Учитель физической культуры Абрамова МВ
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»
ВВЕДЕНИЕ
Существуют различные способы стимулировать обучающихся к активности, но самыми эффективными из них непосредственно считаются игра и творчество.
В начальной школе основное место на уроках физической культуры занимают подвижные игры. Здесь игра не просто развлечение, а способ достижения определенных задач обучения. Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развитию учебной мотивации.
Как правило, дети уже владеют всеми необходимыми движениями для игр (бег, ходьба, прыжки как в высоту, так и в длину). Ещё недостаточно развита мускулатура, обучающиеся быстро утомляются. Поэтому общая длительность игр не должна быть большой, а правила должны объясняться в форме сказки или считалки.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Не секрет, что игровые технологии являются одним из самых эффективных способов и методов обучения в школе. урока.
При проведении любых игр среди обучающихся младших классов следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, их интересы, а также быструю утомляемость. Обучающиеся будут проявлять большую активность в играх с кратковременными перерывами и активным отдыхом. Но однообразные действия приводят к быстрой усталости. Учитывая вышесказанное, следует понимать, что физическую нагрузку во время игр стоит регулировать и ограничивать
В педагогике выделяют несколько видов подвижных игр:
коллективные;
индивидуальные;
игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные игры предполагают небольшие группы участников, хотя в некоторых случаях возможно увеличение количества участников. Например, игры между классами
Индивидуальные игры создают сами дети, намечая свои планы, правила, меняя их в силу своих интересов.
Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически проводимые игры, направленные на успешное овладение обучающимися спортивной техники и тактики в отдельных видах спорта.
Значение игровых технологий для обучающихся в начальной школе невозможно переоценить. Дети этого возраста активны, любознательны, они стремятся включаться в разные игры, однако им не хватает выдержки и упорства. Их настроение переменчиво, они часто расстраиваются из-за неудач в игре, но увлекшись процессом, забывают об обиде. Так как дети этого возраста очень ранимы, не следует выводить их из игры за ошибки. Достаточно ещё раз повторить правила и относиться терпимо. По содержанию возможен временный вывод из игры, который удалит участников очень ненадолго.
Правила – это обязательное требование для участников. Учитель должен излагать правила игры кратко, потому что дети молниеносно воспроизводят все изложенное в действиях. Ещё не дослушав объяснение, они уже выбирают себе ту или иную роль в игре. Таким образом, наилучшим вариантом объяснения правил игры будет форма сказки. Этот способ также подойдет в том случае, когда обучающиеся отдыхают от физической нагрузки.
Обучающиеся начальной школы очень активны, они стремятся занять роль водящего, но могут и не рассчитать свои возможности. Поэтому, роль водящего лучше выбирать непосредственно учителю в соответствии со способностями детей. В данном вопросе важно соблюдать некоторые рекомендации:
водящим можно выбрать того игрока, который в прошлой игре выполнял задания лучше всех или остался непойманным (всё зависит от условий игры), таким образом поощряя его;
выбор водящего должен помочь детям правильно оценить свои силы и силы одноклассников;
часто меняйте водящего, чтобы как можно больше детей смогли побыть в этой роли.
В первом классе не рекомендуется проводить командные игры особенно в начале учебного года. Постепенно, когда обучающиеся узнают друг друга поближе, приобретут небольшой двигательный опыт, можно включать в план урока игры с элементами соревнования в парах (например, гонка обручей, бег и т.д.). Далее возможно разделение на небольшие группы и проведение игр типа «Веселые старты» с простыми заданиями.
Для проведения большинства игр требуется красочный инвентарь. Согласно возрасту обучающихся, он должен быть легким, удобным, так как внимание детей ещё рассеяно.
Во время такого урока включают две-три знакомые игры и одну-две новые.
В процессе обучения мною используются следующие игры:
«Рыбаки и рыбки»;
«Коты и мыши»;
«Передача мяча в колоннах»;
«Пустое место»;
«День и ночь».
