СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка»


Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад-средняя школа»











ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Использование интерактивных методов обучения

на уроках русского языка в V-VII классах

для активизации познавательной деятельности учащихся»







Федорович Ольга Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

8 (029) 880-62-39

e-mail: [email protected]






1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в V-VII классах для активизации познавательной деятельности учащихся.

    1. Актуальность опыта

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества учащихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению подразумевает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, которая позволяет выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности в образовательном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему учителем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании урока-лекции, монолога, чтения литературы. Ученики при этом, как правило, не сотрудничают между собой и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно работает в познавательном процессе, выполняет творческие, поисковые, проблемные задания. Происходит взаимодействие учащихся при выполнении заданий в паре, группе.

Успех педагога зависит от его умения создавать на уроке условия для проявления и удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей учащихся.

Знакомство с методической литературой, в частности, со статьями и книгами Кашлева С.С., заставило меня по-новому посмотреть на средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, при котором происходит постоянное взаимодействие педагога и учащихся, взаимообучение и взаимопонимание. Учитель и учащийся выступают равноправными субъектами образовательного процесса [1, с. 38].

Интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование их в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся позволяет реально менять ситуацию в образовательном процессе.

Использование интерактивных методов даёт педагогу прекрасную возможность качественно изменить педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для учащихся, укрепить их положительную мотивацию в учении, в создании условий своего развития [4, с. 3-4].

    1. Цель опыта:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка путем использования интерактивных методов.

    1. Задачи опыта:

  1. Изучить существующие подходы использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

  2. Использовать интерактивные методы обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока.

  3. Проанализировать результативность проделанной работы, систематизировать и описать опыт.

1.5. Длительность работы над опытом

На протяжении четырёх лет, с 2013 по 2016 год, проводилась работа над темой опыта.

Была изучена методическая литература, отобраны и апробированы те интерактивные методы, которые можно эффективно использовать на уроках русского языка, состоялось обучение на курсах повышения квалификации в областном институте развития образования; были посещены уроки коллег и проведены открытые уроки с применением интерактивных методов обучения; разработан практический материал по теме опыта, определена степень воздействия интерактивных методов на активизацию познавательной деятельности и на повышение качества знаний учащихся; обобщены полученные данные.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта:

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных методов обучения позволит повысить результат обучения русскому языку.

2.2. Описание сути опыта

Под активизацией познавательной деятельности И. П. Подласый предлагает понимать целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников [5, с.155]. Исследователь отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути извлечения знаний, в приложении максимума личных, волевых усилий и энергии в умственной работе [5, с.95]

Познавательная деятельность ученика проектируется через методы обучения.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, которые активизируют процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик [2, с. 62].

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников образовательного процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей работы, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из обобщения понятий “интер” (между) и “активность” (усиленная деятельность). В этой связи термин “интерактивное взаимодействие” можно трактовать как усиленную деятельность участников между собой, а термин “интерактивное педагогическое взаимодействие” – как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой с целью развития [3, с. 37].

Интерактивное обучение подразумевает отличную от привычной логику образовательного процесса. Опыт и знания участников образовательного процесса являются источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, учащиеся берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа учеников, которые активно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

Задачи учителя в интерактивной технологии:

направление и помощь в процессе обмена информацией;

выявление разнообразия мнений;

обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников;

соединение теории и практики;

взаимообогащение опыта участников;

облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение к творчеству и самостоятельности учащихся [3, с. 40].

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является основой классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия интерактивные методы Кашлев С.С. разделяет на 6 групп:

  1. методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

  2. методы организации обмена деятельностями;

  3. методы организации мыследеятельности;

  4. методы организации смыслотворчества;

  5. методы организации рефлексивной деятельности;

  6. интегративные методы (интерактивные игры).

Рассмотрим возможности использования интерактивных методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока.

Цель организационного этапа – обеспечить благоприятную атмосферу для работы на уроке, а также психологически подготовить учащихся к общению. Создание конструктивной атмосферы – важное условие успешной результативности учебных занятий. Именно с создания благоприятной атмосферы, с организации внимания всех учащихся автор всегда начинает свои уроки. Целесообразным и продуктивным будет использование на организационном этапе методов создания благоприятной атмосферы.

