СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов, приёмов и форм организации познавательной активности обучающихся.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации  учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой и т. д.) учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов, приёмов и форм организации познавательной активности обучающихся.»

Евсеенко Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

города Минеральные Воды Ставропольского края.




Использование методов, приёмов и форм

организации познавательной активности обучающихся.



Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь…
                     В. Ключевский



Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием? Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.

Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой и т. д.) учащегося.

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать и с теми школьниками, которые пассивно принимают знания, и с такими, которые «включаются» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с теми, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной.

Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно - активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдёт ли воспитанник до творческого уровня или предпочтёт отсидеться на «камчатке».

Для того чтобы повысить уровень познавательной активности своих учеников, я пытаюсь использовать разные методы и формы работы на уроке. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:

- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ученика;

- в 7-8 классах технологии проблемного и игрового обучения, индивидуальную,

парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы

проектной деятельности (составление схем, рисунков, графиков, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев);

- в 9-11 классах уроки строю на основе проблемного обучения, широко применяю проектную деятельность, индивидуальную, групповую и парную работу,

использую исследовательский метод, метод решения эвристических задач.

Представленный мной опыт включает в себя уроки русского языка, литературы,

внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам разного уровня.

Я хочу рассказать о тех методах и формах, к которым чаще всего обращаюсь на своих уроках.


Использование таблиц и опорных схем-конспектов

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых. Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных). Часто на уроке составляем таблицы совместно с учащимися , группируя изучаемый материал. Ребята с удовольствием включаются в работу, предлагают свои варианты. Вот как могут выглядеть таблицы при изучении темы «Причастие».

После того, как учащиеся усвоили орфографическое правило, требуется большая, кропотливая работа по отработке  навыка, доведению его до автоматизма. На уроках русского языка можно использовать алгоритмы. Модель такого вида наглядности выглядит следующим образом: правило – алгоритм – схема устного рассуждения – образцы устного рассуждения – графическая фиксация умственных действий при мотивировании орфограмм. Все эти средства оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе, поэтому опора только на образцы обоснования орфограмм или только на схемы алгоритмических предписаний заметно снижает эффективность обучения рациональным приёмам применения знаний.

В своей практике я использую алгоритмы, начиная уже с пятого класса. Например, изучая тему «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола», учащиеся могут использовать следующий алгоритм.

Опыт показал, что методика работы с обобщающими алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний и обобщённых способов деятельности, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Алгоритмы помогают обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором.

Стремление найти новую форму работы, более разнообразную и интересную, привело к применению методики Шаталова-Меженко. Система предполагает изучение теоретического материала по опорным схемам-конспектам. Постепенно стала разрабатывать свои собственные таблицы и схемы. В опоре нуждается ученик, на которого обрушивается лавина информации на уроках русского языка и литературы. Благодаря созданию таких опор любой теоретический материал, даже самый сложный, становится для учащихся доступным и усваивается прочно.

Методика работы по ОСК заключается в следующем.

В начале изучения темы ОСК вывешивается на доске и в течение 5-10 минут предъявляется учащимся с описанием. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, т.к. он создает в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который надежно отпечатывается в памяти. После того, как работа над ОСК завершилась, эта схема с доски не снимается и вместе со следующей продолжает использоваться в работе. И так – вплоть до последнего конспекта. Так создается целостный образ всего изучаемого материала, что является одной из главных целей использования ОСК. Структура опорной схемы-конспекта может быть простой («Правописание суффиксов прилагательных») и сложной (ОСК по теме «Наречие», на которой представлен изучаемый в разделе материал в целом).

Систему опорных конспектов применяла и применяю на уроках литературы, используя при этом методику О.И. Любимова. Работая по ОСК, мы даем ученикам право на свое мнение, открываем перед ними безграничные возможности для самостоятельного поиска истины, для научного исследования и даже открытия. При погружении в такую работу ОСК выполняет функцию ориентира и стимулятора творческого мышления. Ученик при этом не станет блуждать, нащупывая дорогу, по которой следует пойти в своём анализе произведения (что часто оказывается самым трудным для большинства из ребят, и поэтому они отказываются читать книгу). Таким образом, вовлечённое в работу мышление школьников творчески поведёт их в глубину художественного мира произведения по пути, намеченному конспектом, или заставит их отказаться от него, предложив свой.

По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» составлены следующие опорные конспекты: «Родион Раскольников», «Соня Мармеладова», «Три портрета», «Раскольников и Соня». К каждой опорной схеме-конспекту даётся описание.

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка

На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности личностно-ориентированный подход. Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для  принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.

Практикую работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу в группах.

