СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов в современном учебном процессе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование цифровых образовательных ресурсов может быть использован для выступления на МО естественно -научного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов в современном учебном процессе»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО « БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЭМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»










ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


















Доклад подготовила: Зверяко О.В.

учитель истории и обществознания,

1 квалификационная категория











2015-2016 уч.год


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Современные социально-экономические условия и информационно-коммуникативные технологии выдвигают новые требования к школе, к выпускнику, которые диктуют необходимость в квалифицированных педагогах и методиках нового поколения. Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетенции работников образования, использование возможностей Интернет.

На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках (хотя зачастую и не отвечающих, требованиям к ним).

Вслед за компьютерами в школу начали поступать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для совершенствования учебного процесса.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Простой ЦОР - используемый как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примерами 'простых' ЦОР являются: документы в форматах MS Office, HTML, PDF и др., иллюстрация в формате JPEG, аудиозапись, видеозапись, отдельный объект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.

Сложный ЦОР - состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Примерами 'сложных' ЦОР могут являться: электронный учебный курс по определенному предмету (программе), система тестирования, тематический каталог.

Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач: помощь учителю в подготовке и проведении урока, а также помощь обучающемуся в подготовке домашнего задания.

Помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;     

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте ЦОР;      

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);     

- подготовка творческих заданий;     

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

Помощь учителю при проведении урока :

-Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

-Использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей;

-Компьютерное тестирование обучающихся и помощь в оценивании знаний;

-Индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся на уроке.

Помощь обучающемуся при подготовке домашнего задания:

Повышение интереса у обучающихся к предмету за счет новой формы представления материала;

Автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное время;

Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций;

Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

Развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

В свете всего вышесказанного к современным ЦОР выдвигаются следующие требования:

Они должны:

1. Соответствовать содержанию учебника;

2. Ориентироваться на современные формы обучения;

3. Обеспечивать возможность дифференциации;

4. Обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

5. Содержать варианты учебного планирования;

6. Основываться на достоверных материалах;

7. Превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы.

Не должны:

Представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику;

Дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

Основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

По типу цифровых образовательных ресурсов можно выделить :

1.Электронные информационные продукты:

-база данных, презентация (демонстрация), электронный журнал, электронная газета, мультимедийная запись;

2.Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов:

сборник научных трудов, статей, газетная/журнальная публикация, инструкция, стандарт, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебник, учебное пособие, хрестоматия, учебно-методическое пособие, учебная программа (курса, дисциплины), учебный план (курса, дисциплины), практикум, библиографический справочник, проспект, каталог, альбом, атлас, художественное издание, альманах, антология, реферативный сборник, экспресс-информация, методические указания, сборник тестов, образовательный стандарт, конспект лекций, рекламно-техническое описание, образцы зачетных учебных материалов, магистерская диссертация, дипломный проект (работа), выпускная работа бакалавра, курсовой проект (работа), отчет о УНИР, реферат

3.Программные продукты:

пакет прикладных программ, автоматизированная информационно-библиотечная система, программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.), системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, автоматизированная система управления учебным заведением

4.Инструментальные средства для создания электронных средств обучения:

инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем, инструментальные средства для создания электронных задачников, инструментальные средства для создания электронных тренажеров, инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования, инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов, инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов.

5.Программно-информационные продукты:

электронных словарь, электронный справочник, электронная энциклопедия, информационно-поисковая система, информационно-решающая система, экспертная система;

6.Электронные средства обучения:

средства теоретической и технологической подготовки, электронный учебник, электронная обучающая система, электронная система контроля знаний, средства практической подготовки, электронный задачник, электронный тренажер

7.Комплексные и вспомогательные средства:

электронный учебный курс, электронный восстановительный курс, электронный лабораторный практикум, развивающая компьютерная игра 

8.Средства психофизиологического тестирования 

9.Специализированные Internet-ресурсы:

виртуальная библиотека, Поисковая система, Internet-каталог, Сервис рассылки информации Internet-трансляция  

Практика показывает, что применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны.

  • обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

  • обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

  • учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

  • содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

  • содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

  • предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

  • обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

Отрицательные стороны.

  • полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном компьютере;

  • не воспроизводятся с помощью стандартных программ;

  • часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения задания (в частности – тестирования);

  • не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное представление о возможностях набора ЦОР и работе с ним;

  • учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.

  • качество содержания многих попадающих в школу ЦОР невысоко.


Можно предложить следующие модели уроков с использованием новых информационных технологий:

1 модель – урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM – демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов).

2 модель – урок с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных предметных зон. К on-line урокам относятся музейные уроки, уроки с динамическими иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.

3 модель – урок-диалог – позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.

4 модель – урок с использованием баз данных удаленного доступа – позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.).

5 модель – урок с применением лабораторных комплексов удаленного доступа – позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием.

6 модель – урок, с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line – дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты.

7 модель – урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные коллекции используются для проведения уроков по различным темам.

В классе цифровые образовательные ресурсы возможно применять на различных этапах урока:

при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентаций Power Point);

проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа «Физикон», «Живая геометрия»;

закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web – страниц, проведение телеконференций.

Формы проведения уроков:

С использованием ПК. В этом случае одна из составляющих урока – работа на компьютере (10-12 минут). Учащиеся из предложенной на слайдах новой информации выбирают нужную, опираясь на вопросы, зафиксированные на маршрутном листе;

Использование ПК и проектора. Используя мультимедиа проектор учитель показывает презентацию, которая позволяет учащимся вспомнить ранее изученный материал, получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления и самостоятельной работы учащиеся на ЭВМ выполняют определенные задания с последующей проверкой;

Использование проектора. На заключительном уроке изучаемой по изучаемой теме старшеклассники представляют и защищают свои проектные работы.


Во внеурочное время ЦОРы можно применять

  • при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы),

  • для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т.д.)

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Кому и зачем нужны ЦОР?

ЦОР необходим для самостоятельной работы обучающихся потому, что они:

  1. облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

  2. допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучающегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  3. освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

  4. предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  5. дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

  6. выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности обучающихся с различным уровнем развития.

Современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов.

Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов делает реальным для обучающихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.


Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:

Организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

Применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

Привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

Объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

Управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

Создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

Оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

Создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.


Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать всё разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. Министерством Образования Российской Федерации формируется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, доступ к которой есть у всех пользователей.

Используя эти материалы в своей педагогической деятельности, учителям удаётся стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы курса физики за счёт того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная ёмкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого предмета.

Как показывает практика использования цифровых ресурсов на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету (мотивация), подключила одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30 % учебного времени (КПД), нежели при работе у классной доски. Использование раздаточных цифровых материалов на дом помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию образовательных сетевых ресурсов Интернет для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам.

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ и ЦОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.


Мною применяются элементы таких технологий, как педагогика сотрудничества, развивающее обучение, игровое, проблемное обучение, дифференцированное обучение, метод проектов, технология Шаталова, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология, компьютерные технологии обучения.

Для меня – учителя истории, главным вопросом формирования функциональной грамотности обучающихся остался один – Как учить? В поисках ответа на этот вопрос я познакомилась с опытом Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств».

Информационные технологии ставят компьютерным учебником Т.С. Антонова, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова «История России в XX веке» в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, обучающиеся, совместно со мной учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения познавательной задачи.

Опыт работы показывает, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль - учителя истории в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и обучающимся использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

На уроках истории и во внеурочное время используем такие формы работы, как подготовка обучающимися докладов, рефератов, составление электронных проектов, электронных таблиц. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки и внеклассную работу.

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет мне иллюстрировать лекции или доклады обучающихся на семинарских занятиях.

В групповой работе над проектами я объединяю обучающихся с разным уровнем компьютерной грамотности. Обязанности внутри группы распределяю так, чтобы в ходе работы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. Одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие - статистической, третьи - фото- и видео-, четвертые монтируют весь материал в единый комплекс.

Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – обучающиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».

ЦОР могут быть использованы на разных этапах урока:

  • для контроля усвоения материала;

  • для закрепления изученного материала;

  • для изучения нового материала;

  • для обобщения материала по какой-либо теме.

При разработке ЦОР выделены следующие дидактические направления:

  1. Обучение предметному языку через включение в ЦОР словаря по теме. Например, тема «Культура древней Греции» после знакомства со словарем дается задание: выберите 5 основных ключевых понятий темы;

  2. Работа на компьютере при подготовке к уроку. Например, по теме «Культура древнего Рима» обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся со словарем и проверяют себя с помощью контролирующей части;

  3. Обучение устной самостоятельной связной речи обучающихся. Например, урок по теме «Славяне в раннем Средневековье». Дается задание: используя иллюстрацию, составьте по плану рассказ о жизни славян в Средневековье;

  4. Работа по формированию специальных и интеллектуальных умений учащихся (анализ явлений, выявление причинно-следственных связей, составление развернутой характеристики исторического деятеля). Например, тема «Культура древнего Рима». Дается задание: используя информацию на компьютере и текст учебника, составьте характеристику одной из исторических личностей римской истории по предложенному плану.

Уроки с применением ЦОР имеют четко сформированные обучающие, развивающие, воспитательные цели и выраженную коррекционную направленность. Вместе с тем, каждый из уроков не равнозначен в плане обучения, развития, воспитания, коррекции. Поэтому, на каких - то занятиях приоритет отдается обучающим задачам, на других развивающим. Например, ЦОР «Феодалы в раннем Средневековье», «Культура России Х1Х века», позволяют получить обучающиеся максимум сконцентрированной учебной информации в доступной форме. Уроки, с помощью этих ЦОР, носят обучающий характер. Обеспеченные ярким иллюстративным материалом по архитектуре, живописи, музыке, эти уроки интересны детям и в познавательном плане и в плане доступности. Незнакомые слова с помощью компьютера объясняются, рисунки, картинки, фотографии описываются. Лексическое значение слов расшифровывается. Дифференциация по трем уровням сложности позволяет любому обучающиеся работать в индивидуальном плане. Для этого учителем заранее составляются маршрутные листы, задания на интерактивной доске.

Часто обучающиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельном составлении рассказов. Поэтому, многие ЦОР отличаются коррекционной направленностью в плане развития речи. Например, такие ЦОР, как «Русская изба», «Замок феодала», «Возрождение» предусматривают такие виды работ, как составление рассказа по опорным словам, с помощью памятки «рассказ по исторической картине», работа с деформированным текстом, и т.д. Получая при этом слухо-зрительную и лексическую помощь от компьютера, обучающиеся уже на начальном этапе обучения истории не просто заучивают отдельную учебную информацию, а пытаются самостоятельно, грамотно и связно пересказывать, размышлять и делать выводы и обобщения.

ЦОР для уроков истории позволяют реализовать не только обучающие, развивающие, коррекционные цели, но и имеют практические блоки. Именно в практической деятельности обучающиеся закрепляют изученный материал. В большинстве ЦОР практическая часть направлена на развитие речевых, умственных и творческих способностей обучающиеся. Например, уроки по теме «Культура России Х1Х века» заканчиваются выполнением практической части, которая направлена на развитие творческих способностей обучающиеся и включает в себя следующие задания: посмотрите виды природы и выберите те, которые вам понравились. Попытайтесь с помощью красок, слова, музыки передать свои чувства, мысли, настроение при виде этих картин природы.

Огромнейшую роль в использовании ЦОР играет интернет. Он становиться не только кладезем информации, но позволяет на новый уровень поднять и преподавание.