Например, на самом первом уроке русского языка в 5 классе, во время знакомства с ребятами, на организационном этапе я применяю метод «Интервью». Каждый учащийся в течение 5 минут берёт интервью у соседа по парте, а потом рассказывает о нем всему классу. (Чем сосед любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать.) Метод помогает создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учащихся.

На одном из первых уроков в 5 классе использую интерактивный метод «Аллитерация имени». Прошу пятиклассников сесть в круг для того, чтобы каждый видел всех. Затем объясняю название метода и правила его реализации. В течение 1 минуты предлагаю придумать аллитерацию (дополнительную характеристику) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенности личности ребёнка. После того, как придуманы аллитерации имён, начиная с себя, говорю: «Хочу представиться вам – я Ольга отважная!» – и передаю эстафету следующему учащемуся. Следующий учащийся сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, затем представляет себя и т.д. Последнему участнику необходимо назвать аллитерации имён всех участников взаимодействия и завершить это представление собой [4, с. 58].

Часто на организационном этапе урока применяю метод “Поменяемся местами”, который помогает создать благоприятную атмосферу, установить коммуникации между учениками, оперативно включить их в деятельность и особенно подходит для учащихся V-VІІ классов. Этот же метод использую и с целью рефлексии (Приложение 1).

Метод “Подари цветок” реализуется в течение 3-5 минут. Даю любому ученику цветок с объяснением, почему это сделала; в свою очередь ученик дарит цветок кому-либо из одноклассников, при этом объясняя, почему он это делает, и т. д. Цветок могут дарить одним и тем же ученикам несколько раз. Реализация метода завершается тогда, когда цветок побудет у многих участников и, возможно, вернется к учителю. Метод “Комплимент” также эффективен для организации успешного взаимодействия. Каждому учащемуся необходимо сказать что-то приятное соседу по парте или тому, кто сидит слева или справа. Задание можно усложнить, если попросить использовать при этом слова по изученной теме.

При реализации методов создания благоприятной атмосферы необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся: не стоит требовать комплименты от ученика, который не хочет их произносить.

На этапе актуализации опорных знаний учащихся обеспечивается мотивация и происходит включение школьников в совместную деятельность.

Метод “1+2+4” включает в себя сочетание индивидуальной работы, работы в парах, в творческих группах, через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, способствует развитию участников (коммуникативных навыков, индивидуального сознания, мышления) через организацию взаимодействия. Очерчивая проблему (вопрос), учитель объясняет учащимся, что сначала решение проблемы (вопроса) будет осуществляться индивидуально каждым, затем в парах, а потом в творческих группах [4, с. 77] (Приложение 2).

Метод “Интервью” на этом этапе призван развивать учащихся через организацию интеллектуальной деятельности, смыслотворчества, диалога. Время реализации зависит от количества участников и может продолжаться до 10 минут. Прошу учащихся определить себе собеседника (возможно, при помощи жребия). Собеседники садятся рядом. Затем предлагаю 2-3 вопроса для интервью. В течение трех минут собеседники обмениваются информацией между собой по предложенным вопросам (информацию можно вкратце фиксировать в тетради). Принципиально важно отводить на обмен информацией не более пяти минут. Это побуждает участников к проявлению умения слушать и слышать. Далее по очереди предлагаю парам оперативно озвучить полученную информацию. Каждый участник представляет не собственное мнение, а мнение своего собеседника [4, с. 75] (Приложение 3).

Метод “Заверши фразу” реализую следующим образом. Предлагаю детям записать в тетради начало фразы (в соответствии с темой урока), которую необходимо завершить. Ученики индивидуально завершают фразу, записывают ее в тетрадь. Через две минуты предлагаю 2-3 ученикам сыграть роль экспертной группы: подойти к каждому из одноклассников, кратко зафиксировать те варианты, которые не повторяются, а после обобщить. Затем завершаю обобщение, предлагаю свою точку зрения. Метод позволяет оперативно, с первых минут урока включить в работу сразу всех учеников, создать условия для их развития, а в некоторых из них (участников экспертной группы) – для проявления своей субъективности [4, с. 99] (Приложение 4).