К групповым технологиям можно отнести следующие виды коллективной учебно-познавательной деятельности: групповую работу на принципах дифференциации и межгрупповую работу, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются следующие:

класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

При групповой форме работы на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, причем как со стороны учителя, так и своих товарищей. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Работая в группе, учащиеся чувствуют ответственность друг перед другом, так как результаты совместной работы оцениваются общей отметкой, которая выставляется всем участникам группы. Такой подход создает атмосферу сотрудничества учителя и учеников, атмосферу доброжелательного отношения. В результате каждый ученик справляется с заданием, оно ему по силам.

 Оределив учебные возможности класса, уровень обучаемости и работоспособности, учитель без особого психологического ущерба для учащихся может разделить их на группы (сильные, средние, слабоуспевающие ученики).

Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, научиться различать краткие и полные прилагательные в тексте. Объясняю тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задание творческого характера (найти краткие прилагательные, составить с ними предложения определённых синтаксических конструкций или небольшой текст на заданную тему). Оно может быть записано на доске или на карточке.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества (например, краткие прилагательные перевести в полную форму, определить их синтаксическую роль и ввести в предложение).

Для учащихся третьей группы объясняю тот же материал с использованием таблиц, параграфа учебника (это может сделать и один из сильных учеников, пока вы помогаете учащимся второй группы), даю практическое задание: распределить по группам прилагательные в полной и краткой форме. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.

Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.

Наиболее эффективна групповая форма работы на уроках повторения и закрепления изученного. Она даёт возможность оценить всех учащихся, увидеть уровень усвоения пройденного материала.

Работу в группах разного уровня можно провести, например, на уроке-зачёте по теме «Наречие». При этом использую опорную схему-конспект по данной теме. Задания группам подбираются с учётом уровня подготовленности учащихся. Теоретический опрос проводится с опорой на схему-конспект: 1гр. Что такое наречие? Смысловые группы наречий. 2гр. Степени сравнения наречия. 3 гр. Образование наречий . 4гр. Правила правописания наречий.

Когда речь пойдёт об употреблении наречий, задания могут строиться следующим образом: 1гр. Расставить ударение в наречиях. С одним словосочетанием составить предложение. 2гр. Исправить ошибки в употреблении наречий. 3гр. Заменить наречия фразеологизмами. 4гр. Подобрать и записать как можно больше словосочетаний с наречиями, необходимыми для более точного и эмоционального описания изображённого на картине В.Е.Маковского «Ночное». Работа в группах даёт возможность повторить все темы раздела.

Домашнее задание может звучать так:

1гр. Выполнить упражнение из учебника.

2гр. Написать сочинение-миниатюру по картине Маковского с использованием наречий.

3гр. и 4гр. Написать лингвистическую сказку о наречии.

Работу в группах использую и в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что подбор аргументов при написании сочинения в части С является самой сложной задачей. Используя в своей работе различные пособия, нашла, на мой взгляд, самый оптимальный способ решения этой проблемы. На факультативных занятиях в качестве домашнего задания даю учащимся тезис по определённой теме (например, «Любовь к Родине – чувство духовно развитой личности») и прошу подобрать к нему аргументы по группам: 1- подобрать пословицы, поговорки, афоризмы к данному тезису; 2 – привести примеры из жизни известных людей (музыкантов, спортсменов, писателей и т.д.), 3- примеры из личной жизни, записать собственные наблюдения и выводы; 4 – примеры из публицистической и художественной литературы. Таким образом, со временем создаётся банк аргументов по разным темам, которые учащиеся смогут использовать в своих сочинениях.


Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.


Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.


Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет.


Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:


Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса. В качестве

домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем). Вот пример презентации, которую составили ученики 5-го класса по теме «Малые жанры фольклора».


Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для

  • оформления результатов групповой работы

  • выпуска газеты, информационного листка

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока – заочной экскурсии.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

  • идти в ногу со временем.



Проектная деятельность  на уроках русского языка и литературы.

В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.

Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

В 2009 г. я прошла краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Педагогическое проектирование и ИКТ» (с модулем Интел). Перечитала много источников о данном методе, нашла для себя интересное высказывание Н.Ю. Пахомовой: «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».

     Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.

В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика.

Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.

Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся? Делаю это в несколько этапов:

(Рассказ идёт на фоне презентации)

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

2.   Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.

3.   Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые
нельзя ответить одним предложением).

4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи.

5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.

6.  Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).

7.    Определение названия проекта.

8. Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе
учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму  представления результатов).

9.   Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
10. Самостоятельная работа учащихся.

11. Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и  т.д.).

12. Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.

Примером такой деятельности может служить проект по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» и подготовленные ученицей 11-го класса презентация «Что такое речевая избыточность?» и публикация «Речевая недостаточность».

Интересную работу-исследование представила моя ученица на городском конкурсе, посвящённом «Дню православной книги». Она выступила с проектом на тему «Святой великомученик Георгий Победоносец» и стала победителем в номинации «Лучшая исследовательская работа».


Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.

На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!