СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на НПК по теме "Использование инновационных технологий на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Степная средняя общеобразовательная школа»












Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя математики












Автор: Сайфутдинова М.В.,

учитель математики,

первая категория









п. Степной
2023 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3

Содержание работы…………………………………………………………….........4

  1. Инновационные образовательные технологии…………………………..……4

    1. Информационно-коммуникационные технологии………………..………..…4

    2. Технология проектно-исследовательской деятельности………...…………….5

    3. Дистанционные образовательные технологии………………..…………….…6

    4. Технология формирующего оценивания………………………..………….…..8

    5. Интерактивные технологии………………………………….………………….9

    6. Здоровьесберегающие технологии…………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………...…………...11

Список использованных источников и литературы……………… ……….… 12

Приложения……………………………………………………………………….....12














































Введение

Есть только один путь постижения –

действовать.

П.Коэльо


В настоящее время методика обучения переживает период, связанный с изменением целей образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, построенных на компетентностном подходе. В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

Гипотеза: использование инновационных образовательных технологий в обучении математики способствует повышению эффективности учебного процесса, формированию ключевых компетентностей учащихся.

Цель работы: показать значимость применения инновационных образовательных технологий в становлении и развитии высоконравственной, творческой, самостоятельной личности, способной адаптироваться в современном мире.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме «Инновационные образовательные технологии в учебном процессе».

  2. Раскрыть условия и способы развития информационных компетентностей учащихся.

Актуальность темы: Информационные и интеграционные процессы, происходящие в обществе и образовании, неразрывно связаны с применением современных образовательных технологий.

Объект исследования -  инновационные образовательные технологии.

Предмет исследования – условия и способы развития информационных компетентностей учащихся.

Методы исследования: анализ научно – методической литературы, педагогические наблюдения, обобщение полученных результатов.























Содержание работы

  1. Инновационные педагогические технологии

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных технологий. Их применение способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.

В переводе с греческого «techne» - искусство, мастерство, умение, «logos» - наука, закон. Технология – это наука о мастерстве. Инновационные педагогические технологии - это  проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения, повышающих его эффективность. Их применение имеет чётко заданный результат, обеспечивает комфортные условия всем участникам образовательного процесса.

К ним относятся:

  • здоровьесберегающие;

  • технологии проектной деятельности;

  • технология формирующего оценивания;

  • развивающие;

  • коррекционные;

  • информационно-коммуникационные;

  • дистанционные образовательные технологии;

  • личностно-ориентированные;

  • игровые.
    Более подробно хочу остановиться на технологиях, применяемых в работе со своими учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.

    1. Информационно-коммуникационные технологии

Их применение позволяет выйти за рамки учебника и сделать учебную и внеурочную деятельность разнообразной и интересной. Для этого я использую:

Программы-тренажеры по математике,  применение которых формирует умения и навыки учащихся. Развивает логическое, алгоритмическое и творческое мышление. Помогает в закреплении уже имеющихся знаний. Экономит время на уроке, в самоподготовке учащихся. Для этого использую:

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.

  • Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/.

Единая коллекция ЦОР

Её применение на уроках математики, в сочетании с традиционными методами обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала. Предоставляет возможность в традиционной и инновационной форме создавать задания.  

Контролирующие программы

Их использование позволяет установить связь в учебной деятельности между учителем и обучающимися. Проследить динамику продвижения каждого ученика, способствует накоплению оценок. Помогает соотнести трудности заданий с результатами обучения. Эти программы предназначены для текущего и итогового контроля. В своей работе я отдаю предпочтение открытому ресурсу «Сдам ГИА». Во-первых - основатель этого ресурса – является разработчиком контрольно-измерительных материалов к Государственной итоговой аттестации и ВПР. Предложенные образцы заданий, приближены к реальным экзаменационным КИМ и вариантам ВПР. Во-вторых, это полностью бесплатная обучающая система. В-третьих, портал предоставляет обширные возможности организации различных форм работы с учащимися, как на уроке, так и в самостоятельной подготовке.

Демонстрационные программы

Это прикладные программные средства, которые я использую на разных этапах организации учебной деятельности учеников, как на урочных занятиях, и в самостоятельной работе. Их основные достоинства:

  • информативность;

  • наглядность;

  • динамичность;

  • возможность варьирования пользователем параметров демонстрируемой модели и режимов работы демонстрационной программы;

  • простота управления работой.

К таким программам относятся презентационные программы для графического редактирования, выполнения творческой работы учащимися, опорные схемы, таблицы.

Информационно-справочные материалы

Они необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. Оказывают помощь моим учащимся при подготовке к итоговой аттестации, способствуют быстрому запоминанию теоретического материала.

Несмотря на то, что ИКТ шагнули далеко вперёд, процесс обучения с их использованием становится динамичным, интересным, современным.

