СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных материалов в педагогической деятельности для повышения художественной культуры учащихся.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроках в школе - далеко не единственные материалы, из которых можно лепить.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных материалов в педагогической деятельности для повышения художественной культуры учащихся.»

Использование современных материалов в педагогической деятельности для повышения художественной культуры учащихся.

Архипова Марина Владимировна,

учитель изобразительного искусства, технологии

МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти Самарской области»

Ведущая идея опыта работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.


Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроках в школе - далеко не единственные материалы, из которых можно лепить. Глина имеется не в каждой школе, а пластилин слишком мягкий материал, даже покрытый лаком - подвержен разрушению. Поэтому в качестве материала для занятий лепкой можно использовать биокерамику - соленое тесто. Актуальность выбора материала в том, что соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Биокерамика - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

По заключению ученых, формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

Моё знакомство с соленым тестом началось с 1997 года. Сделав первый замес – испытала полный восторг! Такое чувство, что в руках что-то живое, дышащее, мягкое, каждое прикосновение к нему оставляет след. Первые работы радовали и меня, и учеников, всегда интересно исследовать новые технологии.

Занятия тестопластикой сначала проводились во внеурочное время, в кружке, но опыт накапливался, и были разработаны программы элективных курсов для уроков технологии «Основы тестопластики» и «Панно из соленого теста», а также программа дополнительного образования «Забавные мукосольки». Программы имеют социально – педагогическую и художественно – эстетическую направленность. Основная цель программ: приобщение школьников к традиционному искусству художественных народных промыслов, а так же к творческой проектно- конструкторской деятельности.

Содержание программ интегрируется с такими учебными предметами, как технология, изобразительное искусство и история, скульптура, дизайн и конструирование, народное творчество. Они позволяют изучать культуру предков и современников как целостный мир. Чтобы заинтересовать учащихся применяется наглядный метод – демонстрация авторских изделий и работы сверстников. Начинаем занятия всегда с теоретических основ, с истории развития промысла в России – с красивой легенды XII века, об Архангельских поморах. Во время работы с биокерамикой ведём с учащимися беседу о хлебе, о труде который вложен. На занятиях используется дидактический материал, это альбом с поэтапными разработками выполнения изделий. Он построен также, как и сами занятия, по принципу «от простого к сложному». От усвоения приемов лепки до сложных композиций. Внеурочные занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что предлагается тема для изготовления, а работы у всех детей получаются разными. Весь процесс обучения отражает творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Учащиеся учатся проектировать и создавать свои изделия, это поможет в будущем творчески подходить к оформлению своего жилища, продумывать его оригинальное художественное решение.

Современные изделия очень сильно отличаются от мукосолек прошлых столетий, мотивы диктует жизнь и окружающая действительность, но мы стараемся не забывать главный смысл изделий из соленого теста – они несут символ благополучия, богатства и счастья в семье. Выполненные панно в этой технике особо любимы и привлекают всеобщее внимание, большим интересом пользуются работы из теста на выставках.

Так, нами был разработан один из приемов лепки – работа на основе. Этим способом были выполнены проекты Соколовой Мариной «Полевые цветы» и Рязановой Ольгой «Дары осени», которые на Всероссийском конкурсе проектов «Первые шаги» заняли дипломы лауреатов и медали Эвариста Галуа. Особенность выполнения этих панно заключается в том, что вся работа выполняется цветным тестом и крепится клеем ПВА на загрунтованную основу (ДВП), затем проводится сушка и роспись изделия. Использовать другой способ не целесообразно, разрушится композиция и невозможно будет достигнуть такой воздушности и целостности.

Работа с младшими школьниками также полна открытий, фантазии нет предела – с каким удовольствием они используют различные материалы для воплощения своих идей. Это и коробочки из картона, которые затем превращаются в изящные шкатулки под мамину бижутерию. Это различные пластиковые формы, которые преобразуются под руками маленьких мастеров в сказочные замки и вазы. Они также успешно выполняют не просто изделия из соленого теста, а участвуют в конкурсах с проектами. На городском конкурсе «Эвритошка» ученицы 4а класса Манакова Оля и Попова Мария с проектом «Чудо на ладошке» заняли 2 место. В этом году у девочек есть желание выполнить более значимую работу и выйти на конкурс более высокого уровня.

Технология тестопластики совершенствуется с каждым занятием, темы проектов усложняются, повышается художественная культура учащихся. И если на первых занятиях детям необходима была помощь от меня, теперь они самостоятельно выполняют задуманные идеи и учат начинающих постигать азы лепки. Тестопластика, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Старинная традиция тестопластики не исчезнет и более того станет любимым занятием для тех, кто хочет прогнать плохое настроение и грусть, кто сохранил в себе сказочный мир и желание передать его детям.


Список литературы.

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека/ Н.А.Горяева, О.В.Островская - М.: Просвещение, 2009.

  2. Соленое тесто/ Чаянова Г.Н. – М.: Дрофа-Плюс, 2012.

  3. Из опыта работы Архиповой М.В. Статья «Чудо на ладошке»

http://club.osinka.ru/download.php?id=15603&sid=7eec292cde1d9f2a125f52d9e296d76b


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!