СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов на уроках технологии в условиях реализации обновленных ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описывается возможность сделать уроки технологии более занимательными и прикладными с помощью проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроках технологии в условиях реализации обновленных ФГОС»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











ДОКЛАД

Использование метода проектов на уроках технологии в условиях реализации обновленных ФГОС











Подготовила:

Учитель технологии

Швадченко Алла

Александровна








Сторожевое 2023

С 1 сентября 2022 года на территории Российской Федерации каждой школе начли действовать обновленные ФГОС.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности и становится все более актуальной в современной педагогике.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Курс «Технология» строится на основе интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения заложена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.

Использование метода проектов на уроках технологии способствуют формированию у обучающихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Проектно-творческая деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Метод проектов представляет собой способ достижения педагогической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося, развивает творческие способности, самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, выявляет способности к методической работе и самоорганизации, влияет на самоопределение и социальную адаптацию. 

Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.


Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться.

Любой проект обязательно выполняется под руководством и с помощью учителя. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.

Этапы выполнения проекта.

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” объясняется, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомство с целями и задачами предстоящей работы. Совместно изучается тематика проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить как можно больше разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем учащиеся знакомятся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяется порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Учащиеся обсуждают выбор темы с разными людьми в школе и вне её, чтобы точнее определить, что надо сделать и реально ли это. Тема должна быть конкретной, то есть не слишком общей, чтобы не было обычного пересказа мыслей взятых из книг или Интернета. Тема должна быть действительно интересной, связывающие различные области знаний.

Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. В тематике проектных заданий учитываются вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе можно предложить выполнение

проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей - тему, связанную с обновлением и ремонтом предметов быта или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

Далее продумываются возможные варианты проблемы, которые надо исследовать в рамках данной темы, проводятся индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяются правила техники безопасности. Учащиеся предлагают ситуации, вопросы для реализации проекта. Данный этап – ключевой, в котором закладывается идея проекта.

Неплохо разработать проект на основе личного опыта и умений учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна.

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

Групповые проекты

Преимущества таких проектов. Они формируют навыки сотрудничества,

Проект может быть выполнен более глубоко;

Распределение обязанностей;

Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и тревожных детей;

Возможность обогащаться опытом других участников; Групповое сплочение.

Недостатки. Отдельные ученики выезжают за счет других;

Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;

Труднее организовать и координировать работу;

Труднее оценить вклад каждого члена группы.

Индивидуальные проекты

Преимущества. Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

Развивается личная инициатива, ответственность, активность;

Тема проекта максимально соответствует интересам автора;

Ход и результаты зависят от автора проекта.

Недостатки. Нет опыта группового сотрудничества;

Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Для выполнения проекта мной разработана памятка по оформлению пояснительной записки. На первых занятиях оговариваются этапы работы над проектом, критерии оценки проекта. Это помогает учащимся работать самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых. Иногда детям необходима помощь родителей при работе над проектом. Педагогам также необходимо понимание и поддержка со стороны родителей учащихся, чтобы организовать полноценный процесс работы над проектом. Родители не всегда понимают, какие задачи решаются в ходе проектной деятельности, им кажется, что это лишняя нагрузка для их детей. Для того чтобы сформировать у родителей представление о проектной деятельности, ее целях и задачах, необходимо разъяснить им все эти вопросы. Учебно-методический материал, как раз помогает родителям сформировать представление о проектной деятельности.


Выделяют следующие этапы проектной деятельности:

1 Краткая формулировка задачи:

Описывает цель проекта и ситуацию. Должна быть короткой и простой.

Краткая формулировка задачи начинается со слов «Разработать и изготовить». Она

должна включать в себя информацию о том, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо.

2 Исследование и анализ:

Цель исследования - более глубоко понять, каковы потребности клиента. Учащийся исследует потребности человека, которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги имеющиеся на рынке (дизайн анализ), технологию производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования.

3 Дизайн-спецификация

Детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие для того, чтобы быть качественным. Написание хорошей дизайн спецификации – возможно наиболее важная часть процесса проектирования и изготовления.

4 Первоначальные идеи:

Учащийся должен представить широкий спектр эскизов будущего изделия. Идеи должны быть разнообразны и на их выработку нельзя тратить много времени. Эти идеи представляют собой начальные размышления учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, сделанных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге. Учащиеся, выполняющие проект, должны зарисовать, по крайне мере, три первоначальные идеи.

5 Выбор лучшей идеи:

Представленные идеи должны быть оценены по отношению к критериям, которые были указанны в дизайн спецификации. Учащийся, выполняющий проект, должен оценить свои первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. В дальнейшем ее надо будет детально продумать. Именно в процессе проработки учащийся в большинстве случаев проводит эксперименты или осуществляет практическую работу с материалами.

6 Составление отчёта. Это самая нелюбимая детьми работа. Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Пояснительная записка включает все этапы проекта: титульный лист, оглавление, введение (оно не должно быть коротким и общим, в нём надо писать основные идеи, как предполагалось исследовать проблему и с какой целью создавался проект). Основная часть (теоретическая и практическая) – здесь сообщается о том, что было сделано, как это делалось и при помощи каких технологий, почему использовался тот или иной метод, описать технологию изготовления, что нового внёс исследователь. Особая работа в таких проектах ведется по технологическому разделу, которая включает: конструкторскую документацию (чертеж, выкройка, технический рисунок и т.п.) и технологическую документацию (выбор материалов и инструментов, технологическая карта). Эта часть должна быть ясной и пошаговой (с подзаголовками и разделами). Список используемой литературы. Заключение – в этом разделе нужно дать ответы на вопросы проведённых исследований. Ученик должен подчеркнуть, что представленный проект является творческим и оригинальным. Приложения – любой проект непосвящённому человеку лучше преподносить в виде наглядной картинки, поэтому информацию об изделии лучше передать в виде эскизов, чертежей, фото готового изделия.



7 Изготовление изделия:

Учащийся приобретает необходимые навыки для того, чтобы изготовить то, что он разработал. Снова, на этой стадии может быть использовано экспериментирование. Учащиеся изготавливают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить свой дизайн, если при изготовлении они встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что учащимся приходится упрощать разработанный вариант.

Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности

определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Учащиеся испытывают изделие и затем оценивают, насколько сделанное ими изделие удачно.

8 Самооценка: должна включать несколько рекомендаций, показывающих, как изделие может быть улучшено. Помимо этого, учащийся должен оценить свою деятельность во время выполнения проекта, указав, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.

9 Защита или презентация проекта:

В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками. При защите проекта в классе учащийся показывает знание цели, задач проекта, области его применения. Учится рассказывать и отвечать на вопросы учителя и учеников, делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Для улучшения организации проектной деятельности с учащимися в кабинете технологии был оформлен стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов.

Можно сделать вывод, что проектная деятельность на уроках технологии – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, позволяет приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, быть способными и делать способными других. Помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Наверное, самое сложное для учителя при работе с проектами – это суметь раскрыть творческие способности учеников. Не следует забывать, что все дети талантливы. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования, что и способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!