Одна из образовательных задач на этапе изучения нового материала – содействовать усвоению учащимися способов и средств, которые привели к определенным умозаключениям и обобщениям, а также к осмыслению понятий, правил, законов.

Метод “Ассоциации” способствует развитию индивидуального сознания участников через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога. Предлагаю какое-либо понятие для рассмотрения (в соответствии с темой занятия), которое записываю на доске. Например, «Самостоятельные и служебные» (тема урока в 6 классе «Части речи в русском языке»). Участникам предлагаю в течение 1-2 минут подумать над ассоциациями рассматриваемых понятий, подобрать 2-3 слова и записать их в тетрадь. Затем даю возможность каждому участнику назвать свои ассоциации, что фиксируется на доске. После этого называю свой вариант ассоциаций. Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемому понятию, зачитываю его и по ходу прошу учащихся выделить из составленного перечня 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают суть рассматриваемому понятия. Выбор фиксирую на доске. Вместе с участниками выделяю слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов. Участники анализируют полученный результат – насколько точно выделенные слова (получившие большее количество выборов) отражают суть рассматриваемого понятия. Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю суть рассматриваемых понятий и выделенных слов.

Метод «Выбор» содействует развитию учащихся через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности. В классном помещении в трех различных местах (чтобы участники могли свободно перемешаться) размещаю таблички со словами «да», «нет», «возможно». Задаю первый вопрос и предлагаю сделать выбор одного из вариантов ответа (участники расходятся по классу, становятся под соответствующей табличкой). По очереди бросаю мячик 1-2 участникам, которые находятся под каждой из табличек, и прошу объяснить свой выбор ответа, приводя аргументы. После этого задаю вопросы [1, с. 30].

Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль» в 6 классе задаю вопросы: «имя существительное – это самостоятельная часть речи?», «имя существительное обозначает действие?», «существительное изменяется по падежам? числам?», «существительное «медаль» мужского рода?» и т. д.

На этапе закрепления новых знаний и способов деятельности организую работа по отработке изученных знаний и действий посредством их использования по образцу или в изменённой ситуации.

Метод «Логическая цепочка» служит для активизации познавательной деятельности учащихся, их развития (в частности, развития логического мышления) через организацию интенсивной коммуникации, рефлексивной деятельности, смыслотворчества [4, с. 87] (Приложение 5).

На этапе обобщения знаний, подведения итогов урока организую работу учащихся по переводу отдельных знаний и способов деятельности в целостную систему.

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Его можно использовать с учениками любого возраста – от начинающих до выпускников. Перед уроком готовлю технологическую карту – лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны записан маркером алфавит (за исключением букв, с которых не может начинаться слово). Среди понятий, которые можно предложить ученикам для реализации метода, могут быть любые лингвистические или литературоведческие термины, названия художественных произведений, темы уроков, явления, понятия. Заполнение технологической карты начинается в группе и заканчивается тогда, когда у доски побывали все участники хотя бы по одному разу, или тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте хотя бы одно слово-понятие [4, с. 102] (Приложение 6).

На этапе рефлексивной деятельности организатором выступает учитель. Рефлексия – это оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате взаимодействия, которое произошло.

На этапе рефлексии учебной деятельности использую метод «Ключевое слово». Заранее каждый учащийся получает небольшой лист бумаги, на котором в течение одной минуты предлагаю написать лишь одно слово, с которым ассоциируется содержание (или оценка) урока и его результаты. По истечении времени каждый учащийся поочерёдно называет вслух своё слово. Далее провожу краткий анализ полученных результатов или предлагаю сделать это учащимся.

Метод «Рефлексивный круг». Все участники взаимодействия садятся в круг. Задаю алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; что нового вы узнали, чему научились?; каковы причины этого?; как вы оцениваете свое участие во время взаимодействия? Затем все участники по очереди высказываются в соответствии с заданным алгоритмом [4, с. 118].

