СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий на уроках литературы в старшей школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

?одлм с работодка и как выстроиученногоесвошли в жизн

Икт прочно

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий на уроках литературы в старшей школе»















  1. Мастер-класс Воеводиной А.Н.

  2. Мастер - класс Сафроненко О.Ю.

  3. Урок Устиновой Е.С. + презентация

  4. Презентация Поповой Н.В.

  5. Анкета (Листовка)

  6. Доклад Игнатьевой Е.А.



























Мастер-класс Воеводиной А.Н.







Пояснительная Записка



Добрый День, уважаемые коллеги!



Новый век диктует новые правила в обучении наших учеников. Существует стандартная платформа обучения, с который мы сталкиваемся ежедневно в свой работе, приходя в класс к детям. И новая прогрессивная с обновленной методологией. Мы меняем принципы обучения, совершенствуя свои навыки в работе и переходим к новым стандартам и принципам образования. В своей работе я опираюсь на системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников. Я широко использую виртуальную доску Idroo, которая помогает мне достичь положительных результатов в достижении поставленных целей,а именно развивать способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, развивать навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Мастер- класс разработан для педагогов-коллег и тех людей, кто каждый день вкладывает в будущее поколение, в новую Республику, свое сердце и душу.





Рассчитанное время для проведения мастер - класса 20 минут.







Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроке английского языка с помощью электронной доски Idroo



XIX век – век новшеств и нововведений, век открытий и стремлений, век совершенствования всех сфер жизни человечества, образовательный процесс не исключение. Стратегия развития современного образования - это направление учебной деятельности на выработку у современных учеников необходимых компетентностей, которые бы в будущем давали возможность ученикам школ чувствовать себя на высоком уровне развития в мировом мультинациональном пространстве. Это обусловлено многими факторами, приоритетом среди которых есть тенденция к интенсификации развития международных контактов в различных сферах деятельности. Важное место в этих трансформациях принадлежит обновлению содержания образования.

Главная цель обучения английского языка в начальной школе – формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивается лингвистическим, разговорным и социокультурным опытом, согласованных с возрастными особенностями младших школьников.

Начальный этап обучения английскому языку в начальной школе особенно важен, так как в этот период закладываются психолингвистические основы иноязычной коммуникативной компетенции, необходимые для дальнейшего развития учеников.

Согласно новой структуре школьного иностранного образования начальный этап изучения английского языка начинается с 1 класса. В связи с этим возникает вопрос о выборе методов и приемов внедрения иностранного языка в школе. Я предлагаю мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроке английского языка с помощью электронной доски Idroo

Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; 
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; 
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; 
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

К решению этих вопросов я подхожу с помощью электронной доски Idroo.

Idroo – полезный плагин для пользователей интернета. Его основная функция заключается в том,что благодаря ему можно вставлять изображения,рисовать,редактировать графику и главное все это передавать и показывать собеседнику в одной комнате и на расстоянии. При этом данные сохраняются, и родители с легкостью могут ознакомиться с проведенными уроками и материалами, задействованными в них. Это дает возможность повторить, пройденные этапы урока и возможно обучиться самим. Ведь не даром лозунг нашей школы: «Школа- Семья». Виртуальная доска полезный плагин для уроков, семинаров, вебинаров, конференций. Благодаря ему можно передавать графики, схемы, рисовать. Особенности устройства

  • Бесплатен

  • Возможность проведения со многими участниками

  • С помощью доски возможно вставить простые и комплексные математические уравнения

  • Рисовать и записывать идеи

  • Выразить идеи через изображения

  • Все вкладки редактируются и сохраняются по дате

  • Может использоваться для проведения высококачественных семинаров

  • Имеет возможность работы с видео материалами и прочее.

Работа с Idroo помагает мне как готовиться к уроку, так и сохранять материал, а главное не трудоемко, интересно и легко в обращение. Требует компьютера и доступа в интеренет. При этом младшие школьники адаптируются к мультимедийному пространству и со 2 класса вполне могут создавать презентации на уроке. На уроке в 1 классе главной формой обучения выступает игра в разных ее проявлениях. Специфика игры на моих уроках отвечает требованию «Детское творчество – превыше всего» Доска помагает мне использовать все виды игр за время каждого урока,а именно

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры

фонетических игры

  • Скороговорки.В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку. Изначально,скороговорку помещаю на виртуальной доске с добавлением сказочных персонажей. Именно они помагают в первоначальном произношении

1. Pat’s black cat is in Pat’s black hat. 2. If you, Andy, have two candies give one candy to Sandy, Andy. 3. A cup of nice coffee is in nice coffee-cup. 4. Geb is Bob’s dog. Tob is Mob’s dog. 5. Pat keeps two pets.

