СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий на уроках литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный урок способен вызвать у детей интерес к предмету и проблемам обсуждаемым на занятии. Учащиеся получают новые знания в процессе игры и дискуссий с одноклассниками, существенно развивают свои коммуникативные навыки

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий на уроках литературного чтения»

Использование интерактивных технологий

на уроках литературного чтения


Слово «интерактив» пришло в русский язык из английского языка. Его дословный перевод означает «взаимный» (inter) и «действовать» (akt). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а так же с чем- либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.

Информационные потоки проникают в сознание учеников и активизируют мозговую деятельность. Разумеется, интерактивная технология обучения требует существенного изменения структуры урока. Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого учителя.

На практике интерактивные уроки состоят из нескольких этапов. Первый этап такого занятия – вступление, в процессе которого ученики узнают, какую задачу им нужно решить и каких целей достигнуть. Преподавателю нужно объяснить участникам правила и условия работы на уроке. Во время основной части интерактивного урока выясняют позиции участников, распределяют их на пары или группы и организуют взаимодействие между группами учеников. На этом этапа обсуждаются позиции и мнения участников, ученики получают новую информацию, переосмысливают и изменяют свои позиции по обсуждаемому вопросу.

Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики обсуждают всё, что происходило на занятии, чувства, которые они испытывали, и свои впечатления. Выделяя, что особенно удалось.

Главной целью учебного процесса является целостное развитие личности ребёнка при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. А этому в полной мере содействуют современные интерактивные технологии. При их применении ученик самостоятельно идёт по пути к знаниям и усваивает их в большем объёме.

Технология интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения.



Виды интерактивных технологий

Для эффективной подачи знаний на уроках литературного чтения по инновационному методу учитель использует:

- работу в малых группах, разбивая учеников на пары, тройки и т.д.

- методику карусели;

- эвристические беседы;

- лекции, изложение которых является проблемным;

- методику мозговых штурмов;

- деловые игры (ролевое чтение и инсценирование);

- конференции;

- семинары в форме дебатов или дискуссий;

- средства мультимедиа;

- технологии полноценного сотрудничества;

- метод проектов и т.д.


Игра

Это одно из наиболее эффективных средств интерактивного обучения, пробуждающий живой интерес к предмету. Дети любят играть. И эту их потребность необходимо использовать для решения воспитательных и учебных задач.

Деловые игры для школьников должны быть тщательно подготовлены и продуманы учителем. В противном случае они будут недоступны детям и утомительны для них.

Деловые игры на уроке способствуют:

- повышению интереса к учебе, а так же к проблемам, разыгрываемым и моделируемым в классе;

- возможности адекватного анализа той или иной ситуации;

- усвоению больших информационных объёмов;

- развитию аналитического и психологического мышления;

Деловые игры классифицируются в зависимости от:

- игровой среды (настольные, компьютерные, телевизионные, технические);

- области деятельности ( социальные, интеллектуальные, физические, психологические, трудовые);

- методики ( ролевые, сюжетные, предметные, имитационные);

- характера педагогического процесса (познавательные, обучающие, диагностические, обобщающие, развивающие, тренинговые).

Интерактивные технологии на уроках литературного чтения нередко используют ролевые игры. Они могут носить вид драматического или развлекательного действия. При этом участникам игры присваивается та или иная роль, которую дети играют либо по заранее созданному сюжету, либо руководствуясь текстом произведения. Это позволяет

- повысить мотивацию к изучению предмета;

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;

- совершенствовать умение активно общаться между собой.


Работа в парах или группах

Этот способ также популярен при проведении урока по интерактивному методу. Работа в парах или группах позволяет всем ученикам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия.

Группы или пары могут формировать сами ученики, но чаще это делает учитель. При этом педагог учитывает уровень учащихся и характер их отношений, а также ставит перед ними максимально чёткие задачи, записывая их в карточках или на доске. Также он дает группе достаточное количество времени для выполнения задания.


Карусель

Данную интерактивную технологию позаимствовали из психологических тренингов. Такой вид работы дети обычно очень любят. Для реализации данной методики учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них – это ученики, которые каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутреннее кольцо составляют неподвижно стоящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течении тридцать секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте. При использовании методики «Карусель» ребята беседуют с большим увлечением, урок проходит не только динамично, но и весьма результативно.


Мозговой штурм

В процессе проведения интерактивного урока данный метод позволяет оперативно решить поставленную перед классом проблему с учётом максимального использования творческой активности школьников. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволяют ответить на поставленный вопрос.

Существуют самые разнообразные методики интерактивного урока, которые можно использовать при проведении уроков литературного чтения. И применение каждого из них дает не только возможность развить у учащегося коммуникативные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, между педагогом и детьми.


Конструктивный диалог

Один из основных методов. В процессе урока учащиеся отвечают на поставленный вопрос, выдвигают и обосновывают свои версии, могут критиковать и поддерживать версии друг друга. Такой метод тренирует навык правильного ведения дискуссии. В обсуждении активно участвуют не только сильные, но и слабые ученики.


Принципы организации

Организуя интерактивные уроки литературного чтения, преподаватель должен придерживаться следующих принципов:

- необходимо психологически настроить своих подопечных на активное участие в занятиях: для этого можно проводить разминки, использовать различные методики поощрения;

- нужно побуждать учеников к самостоятельному поиску решения поставленной задачи;

- обязательно создание комфортной среды для открытого, равноправного взаимодействия участников обучения;

- преподавателю следует установить правила взаимодействия между учениками во время интерактивного урока;

- ученикам должны быть представлены необходимые источники информации для решения поставленной задачи.

Интерактивный урок, организованный в соответствии с вышеперечисленными принципами, станет не только полезным, но и запоминающимся мероприятием для учащихся.


Результаты


Я считаю, что применение интерактивных методов особенно актуально на уроках литературного чтения. Такие уроки проходят гораздо продуктивнее, чем обычные, так как в процессе будут задействованы не только сильные, но и слабые ученики. Интерактивный урок способен вызвать у детей интерес к предмету и проблемам обсуждаемым на занятии. Учащиеся получают новые знания в процессе игры и дискуссий с одноклассниками, существенно развивают свои коммуникативные навыки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!