ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др.). Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт (60-е г. прошлого столетия) пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде.
Теория Ж. Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на С.Пейперта сильное влияние.
Важнейшей задачей дошкольного образования является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. В этом контексте ознакомление дошкольников не только с преимуществами современных информационных технологий, известным детям из повседневной жизни, но и с возможными опасностями их использования представляется разумным.
Дошкольное образование выполняет задачу обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, развития положительного самоощущения. В этой связи возможность приобщиться к информационной деятельности с применением технических средств, столь привлекательной для дошкольника, не противоречит решению данной задачи.
Ещё одна задача дошкольного образования касается развития инициативности, любознательности, произвольности и способности к творческому выражению. Думается, что можно увеличить число средств, позволяющих развивать названные качества личности, за счёт использования на занятиях интерактивной доски или планшета.
Дозированное применение информационных технологий в дошкольном образовании вполне может способствовать решению такой задачи, как формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей, не заменяя, а дополняя традиционные способы организации деятельности дошкольников.
Использование информационных компьютерных технологий в сфере образования может повысить эффективность образовательного процесса и способствовать сохранению здоровья обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ, которые привносит в образовательный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.
Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введение в учебный процесс. В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого-педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой продуктивных обучающих программ и методик.
И, конечно же, использование информационных технологий на занятиях с дошкольниками не противоречит такой задаче, как развитие компетентности в сфере отношений к миру, включению детей в различные формы сотрудничества.
В своей работе мы используем формы организации занятий с включением информационных технологий, а именно интерактивной доски. Занятия получаются удивительно эмоциональные, дети довольны и результаты проведенной работы остаются на высоком уровне.
Таким образом, использование современных информационных технологий на занятиях с дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.