Орфографические игры

  • Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к виртульной доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).



Творческие игры

Авторская технология «Зеркало».

С помощью повторения стихотворений учителем на первых этапах урока, а затем эстафетой по классу, дети в кротчайшие сроки изучают большое количество стихотворений и речевок, при этом работают все и аудиалы, визуалы и кинестетики. Так как работает и речь, и тело и жестикуляция. Забыв дома какой-то элемент ребята могут найти его на моем сайте и повтрить с помощью доски.

Согласно проведенным урокам, можно судить о том, что наиболее перспективным является использование игр совмещающих в себе несколько подразделений. Однако следует учесть, что игра имеет учебное значение и в 1 классе не должна превышать более 15-20 минут. И с каждым последующим классом, игровые технологии сменяются пректными, соответствующими возрасту детей.

Судить о результативности уже можно, хотя прошу учесть, что использую виртуальную доску 1 год в школе, я вижу прогресс в достижении учащимися новых уровней развития, вижу стремление как учеников, так и родителей, заинтересованных в образовательном стандарте нашей республики ДНР.



































Мастер-класс Сафроненко О.Ю.



МАСТЕР-КЛАСС

КЛАССНЫЙ ЧАС-МАСТЕРСКАЯ

ТЕМА: «Хлеб – всему голова»

МОЙ ДЕВИЗ: Если вы хотите, чтоб вас помнили – сейте пшеницу; если вы хотите, чтобы вас помнили десятки лет – посадите сад, а если вы хотите остаться в веках – воспитывайте детей.

ЗАДАНИЕ МАСТЕРСКОЙ: задание мастера при подготовке мастерской стараться подобрать как больше индукторов разного характера, чтобы влиять в комплексе на мотивационную, эмоциональную сферу личности ученика. Ребенок должен усвоить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желания сделать что-то новое, непохожее на увиденное раньше, проявить себя, свою индивидуальность.

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба, расширять представление о хлебе как одном из величайших богатств земли, расширять представление детей о видах хлебобулочных изделий.

I ИНДУКТОР

Слово учителя: Приглашаю вас на вернисаж, на котором представлены иллюстрации-символы, связанные одной темой.

Внимательно посмотрите и скажите, с чем ассоциируются у вас экспонаты выставки

  • Земля

  • Солнце

  • Дождик

  • Трудовые руки

  • Рушник

  • Соль

  • Ребенок

  • Праздничный стол

Слово учителя: Что объединяет все эти символы? Давайте выпишем ключевые слова.

Слово учителя: Какое же слово главное?

Слово учителя: Жизнь, а жизнь не может существовать без еды, а самый главный продукт в жизни это конечно же – ХЛЕБ. Тема нашего классного часа «Хлеб – всему голова»

Француз Антуан Огюст Пармантье (1737-1813) дал замечательное определение сущности хлеба для человека: 
"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и и хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности".

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Слово учителя: А сейчас при помощи упражнения «Елочка ассоциаций» мы создадим свой продукт. Я не случайно вас поделила на три группы, потому что мы будем создавать три продукта. Итак, начинаем. Напоминаю, главное слово нашего классного часа это ХЛЕБ, подберем к нему 4 ассоциативных слова, последнее станет стартовым для следующих 4 ассоциаций, затем еще 4 слова, сделаем 4 перехода

(приблизительные ответы)

ХЛЕБ

КАРАВАЙ

ЛЮБОВЬ

Вода

Невеста

Счастье

Мука

Жених

Радость

Дрожжи

Свадьба

Веселье

ЗАКВАСКА

РЕБЕНОК

ЖИЗНЬ

Тесто

Семья


Печь

Мама


огонь

папа




ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слово учителя: настало время презентовать ваши творческие продукты

  1. Зачитайте, пожалуйста, ваши стартовые слова (зачитывают)

  2. Прошу составить словосочетания из стартовых слов (зачитывают)

  3. А сейчас самое главное – ваш продукт

  1. Первая группа составит эссе из 4-5 предложений

  2. Вторая группа составит акростихи из любых двух стартовых слов

  3. Группа попробует вспомнить пословицы и поговорки о хлебе

(Дети зачитывают свои ТП)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ



Слово учителя: Слово «хлеб» знакомо каждому из нас с детства. Кстати само слово имеет давнее происхождение. В словаре древних готов можно найти слово «хлайфс», которое произошло от названия посуды, в которой хлеб пекли. В старонемецком сохранилось слово «хлайб», а в эстонском «лейб». Эти сочетания сильно напоминают русское слово «хлеб».
Что такое хлеб? В первую очередь это пищевой продукт, который получают путем термической обработки – жаренья, паренья, выпекания. Основой хлеба всегда является мука и вода. Добавки могут быть самыми разнообразными, на свете существует огромное множество сортов хлеба.