    1. Технология проектно-исследовательской деятельности

Сущность технологии  в том, что обучающиеся, учитывая свои интересы, выполняют собственный проект, решая практическую исследовательскую задачу, под моим руководством. Большую роль в своей педагогической деятельности отвожу этой технологии. Значимость и ценность, которой позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Включаясь в реальную действительность, они овладевают новыми знаниями. Учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность способствует формированию готовности учащихся к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. 

Формы организации учебно-исследовательской

деятельности на урочных занятиях

  • урок-исследование;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера.

Исследовательская деятельность на уроке способствует формированию УУД, ключевых компетенций учащихся:

Личностные:

  • самооценка;

  • самоконтроль.

Регулятивные:

  • постановка цели;

  • составление плана своей работы.

Коммуникативные:

  • аргументация;

  • защита своей идеи.

На внеурочных занятиях я использую различные формы учебно-исследовательской деятельности:

  • элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета;

  • работа на платформах Учи.ру, Решу ЕГЭ, РЭШ.

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах.

    1. Дистанционные образовательные технологии

Это технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии, предусматривающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Одна из форм применения - работа на цифровых образовательных платформах, созданных для реализации государственной целевой программы «Развитие образования». Цель которых обеспечить массовое использование дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений. Более подробно хочу остановиться на платформах, где зарегистрированы и обучаются мои учащиеся.

Учи.ру

Для учащихся работа на платформе https://uchi.ru/ предоставляет:

  • большой выбор предметов;

  • разнообразие заданий (проверочные работы, видеоуроки);

  • отработку вычислительных навыков;

  • участие в олимпиадах;

  • возможность контроля и оказания помощи со стороны родителей;

  • пополнение портфолио;

Мне, как учителю дает возможность:

  • использование платформы в урочной и внеурочной деятельности;

  • проведение уроков в дистанционном формате;

  • получение детальной статистики об образовательных результатах каждого ученика;

  • повышение качества обучения;

  • формирования индивидуальных заданий;

  • привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах;

  • повышение интереса к предмету;

  • бесплатное прохождение курсов повышения квалификации;

  • участие в конференциях и вебинарах.

«Российская электронная школа» (РЭШ)

Электронный ресурс РЭШ https://resh.edu.ru направлен на создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, примерной основной образовательной программе начального, основного и среднего общего образования и построенного на основе передового опыта лучших учителей России. Данная платформа содержит интерактивные уроки по школьному курсу с 1 по 11 класс. Работа на данном портале дает возможность каждому учащемуся получить бесплатное качественное общее образование.

Главным преимуществом использования электронной школы является соответствие потребности современных учащихся, которые предпочитают учебной литературе компьютерные игры. Усвоение учебного материала в системе: невозможно перейти к другой теме, если не усвоил тему перед ней. Для изучения материала используются видеоуроки, компьютерная графика, тестовые задания для отработки темы.

Формирование функциональной грамотности учащихся

В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной

грамотности учащихся» в своей работе использую материалы платформы по направлениям:

  • демонстрационные материалы;

  • банк заданий по математике;

  • характеристики заданий;

  • методические рекомендации;

  • критерии оценивания.

Для проверки функциональной грамотности на сайте https://fg.resh.edu.ru работаю по следующему алгоритму:

  1. Ввожу название мероприятия.

  2. Выбираю элемент для оценки – математическая грамотность.

  3. Ввожу дату, вариант КИМ.

  4. Получаю коды доступа, раздаю учащимся.

  5. Проверяю работу как эксперт.

Бесплатное использование ресурса, возможность мониторинга знаний учащихся помогают в работе по формированию математической грамотности.

Портал «Решу ЕГЭ»

Предусматривает самостоятельную подготовку учащихся к итоговой аттестации https://ege.sdamgia.ru/. Его преимущества:

  • размещён справочный материал;

  • подробный разбор заданий, несколько вариантов решения;

  • последовательность в повторении тем, возможность проверки знаний;

  • возможность проведения итогового контроля в формате ЕГЭ;

  • возможность проведения итогового контроля индивидуального уровня каждого учащегося;

  • знакомство с критериями оценивания второй части ЕГЭ;

  • мониторинг и статистика результатов в классном журнале.

Ресурс ЯКласс

Образовательный  интернет - ресурс для педагогов, учащихся и их родителей. Сайт начал свою работу в марте 2013 года и на сегодняшний день является площадкой для 27000 школ не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья. На его платформе можно осуществлять дистанционное обучение. Работа на платформе даёт возможности

для учителя:

  • создание домашних, проверочных, контрольных работ;

  • обширный теоретический материал по темам школьного курса;

  • получение сгенерированного отчёта о выполненных заданиях;

  • создание собственных заданий;

  • участие в конференциях и вебинарах.

