«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе, как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся».
Ямковая Людмила Владимировна ,
учитель начальных классов.
«Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат». так сказал великий педагог В.А. Сухомлинский и мы учителя развиваем способности каждого ученика.
Одна из задач учителя –это мотивировать учеников. Учеников надо заинтересовать в изучении предмета . Учитель должен повлиять на их активность на уроках- мотивировать.
Мотивация - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенных потребностей.
Мультимедиа технологии- один из актуальных инструментов, который может помочь учителю в достижении этой цели.
На сегодня современное общество связано с процессом информатизации. Во всех отраслях применяются информационные технологии. Не проходит мимо этот вопрос и образования. Мы знаем, что в настоящее время общеобразовательная школа сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Чтобы повышать мотивацию обучения в условиях нового ФГОС НОО требуется от учителя современного подхода к ее решению. Для решения этих вопросов надо более совершенных методических приемов обучения.
Младший школьный возраст – это особое время для становления личности ребенка. В этом возрасте происходят значительные позитивные изменения. У ребёнка идёт формирование личности .
Наблюдая за детьми мы видим, что современные учащиеся начальной школы на интуитивном уровне понимают условия пользования различными гаджетами для достижения личных целей.
И вот поэтому мы внедряем мультимедийные средства в процесс обучения младших школьников. А этот приём является способом мотивации и привлечения детей к работе на уроках..
Задача учителя на уроке- это получение новых знаний, умений и навыков при изучении предмета. И решение этой задачи стало потребностью для учащихся..Пока эта потребность существует, то учащиеся будут стремиться найти средства удовлетворения этой потребности.
Интерес к компьютеру вызывает активность и самостоятельность школьников в учебной деятельности. Используя мультимедиа учитель может более эффективно мотивировать учащихся во время урока.
Мультимедия -это образовательная технология. Использование её даёт возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся.. Мы знаем, что некоторые учащиеся воспринимают информацию - читая, а другие - на слух, третьи -через просмотр видеофильмов.
Например, работая над темой: « Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в 4 классе по литературному чтению
Учитель. Разделим класс на 2 группы и дадим каждой группе своё задание.
1группа. Запишите отношение Царевны и Елисея к героям
2группа. Запишите отношение к героям Царицы и Чернавки.
Учитель. Сейчас проверим ответы групп.
Царевна:
- любит как братьев, семерых богатырей; - добра к Чернавке.
уважает их;
не перечит им;
- любит Елисея;
Чернавка:
- жалеет царевну.
Царица:
- любит себя;
- завидует, ненавидит царевну
Елисей:
- любит царевну, уважает.
После работы каждая группа представляет своё решение и оценивает решение второй. Всё решение объясняется, все ошибки обсуждаются всем классом
. Таким образом -это активизирует познавательную деятельность детей младшего школьного возраста:
помогает мотивировать учащихся;
позволяет обучающимся работать в коллективе и индивидуально;
развивает личные навыки;
способствует более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;
работа на уроках становится более творческой,
обучающиеся становятся более уверенными в себе.
Использование мультимедийных средств в учебном процессе начальной школы требует учета ряда факторов:
особенности психофизиологического развития младших школьников;
особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках;
требования к внедрению мультимедиа на уроке (требования к оборудованию компьютерных классов или к использованию ноутбуков в классе; к организации работы учащихся с мультимедиа продуктами; эргономичные требования к мультимедиа продуктам; требования к содержанию учебного материала в электронном ресурсе).
Мы привыкли работать, чтобы были таблицы , карточки и тд., но технический прогресс требует новых решений. Используя мультимедийные средства обучения в классе способны преобразить формат преподавания и обучения. Учебный процесс становится более эффективным и привлекательным. В своей работе я использую: - аудиовизуальные; -визуальные; -звуковые средства обучения.
Например: учебные видеоролики :
Литературное чтение- А.С. Пушкин. Литературное чтение 4 класс, М,Ю,Лермонтов,А,П,Чехов «Мальчики»
Окружающий мир -« В мире насекомых», « Планеты солнечной системы», «Система кровообращения»
Так же использую мультфильмы, видеофрагменты и передачи, направленные на повышение мотивации и познавательной активности учащихся.
Составляю интерактивные презентации и слайд-шоу которые применяю на уроке. Они служат для систематизации получаемых знаний. Аудиовизуальные средства обучения «оживляют» урок, тем самым обеспечивают вовлечение младшего школьника в учебный процесс путём привлечения внимания, повышают уровень мотивации к обучению и способствуют развитию восприятия.
Использую визуальные средства обучения , которые предназначенные для зрительного воздействия.
Например, образцы, фото-инструкции, портреты, картины и фотографии, предметы, карты и чертежи, развертки и шаблоны. обучения.
Также использую звуковые средства обучения.
Например: аудиозаписи, историческую справку, текст литературного произведения, чистоговорки.
Весь материал который я использую, отвечает возрастным особенностям учащихся. В своей работе мультимедийные средства я использую на разных этапах урока.
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы.
. 2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательная деятельность учащихся.
3. Проверка усвоения предыдущего материала..(Демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, тестов, вопросов)
4. Изучение нового материала. (Демонстрирую видио и аудиозаписи, рисунков, иллюстраций.)
5. Систематизация и закрепление материала,демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Делаем вывод:
-использование компьютерных технологий в школе необходимо для создания познавательной среды;
- актуализации учебной и воспитательной деятельности;
-повышения интереса детей к приобретению новых знаний.