Все мы знаем такое выражение как «блокадный хлеб». Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года. Уже на 12 сентября 1941 года оставалось запаса на все население Ленинграда на 30-35 суток.

Хлеб выдавали по карточкам. Потерять карточку – означало – «смерть». Норма выдачи хлеба в ноябре составляла 125 грамм, кусочек с мизинец.

И только 27 января 1944 года блокада была снята. За это время только от голода умерло 650 тысяч простых людей. Я предлагаю вам в память об этих страшных днях послушать песню в исполнении Эдуарда Хиля.

II ИНДУКТОР

Опрос детей: Скажите, какие чувства вы испытали, смотря этот ролик? Какие эмоции?

Слово учителя: Есть только одно слово, которое равнозначно слову ХЛЕБ. И это слово мы попробуем воспроизвести при помощи упражнения «Мозговой штурм». Я предлагаю вам создать еще один продукт. Мы подберем ассоциации к словам ХЛЕБ, БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ,КАРАВАЙ.

У вас на столах картинки, выберите и наклейте к своим основным словам ассоциативные образы.. Мы сделаем маленькие калажи, и посмотрим, что у нас получилось.

(дети составляют калажи, приблизительно получится так)

Хлеб – жизнь, счастье, радость, еда и т.д.

Блокадный хлеб – боль, смерть, жизнь, слезы и т.д.

Каравай – праздник, счастье, веселье, жизнь и т.д

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА

На доске прикрепляем калажи, а в центре ПРИКРЕПЛЯЕМ картинку с надписью ЖИЗНЬ

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Слово учителя: Что может быть важнее хлеба и жизни? Да. Сейчас хлеба у нас вдоволь. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. В каждой семье ежедневно в отходы идет 100 гр. Хлеба. По городу это несколько тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычеркивается несколько гектаров зерновых. А вы представляете, сколько таких городов. Каждому из нас нужно бережно относиться к хлебу.

(ученик читает стих «Помните о хлебе»)

III ИНДУКТОР

У нас на Донбассе проживает огромное количество людей разных национальностей. И у каждого народа есть свой священный хлеб и естественно он имеет разные названия. Я не спроста просила вас прочитать литературу о хлебе разных народностей. И сейчас при помощи упражнения «Дерево решений» мы проверим ваши знания.

( На доске слева написаны национальности, а справа прикреплены вразброс карточки, названия хлеба. Нужно составить соответствие)
СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА

Слово учителя: итак создаем наш продукт. С каждой группы я приглашаю по одному человеку

  • Армяне – матнакаш

  • Россия – черный хлеб

  • Евреи – маца

  • Кавказцы – лаваш

  • Среднеазиаты – тандыр

  • Немцы – брецель

  • Американцы – бейгл

  • Славяне – каравай

  • Индусы – наан

  • Грузины – шоти

Матнакаш (Армения) – национальный армянский хлеб. В основе этого хлеба может быть мука разных сортов. Внешне матнакаш имеет форму плоской лепешки, тесто не отличается пышностью, но при этом достаточно пористое и эластичное. Сегодня по этому рецепту выпекают хлеб во многих странах Кавказа.

Черный хлеб (Россия)  - каравай из ржаной муки – это исконно русский рецепт. Сегодня такой хлеб выпекают во многих странах СНГ, но все же «краюшка черного хлеба» больше всего связана с российской историей. Черный хлеб может изготавливаться из обдирной ржаной муки, из обойной, из смеси ржаной муки и второго сорта.  Сегодня существует множество видов такого хлеба с добавками, самые известные из них «Бородинский», «Купеческий».


Маца (Израиль) – еврейский хлеб. Особенность его в том, что он изготавливается из теста, не прошедшего ферментацию.
Лаваш (Кавказ) – бездрожжевой хлеб, популярный у народов Кавказа. Представляет собой очень тонкую лепешку. Может выпекаться в каменной печи – раскатанные куски теста налепливают прямо на каменные стенки.
Тандыр – нан (Средняя Азия) – хлеб азиатских кочевников – киргизов, узбеков, таджиков, казахов и др. Выпекается в каменной печи – тандыре, сверху может быть посыпан кунжутом.
Наан (Индия)  - национальная индийская лепешка. Традиционно должна быть постной, с добавлением семян и специй. Брецель (Германия)  - немецкий крендель. Его изюминка  - в форме. Сверху брецель посыпают крупной солью, кунжутом, сыром.
Бейгл (США) – изделие из дрожжевой муки круглой формы, с начинкой и дыркой посередине. Современные бейглы напоминают пончики, политые глазурью. Однако традиционный бейгл  принято есть с мягким сыром и лососем.
Каравай (Славянские народы) – ритуальное блюдо славян – украинцев, белорусов и русских. Изначально каравай предназначался для свадебного стола. Позже стал ассоциироваться с любыми праздниками и гостеприимством. Особенность выпечки – это украшение каравая различными резными фигурками и плетением из теста.

