СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование библейских текстов на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование библейских текстов на уроках истории и обществознания»

Использование библейских текстов на уроках

истории и обществознания

Из опыта работы Шинкаревой Ольги Алексеевны,

учителя истории и обществознания.


Известно, что в нашем государстве школа отделена от церкви. Но данное положение совершенно не означает, что из школьных программ обязательно должна быть исключена всякая религиозная тематика. Нельзя не вспомнить отношение А.С.Пушкина к Библии. «…Мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... - писал Пушкин, - в нем находится вся человеческая жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности! Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности".

Действительно, недопустимо забывать о Библии, если мы стремимся поднять культурный уровень детей на должную высоту. Знание Священного Писания необходимо для лучшего понимания многих шедевров мировой культуры. Например, чтобы понять смысл знаменитой иконы "Троица" Андрея Рублева, необходимо знать, во-первых, библейский сюжет: историю Авраама и его жены Сары; во-вторых, православное учение о Троице, значение церковной символики. Если не опираться на Библию, то может получиться, что следующее поколение окажется отрезанным от своих исторических и культурных корней, а значит - окажется вне мировой культуры и истории.

История Российского государства тесно связана с православием. Примеров много. В самые страшные моменты русской истории православная церковь выс­тупала духовной опорой русских людей. Так, Лев Гумилев пишет: "Единственной связующей нитью для всех русских людей XIV века оставалась православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. И потому только православная церковь противостояла тогда распаду Руси" (Лев Гумилев "От Руси до России". - М.: "Рольф", 2001 - 136 с.).

В школьном курсе истории ряд тем напрямую связан с историей религии. Это такие темы, как «Эпоха реформации и контрреформации в XVI - XVII вв.», «Христианская церковь на западе и Востоке: два христианских центра в IV-V вв.», «Крещение Руси», «Церковный раскол XVII века». Вопросы, касающиеся истории христианства, сложны для школьника, хотя являются очень важными для понимания развития человеческого сознания. К сожалению, учебная программа отводит минимум времени на изучение и осмысление Библии. Да и современный учитель зачастую не обладает глубоким знанием, чтобы грамотно комментировать Священные тексты.

Кроме информационно-образовательной функции, Библия - это кладезь нравственных норм и ценностей. Она является источником и хранителем мудрости, она мощный регулятор поведения людей в обществе. К сожалению, в редких семьях Библия является настольной книгой. Вместе с тем библейские примеры вызывают живой интерес ребят.

В своей практике я стараюсь обращаться к Библии как к книге, в которой объединяется нравственный опыт поколений и зафиксированы основные принципы сосуществования в обществе. Уроки истории и обществознания предоставляют большие возможности, чтобы еще и еще раз обратиться к Библии. Вот некоторые примеры с уроков, на которых была использована Библия.

На уроке обществознания в 8 классе по теме "Долг и совесть" ребятам предлагается прочитать рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки», где главной темой является тема совести. После прочтения предлагается поразмышлять над нравственными категориями «добра» и «зла», а также ответить на вопрос: какое библейское изречение, на ваш взгляд, соотносится с содержанием, идеей и проблематикой рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки". Я предлагаю ученикам ряд изречений из Библии, отражающих многообразия проявления совести в человеке. Учащиеся создают работы, в которых пытаются соотнести библейские истины с идейным содержанием рассказа.

Вот некоторые выдержки из работ восьмиклассников:

Алина, 8А класс.

Что же такое"тихий голос внутри?" Это внутренний голос, говорящий, что за нами кто-то следит, это тысячи невидимых свидетелей, которые живут внутри каждого человека и позволяют нам жалеть беззащитных, помогать слабым, даже вопреки законам, установленным государством. Я думаю, что так и должно быть, и всякий раз, когда побеждает человечность в людях, даже в самое жестокое время, общество спасает себя и не идёт к саморазрушению.

Илья, 8 А.

Каждый человек имеет свой внутренний голос. не послушав который, он не сможет быть уверен в своих поступках

Тема «Проблема толерантности» лейтмотивом проходит через уроки обществознания и истории. Это такие уроки: урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»; урок истории в 7 классе «Освоение Америки» и в 8 классе "Основные идеи просветителей". При обсуждении проблемы толерантности учащимся предлагается познакомиться с материалами страницы "Геноцид индейцев" сайта "Википедия" (http://ru.wikipedia.org), где приводится страшная статистика уничтожения индейцев. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что такое геноцид? Можно ли оправдать геноцид? Что говорит Библия об унижении и убийстве другого человека? Вот примеры работ:

Сергей, 7 класс.

Геноцид - это зло, убивающее людей. Геноцид нельзя оправдать ничем. Потому что ничего нет дороже жизни человека. Согласно Евангельскому учению, “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца” (1 Иоан. 3:15). Я думаю, что человечество сможет спасти себя, то есть продолжить свой род, только при условии, если будет соблюдать главный закон не только религиозного, но и светского общества: "Не убий".

Настя, 7 класс.

Я уверена, что геноцид невозможно ни объяснить, ни оправдать. Это страшное преступление против человечности. Библия учит: "Нет большей любви, чем положить душу за други своя" (Иоанн, 15:13). А Любовь все покрывает (1Кор.13:7). К сожалению, люди часто забывают такие простые истины, но ведь они, я считаю, и есть главное лекарство от бед и несчастий.

На уроке обществознания в 7 классе по теме «Семья. Семейное хозяйство» учитель может опереться на тексты памятника русской литературы XVI века «Домострой".

Ребятам предлагается ознакомиться и сравнить отрывки из "Домостроя" и библейские изречения о семье и ответить на вопрос: "Какие, по вашему мнению, правила и наставления в воспитании детей применимы и сегодня, а какие следует исключить. Аргументируй свой ответ".

Отрывки из работ семиклассников.

Юлия, 7 класс.

"...Я думаю, что Библия и "Домострой" дают много полезных наставлений о том, как воспитывать детей. Я согласна, что следует "заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст". Мне кажется, очень важно раскрыть способности ребенка и учить его больше тому, к чему у него есть склонности. Ведь иногда родители невнимательны к своим детям и даже сами не знают, какие способности есть у их ребенка. Ведь если ребенок будет заниматься любимым делом, то и толку с него будет больше, и радостнее он будет."

Галя, 7 класс

" Меня поразило, что и Библия и "Домострой" учат наказывать детей. "И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти." Это очень жестоко таким способом наказывать особенно младенца. Но я согласен, что детей нужно держать в строгости, "любить и хранить их, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить." Часто родители, не разобравшись, ругают детей или бьют. Я уверен, что детей бить нельзя даже родителям, да и пользы от такого непоследовательного воспитания мало. С детьми нужно больше разговаривать, объяснять им и выслушивать своих детей.»



Мною приведены только некоторые примеры использования священных текстов для обсуждения морально-нравственных вопросов. Но текст Библии предлагает нам широкий и разнообразный материал для обдумывания, споров и обсуждений. Я уверена, что систематическая работа по привлечению библейских текстов на уроках истории и обществознания рождает в учащихся уверенность, что в мире есть вечные истины. Истины, которые просто говорят о сложнейших проблемах человеческой жизни, о взаимоотношениях людей, истины, которые помогут осмыслить многое, многое понять. Надо только помнить об этих истинах и всегда им следовать.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!