СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование художественной литературы в преподавании истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен пример использовани художественной литературы в преподавании истории и обществознания на примере некоторых произведений.

Просмотр содержимого документа
«Использование художественной литературы в преподавании истории.»

3


Использование художественной литературы в преподавании истории.

Сошнева Галина Николаевна –

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ № 3. г. Няндома


1. Главной задачей сегодня является не только дать обучающимся максимальный объём знаний, а главным образом научить пополнять его, уметь учиться всю жизнь. Этому и призван помочь деятельностный подход в образовании, лежащий в основе нового федерального государственного стандарта. Тем самым, важно не только дать как можно больше знаний, а научить обучающихся самостоятельно осуществлять процесс познания, научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать. Это, можно сказать, главная задача нового образовательного стандарта.

В примерной программе основного общего образования содержится ряд требований к результатам обучения по истории. Среди них:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- использовать современные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Думается, вполне логичным примером такой деятельности можно считать использование художественной литературы в преподавании и изучении истории.

2. Художественная литература - весьма ценный элемент обучения, так как способна сделать его интересным и занимательным, существенно обогатить наши представления о прошлом. Закономерность использования художественной литературы можно объяснить следующим:

- она является незаменимым источником знаний;

- способствует развитию интереса к предмету;

- лучшему пониманию прошлого;

- дает возможность конкретизировать исторический материал, почувствовать «дух эпохи», сформировать яркие образы прошлого;

- она способна иллюстрировать научную информацию художественными сюжетами, возбуждать живой интерес к истории;

- вызывать эмоциональное переживание, что необходимо для формирования убеждений и мировоззренческих установок.


Поэтому использование художественной литературы в школе будет так актуально и сегодня.

Можно выделить, по крайней мере, две группы литературных источников. Это произведения, авторы которых являлись непосредственными участниками или свидетелями изучаемых событий какого-либо исторического периода. Их значимость заключается в том, что авторы видели реальную картину событий и, излагая ее, добавили еще и эмоциональную окраску. Данную группу художественной литературы можно считать более объективной, чем, например, историческая беллетристика.

Историческая беллетристика - это произведения, посвященные исторически событиям, но написанные не современниками тех времен. Они создавались на основе различных исторических источников того периода, и соответственно, носят субъективный характер, связанный с авторской оценкой проблемы. Поэтому учителю следует с осторожностью относиться к данной литературе.

Остановимся на примере работы обучающихся с текстами художественных произведений для углубления представлений об исторической действительности. В данном случае будут формироваться, прежде всего, исследовательские умения обучающихся. Они учатся пользоваться этим приёмом учения: читают и анализируют тексты, учатся выделять главное и существенное, сравнивать источники информации, находить недостающие сведения.

Существует множество методических приёмов использования художественной литературы. Это

- литературная иллюстрация;

- анализ литературного отрывка в беседе с учащимися;

- включение отрывков из художественного текста в рассказ учителя;

- краткий пересказ художественного произведения;

- чтение отрывков из исторических романов, что способствует и пропаганде книжного чтения.

3. Остановимся на примерах использования романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и повести «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой.

1)Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия жизни дворянского общества 1-й половины XIX века.

Всем известно, что роман «Евгений Онегин» содержит огромный объём информации, характеризующей историческую действительность 1-й половины 19 века, что и даёт возможность использовать его при изучении истории России. Первоначально роман «Евгений Онеги» привлёк внимание в качестве объекта школьного исследования. И это было сделано много лет назад. Вместе с заинтересованной ученицей мы рассмотрели вопросы быта ХIХ в., основываясь на нём. Три года назад возникла мысль иллюстрировать изучение культуры России 1-й половины ХIХ века, используя этот роман.

Это было сделано в виде осуществления коллективного исследовательского проекта. Главным результатом учебного проектирования является практическая значимость для всех участников проектной деятельности. Проектирование и исследование тесно переплетены между собой. Ни одна исследовательская задача не может быть решена без использования технологии проектирования, т.е. последовательного продвижения к поставленной цели

Цель данного коллективного проекта – создание представления о быте дворян 1-пол. ХIХ в. на основе описаний, присутствующих в романе. Задачи проекта: рассмотрение образа жизни молодого дворянина, основных занятий, условий жизни в городе и в деревне, моды, отличий деревенской и столичной жизни. Роман, действительно уникален своим содержанием.

Как и в любом проекте, в данном, во – первых, предполагалось наличие заинтересованности и единство действий учителя и учеников. Первоначально требовалось заинтересовать как содержанием, так результативностью деятельности.

Во - вторых, создание учителем рекомендаций по поиску дополнительных источников, поясняющих содержащиеся в романе факты исторической действительности.

В – третьих, создание творческих групп, заинтересованных в изучении того или иного вопроса (распорядок дня дворянина, описание транспорта, мода и др.).

В – четвёртых, консультирование групп в ходе поиска информации и подготовки к презентации.