Шоти (грузинский хлеб) - выпекаемый с применением дрожжей и имеющим специальную форму.

Слово учителя: А как называется этот хлеб ( показываю батон, который дают детям в столовой как гуманитарную помощь). Правильно – батон. Это наш хлеб. Так пришлось, что теперь вы знаете совсем другую цену хлеба. И я благодарна вам и вашим родителям, что вы так бережно относитесь к нему

РЕФЛЕКСИЯ

Слово учителя: И в конце нашего классного часа я хотела бы создать наш главный продукт – ХЛЕБ, правда виртуальный. Сейчас я каждой группе дам рецепт хлеба. Хочу, чтобы вы сказали про каждый ингредиент свою ассоциацию, своё отношение к жизни и хлебу. А начинать свое предложение будем начинать со слов…

Я ДОБАВЛЯЮ В ТЕСТО…

(приблизительные ответы)

ВОДУ – чтобы жизнь была чиста, без лжи и обмана

ДРОЖЖИ- чтобы только добро и радость росли как дрожжи

САХАР – чтобы всем было сладко жить

ЯЙЦА – чтобы зарождалась жизнь

ВАНИЛЬ – чтоб только приятные запахи окружали нас

СДОБА – чтоб дела шли как по маслу

МУКА – чтобы в жизни была только белая полоса счастья

СОЛЬ – чтобы немного погрустить, что этот классный час заканчивается



Слово учителя: Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Мы с вами испекли прекрасный каравай. А сейчас закройте глаза и представьте его наяву. Почувствуйте аромат, вкусите запах. Чувствуете. (В это время в класс заносят каравай и самовар)

Урок Устиновой Е.С.





Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: мастерская знаний и творчества

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

  • различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций;

  • выбирать значения многозначности слова, соответствующие ситуации;

  • развивая ассоциативное мышление и творческое воображение, составлять связное высказывание;

  • осознать самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;

  • практически пользоваться толковыми словарями;

  • позитивно эмоционально-ценностно относиться к русскому языку;

  • уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, презентация;

  • «Толковый словарь» С.И.Ожегова, В.И.Даля;

  • тетради, учебники;

  • звездочки для оценивания;

  • таблица ФСА «Слово»;

  • раздаточный материал.

Методы обучения:

  • учебный диалог;

  • демонстрация презентации;

  • выступление детей;

  • беседа;

  • моделирование;

  • исследование.



Ход мастерской

В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но мы исследовать начнем

И сами до всего дойдем.

  1. Индуктор

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Уроки бывают разные. Есть веселые и грустные, скучные и фантастические, то есть такие, какими их создает учитель вместе с учениками. И сегодня мне хочется, чтобы у нас получился необычный урок. Начнем мы его с положительных эмоций. (дети смотрят мультфильм «Лунтик – Звездочка»).

- Вам понравился мультфильм? Какие эмоции вы испытали?

- ребята, а кого хотел найти Лунтик?

- А может быть кому-то из вас тоже нужен друг?

(друга Звездочку для жабы Клавы)

- Я предлагаю вам отправиться в удивительное приключение и попытаться найти свою Звездочку. И не просто найти, а зажечь ее в своем сердце. Путь этот будет нелегок, через тернии к звездам. Нам придется преодолеть некоторые трудности, потому что отправляемся мы в государство под названием «Слово» (слайд – государство). Мы будем проводить там лингвистические исследования. Я чувствую, что исследования уже начались, потому что в некоторых глазках я читаю вопрос: «Что такое лингвистическое исследование?»

Вы получите ответ на этот вопрос, если будете работать дружно, слажено, радостно. А девизом нашего урока я предлагаю взять следующее четверостишие (слайд-девиз).

- Давайте прочитаем его вместе.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

- Итак, сегодня вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы. Чтобы знать, когда и где проходили исследования запишите число 17 декабря и место работы Классная работа.

- Ребята, лингвистическое исследование – означает исследование языков, на которых общаются люди всего мира. Мы будем исследовать язык, на котором общаемся мы – русский язык.