На уроках истории, таких как «Культура Средневековья», «Культура Древнего Востока» можно провести связь с литературой. Обучающиеся с помощью Интернета ищут редкие издания, первоисточники, которые не встречаются в школьных библиотеках. У обучающихся, есть прекрасная возможность познакомиться с этими редкими произведениями, зачитать отрывки на уроке, особо заинтересованные могут скачать редкие произведения на любой CD , DVD носитель и самостоятельно изучить их в домашних условиях. В этом состоит преимущество Интернета, которое позволяет заинтересовать ребят, развить некоторые творческие способности. Например, тема: «Культура древней Индии» - ученик дома самостоятельно либо на уроке (при наличие Интернета) может найти полное издание «Рамаяны», причём не только на русском языке, но и на санскрите.

Методы использования компьютера на уроке, прежде всего, зависят от задач, которые ставит учитель перед обучающиеся. ЦОР позволяют организовать познавательную, творческую деятельность обучающиеся с помощью диалога, в ходе которого предъявляется учебная информация. Учащимся предлагаются различные задания, контролируется их деятельность, и даются по мере необходимости, подсказки, помощь, т.е. осуществляется коррекционное воздействие на обучающиеся.

Практика применения ИКТ при обучении истории показала необходимость:

1. предъявления четкой установки на предстоящую учебную деятельность,

2. определения учителем конечного результата урока,

3. выделение факторов, влияющих на повышение результативности учебной деятельности,

4. осуществление своевременной коррекции, как в работе учителя, так и в работе обучающиеся.

ЦОР открывают возможности ученикам учиться гораздо интереснее. И появляется надежда, что даже двоечник сможет проявить себя с лучшей стороны с помощью новых технологий, так как у него будет возможность работать в том темпе, который ему подходит, и столько, сколько ему необходимо.

Постоянное, регулярное использование ЦОР приводит возникновению нового этапа в обучении истории. Кроме всего вышеуказанного можно на новый уровень поднять весь процесс обучения. Современные ЦОР надо использовать не только на уроках, но и давать творческие задания на дом. Например: сравнить вооружение монгольского воина с воином Киевской Руси XIII века и подготовить по данной теме презентацию, аналогичную работу можно провести по огромному количеству тем, например, заполнить сравнительную таблицу «воины Средневековья: самураи и рыцари».

«Воины Средневековья: самураи и рыцари»


Воины

Время существования

Место существования

Особенности одежды, оружия

Кодекс чести

Самураи





Рыцари





Могут создаваться также презентации, содержащие схемы, таблицы, изображения воинов в костюмах, в доспехах, изображения античных статуй.

Закрепление знаний (тесты, карточки, интерактивные задания). Работу с подобными ЦОР на закрепление знаний рекомендуется организовывать индивидуально, в классе, на этапе повторения.

Закрепление знаний (презентации, флипчарты). Такие ЦОР организованы в виде нескольких сменяющих друг друга слайдов. Конкретные ЦОР, относящиеся к рассматриваемому типу, могут быть устроены по-разному, однако им присущи общие черты. Так, обычно на первом слайде приводится материал для повторения, в процессе демонстрации этого слайда происходит его обсуждение всем классом под руководством учителя, а на втором приводится задание с использованием материала для повторения.

Закрепление знаний (вопрос). Подобные ЦОР рекомендуются в первую очередь для индивидуальной работы. При этом имеются две основные возможности организации такой работы, которые можно сочетать между собой. Выбор возможностей зависит от конкретных особенностей класса и определяется учебными задачами.

  1. Первая возможность – это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Время индивидуальной работы с данным ЦОР следует ограничить 5 – 10 минутами (в зависимости от степени трудности).

  2. Вторая возможность – это работа дома, т.е. предлагается часть домашнего задания тем ребятам, которые испытали в процессе классной работы те или иные трудности. В этом случае важно поработать с этим ЦОР также и дома, не торопясь, разобраться в своих затруднениях.

Повторение знаний. Их отличие от предыдущих ЦОР заключается лишь в той педагогической задаче, которая решается с их помощью. Они направлены в первую очередь на повторение тематических групп слов, связанных непосредственно с задаваемым вопросом

Все ЦОР на контроль знаний рекомендуется организовывать индивидуально. При этом имеется такие же две основные возможности организации такой работы, как и в ЦОР на закрепление знаний (в классе или дома), а также возможность сочетать их между собой.

