СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование регионального компонента в преподавании обществоведческих дисциплин. Опыт работы учителя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Использование регионального компонента в преподавании обществоведческих дисциплин. Опыт работы учителя».»

«Использование регионального компонента в преподавании обществоведческих дисциплин.  Опыт работы учителя».

(Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

Учитель истории и обществознания

МОУ «Михайловская СОШ №1»

Мерзлова К.В.

Процессы глобализации современного общества не погасили интереса к региональной и локальной истории. Напротив, современные тенденции в развитии историко-обществоведческих наук показывают стремление исследователей изучать уникальное, отдельное, чтобы через постижение малого, единичного составить наиболее полную картину исторической реальности. История и обществознание являются мировоззренческими предметами, и именно уроки истории и обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить понимать историческое прошлое своей страны, уметь его анализировать, делать выводы, а значит помочь правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Под региональным, краеведческим компонентом школьного курса обществознания понимается педагогически отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий типичное и особенное в жизни конкретного региона.

Использование регионального компонента делает учебный материал осмысленным, личностным, более доступным, позволяет заинтересовать ребят. Кроме того, в материале с применением фактов родной истории заложен огромный воспитательный потенциал. Встречи с ветеранами, работа с подшивками старых газет, экскурсии на местные предприятия открывают такие удивительные факты, которые вызывают у ребят любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.

Отбор содержания регионального компонента целесообразно подчинить ряду принципов.

Первым в этом ряду является принцип органичности включения содержания регионального компонента в базовый федеральный курс, то есть соответствие регионального компонента общему содержанию курса.

Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания. Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества.

Третий принцип - специфичность отображаемого регионального содержания, то есть раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия жизни России и мира.

Четвертый принцип - комплексность в раскрытии регионального содержания.

И, наконец, пятый принцип - сочетание регионального и субрегионального обществоведческого материала (город, район, поселок, село, улица…).

Использование регионального материала в рамках «Обществознания» позволяет решить целый ряд дидактических задач.

Прежде всего, использование возможностей комплексного регионального материала курса создает условия для реализации межпредметного взаимодействия со всеми дисциплинами гуманитарного цикла. Также, использование местного, близкого и понятного учащимся материала делает возможным реализацию личностно-ориентированного подхода при изучении обществознания, включение в учебную деятельность семейных архивов, рассказов родителей, других родственников, возвращает к ценностям семейного воспитания.

На основе регионального содержания можно формировать такие личностные результаты освоения основной образовательной программы, как мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (например, через представления о местном самоуправлении); заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучии и процветании своей страны (например, на базе изучения и анализа ситуации в родном селе, городе и т.п.); принятие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Кроме того, обращение к региональному содержанию работает и на формирование и развитие таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, как умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности (на основе местного материала), умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.

Региональный материал стараюсь использовать на каждом уроке: богатая история Рязанской земли дает такую возможность.

Наиболее продуктивно обращение к региональному содержанию при изучении следующих разделов: экономическая сфера жизни общества, его политическая сфера, сфера социальная, духовно-нравственная сфера.

При изучении темы «Защита Отечества» ребятам в качестве домашнего задания предлагается подготовить сообщение о ветеранах Великой Отечественной войны города Михайлова. На уроках этой темы активно используется материал папки «Герои нашего класса», которую имеет каждый класс нашей школы. В них собран материал о родственниках учащихся, ветеранах ВОВ.

Также в 7 классе на уроках обществознания ребята знакомятся со следующими темами регионального компонента: «Деятельность правоохранительных органов на территории Рязанской области», например, проводятся встречи с представителями полиции или прокуратуры, благодаря которым учащиеся знакомятся с деятельностью местных правоохранительных органов.

При изучении тем экономической сферы предлагаю, например, следующие задания: «Выясните на производстве каких товаров специализируется ваш регион или населённый пункт. Или выясните, какие банки представлены в вашем населённом пункте, имеют ли эти банки лицензию банка России и др.

При изучении темы «Экологические проблемы» ребятам даётся опережающее задание – найти информацию в СМИ об экологической ситуации в Рязанской области. А на уроке ребята выполняют проект «Улучшаем экологию области», в который вносят свои предложения по данному направлению.

На уроках обществознания в 8-9 классах параллельно с основными темами обучающиеся знакомятся с законодательной и исполнительной властью Рязанской области, с процедурой выборов в местные органы власти, с развитием образования и здравоохранения Рязанской области, с религиозным многообразием, этническими группами, проживающими на территории Рязанской области и города Михайлова. Часто даю задания на анализ содержания официальных сайтов органов исполнительной власти региона.

При изучении темы «Гражданство России» ребята ищут информацию о земляке, которого можно назвать настоящим гражданином нашей страны.

Развитию аналитических способностей и критического отношения к действительности позволяет развить задание при изучении темы «Правительств РФ» - узнать из СМИ об оценке деятельности исполнительной власти своего региона, узнать «+» и « - « работы исполнительных органов.

При проведении ряда уроков по обществознанию («Значимость образования в условиях информационного общества», « Развитие предпринимательства в Рязанской области», «Безработица, её причины и последствия», «Средства массовой информации Рязанской области», «Права ребёнка и их защита») я широко использую метод проектной деятельности. Ведь проектная деятельность – это деятельность, способствующая развитию творческих возможностей личности. Бесспорно, что если с детства учащихся включать в творческую деятельность, то у них обнаруживаются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность к глубокому пониманию причинно – следственных связей.

Вместе со своими учениками принимаю участие в конкурсах проектно - исследовательских работ. Например, проект «Мы все учились понемногу…». Ребята сравнивали советскую и современную систему образования, используя материалы из истории МОУ «Михайловская СОШ №1».

Участвую и в конкурсах различного уровня, где можно использовать региональный компонент. Например, конкурсы эссе «День финансиста», «День рубля», творческий конкурс «Реликвии моей семьи», «Конкурс краеведческих статей».

Таким образом, применение краеведческого материала на уроках обществознания, позволяет в моей практике реализовать несколько современных педагогических технологий.

Это и поисково – исследовательские формы и методы обучения, и технология развития критического мышления, и дифференцированное обучение, и информационно – коммуникационные технологии.

Краеведческая деятельность привлекает на только одарённых или просто успешных в учёбе учащихся, которые пишут исследовательские работы, выступают на научно – практических конференциях, но и слабоуспевающих в учёбе детей. Им вполне по силам заниматься поиском краеведческого материала в интернете. Что, несомненно, повышает их самооценку, создаёт ситуацию успеха.

Изучение прошлого и настоящего родного края позволяет ввести учащихся в сложный и противоречивый мир общественных отношений и помогает им научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции.

Конечно же, в процессе краеведческой работы у детей формируется чувство любви к Родине, родному краю; уважение к своему и другим народам, складывается миропонимание. Развиваются память, внимание, наблюдательность, расширяется кругозор и словарный запас. Развиваются коммуникативные качества личности. При этом надо помнить, что если получилось зародить в ученике интерес к истории родного края, его следует постоянно поддерживать, поэтому важна, конечно же, системная работа, а не единичные случаи использования регионального компонента.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!