- Как вы думаете, как будет называться наука, которая изучает и исследует языки? (лингвистика).

- Запишите это слово и поставьте точку.

- Ребята, как можно назвать слова, которые мы сейчас записали? (родственные).

- Докажите, что они родственные (общая часть, общее значение).

- Выделите общую часть.

- Сейчас мы повторим и систематизируем ваши знания. Я предлагаю провести функционально-системный анализ понятия «СЛОВО».

- Какой раздел науки изучает слово? (лексикология). Это будет надсистема.

- Какие основные функции выполняет слово? (информация, общение, значение).

- Какие признаки слова? (антонимы, синонимы, многозначные, однозначные, прямое значение, переносное значение).

- Из чего состоит слово (из звуков, из частей: окончание, корень, суффикс, приставка). Это будет подсистема.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Вы уже много чего знаете о слове. Слово – оно то же яблочко, посмотрите на него. С одного бока желтое, а с другого – румяное. Надо только уметь его поворачивать. Вдумайтесь, ребята, в смысл этого предложения: если слово рассматривать с разных сторон, оно разное. Главное – уметь его «поворачивать», то есть уметь владеть словом. Ведь оно может иметь не одно, а несколько значений, как яблочко бочков.

  1. Сообщение темы и целей урока

- Тема нашего урока «Однозначные и многозначные слова». (слайд). Сегодня мы:

    • научимся определять однозначные и многозначные слова;

    • выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;

    • усовершенствуем навыки работы со словарем;

    • творчески поработаем над заданиями.

- Ну что, продолжим идти через «тернии», где, я надеюсь, в конце пути – каждый найдет свою звездочку. Поэтому, наши знания назовем «Моя звезда», а работать будем в мастерской знаний и творчества.

  1. Новая информация и ее обработка. Социализация.

    • Прием «Кластер»

- Закройте глаза и на мгновение представьте ту звездочку, которую хотите зажечь в своем сердце.

- Запишите слова – ассоциации, которые связаны в вашем сознании с этим словом.

- Если нужна помощь, не можете подобрать нужных слов – воспользуйтесь подсказкой (слайд). (ночь, благодать, красивая, тайна, вселенная, бездна, космос, необъятное, загадочное, зовет).

- Я скажу свои ассоциации, а вы поделитесь своим воображением. (дети зачитывают свои слова).

  • Упражнение «Коллаж»

- У вас на партах есть ассоциативные рисунки к слову звезда. Посмотрите внимательно и выберите свою звезду. ( Карточки с изображением морской звезды, звёзд на небе, звёзд на погонах, звезды на головном уборе Верки Сердючки).

- Давайте создадим на доске коллаж.

- Объясните свой выбор. (дети выходят к доске, вывешивают свой рисунок и комментируют свой выбор)

- Ребята, символом каких ценностей является для вас ваша звезда? Поделитесь своими мыслями.

- Запишите свои предложения в тетрадь. Кому необходима помощь, воспользуйтесь подсказкой (слайд).

  1. Промежуточная рефлексия

- Ребята, какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными и почему?

- Где, на каком этапе было трудно?

- Какие чувства сменялись в вашей душе?

  1. Новая информация и ее обработка. Социализация.

- Ребята, мы все время говорим слово звезда, а мысли, картинки, настроение разные. Почему?

- Правильно. У слова звезда много значений. Значит это слово будет многозначным. (небесная звезда, морская, военная, эстрадная).

- Запишите в тетрадь словозначения со словом звезда так, чтобы было понятно значение этого слова.

- Проведем еще один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое еще лексическое значение есть у слова ручка? (слайд) (детская ручка, ручка ножа, ручка для письма, ручка кресла, дверная ручка, ручка портфеля)

- Ребята, есть ли между разными значениями слова ручка что-нибудь общее?

- Верно, чтобы пользоваться этими предметами их берут рукой или держаться за них руками.

- А что общего межу нашими звездами? (форма, сияют, красивые)

- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, какие слова называются многозначными.

- Мы провели наблюдение за словами звезда и ручка. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего?

- Итак, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?

- Если есть многозначные, значит, существуют и однозначные слова.

- Вы рассуждали и сделали вывод. Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)

- Откройте учебник на стр.___ и найдите правило. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.

  1. Создание нового варианта творческого продукта и его предъявление.

      • Упражнение «Кеннинги»

- Внимание на экран. Перед вами слова. Надо выбрать из этих слов многозначные слова.

- Что остались за слова?

- Сложно ли было вам это определить?

- Для этого у нас есть толковые словари. У меня в руках толковые словари Сергея Ожегова и Владимира Даля. В них собрано толкование свыше трехсот тысяч слов.