Что касается этапа, выбираемого для контроля знаний, то здесь тоже имеются два основных варианта. Первый вариант: организовывать контроль в конце группы уроков (маленькой темы или фрагмента большой темы), предложив несколько ЦОР на контроль знаний, относящихся к этой группе и посвятив этому некоторое время из двух последних уроков этой группы. Второй вариант: организовывать контроль каждого конкретного знания, не дожидаясь окончания группы уроков, а проводить его сразу «по свежим следам». Каждый из этих вариантов может быть применён в работе с классом, можно также сочетать эти варианты. При этом нужно учитывать много факторов, и решение по этому поводу принимает учитель, работающий с классом. В предлагаемом наборе ЦОР чаще рекомендуется первый вариант, сделано это из соображений удобства компоновки наборов ЦОР на контроль знаний. Учителю, решившему проводить текущий контроль, т.е. выбравшему второй вариант, необходимо самому решать, на каких уроках использовать предлагаемые ЦОР.

Рекомендую обращаться к ЦОР при подведении итогов урока. Работу класса лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной на слайде информации.

Схемы

Схема – это экономный и вместе с тем довольно сложный способ представления информации. Схематизация материала помогает выделить самое существенное, при этом показать наглядно структуру изучаемого объекта или важные связи его с другими сторонами или объектами.

Работа со схемами набора аналогична работе с таблицами и диаграммами.

ЦОР может использоваться как при изложении нового материала параграфа, так и на следующем уроке при проверке знаний и их закреплении. Возможно также повторное обращение к таблице на уроках, посвященных различным видам деятельности.

Выбор цели применения и места ЦОР на уроке зависит от конкретного плана, разработанного учителем. ЦОР может быть использован в начале урока как диагностическое задание для выявления знаний, освоенных в курсе обществознания основной школы. ЦОР можно применять также в целях активизации внимания, повышения познавательного интереса, текущего контроля знаний и самопроверки в ходе изучения темы и в процессе закрепления изученного.

Рассмотрим основные типы таких ресурсов.

ПЛАКАТ. СЛАЙД

Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулы с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты.

Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через интерактивную доску, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.

СЛАЙД. ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Слайды-иллюстрации в основном созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома.

Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения и учителю (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику, которому можно не просто выучить материал параграфа, но подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора (Электронное приложение: энциклопедия Кирилла и Мефодия).

СЛАЙД. ЗАДАНИЕ

Изучение самой сложной темы станет проще и вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками.

Презентация

Презентация — последовательность нескольких слайдов или серия чертежей с подписями, поддерживающая объяснение материала.

Презентации, как правило, реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу (формат PowerPoint); динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; «опорные конспекты» (формат flash) и др.

Общим для всех этих форматов является наличие простой системы навигации в виде виртуальных кнопок, позволяющих переходить от кадра к кадру; в некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке. Презентации можно использовать на любом уроке по истории.

Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисованные в формате flash или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.

К этой же категории ресурсов можно отнести и так называемые «видеоэкскурсии», особенно характерные для наборов по истории.

Демонстрация таких ресурсов с экрана компьютера или с интерактивной доски - не просто полный аналог использования телевизора и видеомагнитофона. Возможности средств ИКТ в этой ситуации делают использование видеоматериалов на уроке более точными методически и более комфортными практически: учитель получает возможность с помощью одного-двух щелчков мыши остановить показ в нужном месте, возобновить его с требуемого места или запустить видеоролик заново.

Многие видеоролики имеют звуковое сопровождение. Чаще всего это дикторский голос, но бывает и музыкальное сопровождение.

Роль дикторского сопровождения чрезвычайно велика при изучении материала учеником самостоятельно, дистанционно и при повторении материала. Также дикторский текст будет полезен учителю при первоначальном ознакомлении с ЦОР для более адекватного понимания замысла его разработчиков. Результаты апробации показали, что многие опытные учителя отключают такое звуковое сопровождение и предпочитают давать необходимые комментарии самостоятельно.