2.3. Результативность и эффективность опыта

Диагностика успешности данного опыта проводилась на базе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад - средняя школа» в разрезе трёх лет.

Результаты диагностики показали, что использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка способствует повышению уровня познавательной активности учащихся, что в свою очередь оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения.

Применение интерактивных методов обучения на уроках русского языка привело к вполне конкретным положительным результатам (Приложение 7):

  1. повысился уровень познавательной активности учащихся ;

  2. повысился средний балл учащихся по русскому языку и качество знаний учащихся;

  3. выросла активность и результативность участия школьников в олимпиадах и лингвистических конкурсах.

Кроме того, укрепилась мотивация к изучению русского языка: учащиеся стали более открытыми, активными, эмоциональными, думающими, высказывающими собственное мнение, неравнодушными.

3.Заключение

Интерактивные методы играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся и повышении качества образования.

Использование их является не целью, а средством активизации познавательной деятельности учащихся. Во время такой деятельности ученик получает новые знания, добытые в процессе взаимодействия. Такие знания будут более прочными, осознанными, а это значит, более качественными. При организации на уроках интерактивного взаимодействия уменьшается количество времени, которое необходимо потратить на то, чтобы получить “качественный образовательный продукт”.

У школьников появляются новые мотивационные установки: они признаются, что многих из них подталкивает к активности на уроках необычная форма их проведения и что на уроке они чувствуют себя комфортно.

Результатом интерактивного взаимодействия всегда бывает ситуация успеха, потому что через совместную деятельность учителя и учащихся достигаются цели урока, исчезают конфликтные ситуации, ученики обогащают свой коммуникативный опыт и расширяют мотивационно-ценностную сферу.

В настоящее время опыт использования интерактивных методов обучения расширяю и совершенствую: методическая копилка пополняется новыми педагогическими находками, интерактивные методы обучения постепенно внедряются в практику обучения не только русскому языку, но и русской литературе, как на второй, так и на третьей ступени обучения.

Данный опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов, а также всеми педагогами, кто неравнодушен к своей профессиональной деятельности, заинтересован в успехе, эффективности и продуктивности уроков, повышении качества образования.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барановский, Д.Н. Интерактивное взаимодействие. Мотивация, креативность, исследовательский компонент / Д.Н.Барановский // Народная асвета. - 2006. - №7. - С.29-32.

  2. Губич, Л.П. Проблема разработки на современном этапе инструментариев управление познавательной деятельности учащихся / Л.П. Губич // Кіраванне ў адукацыі. – 2003. - № 3. – С. 60-73.

  3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: «Вышэйшая школа», 2004. - 176 с.

  4. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.

  5. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник дл студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

  6. Русский язык и литература. Как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост. И.В. Богачёва, И.В. Фёдоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 80 с.














Приложение 1

Пример использования интерактивного метода «Поменяемся местами» на организационном этапе урока и на этапе рефлексии

(фрагменты урока в VI классе)

Тема урока: Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды имён числительных по значению

Ход урока

  1. Организационный этап.

Цель этапа (прогнозируемый результат): создание благоприятной конструктивной атмосферу, подготовка учащихся к взаимодействию.

  1. Интерактивный метод «Поменяемся местами» (2 мин.)

Дети становятся в круг. Они должны быстро поменяться местами, отвечая тем самым на вопросы и выражая своё отношение к тому, о чём спрашивает учитель.

Учитель: «Приветствую вас, ребята! Поменяйтесь местами те,

  1. кто уже проснулся;

  2. кто приехал в школу на велосипеде;

  3. кому нравится весна;

  4. у кого хорошее настроение;

  5. кто не готов активно работать на уроке;

  6. кто хочет узнать что-то новое;

  7. кто считает, что знание русского языка и владение им понадобиться в жизни;

Замечательно! Садитесь, пожалуйста! Начнём наш урок!»



XI. Рефлексия учебной деятельности и эмоционального состояния.

Цель этапа (прогнозируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуации успеха, фиксирование собственного эмоционального состояния.

  1. Интерактивный метод «Поменяемся местами» (2 мин.)