- Как в словаре расположены слова?

Разные значения одного слова помещены в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами выделяют отдельные значения. Чемпионами по многозначности можно назвать глаголы. У слова идти, например, словарь отмечает более 25 значений.

У вас на парте страничка из словаря. Найдите слова с одним значением.

- Слева у нас однозначные слова, а справа многозначные. Давайте проведем упражнение «Кеннинг»: составим словосочетания из двух имен существительных.

Зачитайте свои словосочетания.

  • Работа в группах

- Сейчас мы поработаем в группах.

- Вы уже многое узнали. Давайте подведем итог.

Итак, мы поработали с вами со словами, словосочетаниями, предложениями, пришло время вместе составить свободный текст. Теперь вы вправе назвать себя звездами и выразить свои чувства, эмоции на бумаге.

Объединитесь в группы. Поделитесь своими мыслями друг с другом и запишите свои мысли на лучиках таинственной звезды.

Презентуйте свои мечты и желания.

  • Домашнее задание

Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится. У нас сегодня с вами волшебный звездопад. Падают звезды и несут с собой тайну – тайну Нового года. А этой тайной вы поделитесь со своими одноклассниками на следующем уроке. Я предлагаю написать вам дома свободный текст на тему «Я – Новый год».

  1. Общая рефлексия.

Сегодня все звезды собрались в нашем классе. Вы – звезды, я – звезда. И эти звезды сияют также, как вы на сегодняшнем уроке. (оценивание детей звездами).

Пусть эти звезды горят в ваших сердцах и исполняют все ваши желания, как самая главная звезда в канун новогодних праздников.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светить.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями от сегодняшней работы на уроке.







































Глуховская Ю.В.





ИКТ-компетенция педагогов как необходимое условие для непрерывного образования с помощью дистанционных технологий



Аннотация

В современных условиях развития информационных технологий важным для обеспечения непрерывности процесса повышения квалификации учителей с помощью дистанционных технологий является умение педагогов использовать средства ИКТ . В статье рассматриваются ИКТ – компетенции учителей и предлагается анкета для выявления уровня владения информационными технологиями, что в дальнейшем определяет готовность или неготовность к обучению на курсах повышения квалификации в дистанционной форме.



С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

ИКТ-компетентность педагогической деятельности – это умение самостоятельно искать, анализировать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, грамотно и уверенно используя для этого современные средства информационных и коммуникационных технологий (компьютер, прикладное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и др.).

Имея ясное представление о том, как организуется процесс обучения с помощью дистанционных технологий, определим перечень ИКТ- компетенций учителя-предметника как его готовность к обучению (повышению квалификации) по новой форме (с использованием дистанционных технологий).

1) Наличие представлений о работе компьютера, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

2) Владение интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, включая установку и удаление приложений.

3) Владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов с помощью приложений Microsoft Office :

а) вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования;

б) подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;

в) приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов);

г) приемами построения графиков и диаграмм;

д) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).

4) Наличие представлений об электронных и цифровых образовательных ресурсах и их использование в педагогической деятельности.

5) Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

а) приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями;

в) приемами работы с файловыми архивами;

6) Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятель­ность.

7) Наличие положительной мотивации к использованию ИКТ.



Чтобы выявить уровень осведомленности учителей-предметников средней общеобразовательной школы в вопросах информационно-коммуникационных технологий и готовности к их использованию в учебной деятельности, а также для самообразования и повышения квалификации с помощью дистанционных технологий, предлагаем провести анкетирование среди педагогов. Вопросы анкеты подобраны по модулям «Основы информационных технологий», «Работа на компьютере», «Обработка текстов. Электронные таблицы, Презентация», «Информация и коммуникация (Интернет)», составляющим перечень ИКТ- компетенций учителя-предметника. Вопросы предусматривают подробные ответы педагогов, которые позволят определить у них уровень сформированности информационных компетенций. Выявив невысокий уровень владения компьютерной техникой, можно определить дальнейший план действий повышения этого уровня за счет организации курсов компьютерной грамотности, обучающих семинаров и практикумов. При этом будет учитываться желание педагогов овладевать новыми знаниями, новыми технологиями. Таким образом, они постепенно подготовятся к обучению на курсах повышения квалификации с использованием дистанционных технологий.

Представим 32 вопроса анкеты.

Модуль 1. «Давайте познакомимся» (7 вопросов).

В этом модуле определяем возраст учителя, опыт работы; осознанность выбора профессии или случайность; увлеченность своим делом или равнодушие, желание(не желание) изменить профессию; наличие или отсутствие у педагога стремления к повышению своего профессионального уровня, обучению «через всю жизнь».