Видеоролики (лекции)

Более широкие возможности реализованы в видеороликах-лекциях, которые полностью заменяют соответствующий фрагмент учебника и даже до какой-то степени заменяют учителя, излагающего этот фрагмент. В основном в такой форме подается теория.

Обучающая эффективность этой формы достигается за счет синхронизации информационных потоков — статичной и движущейся графики, звука, текстов. По сравнению со слайдами и презентациями видеоролики-лекции более насыщены информационно и требуют высокой концентрации внимания. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы поддерживать ее, управляя темпом «проигрывания». Для этого многие демонстрации снабжены «линейкой времени», позволяющей, в дополнение к заложенным в них паузам, делать дополнительные остановки, повторы и т.п.

Задания

Задания (часто их еще называют «интерактивные задания») предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на интерактивной доске - перетаскивание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания.

В данной работе необходимо набор слов справа рассортировать, для этого учащиеся с помощью специальной ручки рисуют соединительные линии.

Времени на выполнение или поиск решения в рамках одного задания не должно уходить много — место этого ЦОР обусловлено, прежде всего первичным закреплением только что изученного, повторением, иногда — актуализацией знаний перед объяснением нового.

Таких заданий ученик, чтобы хорошо закрепить тот или иной навык, должен выполнить достаточно много, поэтому формы подачи материала и одного и того же правила или закона должны быть разными, что и пытались реализовать разработчики.

Многие задания, имей учитель возможность отслеживать выполнение каждого, вполне могли бы составлять отдельную контрольную работу. Большинство заданий имеет активную обратную связь - ученик получает сведения о правильности или неправильности его ответа, иногда имеет возможность посмотреть правильное решение, иногда просто результат работы сбрасывается и предлагается пройти задание заново.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания содержат практически все наборы ЦОР, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. Как правило, тесты, предназначенные для контроля знаний, включают в себя три и более тестовых заданий одного или нескольких типов.

Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.

Интерактивные модели

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно в классах базового уровня, где наблюдается дефицит учебного времени и школьникам свойственно «гуманитарно–визуальное» восприятие содержания биологического образования. Образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

Ш. А. Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «Вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Учителя, а именно творчески работающие, ищут разные способы «оживления» урока. На мой взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок.

С помощью интерактивной доски можно проводить уроки-викторины, уроки-соревнования, бинарные уроки, уроки-конференции, уроки-аукционы, уроки-путешествия, уроки-конкурсы и т. д.

Урок представляет собой HTML–страницу с последовательностью объектов в порядке занятия, которые учитель будет демонстрировать в классе, с указанием примерного времени работы. В уроке также представлено описание модели урока: цели, задачи, межпредметные связи, домашние задания и т.п. Готовые уроки будут составлять «багаж» учителя и облегчать ему подготовку к уроку и объяснения нового материала.

Для аттестации обучающихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведем три вида уроков с использованием компьютерных моделей.

Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Урок–исследование

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

Отметим, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Демонстрационная графика

В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами исторических личностей, ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах (Приложение 13).

Тексты

«Тексты» представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте. Это краткие конспекты учебника, формулировки законов, биографии ученых. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса, как учителями, так и учащимися (Приложение 14 текст).

Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала.

Методические рекомендации.

Я рекомендую молодым учителям, имеющим стаж от 1 и более лет использовать цифровые образовательные ресурсы на уроках истории, но для этого надо - познакомится с теорией вопроса, рекомендациями по использованию ЦОРов учителей - новаторов. Внедрение в практику начать с использования фрагментов такой работы и после самоанализа учиться создавать свои образовательные ресурсы.

Рекомендации:

 организовывать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

 применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как сбор, хранение, обработка информации, моделирование объектов, явлений, процессов и др.;

 объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки предмету, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

 управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

 создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации с помощью ЦОР;

В заключение хочу отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение ЦОР в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.








Список использованной литературы.

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.:

Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии

образования, 1994. 216 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы.

М., 1982. 375 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник

образования. 2002. № 6. С. 11–40.

4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития

методической системы подготовки учителей в области информационно-коммуникационных технологий (теория и практика).

М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!