно использую стратегии и приемы обучения смысловому чтению и работе с текстом. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:
информационно-коммуникационные;
проектный метод;
исследовательскую деятельность учащихся;
разноуровневое обучение;
технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу (игровая технология);
здоровьесберегающие технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования, что подразумевает внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс. Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время являются информационно-коммуникационные технологии. Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия. При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе. Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются:
Мультимедиа-уроки (интерактивные уроки)
Тестирование на компьютерах
Дистанционные олимпиады
Телекоммуникационные проекты
Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся
Проектная деятельность
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях. Мои ученики выходят с исследовательскими работами на школьные научно-практические конференции, есть опыт участия в городской конференции. Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа состоит из следующих шагов:
Определение темы
Определение конечного результата
Обсуждение и составление плана проекта
Сбор информации
Обработка информации
Оформление проекта
Презентация проекта
Оценка проекта
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.
Использование здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм".
различные тестовые задания с выбором ответа, с открытом ответом, задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, учащиеся сталкиваются с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать, это мощный стимул к овладению языком. Игра улучшает отношение между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, игра снимает страх перед неизвестностью. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения.
В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Необходимо учитывать и возраст учащихся: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.