Первоначально детям были предложены вопросы для изучения и дана подсказка, где, в какой главе можно найти упоминание о транспорте, кухне, моде, обустройстве дома и т.д. Так же даны возможные источники дополнительной информации (О.В. Волобуев Ю.А. «История России 1682-1861»,М., Терра, 1996, Федосюк «Что не понятно у классиков, или энциклопедия русского быта 19 века», М. «Наука», 2002, Ю. М. Лотман «Евгений Онегин». Коментарий», М., Просвещение, 1983,Ю. М. Лотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18 – нач. 19 века)», С-Пб., Искусство, 2001, И. Сыромятникова «История причёски», М., Искусство, 1989.

И, в конечном итоге презентация совместного проекта на уроке, где учителю уготована роль координатора в ходе изучения материала. У каждого ученика появляется возможность сделать дополнение в ходе ответов других обучаюшихся. К этому уроку создаётся и презентация, иллюстрирующая предствляемую информацию.

Так, данном случае мы рассмотрели вопрос образования дворян ( и домашнего, и в специализированных учреждениях), особенности распорядка дня, специфику проживания в городе и в деревне, особенности мужской и женской моды и другое.

Например, уже читая первые строки можно почерпнуть информацию, касающуюся образования дворян.

Мы все учились понемногу 
Чему-нибудь и как-нибудь, 
Так воспитаньем, слава богу, 
У нас немудрено блеснуть. 


Известные слова А.С. Пушкина не столько отражают реальную картину, сколько свидетельствуют о недовольстве поэта состоянием образования современного ему общества. Наиболее критично Пушкин высказывается о преобладавшем тогда домашнем образовании дворян:

Судьба Евгения хранила:

Сперва madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил,

Ребёнок был резов, но мил.

Monsieur Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой.

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил…»

Действительно, основную массу частных учителей составляли иностранцы, главным образом французы. А их образованность прямо зависела от достатка семьи, которая их нанимала. Число учителей – французов выросло после войны 1812 года за счёт пленных, оставшихся в России.

Домашнее воспитание молодой дворянки не сильно отличалось от воспитания юноши. Из рук крепостной нянюшки девочка поступала под надзор гувернантки – француженки или англичанки. Образование было поверхностным и чаще домашним. Оно ограничивалось навыком бытового разговора на двух иностранных языках (французский, английский), так что русская дворянка

«… по- русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном,

Итак, писала по- французски…»


В ходе совместной работы обучающиеся познакомились с текстом романа, найдя упоминания об интересующих вопросах, нашли необходимую дополнительную информацию как в предложенных книгах, так и в интернет-источниках, сформулировать свои ответы и представить на заключительном уроке. В результате они смогли не только создать представление об изучаемом периоде истории, но и совершенствовали свои умения: находить главное и существенное в тексте, анализировать полученную информацию, осуществлять поиск дополнительной информации, работать совместно с одноклассниками и др.

Так, листая страницу за страницей, мы смогли создать представление об образе жизни дворян в 19 веке. Как известно, культура отражает действительность, поэтому обращаясь к роману «Евгений Онегин», мы смогли создать представление, например, и о крепостнической России.

2) Хотелось бы остановиться на изучении более поздних периодов отечественной и мировой истории. История – не просто череда событий, это люди, их деятельность и поступки. Освоение истории должно осуществляться не только рационально, но и эмоционально. Иногда для учителя важно просто подсказать детям интересные книги, позволяющие понять изучаемый исторический период. Когда-то на глаза попалась книга Аники Тор «Пруд белых лилий», а затем и вся серия, рассказывающая о судьбе двух австрийских девочек в годы Второй мировой войны. Эти книги заинтересовали детей и были ими прочитаны, что позволило им создать представление об оккупации Австрии Германией, фашистском режиме, о начале Холокоста и спасении еврейских детей в вынужденной эмиграции без родителей.

Одним из сложных периодов изучения истории России являются, конечно, 30-40-е годы 20 века. Его прекрасно может иллюстрировать книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок», написанная по воспоминаниям Стеллы Нудольской (Приложение).

В книге содержится много интересного. В ней и описание поселения ссыльных, и межнациональное общение киргизов, русских, раскулаченных украинцев. Все с уважением относятся к киргизской культуре и языку, что еще больше располагает к ним местных жителей. В центре повествования – судьба маленькой девочки Эля, которая воспитывалась любящими родителями, пока отца не признали «врагом народа», а мать с дочерью отправляют в лагерь членов семей изменников Родины в Киргизии. Киргизы начинают называть Элю «кант-бала», что в переводе означает «сахарный ребенок».

Книга позволяет рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать. К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях. В приложении приведены отрывки, которые можно использовать как для иллюстрации изучаемых фактов и дальнейшей беседы, так и для того, чтобы побудить учащихся самостоятельно прочитать всю книгу и проанализировать её позже.

Книга способна иллюстрировать многие вопросы: выживание спецпереселенцев и раскулаченных, начало Великой Отечественной войны и возникающие трудности, переселение немцев Поволжья. Да и для преподавания обществознания эта книга – возможность иллюстрировать вопросы толерантности, межнационального общения, правового государства, верховенства закона.

