СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной технологии на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются технология проектного обучения на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной технологии на уроках математики»

МУНИЦИПАЛНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА

(МОУ ПАНОВСКАЯ СОШ)















Использование проектной технологии

на уроках математики













Учитель математик ПКК:

Власова Л.В.











2018г.

Целью современного образования должно стать не стремление сформировать послушного исполнителя, который владеет, возможно, и небольшим: объемом знаний, умений и навыков, а воспитание свободной, конкурентно состоятельной личности, которая умеет критически мыслить, решать жизненные проблемы, презентовать себя на рынке труда.

Сегодня повышается значение готовности человека к действиям, результат которых не однозначен. В нашей жизни возникают ситуации разной степени непредсказуемости. От современного выпускника требуется иметь способности, которые позволяют находить решение в незапланированных ситуациях. Выпускник должен владеть мобильностью и компетентностью, быть способен быстро адаптироваться в новых условиях, анализировать то, что происходит, самостоятельно принимать решения, учиться и переучиваться в течение жизни.

От того, как ученик сможет применить свои знания, насколько он компетентен, зависит его будущее. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей.

Для решения проблемы повышения качества образования следует делать все необходимое с целью активизации познавательной деятельности учеников. В этом важным является также умение заинтересовать учеников учебным предметом, превратить их из пассивных наблюдателей на активных участников занятий.

Добиться этого можно при условии применения интерактивных технологий учебы, в частности метода проектов.


Использование проектной технологии на уроках математики


Проект (латынью progektus) означает буквально «брошенный вперед», с французского переводится как «намерения, которые осуществятся в будущем».

В педагогике проект - это самостоятельная творческая работа ученика, которую он выполняет, начиная от идеи и до воплощения ее в жизнь с помощью консультаций учителя.

Такой учебный процесс базируется на учебе сотрудничества, а суть проектной технологии заключается в том, что дети, учитывая свои интересы, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую-то практическую исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную действительность, они овладевают новыми знаниями.

Основные требования к методу проектов можно определить тремя словами: Зачем? Для чего (кого)? Как?

Первое требование - наличие значимой для ученика проблемы. Важным моментом применения метода проектов является то, что проблема не предлагается в готовом виде (как это наблюдается в проблемном методе), а с помощью разных приемов ученики наталкиваются на самостоятельную формулировку проблемы. Формулировка проблемы — это и есть ответ на вопрос «зачем?».

Второе требование- это наличие практического, теоретического и познавательного значения предвиденных результатов, то есть ученик должен осознавать, где и как можно применить добытые знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации ее решения делает метод проектов достаточно привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов — это наличие самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы, использование исследовательских методов.


Известны разные классификации проектов.

Е. С. Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов.

1) По доминирующим в проекте методам:

  • исследовательский (такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, которая приближена или полностью совпадает с истинно научным исследованием. Для реализации применяются все методы современной науки). Например: лабораторный эксперимент, социальный опрос;

  • творческий (предусматривается максимально произвольный подход к оформлению результатов). Например: построение макетов фигур (тема «Многоугольники);

  • игровой;

  • информационный (сбор информации об объекте исследования с целью анализа, обобщение и представление широкому кругу слушателей. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательских и становиться их частью);

  • практически ориентированный (отличается четко определенным от самого начала результатом деятельности его участников).


2) По количеству участников:

индивидуальный;

парный;

групповой.


3) По времени проведения:

краткосрочный (1-3 урока);

средней длительности (от одной недели до одного месяца);

долговременный (несколько месяцев, даже лет).


4) По характеру контактов:

внутренние или региональные;

международные.


5) По предметно-смысловому признаку:

монопроекты (в пределах одного предмета);

межпредметные.



Тематика проектов


На первом этапе проведения проектов важное значение имеет выбор темы, который происходит по-разному: тему может предложить учитель, учитывая состояние преподавания предмета, способностей и интересов учеников.

В других случаях тематику могут предложить сами ученики. За цель можно поставить углубление знаний учеников или дифференцирование процесса учебы. Чаще всего темы проектов принадлежат к конкретным практическим вопросам, которые являются актуальными в современной жизни, поэтому для реализации проекта необходимы знания учеников не только из одного предмета, а из разных отраслей. Именно таким способом достигается естественная интеграция знаний.


Этапы проведения проекта


Учебные проекты осуществляются в несколько этапов, которые отвечают главным этапам любой трудовой деятельности, их реализация носит циклический характер. Можно выделить пять главных этапов реализации учебного проекта:

  • подготовительный;

  • этап планирования;

  • исследовательский;

  • презентационный (защита проектов);

  • оценочно-рефлексивный (этап оценивания).

Подготовительный. На этом этапе важный момент — определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Учитель и ученики обсуждают общую цель проекта, учитель знакомит с правилами работы в проекте, мотивирует деятельность учеников, помогает осознать цель. Обсуждение методов исследования.