    1. Ф.И.О. ________________

    2. возраст________________

    3. стаж педагогической работы _________

    4. занимаемая должность________________________________

    5. Когда вы делали выбор своей будущей профессии педагога и преподаваемого предмета , что послужило критериями вашего выбора? ______________________

    6. Вас посещали мысли смены профессии? _____ Кем вы себя видите, если не педагогом? __________________

    7. Повышение квалификации для вас это-
      а) обязанность;
      б) возможность накопить требуемое количество часов для прохождения очередной аттестации;
      в) возможность повысить уровень знаний;
      г) получить почву для размышления, творческого поиска, стимул для дальнейшей самостоятельной работы.

Модуль 2. «Работа на компьютере» (7 вопросов)

В этом модуле определяем знание элементарных действий при работе на компьютере; наличие более глубоких распространенных знаний при работе на компьютере; знание(незнание) компьютерного сленга.

    1. Как вы включаете и выключаете компьютер?

    2. Вам не нравится картинка на рабочем столе. Какие действия вы проделаете, чтобы ее поменять?

    3. Перечислите наиболее распространенные типы файлов.

    4. Какие виды программного обеспечения вы знаете? Поясните сферу их применения.

    5. Зачем необходимо иметь резервные копии данных и программ на внешних носителях информации?

    6. Кто и когда ввел понятие «клик»? В чем сущность этого понятия?

    7. Каким образом вирусы проникают в ваш компьютер? Как можно от них защититься?

Модуль 3. «Основы информационных технологий» (4 вопроса)
В этом модуле определяем наличие(отсутствие)практических навыков работы с цифровой техникой;

наличие(отсутствие)практических навыков работы с цифровой техникой.

3.1. Вы любите фотографировать? ____ Каким фотоаппаратом вы пользуетесь?

3.2. Как называется устройство для хранения изображений в вашем фотоаппарате?

3.3. Вы вернулись из отпуска и привезли массу фотографий. Самую удачную из них спешите отправить другу посредством электронной почты. Перечислите последовательность ваших действий для отправки электронного послания с фотографией.__________________________________

3.4. Если ваша флэшка имеет объем 1 Гб, то сколько папок разместится на ней, если каждая будет иметь размер около 200 Мб? ______

Модуль 4. «Обработка текстов. Электронные таблицы. Презентации» (6 вопросов)

В этом модуле определяем наличие(отсутствие) элементарных навыков работы с прикладным программным обеспечением – приложениями MS Office.

    1. Вы печатаете с помощью программы Word заявление о приеме на работу. Какие правила ввода и редактирования текста вы применяете?

    2. Какие названия имеют панели инструментов, которые настроены на вашем компьютере в программе Word?

    3. Укажите комбинацию клавиш для ввода заглавной буквы в текст.

    4. Вам предстоит получить сумму более 300 разных чисел. Все числа хранятся в электронном виде в ячейках таблицы. Вы сделаете это с помощью калькулятора? ______ Или у вас есть другие идеи?____ Как это можно сделать по-другому? ____________________________________

    5. У вас возникла идея показать свои фотографии гостям с помощью проектора на большом экране, предварительно подобрав их по теме. Вы продумали последовательность демонстрации, расположение фотографий. Возможности какой компьютерной программы можно использовать для осуществления ваших задумок?

    6. Вы ограничитесь только чередованием фотографий или же постараетесь использовать эту программу для создания более интересного показа? Какие возможности программы вы бы использовали?

Модуль 5. «Информация и коммуникация» (8 вопросов).

В этом модуле определяем наличие(отсутствие) элементарных навыков и знаний для работы в Интернете; наличие(отсутствие) представлений об информационно-коммуникационных технологиях.

5.1. Что вы знаете о применении компьютеров в образовании?

5.2. Назовите одну или несколько поисковых систем, с которой вы работаете.

5.3. Укажите название домашней страницы на вашем компьютере.

5.4. Какой порядок действий надо совершить, чтобы изменить домашнюю страницу?

5.5. Каким браузером вы пользуетесь?

5.6. Если бы вы создали свой сайт, то что бы вы разместили на стартовой странице?

5.7. Нравится ли вам принимать участие в сетевых мероприятиях (форумы, конференции, чаты и т.п.)? Как часто вам это удается?

5.8. Дистанционное образование – расскажите, как вы себе его представляете ?

Ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной шкале результатов и обрабатываются с помощью программы MS Office Excel 200*. Возможно выборочное построение диаграмм для наглядного графического отображения обработанной информации.

