Использование интерактивных технологий обучения на уроках химии
Из опыта работы учителя химии
ГОУ ЛНР
«Марковская общеобразовательная школа» Белоус Т.Л .
«Ученик не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь»
Плутарх- древнегреческий философ
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном образовательном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Основные цели интерактивного обучения:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание аналитического и критического мышления;
- формирование коммуникативных навыков
- саморазвитие учащихся.
Интерактивные методы на разных этапах урока:
1. Фишбоун 2. Филворд 3. Мозговой штурм 4. «Верю – не верю» или «лайк - дизлай» 5. Найди ошибку 6. Крестики-нолики 7. Найди лишнее, объясни ошибку 8. Химический диктант 9. Технология «Алфавит из химических символов» 10. Ассоциативный куст 11. Проблемный вопрос 12. Кроссворд, ребус 13. ПРИЁМ «Сесть-встать» 14. Незаконченное предложение
Инновационные интерактивные методы на разных этапах урока: Прием «До и после» (изучение группы галогенов)
До
Утверждение
ученик читает утверждения и ставит возле каждого утверждения + (согласен) или – (не согласен)
После
Здесь прописаны утверждения ложные и истинные (заранее подготовленные)
Всего неметаллов в ПСХЭ 31
В конце урока проверяют свои догадки или ранее полученные знания (т.е. правильно ли проставил знаки + или – в начале урока)
Фтор, хлор, бром – это ядовитые вещества
Неметаллам присущее явление аллотропия
Прием «Сундук знаний »
Прием «Мешок с секретом» Удивительный металл – Кем же только он не стал, Вместе с группою (-ОН) Побелили весь этаж. А из него и карбонат иона Скульптор сделал Аполлона.
Прием «Это …, потому что …»
Йод – твердое вещество, но он обладает
свойством летучести, потому что …
Прием «Сторителинг»
- Однажды на камзоле ученого продрались локти.
Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил
по этому поводу: — Ученость выглядывает оттуда.
— Нисколько, сударь, — немедленно ответил ученый , — глупость заглядывает туда!
Web-квест «занимательная химия»
https:// learningapps.org/watch?v=p7jnj84in20
Прием «Отсроченная загадка»
- В конце урока сообщаю учащимся удивительный факт:
« На следующем уроке мы будем изучать вещество, которое описывается в экспедиции геохимика Ф.Е. Ферсмана. В центре пустыни Каракумы были открыты многочисленные холмы, состоящие из смеси песка и серы. Геологи набрали образцы серы, завернули в бумагу, снабдили этикетками, упаковали в ящики и отправили в институт. Когда же по прибытии стали распаковывать образцы, многие этикетки оказались чем-то изъедены, ящики местами прожжены, а из некоторых кусков серы капала жидкость».
- Учащиеся дома пытаются найти ответ на заданный вопрос.
Приём «Я беру тебя с собой»
- Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
- «Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
- Например: Мы будем изучать группу химических элементов. Они имеют твердое агрегатное состояние, но один из них газ.
Моя подсказка: Селен
Приём «шаг за шагом»
- Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала
Знал …, узнал …, нельзя забывать … или
Раньше я знал …, теперь я знаю …
Рефлексия: «Карта тела»