Как видим в одной книге в несколько десятков страниц, такая яркая и в доступной форме изложенная история нашего государства, а точнее история людей, переживших 30-е и 40-е годы ХХ века.

И так, хочется сказать, что использование худ литературы в преподавании истории и обществознания остаётся актуальным, так как

1. позволяет вызвать интерес обучающихся;

2. побуждает размышлять, делать выводы;

3. иллюстрирует преподавание, вызывая эмоциональные переживания, способствую формированию убеждений.





















































Приложение.

«…Квартиру у нас не отобрали и вроде бы оставили нас в покое. Тогда мы не знали, что обозлённый сосед начал писать на маму доносы во все мыслимые инстанции.»

«… Нас привезли в ещё не действующий, строящийся лагерь, где собрали жён и детей «врагов народа... Были, как и положено, колючая проволока, вышки, часовые на них».

На территории - ряды строящихся бараков и несколько готовых, пустых. В них не живут - это рабочая зона.»

«… Удивительной была история этой семьи. Савелий и его жена Настя родились в Курской губернии ещё при царе Александре II. Фамилия их была Южаковы…. В 1907 году, уже имея пятерых детей … в начале столыпинской реформы отправились на поиски лучшей жизни. В степях за Волгой, в Казахстане переселенцам обещали земли сколько хочешь. Запрягли лошадей, нагрузили телеги скарбом и детьми, привязали сзади коров и ранней весной отправились в путь.

Ехали почти год. За это время схоронили младшую Фросю и родившегося в дороге мальчика. Уже зимой добрались до Актюбинска. Получили большой надел земли и пробедовали холода в купленной у местных казахов юрте. Весной засеяли поле семенным зерном, которое бережно привезли с собой. Работали все «с темна до темна, аж хребет трещал»…. Каждый год прикупали земли, скотина сама плодилась. Года через три прочно стали на ноги.»

«…Весной 1918 года Савелий, спасаясь от революции, продал всё имущество, погрузился на телеги и вместе с безропотной женой и пятью детьми (Лене - двадцать, Дуне - семнадцать, Мише и Дане по девять, Вере - шесть) двинулся в Среднюю Азию.

Часть наших соседей попала в Киргизию прямо с Украины в 1929 году («мы - украинцы», - говорили они про себя), а часть были столыпинскими переселенцами, уехавшими с родины в новые места - в Казахстан и Южную Сибирь - ещё до революции («мы - хохлы», - назывались эти), но тоже теперь лишёнными всего и высланными сюда».

«..Шли мы плотной кучкой. Впереди - заводила всех наших проказ, мальчик чуть старше меня со странным именем Сапкос - так киргизы произносят слово «совхоз». Именно так назвали Сосонбаевы своего сына. В конце 20-х - начале 30-х годов появилось много новых, нетрадиционных имён, произведённых от имён и фамилий вождей (Ленина, Сталина, Владлен), от слов политических лозунгов (Рэм - революция, электрификация, мир, Рим - революция, интернационал, мир) или просто отражавших стремления родителей (Артака - артиллерийская академия, Сапкос - совхоз).



«…В середине сентября прошёл слух, что в одно из отделений совхоза привезли на постоянное жительство немцев Поволжья. К нам в класс пришла новая ученица Эля Берг. До войны она жила в городе Энгельсе — столице республики немцев Поволжья. Но с началом войны республику ликвидировали, а всех немцев выселили в Среднюю Азию и в Сибирь. Об этом выселении говорили шепотом, а также о том, что выселяли не только немцев, но и другие народы с Поволжья, Крыма, Кавказа, Дальнего Востока».

«… собой в школу еду большинству из нас не давали - нечего было. Но мы приспособились заглушать голод: улучив момент, когда рядом никого нет, можно было, сидя на корточках, быстро растереть в ладонях колосок и, сдув шелуху, сунуть зёрна в рот. За время работы удавалось съесть пять-шесть колосков. Взрослые же, принимая мешки с колосками, проверяли наши карманы - не несём ли мы домой зерно, не совершаем ли кражу социалистического имущества».

«На следующий день учительница проверила, какие у кого есть учебники, и велела всем открыть «Историю» на конкретных страницах. Прошла вдоль парт, покачала головой… Учебники все старые. У кого-то чистенькие, как у меня, у кого-то в чернильных пятнах. Мария Михайловна продиктовала нам номера страниц, где должны быть закрашены чернилами портреты и фамилии деятелей революции, которые объявлены теперь врагами народа. Если у кого-то они ещё не закрашены, она велела сделать это дома, чтобы не тратить время на уроке».


Литература

1. Л. В. Байбородова, А. Б. Соколов, М.С. Корнеева Изучение истории в средней школе, Ярославль: Изд ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009 – 403 с.
2. А. В. Леонтович, А.С. Саввичев Исследовательская и проектная работа школьников, М, ВАКО, 2016. – 160с.
3. Т.И. Сечина и др. Справочник учителя истории и обществознания.Волгоград, Учитель, 2012 -219 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!