СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на республиканской конференции "Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы" ( из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы»

Использование активных форм обучения на уроках русского языка и литературы

Реализация активных методик способствует решению многих психолого-педагогических проблем гуманитарного образования при выполнении ФГОС ООО. Одна из проблем заключается в том, что обучающийся на уроках получает готовые знания. Это способствует развитию у него зависимого способа мышления. Использование же активных форм обучения во многом решает эту проблему. Введение партнерских отношений в системе «учитель-ученик» в процессе реализации активных форм обучения позволяет студенту через опору на групповой опыт критически осмыслить получаемую информацию, развивает у него интерес и желание участвовать в процессе обучения.

Использую на уроках такие активные методы обучения как решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, ролевые и дидактические игры, нетрадиционные виды занятий, кейс-технологию, задания творческого характера, позволяющие погрузить обучающихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.

При этом необходимо создание комплекса условий, способствующих активному включению обучающихся в образовательную деятельность:

- создание атмосферы сотрудничества;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- уважение и учет индивидуальных мнений;

- свободный выбор личных решений;

- постановка обучаемого в позицию исследователя.

На уроках русского языка использую дидактическую игру, которая формирует навыки общения и помогает осознать значение группового опыта, приучает согласовывать свои действия с другими участниками при решении проблемы, учит использовать не готовые знания, а получаемые самостоятельно, при помощи прямого опыта. При изучении темы «Морфология. Части речи » на первом курсе использую дидактическую игру «Грамматическое лото». Заполняя пустые клетки лото, получаем в итоге продукт: таблицу морфологических признаков самостоятельных частей речи. Играя, повторяем и систематизируем изученный материал по теме. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом. При этом сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

При изучении темы «Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги» на четвертом курсе, составляя резюме, использую кейс-технологию. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. Такая работа позволяет создать вариант резюме, который необходимо иметь сегодня каждому выпускнику техникума.

Преподаватель должен организовать размышления студентов над проблемой, стимулировать процесс поиска гипотез, обобщить полученные результаты. Если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, студенты приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый может остаться при своѐм мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование. Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска, двучастного дневника, клише, таблиц.

Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления студентом суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате студенты учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!