Этап планирования. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование работы. Определение источников информации, способов презентации результатов, критериев оценивания. Ученики распределяют между собой обязанности, учитель лишь выражает идеи и предложения.

Исследовательский. Практическое выполнение запланированных шагов: ученики осуществляют непосредственный сбор информации и анализируют ее, выполняют задание относительно реализации запланированных действий, при этом учитель наблюдает и консультирует.

Презентационный Оформление конечного результата и проведение презентации, защита проектов. Это можно провести любым способом: выпуск газеты, презентация или публикация, при помощи информационных технологий и тому подобное. Во время защиты ученики обсуждают результаты с другими детьми, которые не принимали участия в их проекте. Учителю отводится роль обычного слушателя, он может задать вопрос, как и другие ученики.

Оценочно-рефлексивный. Анализ результатов, оценивание качества проекта. Можно проводить путем самооценивания, коллективного обсуждения, анкетирования, составления индивидуальных отчетов.



Роль учителя в проектной деятельности

Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: помогает ученикам в поиске необходимых источников информации, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности


В ходе выполнения проектных заданий ученик вовлекается в активный творческий процесс на основании методики сотрудничества. Он погружается в процесс выполнения творческого задания, а заодно и в процесс получения новых и закрепления приобретенных ранее знаний предмета, в рамках которого и осуществляется проект. Кроме того, ученик вместе с учителем создает собственный проект, решая определено практическое, исследовательское задание. Включаясь таким образом в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.


Приблизительная схема структуры учебного проекта


Автор учебного проекта.

Название проекта.

Основные вопросы:

Ключевые (широкоформатные, наиболее абстрактные, не имеют конечного ответа, служат для охватывания концептуальной структуры группы учебных тем, предмета, нескольких предметов). Например: Как математика поможет мне понять окружающий мир?

Тематические (не имеют конкретного ответа, но связанные с конкретной темой, конкретизируют ключевые вопросы). Например: Для чего мне необходимы квадратные корни?

Содержательные (связанные с содержанием темы, имеют специальные правильные, конкретные ответы, которые можно найти в школьном учебнике). Например: Какие свойства квадратных корней вы знаете?

Аннотация (краткое описание проекта).

Учебный предмет, в пределах которого осуществляется проект.

Учебные дисциплины, связанные с проектом.

Входные знания и навыки учеников (ЗУН, которые ученики должны иметь перед началом проекта).

Учебные цели и прогнозируемые результаты (перечень учебных знаний, умений, которыми будут владеть ученики по окончанию реализации проекта).

Государственные стандарты и перечень программ.

Возраст участников (класс).

Срок, необходимый для реализации проекта.

Материалы и ресурсы (программное обеспечение, публикации, ресурсы, Интернет).

Деятельность учеников, этапы проведения проекта.


Критерии оценивания проекта


Характер оценивания проектной деятельности зависит от типа, содержания, условий проведения проекта. Поэтому в каждом конкретном случае это прежде всего творчество учителя. Но во время разработки критериев оценивания следует обратить внимание на такие аспекты:

• значимость и актуальность исследуемых проблем, адекватность их тематике, которая изучается;

• корректность использованных методов исследования и методов обработки добытых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• коллективный характер выводов;

• характер общения и взаимопомощи участников проекта;

• необходимый и достаточный уровень проникновения в проблему,

• привлечение знаний из других отраслей;

• доказательность выводов, умение аргументировать собственные выводы;

• эстетика оформления результатов проекта;

• умение давать ответы на вопрос оппонентов.


Метод проектов как технология, которая направлена на развитие познавательной деятельности учеников, находит все больше сторонников среди учителей и учеников. Это все естественно, поскольку дает возможность:

• проверить и закрепить на практике теоретические знания;

• обеспечить связь между теорией и практикой;

• приобрести жизненный опыт;

• развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал;

• осуществлять поисковую, исследовательскую деятельность на основании общего труда;

• научиться пользоваться дополнительной литературой;

• производить умение работать самостоятельно над творческим заданием;

• повышать интерес к математике;

• воспитывать уважение, умение работать в коллективе;

• формировать собственную жизненную позицию.




Проектная технология является не заменой, а хорошим и действенным дополнением к классно-урочной системе учебы. Математика - наука, в которой эксперимент, исследование, практическая работа, является неотъемлемыми частями процесса учебы.

Математика дает широкое пространство для активизации познавательной деятельности учеников.











Литература:


  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Мойсеева, А. Е. Петров; Под. редакторша Е. С. Полат. — М.: Издате-льский центр «Академия», 1999.

  2. Пахомова Н. Проектное обучение — что это? // Методист. — 2004.-№ 1.-С. 39-46.

  3. Шишов С. Проектний метод: проблемы и перспективы // Учитель. -2002. - № 1. - С. 39-43.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!