Учитель: «Наш урок завершается. Определите своё эмоциональное состояние, уровень вашего участия в учебной деятельности. Поменяйтесь местами те,

  1. кто в чёрной обуви;

  2. у кого хорошее настроение;

  3. кто разобрался в том, что такое имя числительное;

  4. кто считает, что информация о числительном совсем бесполезна и не понадобится в жизни;

  5. кто не усвоил тему;

  6. кто устал;

  7. кто хотел бы продолжить работу;

  8. кто верит в удачу».















Приложение 2

Пример использования интерактивного метода «1+2+4»

(фрагмент урока «Употребление причастий в речи» в VII классе)

III этап. Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа (прогнозируемый результат): правильность и осознанность основного содержания изучаемого учебного материала; познавательная активность учащихся.

  1. Интерактивный метод «1+2+4» (5 мин.)

Выделяю ключевые понятия по изучаемой теме: причастие, стили речи. Предлагаю учащимся за определённое время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенными понятиями. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.

1-й этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально (1-2 мин.)

2-й этап. Обсуждение полученных записей в парах, затем в группах. Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. (1-2 мин.)

3-й этап. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочерёдно называет одно из записанных выражений и фиксирует его на доске. Основное условие – не повторять то, что уже сказано другими. (2-3 мин.)

В результате на доске – кластеры «Причастие», «Стили речи».

Подводится итог проделанной работы (учитель или учащиеся).










Приложение 3

Примерные вопросы для интерактивного метода «Интервью»

Тема

Вопросы

Словосочетание (V класс)

Какие виды словосочетаний вам известны?

Как правильно определить главное слово в словосочетании?

Какие конструкции не являются словосочетанием?

Второстепенные члены предложения Распространённые и нераспространённые предложения (V класс)

Какое предложение называется распространённым?

Что такое грамматическая основа предложения?

Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

Степени сравнения имён прилагательных

(VI класс)

Какие степени сравнения имён прилагательных вы знаете?

На что указывают степени сравнения имён прилагательных?

Как образуются степени сравнения имён прилагательных?












Приложение 4

Примерные фразы для интерактивного метода «Заверши фразу»

Тема

Фраза, которую нужно завершить

Язык и речь.

Качества речи

(V класс)

Язык – это ….

Речевая ситуация – это ...

Текст. Основные признаки текста

(VI класс)

Текст – это …

Основными признаками текста являются …

Параллельная связь – это …

Служебные части речи

(VII класс)

Самостоятельные части речи – это …

Служебные части речи отличаются от самостоятельных тем, что ...

Способы образования слов

(VI класс)

Я знаю следующие способы образования слов …

Слова «неудача», «правнук», «пригород» образованы …

В словах «входить» и «выходить» одинаковый корень -ход-.

Эти слова имеют противоположное значение, потому что…

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

(VI класс)

Одушевлённые имена существительные – это …

К неодушевлённым именам существительным относятся …

Грамматическим показателем одущевлённости/неодушевлённости имён существительных являются …




Приложение 5

Пример использования интерактивного метода «Логическая цепочка» на этапе закрепления изученного материала

(урок «Имя числительное как часть речи» в VI классе)

Компоненты логической цепочки:

  1. Имя числительное.

  2. Самостоятельная.

  3. Часть речи.

  4. Число, количество.

  5. Порядок предметов при счёте.

  6. Количественные.

  7. Собирательные.

  8. Порядковые.

  9. Стили речи.

















Приложение 6

Интерактивный метод «Алфавит»

(урок «Морфологический разбор имени числительного» в VI классе)

На обратной стороне доски сверху вниз записано слово «числительное». Знакомлю учащихся с условиями реализации метода. Предлагаю шестиклассникам раскрыть суть термина «числительное», записав слова, начинающиеся с определённой буквы данного слова, раскрывающие сущность, смысл числительного как части речи.

Почему в списке нет слов на букву Ь?

Ч – число, часть

И – информация

С – сколько, сумма

Л – летоисчисление

И – итог

Т – три, третий, тринадцать, трудности в склонении

Е – единство

Л – любознательность

Ь –

Н – названия чисел

О – ограничение, округление, общность

Е – единство












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!