для учащихся:

  • изучение теоретического материала самостоятельно;

  • отработку заданий по всем темам курса;

  • участие в олимпиадах.

    1. Технология формирующего оценивания

В своей педагогической практике применяю технологию формирующего оценивания. Формирующее оценивание – это стратегия обучения, при которой у учеников есть возможность отслеживать свои достижения и ошибки, самим управлять своим обучением.  Осуществляется обратная связь учителя и ученика, что позволяет оценить усвоение темы урока, наметить перспективы дальнейшего развития учащегося. Использование технологии формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. Работа по данной теме обеспечивает прирост знаний, способов деятельности и коммуникации, даёт возможность проследить личный прогресс ученика в обучении. Данный опыт ценный для всех участников образовательного процесса. Примером использования данной технологии на уроке математики, могут служить, разработанные мною листы самооценки. Один из них можно применить на уроке в 10 классе по теме «Обратная функция» (приложение 1).

    1. Интерактивные технологии

Применение этих технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, формирует положительную мотивацию к изучению предмета, устойчивый познавательный интерес, повышает качество знаний. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением.

Я как учитель, выполняю следующие функции:

  • как информатор-эксперт излагаю текстовый материал, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса;

  • как организатор налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий;

  • как консультант помогаю искать решения поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Интерактивную модель обучения на уроке внедряю через следующие моменты:

  • работа в парах, малых группах;

  • игра;

  • технология сотрудничества.

Применение интерактивных технологий даёт

ученикам:

  • развитие личностной рефлексии;

  • осознание включенности в общее дело;

  • развитие навыков общения;

  • принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

  • повышение познавательной активности.

классному коллективу:

  • формирование класса как группы по общим интересам;

  • повышение познавательной активности;

  • развитие навыков самоанализа и анализа в процессе рефлексии.

мне, как учителю:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использование интерактивных технологий позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.







Основные принципы, которые я использую при формировании умений и навыков, являются постепенность и непрерывность:

Системой продуманных мер содействую формированию у школьников положительной мотивации учения

излагаю, объясняю и показываю практическое применение алгоритма о способах учебной деятельности







ученики самостоятельно и осознанно применяют приобретенные навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов

ученики отрабатывают знания алгоритма, действуя под моим руководством по образцу, применяя знания в аналогичных ситуациях







    1. Здоровьесберегающие технологии

Как учитель математики, формирую здоровый образ жизни, забочусь, чтобы психологическая обстановка урока сохраняла здоровье учащихся, не возникало трудностей при решении задач. Создаю атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Соответствие состояния кабинета нормам СанПин, исправность учебного оборудования, готовность рабочих мест к уроку, все эти показатели сохранения здоровьесберегающих технологий. Учащиеся содержат свое место в порядке, вовремя готовятся к уроку. Дежурные следят за дисциплиной, классной доской.

Стараюсь четко организовать учебный процесс. Своевременно делаю необходимые записи на доске. В середине урока провожу физические минутки, разминки, используя для этого упражнения для глаз и укрепления осанки. Всех объединяет – желание сохранить бодрость духа, стремление к действию, активность, а это главный результат модели выпускника.

























Заключение

  Подводя итог,  можно сказать следующее: использование инновационных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности помогает учащимся в получении новых знаний. Ребята овладевают более высоким уровнем личной социальной активности. Появляется возможность стимулировать их творческие способности. Учебный процесс становится приближенным к повседневной жизни. Формируется активная жизненная позиция. Все это способствует эффективному усвоению знаний. Развивает навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения. Учит решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска, формированию навыков исследовательской деятельности. Использование вышеперечисленных современных инновационных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать результата в обучении математике, развивает познавательный интерес к предмету, мотивирует обучающихся. Расширяет их кругозор, формирует умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. Повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

   Системная работа по использованию педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе, активизирует учащихся к участию в предметных неделях, олимпиадах, научно-практических конференциях, снижает порог тревожности.







































Список использованных источников и литературы

1.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

2.Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.

3. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.


















































Приложение 1

Лист самооценки по теме: «Обратная функция»

Ф. И. ученика _________________________

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».

Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить 1ошибку по невнимательности.


( из 7 заданий допускается 1 ошибка)

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».

Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить 2 ошибки (1вычислительного характера, 1 в построении графика)

( из 7 заданий допускаются 2 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными»

Знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но не во всех случаях могу применить;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить ошибки.

( из 7 заданий допускаются 3 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными».

Не знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но могу сделать задание по образцу и допустить вычислительные ошибки.

Не умею строить график обратной функции.

(из 7 заданий больше половины сделано не верно)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!