Использование приемов моделирования при формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Слесарчук Елена Юрьевна, учащаяся учебной группы ДО-183б
Руководитель Шляхова Т.Г., преподаватель методики формирования элементарных математических представлений
С проблемой познания времени человек сталкивается ежедневно в своей жизни. Характерные особенности времени - текучесть, необратимость, недоступность непосредственному созерцанию - влияют на восприятие времени детьми дошкольного возраста. Имеющиеся у детей представления о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.
Актуальным в настоящее время является вопрос об использовании разнообразных методов и приемов для формирования представлений о времени у детей в дошкольном возрасте, прием моделирования считается наиболее эффективным.
В начале работы над темой были определены:
Объект исследования: формирование преставлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование приемов моделирования в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности использования приемов моделирования при формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить моделирование как средство познавательного развития детей.
Описать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.
Рассмотреть методику формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Охарактеризовать виды моделей временных отрезков и раскрыть приемы их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. По мнению Г.А. Репиной, моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна [4].
Вопрос моделирования изучали многие психологи и педагоги Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, К.К. Ильясова, Ф.Н. Блехер, Г.А. Репина, Р. Л. Непомнящая, Е. И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман и др.
Один из ведущих специалистов в области использования моделирования для детей дошкольного возраста Н.Н. Поддьяков выделял следующие виды моделей:
предметные (аквариум, заводная игрушка, глобус, геометрические фигуры и т.д.);
предметно-схематические (календарь природы, схемы-маршрута, чертежи и выкройки, алгоритмы одевания и т.д.).
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые -должны быть освоены;
быть простой и доступной для создания и действия с ней;
облегчать познание.
Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.
Венгер Л.А. выделял следующие этапы овладения детьми моделями:
1й этап. Предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями.
2й этап. Осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической.
3й этап. Самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности [3].
В соответствии с учебной программой дошкольного образования образовательной областью «Элементарные математические представления» (компонент «Время») в старшей группе (5-6 лет) у воспитанников формируются представления о:
днях недели, их последовательности и включенности во временной отрезок «неделя»
месяцах года, их последовательности и включенности во временные отрезки «пора года», «год»
количественных отношений между временными отрезками: дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год [1].
Одним из приемов реализации данного содержания является использование различных видов календарей, моделей: простых и сложных, статичных и динамичных, плоских и объемных, круговых и линейных.
Модель и календарь — это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме.
Все они могут служить наглядными пособиями.
Их предназначение — помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки [5].
Календарь разработанный Ф.Н. Блехер представляет собой коробку с 18-ю ячейками и «отрывной» календарь. Данный календарь отражает взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя, месяц.
В работе с детьми используются разнообразные модели времени: линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны: части суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между ними.
Следует иметь в виду, что идеальных дидактических средств нет.
Поэтому целесообразно использовать в практической работе с детьми разные модели, сочетая их с другими дидактическими средствами: художественным словом, беседой, дидактической игрой, решением проблемных задач и т.д.
Наряду с достоинствами для моделей и детских календарей характерны и недостатки:
они не охватывают все временные категории, которые необходимо усвоить ребенку;
возникают трудности при переходе от одной модели к другой в силу их локальности и автономности;
используемые в моделях знаки не всегда доступны детям (не умеют прочитать название месяца, не знают двузначных чисел).
Изучив вопрос моделирования, можно сделать вывод о том, что:
использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала;
только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата;
эффективно вводить первоначально простые модели (части суток, времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические;
метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами;
метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Литература
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, 2019. – 479 с.
Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004. — 64 с.
Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. –1982 – №9. – С. 4
Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. Современные направления / Г. А. Репина. — Смоленск : СГПУ, 2004. — 128 c.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1974.