Шкала результатов



Кол-во баллов

Уровень активности

Характеристика

2 балла

Низкий (пассивный)

Безразличное отношение к элементам информатизации; формальное освоение методов и приемов ИКТ(на уровне игр); слабая потребность в самоконтроле, самообразовании.

3 балла

Средний (активный)

Стремление овладевать методами и приемами ИКТ; потребность в самоконтроле, в самообразовании; но недостаточная результативность внедрения ИКТ в свою педагогическую деятельность.

4 балла

Высокий (активно-продуктивный)

Глубокое освоение ИКТ; устойчивая потребность в самоконтроле, в самообразовании; высокая познавательная активность; высокая продуктивность применения ИКТ.

5 баллов

Очень высокий (творческий)



«активисты информатизации, инноваторы»

Творческое освоение ИКТ; высокое умение корректировать свою деятельность; устойчивая потребность в самоконтроле, в самообразовании; высокая познавательная, исследовательская и общественная активность в области информатизации.



В результате опроса выявляется уровень активности педагогов в области применения ИКТ. А процесс повышения квалификации с применением дистанционных технологий требует от педагога навыков работы на компьютере, умения использовать средства ИКТ .



Литература

  1. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально личностное развитие / Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 91-96.





Игнатьева Е.А. (Доклад)

Использование ИКТ на уроках трудового обучения

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем развития образования. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.

Предмет « Технология» - это один из тех предметов, которые позволяют соединять современную технику и процесс обучения. Применение ИКТ на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.

  • Обеспечить широкую вариативность обучения.

  • Визуализировать учебный материал и т.д.

Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения. Для меня, как и для многих учителей, актуален  вопрос: как эффективно учить школьников и рационально использовать время урока? Какие технологии  использовать в обучении?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками - писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить самостоятельно добывать их, анализировать, систематизировать информацию, обобщать, перерабатывать, фиксировать в виде, конспектов, схем, выделять главное, решать проблемные задачи. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься.

На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет. В своей практике я использую уроки-лекции, стараюсь строить презентацию таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Я не просто читаю лекцию, а веду беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать  информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, активизируя  познавательную деятельность.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ, и в этом огромную помощь при проведении уроков и подготовки к ним, дают различные энциклопедии. Для учащихся хорошо использовать кулинарные энциклопедии, где процесс приготовления становится интересным, легким и доступным. При изучении темы «Прически, уход за волосами» - можно совершить путешествие в музей причесок различных эпох, при изучении темы «Мода, стиль, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии моды, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, побывать на показе мод известных Домов Моды, визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и в таких темах как «Вязание», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с основными видами декоративно-прикладного творчества с помощью виртуальной экскурсии по залам Музеев, проходящей в режиме online или выполненной преподавателем или ученицей, как творческий проект презентацией. На уроках, посвященных изучению такой интереснейшей для девочек темы «Гигиена девушки. Косметика», эффективно использование программы  «Виртуальный стилист», «Мода и стиль». Проверить свои знания можно на различных тренажерах, где представлены вопросы в виде тестов по темам. Видео уроки помогают ознакомиться с шедеврами кулинарного искусства и декоративно-прикладного творчества. При помощи редактора Paint можно редактировать изображение, иллюстрировать дидактические материалы, составлять схему вышивки, вязания, бисероплетения, создавать эскиз орнамента для ткани, ковров, обоев; разработать и начертить план насаждений на пришкольном участке; выбрать цветовое решение помещений, вариант расстановки мебели, создавать фрагменты лоскутных изделий и т.д. На рынке современных программных средств имеются различные компьютерные справочники моделей одежды, энциклопедии моды и каталоги рисунков для вышивки, они содержат большой объем информации и помогают при поиске разных объектов (чертежей, рисунков, моделей одежды). Это расширяет возможности использования компьютерной техники на уроках в школе или дома. Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwеr Рaint, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Опыт применения электронных презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания  урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя.

4. Для контроля учащихся.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.  



Список литературы:

  1. Аствацатуров, Г. Педагогический дизайн мультимедийного урока / Г.Аствацатуров. - (Урок: опыт, методика) //Учитель. - 2006. - N 6. - С. 10-15.

  2.  Бабич, И.Н. Новые образовательные технологии в век информации /  И.Н. Бабич // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

  3. ИКТ в образовании – система федеральных образовательных порталов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru.

  4. Интерактивные технические средства обучения: практическое руководство /сост. Суковатый А.Г., Захарьин К.Н., Казанцев А.В., Сарафанов А.В.. – Красноярск: ИПК СФУ , 2009.

  5.  Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ito.edu.ru/.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!