«Рыбаки и рыбки». Выбирается место длиной примерно 30 см и шириной 15 см. Это будет «река». За её пределы выходить нельзя. В центре и по сторонам рисуем круги диаметром около 1,5 м. Это «омуты». Далее определяем двух «рыбаков». Они держатся за руки и таким образом ловят «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманная «рыба» остается с «рыбаками». Если руки «рыбаков» расцепились, «рыбы» могут ускользнуть. Непойманные участники могут прятаться в «омуте» (не более 1 человека на 1 «омут»). Задача игры в том, чтобы поймать всех «рыб». Данная игра прекрасно развивает ловкость, скорость и выносливость обучающихся.
«Коты и мыши». На противоположных сторонах площадки чертим линии на расстоянии около 10-20 м, за ними будут «норки». В центр ставим двух водящих – это «коты». Остальные участники стоят за одной линией, они – «мыши». «Коты» начинают игру со слов: Мыши, мыши, мы вас видим, мыши, мыши, выходите. Мыши им отвечают: Не боимся мы котов, не боимся мы зубов. Как только эти слова сказаны, все мыши выбегают из «норки» и пытаются перебежать за противоположную линию – вторую «норку». Пойманные «мыши» остаются на месте. Когда оставшиеся игроки перебежали за противоположную линию, все повторяют свои слова как в первый раз и снова бегут в противоположную «норку». Но на данном этапе «мыши» могут освободить пойманных, дотронувшись до них. Цель «котов» - поймать как можно больше «мышей». Водящих рекомендуется менять несколько раз.
«Передача мяча в колоннах». Участники делятся на несколько групп. Они строятся в колонну по одному, игрок спереди получает мяч. По команде первый игрок передает мяч следующему игроку и так далее. Последний игрок, когда получил мяч, перебегает в начало колонны и снова передает мяч игроку сзади. Игра продолжается, пока первый стоящий игрок снова не займет свое место и не поднимет мяч над головой. Несомненным преимуществом игры является то, что условия и способ передачи мяча выбирает сам учитель. Мяч можно передавать по верху, по низу, волной и так далее.
«Пустое место». Игроки встают в круг и убирают обе руки за спину. Водящий вне круга обходит его и касается кого-то рукой, затем бежит в любую сторону за кругом, а тот, кого коснулись – в обратную сторону. Задача – первым занять пустое место. Тот, кто в итоге не успел занять место, становится водящим. Посредством данной игры развивается внимательность, скорость реакции, улучшаются беговые навыки.
«День и ночь». Участники делятся на две команды. Они встают на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии около двух шагов. Первая команда – «день», вторая – «ночь». По разным сторонам площадки у каждой команды «дом». По команде (чтобы ещё больше внести элемент внезапности, можно выполнять какое-либо упражнение) «День!» или «Ночь!» участники названной команды бегут в свой «дом», а участники неназванной команды пытаются их запятнать. Так происходит несколько раз, после чего подсчитывается количество запятнанных игроков и подводится итог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен игры состоит в том, что она одновременно является средством развлечения и отдыха, а также и средством обучения и творчества.
Занятия подвижными играми способствуют воспитанию силы воли, дисциплинированности, а также других качеств, которые необходимы для достижения успехов в спорте.
Обучающиеся проявляют больший интерес к физической культуре, активно работают на уроках, что говорит о том, что применение игровых технологий удовлетворяет их потребностям в самовыражении, способствует снятию напряжения и неуверенности в себе, создает благоприятную атмосферу на уроках. Особенно радует то, что «пассивные обучающиеся», ранее не проявлявшие заинтересованности к предмету, занимаются с большим увлечением, а остальные стараются им во всем помочь, что также благоприятно сказывается на качестве и результатах обучения.
Однако, не стоит увлекаться такими технологиями, так как со временем они могут превратиться в обыденность и потеряют свою эффективность. Важно обратить внимание и на то, что данные технологии подходят не для всех обучающихся, следовательно необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и быть осторожным в выборе игр.