СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе  Лопырева Ирина Анатольевна учитель начальных классов МКОУ «СОШ с. Уруп» Урупского района Карачаево-Черкесской республики

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Лопырева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп» Урупского района

Карачаево-Черкесской республики

« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

« Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Работа очень сложная, но и очень важная, так как разработка адекватной оценки здоровьесбережения школьника, как в области знаний, так и в личностном понимании является своевременной и необходимой. Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Следовательно, проблема здоровья младшего школьника сегодня как никогда актуальна, этот вопрос стоит настолько остро, что мы вправе и должны поставить задачу: «Что важнее – физическое состояние детей или их обучение?». Еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Конечно, эту проблему можно также переадресовать родителям, врачам, но по данным Всемирной организации здравоохранения медицина может изменить здоровье населения , влияя на него не более, чем на 10%.

Работа очень сложная, но и очень важная, так как разработка адекватной оценки здоровьесбережения школьника, как в области знаний, так и в личностном понимании является своевременной и необходимой.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Следовательно, проблема здоровья младшего школьника сегодня как никогда актуальна, этот вопрос стоит настолько остро, что мы вправе и должны поставить задачу: «Что важнее – физическое состояние детей или их обучение?». Еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Конечно, эту проблему можно также переадресовать родителям, врачам, но по данным Всемирной организации здравоохранения медицина может изменить здоровье населения , влияя на него не более, чем на 10%.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Традиционная работа специалистов образования по сбережению здоровья школьников направлена в основном на сохранение и укрепления физического (соматического) и психологического (эмоционального) здоровья учащихся. Однако, в свете новых требований образования, в условиях модернизации и введения ФГОС, диапазон рассмотрения проблемы сбережения здоровья следует расширить до понимания его в контексте социального развития личности так как на одной из последних Всероссийских научно-практических конференций именно социальное здоровье школьников было провозглашено как национальная идея современной России.

У каждого из видов здоровья (физического, психического и социального) есть соответствующие средства реализации в условиях школьного обучения.

Выявлен ряд организационных трудностей , которые способны существенно повлиять на эффективность осуществления методики здоровьесбережения. Ими являлись:

- отсутствие медицинского и технического оборудования;

- недостаточный уровень готовности персонала (как педагогов, так и медицинских работников) к перестройке работы класса в данном направлении;

- отсутствие в штатном расписании ставок специалиста по культуре здоровья;

- недостаточность нормативной базы, регламентирующей деятельность школы в данном направлении;

- нарушение духовной и физической защиты обучающихся, отсутствие условий и мотивации к сохранению здоровья своего и окружающих.

Нельзя не отметить и тех объективных препятствий , которые по сути своей стали базовыми и причиной которых являлось отсутствие чёткой и последовательной методики здоровьесбережения в образовательном учреждении в целом.

При умелом сочетании они позволяют практически реализовать обеспечение системного здоровьесберегающего подхода , осуществление которого стало способствовать воспитанию здоровых, социально активных детей и взрослых, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Осуществление системного здоровьесберегающего подхода возможно лишь в случае понимания, из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования.

При умелом сочетании они позволяют практически реализовать обеспечение системного здоровьесберегающего подхода , осуществление которого стало способствовать воспитанию здоровых, социально активных детей и взрослых, способных к творческому преобразованию окружающей среды.

Осуществление системного здоровьесберегающего подхода возможно лишь в случае понимания, из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования.

Что необходимо сделать учителю для сохранения здоровья детей?

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни  может реализовываться  через  : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями.  «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье».  Генрих Гейне .

Сохранение   здоровья  детей - главное, на что следует обратить особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток  – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток  – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее  реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности,  применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока  - веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам:  “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.  Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты : проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ

   Такими бы я хотела видеть своих учеников!

Такими бы я хотела видеть своих учеников!

  • Послушайте старую легенду:
  • «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 Благодарю за внимание !

Благодарю

за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!